Африка. «Географическое положение. История исследования ».
план-конспект занятия по географии (7 класс) по теме
Тема урока «Географическое положение. История исследования материка Африка».
Для проведения урока у меня имелся весь необходимый материал.
Данный урок в разделе «Материки и океаны». Первый по счету. В курсе географии – 18 урок. Урок состоял из трёх частей, каждая из которых имела своё назначение. На уроке мною были использованы следующие технологии: информационные, здоровьесберегающие, тестовые. Дифференцированный подход в работе позволил каждому ребёнку определить для себя темп и объём работы.
Урок работает на последующие уроки, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskoe_polozhenie_afriki.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Составитель: Бусалаева Оксана Владимировна
Преподаватель географии
МОУ «Нижнедобринская СОШ»
Предмет – география. Класс – 7
Тема урока: Африка. «Географическое положение. История исследования ».
Цель урока: формирование представлений об особенностях географического
положения и истории исследования материка; умении работать с физической
картой.
Задачи уроки:
- изучить особенности географического положения Африки и историю ее
исследования;
- продолжить формирование навыков составления характеристики
географического объекта;
- воспитывать познавательный интерес к изучению предмета.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Давать определение понятию: физико-географическое положение материка.
Определять в чём состоят особенности физико-географического положения Африки.
Рассказывать о путешественниках и исследователях Африки. Определять координаты крайних точек Африки
Метапредметные
- Работать с разнообразными источниками информации,
- Сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления отношений;
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Коммуникативные УУД
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты
Личностные образовательные результаты:
Определять роль результатов выдающихся географических открытий, вырабатывать в себе лучшие человеческие качества.
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор
Понятия и персоналии Физико-географическое положение Африки, Васко да Гама, Ливингстон, Юнкер, Вавилов, Гумилёв.
Практическая работа: Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах
Тип урока. Урок изучения нового материала
Метод: Эвристический
Структура урока: формирование новых понятий и способов действия
Оборудование: Карта материка, карты атласа, контурная карта Африки, контурная карта полушарий, дидактический материал, мультимедиа. учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А., Щенев География материков и океанов 7 класс Дрофа Москва 2011
№ | Этапы урока | Содержание урока |
1 | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные. | - Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. Приготовьте все необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работе. Садитесь. -Сегодня на уроке мы начинаем большую тему: «Материки и океаны» - Прошу вас вспомните. Сколь материков на земном шаре. Сколько океанов. - У меня в конверте, названия материков и океанов и их площади, вам нужно сопоставить площадь географического объекта с названием и нанести на контурную карту. - Большое спасибо за вашу работу. Мы вспомнили материки, где они находятся |
2 | Проблемная ситуация и актуализация знаний. Цели, которые учитель ставит перед учениками: умение правильно определять тему урока. Цель, которую учитель хочет достичь: Проверить умение учащихся правильно называть тему урока. Методы организации работы: словесные, наглядно – иллюстративные, ИКТ. | - Ребята в начале урока, мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на экран и сказали о каком материке у нас будет идти речь ВИДЕОРОЛИК «Вот такая Африка» 1 мин. 17 сек. Ответы детей - Материк Африка - Совершенно верно. “ Что же влечет современного человека в Африку? Давайте прослушаем выступления наших девочек, которые подготовили для нас сообщения. -Пожалуйста Ульяна - Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности второй рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см. - Продолжает свое выступление Татьяна Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Спасибо большое нашим девочкам за их интересный материал. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить. - Я думаю, что мы без затруднения назовем тему нашего урока. Тема урока……. Африка ее географическое положение. Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку, точнее, вокруг Африки. И начнем мы с изучения географического положения материка. Среди других континентов Африка занимает особое место. Площадь Африки = 30,3 млн. км 2 с прилегающими островами.. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов. |
3 | Поиск решения. Цели, которые учитель ставит перед учениками: повторить основные черты плана характеристики географического объекта. Цель, которую учитель хочет достичь: закрепить умение давать характеристику географическому объекту Задачи: - совершенствовать навык работы с картами атласа и контурными картами; - закреплять умение работать с ИКТ. Методы организации работы: учебный диалог, наглядно – иллюстративные, репродуктивные. | - Итак, определим цель нашего урока. Цель урока.……… Дать характеристику географического положения Африки. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир? - от географического положения Учитель: Как и любое явление в географии, мы будем характеризовать географическое положение по плану. - Ребята этот план у нас с вами находится в учебнике на стр. 344 Слайд 6 План описания географического положения - У вас на партах лежит таблица, это опорный конспект, с которым мы и будем сегодня работать., т.е. это план географического положения - Итак, первый пункт плана – это Положение материка на градусной сетке.. - скажите, пожалуйста, Африка расположена, в каких полушариях Слайд 7 Африка расположена в четырёх полушариях. Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. По отношению тропиков Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Слайд 7 Определить координаты крайних точек (крайние точки: северная – мыс Бен-Секка , южная – мыс Игольный, восточная – мыс Хафун, западная – мыс Альмади Слайд 8 Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км) Протяженность с запада на восток по параллели 10 о составляет в градусах 68°×109,6=7452 км(по масштабу =19.3 см ×370 км= 7141 км) Рассчитать протяженность материка с севера на юг и с запада на восток Экватор пересекает Африку почти посередине и делит её на две почти равные части. Раз экватор пересекает материк почти посередине, значит, здесь почти круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь потому, что один сезон бывает влажным, а другой засушливым. Начальный меридиан пересекает Африку на крайнем западе. Работа с физической картой Африки и климатической картой земного шара. -Давайте откроем климатическую карту материка и посмотрим, в каких климатических поясах расположен материк Слайд 9Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом Вывод: Африка жаркий материк, т.к. большая часть находится между тропиками. Следующий пункт нашего плана, положение материка относительно других объектов: Слайд 10 Какие океаны и моря омывают материк С севера Африка омывается Средиземным морем; с востока – водами Красного моря и Индийского океана, с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив Слайд 11 .Как расположен материк относительно других материков Африка отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар Африка как бы равноудалена от этих объектов. От Южной Америки и Северной Америки Африку отделяют Атлантический океан, от Австралии – Индийский океан, от Евразии – Средиземное и Красное моря. Слайд. 12 Очертания береговой линии материка (игра-путешествие).Найдите на контурной карте нужные названия и подпишите. 1 1. Пролив ….. (Гибралтарский) 2. Море…….. (Средиземное) 3. Канал……. (Суэцкий) 4. Море……… (Красное) 5. Полуостров… (Сомали) 6. Океан……… (Индийский) 7. Остров……. (Мадагаскар) 8. Пролив……. (Мозамбикский) 9. Залив……… (Гвинейский) 10. Океан……… (Атлантический) Презентация детей История исследования материка. Рассмотрев географическое положение материка, обратимся к истории ее исследования. Я прошу вас перевернуть свой опорный конспект. Послушаем, выступления (выступления детей с презентацией) - большое спасибо нашим девочкам за их подготовленный материал |
4 | Самостоятельное применение знаний. Цели, которые учитель ставит перед учениками: осознавать конечный результат, давать правильные решения на поставленные вопросы. Цель, которую учитель хочет достичь: создавать условия для формирования умений закреплять изученный материал. Задачи: - развивать способность давать адекватную самооценку Методы организации работы: репродуктивные. | - Вот, дорогие друзья мы и получили первые знания о материке и сейчас проверим насколько вы были внимательны. Тестирование при помощи системы (в режиме соревнование) - Африка по середине пересекается …экватором - Нулевой меридиан пересекает Африку с …запада - Африку омывают океаны, их по количеству …2 - С севера материк омывается …Средиземным морем - Восточной крайней точкой материка считается … мыс Хафун - Гвинейский залив расположен с запада … материка. - Самый большой остров близ берегов Африки…Мадагаскар - Спасибо. Молодцы. -А сейчас давайте закрепим знания, которые вы получили на уроке Тестовое задание по теме У вас на партах лежит тест. Прошу его выполнить. Слайд 13 Проверти себя пожалуйста на экране ответы Слайд 14 Проблемный вопрос: Как влияет физико-географическое положение на особенности природы? Вывод:
|
5 | Домашнее задание. Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить полученные знания на уроке. | Слайд 17 Домашнее задание: 1) выучить параграф § 16; |
6 | Рефлексия. Цель: - осознание учащимися своей умственной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. | Слайд 18 – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? - Достигли ли цели урока - Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
План описания географического положения материка
План | Ответ |
1.Положение материка на градусной сетке | |
а) по отношению к экватору и начальному меридиану | |
по отношению тропиков | |
б) положение по широте и протяженность с севера на юг. | |
в) положение по долготе и протяженность с запада на восток | |
В каких климатических поясах расположен материк | |
2. Положение материка относительно других объектов: | |
Какие океаны и моря омывают материк | |
Как расположен материк относительно других материков |
История исследования материка
Путешественник | Исследованная / открытая территория |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Выполните тест:
1.В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?
А) к западу;
Б) к юго-западу;
В) к северу.
2.Какой пролив отделяет Африку от Евразии:
А) Мозамбикский;
Б) Гибралтарский
В) Берингов.
3.Какой мыс Африки является ее крайней южной точкой?
А) Игольный;
Б) Альмади;
В) Рас-Хафун.
4.Как называется самый крупный остров у берегов Африки?
А) Гренландия;
Б) Новая Гвинея;
В) Мадагаскар.
5.Самый большой полуостров Африки?
А) Аравийский;
Б) Сомали;
В) Индостан.
6.Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией?
А) Суэцкий;
Б) Панамский;
В) Каракумский.
7.Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховья реки Конго, водопад Викторию?
А) Ливингстон;
Б) Васко да Гама;
В) Вавилов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Найдите на контурной карте нужные названия и подпишите.
1. Пролив ….. (Гибралтарский)
2. Море…….. (Средиземное)
3. Канал……. (Суэцкий)
4. Море……… (Красное)
5. Полуостров… (Сомали)
6. Океан……… (Индийский)
7. Остров……. (Мадагаскар)
8. Пролив……. (Мозамбикский)
9. Залив……… (Гвинейский)
10. Океан……… (Атлантический)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."
Данный материал содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....
Географическое положение, история исследования, особенности природы Австралии
План-конспект открытого урока по географии, 7 класс...
Африка. Географическое положение. История исследования.
Урок изучения новой темы для обучающихся 7 класса...
Методическая разработка урока географии "Африка. Географическое положение. История исследования"
Урок географии в 7 классе с использованием ЭОР...
Африка. Географическое положение. История открытия и исследования.
Древнее название материка – Ливия, было известно за 6 веков до н.э. Финикийцы в древние времена совершали далекие плаванья – обогнули всю Аф...
Африка. Географическое положение. История исследования
Открытый урок географии 7 класс...
Африка: географическое положение. История открытия и исследования материка
Цели и задачи урока: Познакомить с физико–географическим положением Африки, Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм,Продолжить формировать умения работать с картами атла...