Африка. Географическое положение. История открытия и исследования.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Древнее  название  материка – Ливия,  было  известно  за  6 веков до н.э. Финикийцы в древние времена  совершали далекие  плаванья – обогнули  всю  Африку  от  Красного  моря  до  Гибралтарского  пролива.  В  6-5 в.  до  н.э.  греками  были  установлены  прочные  торговые  и  культурные  связи  с  Египтом  и  Карфагеном.  Ученые  Геродот,  Аристотель,  Эратосфен  изучали  Африку  в древности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afrika.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА КАРТАШОВА,

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ

БОШИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

КАРАЧЕВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема:                   Африка. Географическое положение.

История открытия и исследования.

Цели урока:  

Предметные 1.Умение выделять, описывать и объяснять существенные                    

                       признаки явлений и объектов. Давать характеристику  

                       географического положения материка.

                       2.Географическая грамотность. Способность применять  

                       понятийный аппарат

                       3. Чтение карт, картографическая грамотность. Владение    

                       практическими умениями для определения координат и  

                      расстояний.

Метапредметные 1.Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и

                                  творческие способности учащихся.

                                  2.Умение организовывать свою деятельность, определять  

                                  цели и задачи, выбирать средства реализации.

                                  3. Умение осуществлять анализ объектов с выделением

                                  признаков, выявлять причинно- следственные связи.

                                  4. Активное слушание. Умение участвовать в диалоге при  

                                  обсуждении нового материала, высказывать свою точку  

                                  зрения.

Личностные 1.Формирование потребности в практическом использовании

                         знаний.

                         2.Самооценка событий и явлений.

                         3.Мотивация учения.

  4. Гуманное отношение к народам мира.

      Оборудование:   карта полушарий, атласы, к/карты, учебник «География, 7  

                                  класса».

            Тип урока:    урок овладевания новыми знаниями с элементами  

                                  проблемного обучения, элементами развивающегося обучения.

Проблемное обучение:       создание проблемной ситуации и ее решение; выбор необходимых знаний из системы ранее полученных.

Развивающееся обучение:   активизация познавательной деятельности через дополнительную информацию;

                                                           Развитие умения сравнивать.

 

  1. Орг. момент.

  1. Проверка ЗУН (фронтальный опрос)

  1. Какие материки относятся к группе южных материков? В чем особенности их положения?
  2. Почему знания географического положения является важным?
  3. Какие особенности природы зависят от ГП?

       4. Назовите общие особенности природы южных материков.

  1. Основная часть.

Сегодня мы приступаем к изучению первого из южных материков – материка Африка.

Я уверена, что об этом материке вы наслышаны с детства, знаете животных, обитающих там, реки этого материка.

Я начну, а кто-нибудь продолжит:

«Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасайте, доктор

Наших малышей».

… И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо…»

Маленькие дети!                         «Мы живём на Занзибаре

Ни за что на свете                     В Калахаре и Сахаре».

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!                            «Вот идёт Гиппопотам.

В Африке Акулы,                             Он идёт от Занзибара,

В Африке гориллы,                            Он идёт к Килиманджаро»…

В Африке большие

Злые крокодилы…

         Но Африка страшна тем, кто её не знает. А мы с сегодняшнего    

    урока изучим все её тонкости.

 - Африка – первый изучаемый материк, и мы должны определить последовательность изучения материка. Пользуясь оглавлением в учебнике, попробуйте самостоятельно определить эту последовательность. А затем мы логически построим план-схему изучения материка

ГП

История исследования

                              

Особенности природы

Рельеф

Природные зоны

Климат

НАСЕЛЕНИЕ И

СТРАНЫ

               

              План- схему в тетрадь.

     

     Мы уже говорили, что природа материка зависит от одного фактора, и называется - географическое положение.

Наша цель – научится определять географическое положение, а для этого необходимо знать план описания географического положения материка.

(См. приложение в конце учебника.)

Характеристика географического положения.

А сейчас вы самостоятельно на контурных картах выполните графическое отображение ГП:

  • обозначить крайние точки и их координаты;
  • обозначить экватор и тропики;
  • протяженность.

      м. Эль-Абъяд(Рас- Энгела) – 37 с.ш.

      м. Игольный                         --35 ю.ш.

      м.Альмади                             --17 з.д.

      м.Рас- Хафун(Хафун)           --51 в.д.

Протяженность  с севера на юг        7992 км

Протяженность с запада на восток   7519 км

Протяженность по экватору              3774 км.

Учащиеся  озвучивают ГП материка.

  • Почему  изучение  материка  начинается  с  его  географического  положения?

-  Следующую  часть  урока  мы  посвятим  знакомству  с  историей  исследования  материка.  Сейчас  вы  узнаете,  откуда  появилось  название  «Африка»,  как  объясняется  это  происхождение.

  (сообщение  учащихся)                                                                                                  

Древнее  название  материка – Ливия,  было  известно  за  6 веков до н.э. Финикийцы в древние времена  совершали далекие  плаванья – обогнули  всю  Африку  от  Красного  моря  до  Гибралтарского  пролива.  В  6-5 в.  до  н.э.  греками  были  установлены  прочные  торговые  и  культурные  связи  с  Египтом  и  Карфагеном.  Ученые  Геродот,  Аристотель,  Эратосфен  изучали  Африку  в древности.

В  середине 2 в. до  н.э.  Африка  стала  известна  и  римлянам,  которые  вели  завоевательные  войны,  но  только  север  материка.

И  только  к  7 в.  н.э.  началось  продвижение  в  глубь – в  Центральную  и  Западную  Африку.

«Африка»  (по  арабски  «Ифрикия»)  от  слова  «фарака» - разделять  -  Красное  море  отделяет  Африку  от  Азии.

«Африги» - коренные  племена

«Африа» - «безморозная».

- Итак,  Африка  изучается  европейцами.  В 15 в. – поиск  путей  в  Индию,  огибая  Африку, проплыл– Васко  да  Гама.  Диегу  Кан  (открыл  устье  Конго),  Бартоломеу  Диаш  (обогнул  южный  крайний  мыс  Африки,  назвав  его  мысом  Бурь).

В  Россию  сведения  об  Африке  проникли  в  середине 15-16в.в.  Первый  русский  путешественник – Василий  Поздняков – посетил  Египет  и  оставил  об  этом  письменное  свидетельство (1559).

-  середина  17 в.  казанский  купец  Василий  Гагара  посетил  Египет,  плавал  по  Нилу.

-  конец  17 в.  книга  флотского  офицера  Матвея  Коковцева

  «Достоверные  известия  об  Алжире».

Это показывает, что контакты России с Африкой начались давно.

В конце 18 в. начинается географическое исследование Африки с научной точки зрения. Но эти открытия становились на службу колониальных держав. С местным населением жестоко расправлялись.  

 Немного имен европейцев-исследователей можно назвать, которые бы свои научные открытия сочетали с гуманизмом и дружеским отношением к африканцам.

 И первое место можно по праву отдать Давиду Ливингстону.

(сообщение о Ливингстоне).

Все названия открытых географических объектов – африканские, это говорит о дружелюбии, равенстве ученого и местного населения. Единственное английское название «Виктория» - озеро и водопад – в честь английской королевы.  

Умер Ливингстон в Африке, и в знак глубокого уважения на берегу реки Замбези был воздвигнут памятник. Стоит во весь рост в походной одежде у края водопада – Давид Ливингстон.

А о себе Ливингстон писал так:

«Я сделал много открытий, но самое главное из этих открытий заключалось в том, что я открыл хорошие качества у людей, которые цивилизованными людьми считались племенами, стоящими на низкой ступени культуры».  

Большой вклад в изучение природы и жизни народов внесли русские ученые:  Василий Васильевич Юнкер

Николай Иванович Вавилов

(сообщение об ученых).

- А сейчас ваше задание, предварительно, о рекордах материка Африка.

                                      Рекорды:

1. Самая большая пустыня мира, «королева пустынь» - Сахара, с севера на юг 2 тыс. км.

2. г. Триполи – самое жаркое место в мире t +58 С.

3. Самая длинная в мире река – Нил 6671 км.

4. р. Конго-Заир дважды пересекает экватор.

  1. 2 место по многоводности в мире – Конго (Заир).
  2. 3 место по площади – оз. Виктория, 69 тыс. км.
  3. 2 место по глубине – оз. Танганьика.

Большое спасибо! Я думаю, поиск  этих фактов доставил вам удовольствие, т.к. вы узнали много интересного.

И еще немного информации:

                Что дал миру материк Африка:

- бронза – сплав меди и олова, 3 тыс. до н.э.;

- земледелие, 6 в. до н.э.;

- искусство прядения и ткачества;

- техника изготовления  бумаги из папируса;

- египетские жрецы – первые в мире составители звездных карт;

- создание календаря;

- основные правила арифметики, действия с дробями;

- способ вычисления объемов полушария, шара, усеченной пирамиды;

- открыли фаянс и стекло;

- в Александрии – Эратосфен измерил дугу меридиана, Птолемей составил астронометрические таблицы;

 - первая хирургия, бальзамация, пломбирование зубов;

 - ячменное пиво;

 - египетские пирамиды.

3. Заключение.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание:
  1. стр. 116-121.
  2. оформить к/к Африки.
  3. план описания ГП, выучить, выписать в карточку.

        

А перед тем, как прозвенит звонок, я хочу, чтобы вы представили и услышали Африку.

«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение».

    

                                                                              В. Корочанцев.

Звонок. Урок окончен.

До свидания. До встречи на материке Африка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"

Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями....

Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки

Ознакомление с  особенностями  материка Южная Америка.Выяснение географическое положение Южной Америки, её размеры, отношение к другим материкам , морям и океанам.Ознакомление  с...

Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....

Африка: географическое положение. История открытия и исследования материка

Цели и задачи урока: Познакомить с физико–географическим положением Африки, Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм,Продолжить формировать умения работать с картами атла...