Урок географии 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии 6 класс
Тема: «Погода»
Автор: учитель географии
МБОУ «ООШ села Зипуново»
Чикурова Н.Е.
Тема: Погода
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование и материалы: УМК для 6 класса по Т.П.Герасимовой, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент о погоде, листы заданий для групп, раздаточный материал, синоптические карты.
Время реализации занятия: 45 минут.
Технологии:
- Системно-деятельностный подход
- ИКТ.
Содержание кадров презентации:
1. Тема. 3. Текст стихов о погоде 6-7. Схема «Изучение погоды» |
Целесообразность использование ИКТ на уроке:
- Повышение эффективности учебного материала за счёт одновременного изложения учителем и учащимися необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
- Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности.
Цели урока:
предметная: формирование понятия о погоде, ее элементах и
причинах, влияющих на погоду;
методологическая: развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственных связей между элементами погоды;
метапредметная: открытие знаний по теме на основе полученной информации.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
- Коммуникативные навыки - владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
- Ответственность и адаптивность - личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
Метаnредметные:
- Познавательные действия - включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
- Koммyникaтивныe действия - обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
- Закрепление умений работать с информацией - находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
Предметные:
- Освоение знаний о погоде, ее элементах, причинах ее изменения.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
- Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, календарь погоды, синоптическая карта), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии
Беседа по теме «Атмосфера»
- Если не знаешь, о чем говорить с человеком, говори о погоде. Погода интересует абсолютно всех. Особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой. Сколько бы нам не было лет и где бы мы не находились, нас всегда будет интересовать один вопрос: какая сегодня погода? Ребята, А какая сегодня погода? Просмотр видеофрагмента с изображением ясной и ненастной погоды.
- Как вы думаете, что такое погода? (Учащиеся предлагают свои версии определения этого понятия).
- Давайте попробуем вместе найти ответ на этот, казалось бы, простой вопрос. Я дам вам несколько подсказок, с помощью которых вы сумеете сказать, что же такое погода.
Итак, подсказка №1. Многие поэты описывали в своих произведениях явления атмосферы. Послушайте отрывки из некоторых.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит ...
А. С. Пушкин
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом ...
Н.М.Рубцов
Ребята, какой слой атмосферы описан в стихотворениях поэтов? (Тропосфера) Достаточно ли знать только это?
Подсказка № 2. Например, в Красноярске - -15º С, в Москве - -10º С, а во Владивостоке - -13º С, т. е. в данном месте (здесь!). А сейчас поня-
тие полное?
Подсказка № 3
В течение прошлой недели погода была одинаковая? Так что же такое погода? (Погода – это состояние тропосферы в определенном месте и в определенное время.
На экране помещен набор слов для составления определения понятия погода. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся постепенно выбирают из предложенных слов и составляют определение.
III. Самостоятельное открытие знаний
Мини-исследование в группах.
Каждая пара получает лист с заданием и работает в течение 10 минут.
Лист заданий для группы №1
Выполните следующие задания, опираясь на дополнительную информацию.
- Прочитайте предложенный вам текст и выявите основные элементы погоды. Объясните взаимосвязь элементов погоды.
Главное свойство погоды - ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно. Утром может быть солнечно, днем собираются облака, и идет дождь, а к вечеру снова устанавливается ясная, но более прохладная погода. Элементы погоды взаимосвязаны: температура воздуха повышается, воздух поднимается вверх, охлаждается, атмосферное давление у поверхности Земли падает, происходит образование облаков. При понижении атмосферного давления мы ждем облачную, дождливую погоду. В жаркую погоду усиливается испарение, и из водяного пара на высоте образуются облака. Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы.
- Пользуясь данными календаря погоды на 26 -29 февраля 2012 года в селе Зипуново, сделайте вывод о ее состоянии.
Дата | 26.02 | 27.02 | 28.02 | 29.02 |
Температура воздуха (днем) в є С | -15 | -14 | -13 | -11 |
Напр. ветра | С-З | С-З | С-З | С-З |
Облачность | Переменная | Облачно | Облачно | Облачно |
Осадки | Без осадков | Снег | Снег | Снег |
Атмосферное давление в мм. рт. ст. | 757 | 757 | 756 | 753 |
Лист заданий для группы №2
Выполните задания, используя дополнительную информацию по теме.
1.Прочитайте текст, определите главную причину изменения погоды. Объясните свой выбор. Главное свойство погоды - ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно.
Утром может быть солнечно, днем собираются облака, и идет дождь, а к вечеру снова устанавливается ясная, но более прохладная погода. Элементы погоды взаимосвязаны: температура воздуха повышается, воздух поднимается вверх, охлаждается, атмосферное давление у поверхности Земли падает, происходит образование облаков. При понижени атмосферного давления мы ждем облачную, дождливую погоду. В жаркую погоду усиливается испарение, и из водяного пара на высоте образуются, облака. Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности. Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой поверхностью он находится.
- Пользуясь данными календаря погоды на 1-4 марта 2012 года в селе Зипуново, сделайте вывод о ее состоянии.
Дата | 01.03 | 02.03 | 03.03 | 04.03 |
Температура воздуха (днем) в є С | -11 | -11 | -9 | -9 |
Напр. ветра | С-З | З | З | С-З |
Облачность | Облачно | Переменная | Переменная | Облачно |
Осадки | Снег | Без осадков | Без осадков | Небольшой снег |
Атмосферное давление в мм. рт. ст. | 753 | 749 | 744 | 752 |
Лист заданий для пары №3
Выполните задания, используя дополнительную информацию по теме.
- Прочитайте текст, определите основные свойства воздушных масс.
Почему воздушные массы такие разные?
Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности. Воздушные массы, которые длительное время находились над океаном, приносят дожди, снег, так как они вбирают в себя влагу, испаряющуюся с поверхности океана. Их называют морскими воздушными массами. Воздух, который некоторое время находится над сушей, становится сухим. Это континентальные воздушные массы. Южный ветер приносит нам теплый воздух. Воздушные массы приобретают свойства в зависимости от того, над какой поверхностью они находятся. Над пустыней воздух становится не только сухим, но и запыленным
Пользуясь данными календаря погоды на 8-11 марта 2004 года в Вологодской области, сделайте вывод о состоянии погоды.
Дата | 08.03 | 09.03 | 10.03 | 11.03 |
Температура воздуха (днем) в є С | -3 | -1 | +2 | +3 |
Напр. ветра | С-З | С-З | С-З | З |
Облачность | Переменная | Переменная | Переменная | Переменная |
Осадки | Без осадков | Без осадков | Мокрый снег | Мокрый снег |
Атмосферное давление в мм. рт. ст. | 759 | 760 | 757 | 756 |
Как вы думаете, почему люди всегда наблюдали за сменой погоды? (Погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или сенокоса. В июне могли быть утреннние заморозки. Град мог уничтожить урожай.)
На экране выстраивается схема
Раньше - Предсказание по местным признакам
Сегодня - Приборы. метеостанции, гидрометеорологические службы, всемирные метеорологические центры (их всего три: в Москве, Вашингтоне (США), Мельбурне (Австралия), метеоспутники, компьютеры. космические снимки, синоптические карты.
IV. Первичное закрепление изученного материала. Чтение синоптической карты с проговариванием. Проба в роли метеоролога.
На экране изображена синоптическая карта.
Посмотрите на синоптическую карту. Какую информацию можно почерпнуть из карты?
V. Включение в систему знаний и повторение.
Составление словограммы по заданию
- Степень нагретости воздуха, которая измеряется с помощью термометра и является одной из важнейших характеристик погоды. (Температура воздуха)
- Нижний, основной слой атмосферы, в котором содержится 80 % всего воздуха и почти весь водяной пар. Здесь образуются облака и осадки. (Тропосфера)
- Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы. (Атмосферное давление)
- Движение воздуха в горизонтальном направлении относительно поверхности земли. (Ветер)
- Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков либо оседающая непосредственно из воздуха на поверхности Земли. (Атмосферные осадки)
- Большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам и являющиеся главной причиной изменения погоды. (Воздуш-
ные массы)
- Предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе ее изменений. (Прогноз погоды)
VII. «Мировое кафе» дискуссия в малых группах (советы должны быть связаны с темой «Погода»). Пробные действия
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую роль играет погода в нашей жизни?
Какие знания о погоде вам облегчат жизнь?
VII. Домашнее задание с. 127-129 прочитать рассмотреть рисунки, ответить на вопросы. Работа с карточками.
По местным признакам определите черты ясной и ненастной погоды. Ответы постарайтесь объяснить.
- Лес без ветра шумит. (Ненастная)
- Голуби прячутся. (Ненастная)
- На муравейнике бойкое движение. (Ясно)
- Птицы поют весело. (Ясно)
- Вечером сильно стрекочут кузнечики. (Ясно)
- Утром сухая трава. (Ненастная)
- Стрижи летают низко и с криками. (Ненастная)
- Одуванчики закрываются. (Ненастная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....