Разработка урока Течения в Океане география 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Тема урока: Течения в океане
Цели урока:
1 Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
2 Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.
3 Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdadka_k_uroku_techeniya_v_oveane.doc | 26 КБ |
techeniya_6_klass.ppt | 1.25 МБ |
techeniya_v_okeane.doc | 69 КБ |
techeniya_6_klass.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде».
Вышли в море. И всетаки должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откудато прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый.
А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.
Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Течения в океане
Цели урока:
1 Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.
2 Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.
3 Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа)
1 Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок. Мне хотелось бы его начать с одного письма, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Банифатьевича Врунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Но на всякий случай вот его портрет (картинка на доске). Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.
Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде».
Вышли в море. И всетаки должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откудато прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый.
А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.
Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.
-Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме
-Как вы думаете, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?
Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.
- Тема нашего урока сегодня – это океанические течения. (слайд1)
Хороший способ передвижения - это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. Как вы думаете, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (слайд 2): Как вы думаете, можем ли мы так сформулировать те вопросы, которые вы перечислили?
- Что называют океаническим течением?
- По какой причине возникают течения?
- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
- Какие бывают виды течений?
- Течения - это один из видов движения вод Океана.
- Но перед тем, как мы начнём работать над этой проблемой, мы проведём небольшую разминку в виде теста. У вас на столах лежат тетради для тестов. В них вложены тесты. Откройте тетради, запишите число и приступайте к выполнению теста. На эту работу вам даётся 3 минуты.
Разминка. (Тест)
1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:
т) притяжение вод Океана Луной;
а) ветер;
г) землетрясения.
2. Перемещается ли вода при волнении моря?
е) нет;
и) да.
3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем
б) волны меньше;
ч) волны крупнее.
4. Причина образования цунами:
а) ветер;
и) притяжение вод Океана Луной;
е) подводные землетрясения.
5. Где чаще всего происходят землетрясения?
д) на равнинах;
у) в горах;
н) в сейсмических поясах.
6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив
е) Берингов;
и) Бенгальский;
н) Гибралтарский.
7. Из перечисленных морей самое соленое
я) Средиземное;
и) Балтийское;
е) Красное.
- Поменяйтесь тетрадями в парах. Проверяем ответы (Слайд 3).
У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ - отметка “5”
ТИЧЕНЕЕ - “4”
ТИЧЕНЕЯ - “3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать*41.
- Закройте тетради и отложите их на край стола. В конце урока вы их сдадите.
Повторение домашнего задания.
- На прошлом уроке мы познакомились с одним из видов движения вод океана. Несвельды приготовила для вас презентацию, в которой она расскажет и покажет об очень страшном явлении – это цунами.
Выступление ребёнка с показом презентации.
Новая тема.
- Как вы думаете, что такое океанические течения. Как вы понимаете это понятие?
- Откройте учебники. Страница 120. Самостоятельно прочитайте первый абзац и первое предложение 2-го абзаца.
- Совпало ли ваше определение с определением в учебнике?
- Скажите, что называют океаническим течением?
- Какое слово является главным в определении понятия "течение"? (горизонтальное перемещение воды).
- Назовите, в чем отличие течения от волны? (При волнении вода не перемещается).
- Итак, течение – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния. (слайд 4)
- Откройте рабочие тетради, запишите на полях число и тему урока «океанические течения».
- Запишите определение понятия «Океанические течения» в тетрадях.
- Какая причина приводит к образованию течений? (Постоянные ветры).
- Но существует ещё несколько причин, которые влияют на направление течений: (слайд 5)
1. Ветер.
2. Рельеф дна океана.
3. Очертания материков.
4. Вращение Земли вокруг своей оси.
- Первая причина, я думаю понятна.
- Как вы думаете, какое влияние оказывает рельеф дна океана и очертания материков?
- О четвёртой причине мы поговорим немного позже более подробно.
- Посмотрите на карту и скажите, как на карте обозначены течения?
- Что обозначает красный и синий цвет стрелок? (после ответов детей) (слайд 6)
- Запишите в тетрадях это схему.
- Где ежедневно вы встречаете такие обозначения? (Водопроводный кран).
- Как вы думаете, что обозначает название теплое или холодное течение?
- Тёплое течение – это такое течение температура воды которого на несколько градусов выше температуры окружающей воды. (щелчок мыши)
- Холодное течение – это такое течение – температура которого на несколько градусов ниже окружающей воды. (щелчок мыши)
Задача Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22Со, а Северо-Атлантического 2Со. Первое называется - холодным, а второе - теплым. Почему?
- Найдите по карте течение Гольфстрим. В каком океане оно находится, где начинается, у берегов каких материков протекает, в каком направлении оно несет свои воды? (слайд 7) (щелчок мыши)
Небольшую информацию по данному течению приготовил …
Гольфстрим – тёплое течение, потому что его температура на несколько градусов выше температуры окружающей воды. Это течение образуется при слиянии вод, вытекающих из Мексиканского залива, и вод, пригоняемых ветром от берегов Африки. Длина его 3 тыс. км, ширина – сотни километров, скорость – до 10 км/ч. Примерно у 450 с ш Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение.
- Скорость пешехода 6.5 км/ч. Какой способ передвижения быстрее?
- Нанесите на контурную карту красным карандашом тёплое течение Гольфстрим. В какое течение переходит течение Гольфстрим? (щелчок мыши)
- Нанесите тёплое Северо-Атланическое течение (на контурной карте на доске наношу я)
- Найдите на карте Канарское течение. (щелчок мыши) Что вы можете рассказать об этом течении? Нанесите его на карту.
- С каким течением оно встречается? (щелчок мыши) Что вы можете сказать об этом течении? (нанесите его на карту. (все течения я наношу на карту на доске)
- Какая особенность наблюдается у данных течений (они замыкаются и текут по часовой стрелке, от экватора – теплые, от полюса - холодные)
- А теперь обратимся к южной части Атлантического океана. (Слайд 8) Посмотрите на направление течений в этой части океана.
- Какие течения здесь находятся? Какие из них тёплые? Холодные? Какую закономерность в расположении этих течений вы заметили? (от экватора – тёплые, от полюсов – холодные, замыкаются, текут против часовой стрелки)
- Какие выводы можно сделать, проанализировав схемы течений северного и южного полушарий? (слайд 9)
- Все течения замкнуты
- От экватора – тёплые, от полюсов – холодные
- В северном полушарии – по часовой стрелке, в южном полушарии – против часовой стрелки.
- Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
(записать в тетрадь три пункта вывода, слайд 9)
- Найдите на карте, есть ли в названиях течений, слово ветер, где они располагаются, у берегов каких материков, в каком направлении несут свои воды? (течение Западных ветров)
Рассказ ученика о течении Западных ветров.
Самое крупное течение – это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды. Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько тысяч километров, скорость – 3,5 км/ч.
- Нанесите это течение на контурные карты и подпишите его. (один ученик у доски)
- Дома вы должны будете сделать следующее задание. На контурную карту нанести течения Тихого океана. У вас должно будет получиться вот что: (слайд 10)
- А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 11)
- Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.
- Для этого вы должны будете заполнить следующую табличку. И будем надеяться, что эти записи попадут в руки капитана.
Выполнение работы.
Закрепление: Впиши недостающий текст. (Слайд 12)
1. Течение - это……
2. Течение возникает под действием ………..
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ………
4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)
теплые
холодные
Обмен тетрадями в парах. Проверка.
Домашнее задание: (слайд 13)
1. Прочитать * 42,
2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения | Ответы |
Название В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре |
|
По желанию (на 2 недели)
- выпишите из книг художественное описание какого-либо течения
- пример использования течений людьми
- нарисуйте рисунок течения
- сочините стихотворение о течении
- составьте маршрут морского путешествия, используя течения.
Итог урока. Выставление отметок. Учащиеся сдают тетради с тестом и заполненными бланками
Открытый урок
Тема: «Течения в океане»
Подготовила: Верховцева Л. А.
Лисаковск
2007 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорный конспект
Строение волны
Ветровые волны
Океанические течения теплые холодные
«Географические исследования» Работа в группах Итоги работы в группах
Прилив и отлив
Проверим опорный конспект…
Домашнее задание: Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по страноведению в 5 классе "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. География"
Урок-исследованиеТехнологии ИКТ, критического мышления...
разработка урока "Течения в Мировом океане"
карта открытого урока "Течения в мировом океане"...
Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"
Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....
Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"
Открытый урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...
Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"
Урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...
Разработка урока "Дальний Восток" по географии 8 класс
Урок по теме "Дальний Восток край контрастов" разработан по географии для учащихся 8 класса...
Урок "Течения в океане"
Материал для 7 класса....