«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»
материал по географии
«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionno_tseli_shkolnogo_obrazovaniya_opredelyalis_naborom_znaniy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области Выступление «Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время» 2015 год |
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Основное противоречие - недостаточно высокий уровень эффективности традиционных образовательных технологий при изучении географии в современном информационном пространстве. Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения. Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.
Формирование ключевых компетенций необходимо посредством информационно-коммуникативных технологий, как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ОО основные задачи образования заключаются в том, чтобы не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно-деятельностный подход, основная идея которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А это возможно, если современный учитель будет грамотным, успешно владеющим не только спектром традиционных педагогических технологий, но и овладевающим современными технологиями. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные ресурсы, в частности, Интернет. Использование компьютерных технологий на уроках географии – это существенное обновление содержания географического образования.
Учитель географии должен хорошо:
- владеть современными операционными системами и прикладными программами;
- владеть компьютерными программами.
- Регулярно повышать квалификацию и самообразование.
Ресурсное обеспечение:
1.Курсовая подготовка по современным образовательным технологиям.
2.Материально-техническое обеспечение .
3.Кадровые ресурсы-педагог, прошедший курсовую подготовку по внедрению современных образовательных ресурсов.
4.Методическая литература.
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить”
определили по сути основные глобальные компетентности.
Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности:
Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
ВИДЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.
КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.
КООПЕРАТИВНАЯ – готовность к сотрудничеству с людьми.
- Самообразовательная – готовность к непрерывному самообразованию.
- Валеологическая – понимание и социального, и биологического здоровья человека.
- Информационно-технологическая – готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации.
- Гражданская – готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства.
ПРОБЛЕМНАЯ – готовность к решению проблем.
Компетенция = знания + опыт.
Формирование компетенций:
- ИНФОРМАЦИОННАЯ
а) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, сеть Интернет, первоисточники в архивах, библиотеке и т.д.)
б) обработка информации
- составление планов к тексту
- составление вопросов
- анализ, обобщение
- составление диаграмм, схем, графиков
-работа с атласами, контурными картами.
в) передача информации
- доклады, сообщения
- информационные проекты
- сценарии
- выпуск печатных ученических изданий (газеты)
- научно-исследовательская работа
-презентации.
2. КОММУНИКАТИВНАЯ
а) методы устной коммуникации
- учебный диалог
- доклады, сообщения
- опросы, интервью
- диспуты, дискуссии
- участие в школьных спектаклях, постановках и др.
б) методы письменной коммуникации
- учебные проекты
- написание заметок и статей в СМИ
- рецензирование заметок и исследовательских статей
3. КООПЕРАТИВНАЯ
- работа в парах и группах
- исследовательская и проектная работа (вне урока)
- групповые мини-проекты на уроке.
Что можно использовать на уроках географии:
1. Создание презентаций.
2. Деловая игра.
3. Использование электронных учебных изданий (ЭУИ): электронные уроки и тесты издательства "Просвещение".
4. Показ географических процессов.
5. Работа с интерактивными картами.
6. Использование редакторов Microsoft Word. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.), информация может быть представлена графиками, таблицами и пр.
7. Использование Интернет. Одним из преимуществ, применения ИКТ в учебном процессе, является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернете имеется огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли.
8. Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Программы тестирования: «Репетитор по географии Кирилла и Мефодия»; «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. География»; создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания.
9. Формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов. Информационные и коммуникативные технологии в полной мере позволяют использовать на уроках метод проектов. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать новые носители. Мини-проекты разрабатываются детьми на уроках географии и дома. Они готовят презентации, создают ролики. Учащиеся, разрабатывая проект, используют разные источники информации при представлении достопримечательности, страны, материка или другого объекта. Затем учащиеся защищают свои объекты. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации.
10.Одно из направлений работы – научные исследовательские работы (внеурочная деятельность).
«Откуда на карте берутся географические названия?».
1) Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
2)Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
3)На уроках географии мы формируем информационно-коммуникативную компетенцию.
ИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.
КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии и во внеурочной деятельности будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции, направлены на решение поставленных цели и задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии
В статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
Тема самообразования...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
Презентация...
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии.
Данный маетриал поможет учителю с легкостью применять элементы проблемного обучения на своих уроках...