Урок по теме "особенности рек", 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Данное учебное занятие проводится при изучении темы «Богатство внутренних вод России», является логическим продолжением предыдущего урока, на котором обучающиеся познакомились с географией российских рек, формированием и строением речной долины, а также изучили понятия: бассейн, водораздел, падение и уклон реки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_reki_kak_lyudi_8_klass.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 8 классе
Тема урока: Особенности рек России
Дидактическая цель урока:
Создать условия для усвоения, осознания и осмысления новой информации средствами технологии проблемного обучения, в процессе которых каждый обучающийся сможет:
- давать практическую характеристику гидрографического объекта (реки) на территории России;
- определять особенности рек России на основе анализа различных источников географической информации;
- задуматься о важности знаний особенностей рек для хозяйственной деятельности человека.
Задачи:
- Образовательные: познакомить обучающихся с основными понятиями (питание рек, режим рек, расход воды в реке, годовой сток, твердый сток), особенностями хозяйственного использования рек.
- Развивающие: формировать умения делать заключения и выводы, формулировать на основе знаний собственные суждения, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте.
- Воспитательные: способствовать формированию навыков толерантного взаимодействия в группе, создать условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, уверенности в своих знаниях.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, Мультимедийный учебник «География России» (изд. Сфера), обычная школьная доска, физическая карта России, листы опорных конспектов для групп, таблица с характеристикой особенностей характера человека и реки на всех обучающихся, таблички с названием основных видов деятельности и человечков для рефлексии деятельности, бейджики с ролями для каждого обучающегося.
Ход урока
- Оргмомент
- Актуализация
Лев Николаевич Толстой писал: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая, так и люди».
Почему великий русский писатель ассоциировал реку с человеком, его жизнью и деятельностью? Давайте попытаемся в этом разобраться. Согласимся ли мы с ним, узнаем в конце урока.
А сейчас я предлагаю вам рассмотреть таблицу и записать в нее свои ассоциации со словом «река».
Характерные особенности | |
1. Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной. | 1. И у реки есть место рождения. Оно называется исток |
2.Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас, вы – для своих детей. Это и есть смысл жизни, о котором он задумывается в конце своего пути. | 2.У реки есть так же смысл жизни. Донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют - устье |
3. У человека 2 руки: правая и левая | 3. И у реки есть руки – рукава или притоки: правые и левые. |
4. Каждый человек проходит в своей жизни несколько этапов: детство юность зрелость | 4. И река так же детство реки – её верхнее течение юность реки - её среднее течение зрелость реки – нижнее течение |
5. У человека есть дом, где собираются его друзья, семья | 5. И у реки есть дом, охватывающий все ее притоки, и называется он – речной бассейн |
6 Ребята, что вам необходимо ежедневно, чтобы жить? Правильно - питание | 6. И реке необходимо питание: дождевое, снеговое, подземное, ледниковое или смешанное |
7. Когда приближается время школьных каникул – у вас поднимается настроение
| 7. У реки так же есть такой период, когда в одно и то же время в году поднимается уровень воды в реке. Называется этот период половодье. Как и каникулы, половодье бывает весеннее – значительная часть рек России летнее – реки Кавказа, Камчатки, Алтая, северо-востока страны летнее-осеннее – реки юга Дальнего Востока зимнее – |
8. Бывает время, когда у нас нет настроения, не все задуманное получается. Наступает депрессия, а может это духовная межень? | 8. И у реки есть межень – самый низкий уровень воды в реке. |
9. Настроение может и резко улучшиться | 9. И у реки может быть резкий, кратковременный подъем уровня воды. Называется этот режим – паводок. |
10. Каждый человек мечтает создавать, творить. Для этого он плодотворно работает. | 10. И река так же создает, творит, работает. Углубление, которое создала река своим течением, называется– речная долина. Река, размывая горные породы, создает пороги и водопады, речные наносы |
11. Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. | 11. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые, как Терек, и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как Обь. |
12. У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери | 12. У реки так же есть своё предназначение: · Орошение · Водоснабжение · Транспортный путь · Рыболовство · Зона отдыха и т.д. |
- Целеполагание
Все ли вы смогли заполнить? Почему?
Что же нам необходимо еще узнать, чтобы закончить эту работу? (Особенности рек)
Тема урока «Особенности рек России» (Запись в тетради)
- Изучение нового материала
А) Правила работы на уроке
Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша цель – работать быстро и провести ваше исследование в течение занятия. Сегодня на уроке у нас приветствуется активность, инициативность, стремление получить новые знания, что будет оценено мною и членами вашей группы.
Для плодотворной работы вам нужно распределить обязанности:
- Координатор – организует работу группы.
- Секретарь – оформляет решение группы.
- Спикер – представляет результаты работы группы.
- Исследователи
У вас на столах лежит задание. Изучите теоретический материал, а затем подготовьтесь представить результаты работы.
Б) Работа в группах по изучению нового материала
Работа по изучению теоретического материала осуществляется в микрогруппах. Затем в группе идет обобщение изученного и подготовка к представлению результатов работы.
В) Представление результатов работы
1 группа «Расход воды в реке и годовой сток»
На каждого жителя европейской части России приходится по 8500 куб.м. воды в год.
На каждого жителя азиатской части России приходится свыше 100000 куб.м. воды в год. Объясните, почему?
В азиатской части России протекают наиболее полноводные реки. Здесь проживает меньшая часть населения страны. Поэтому на каждого жителя приходится свыше 100000 куб.м. воды.
А в европейской части проживает большая часть населения, но речной сток небольшой. Поэтому на одного жителя приходится всего лишь 8500 куб.м. воды.
-Какую особенность мы с вами рассмотрели? Запишите ее в тетради (Расход воды и годовой сток)
2 группа «Питание рек»
- Почему мы говорим: «Преимущественно снеговое, преимущественно дождевое»?
В чистом виде каждый из типов питания практически не встречается, чаще же встречается смешанный тип.
Запись в тетради: Питание рек: поверхностными водами, подземными водами, смешанное
3 группа «Режим рек. Замерзание и вскрытие рек России»
4 группа «Изменение уровня воды в реке»
Почему на Амуре часты наводнения?
Амур и его притоки Зея и Сунгари - самые беспокойные реки Дальнего Востока России. В истории освоения этого края есть немало случаев разлива этих рек. Если в Европе причиной наводнений часто являются талые снеговые воды, то здесь большие наводнения связаны с летними муссонными дождями. В это время Амур, разлившись по широкой долине, бывает очень грозен и опасен.
В 2010 году, набирая силу, паводковая волна из горных рек Краснодарского края и Адыгеи ринулась на прибрежные населенные пункты. Около полуночи, разбуженные грохотом стихии, местные жители кинулись спасать свое имущество. Выходя из берегов, вода затапливала дворы и дома, сметала заборы и хозяйственные постройки.
Поздно вечером на западные районы Краснодарского края и Адыгеи обрушились проливные дожди. Всего за несколько часов вылилась месячная норма осадков.
Почему на реках бассейна Северного Ледовитого океана весной взрывают лед?
Реки бассейна Северного Ледовитого океана текут с юга на север. Когда их верховья освобождаются ото льда и разливаются, в среднем и нижнем течении лед еще препятствует стоку. Лед на реках взрывают, если образовался затор и это может привести к затоплению населенных пунктов.
Запись в тетради: режим реки, замерзание и вскрытие рек, паводок, межень, половодье, наводнение.
- Закрепление изученного
А) Заполнение таблицы
Итак, мы рассмотрели характерные особенности рек. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним ее недостающей информацией.
Б) Работа с данными таблицы
Итак, какие же ассоциации «человек-река» у вас возникли? (Разбор каждого пункта)
- Где река может брать свое начало? (родник, болото, ледник)
- Куда может впадать река? (море, другая река…)
Какие формы устья вы знаете? (дельта, эстуарий).
Покажите реку, имеющую дельту, эстуарий.
- Как определить притоки?
- –
- Какая река имеет самый большой речной бассейн в России? (Обь). Покажите ее на карте.
- Что такое питание реки? (Питание рек — это пополнение их поверхностными и подземными водами).
- -
- Что такое межень? (Межень- низкий уровень воды в реке, период, когда сохраняется такой уровень). В какое время года мы можем ее наблюдать на реках? (лето, зима).
- Когда могут возникать паводки? (в любое время года). С чем это связано? (чаще всего – с обильными дождями, резкое таяние ледников).
- Как называются речные наносы? (аллювий). В какой части реки их накапливается особенно много? (в днищах долин нижних течений рек).
- Что влияет на характер течения реки? (рельеф).
По каким показателям можно судить о характере реки? (падение и уклон).
Что такое падение? (Превышение истока над устьем).
Что называют уклоном? (Отношение падания реки к ее длине).
- –
- Итог урока
Молодцы. А теперь давайте вернемся к высказыванию Л.Н.Толстого. Согласны ли вы с высказыванием великого классика? Почему?
- Рефлексия деятельности
У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. А какова была ваша роль сегодня на уроке? Каков ваш вклад в работу группы и класса в целом? Оцените себя.
(На доске «Лабиринт достижений» с надписями: исследовал, слушал, исследовал и анализировал, направлял и руководил работой группы, был статистом, представлял результаты работы, активно отвечал на вопросы. Дети размещают смайлик рядом с выбранным действием).
Уважаемые координаторы, вам предлагается очень сложное задание: подумайте и назовите одного члена группы, который очень плодотворно работал в течение урока.
8.Домашнее задание
В свое время выдающий философ древности Сенека сказал: «Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днем». Чтобы вы не потеряли знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам дома выполнить практическую работу, написав характеристику реки по плану. 1 группа выберет себе любую реку Северного Ледовитого океана, 2- Атлантического, 3- Тихого, 4 – бассейна внутреннего стока. Используя информацию параграфа 15 и таблицы рек России, которая у вас имеется, вы сможете освежить свои знания и выполнить работу без ошибок.
Спасибо всем за плодотворное сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....