Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "География чудес"
календарно-тематическое планирование по географии на тему
Курс «География чудес» призван восполнить знания обучающихся о чудесных уголках Земли и помочь в формировании неповторимого «образа» нашей страны и каждого материка. Представленная программа разработана для обучающихся начальной школы 3 и 4 классов, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 68 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «География чудес России» (34 часа):
2-й год обучения – «География чудес мира» (34 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_geografiya_chudes.docx | 65.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС»
3 -4 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
ЕГОРКИНА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПЕД. СТАЖ – 19 ЛЕТ
г. Пролетарск
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Школьная география – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Школьная география открывает большие возможности для самореализации личности. Как романтическая наука, география привлекает внимание к путешествиям по странам и континентам, знакомству с уникальными природными объектами и историко-культурными достопримечательностями малой и большой Родины, открывает мир непознанного для человека социо-культурного пространства.
Лик нашей планеты формировался миллионы лет под воздействием
ураганов, землетрясений, водных потоков, ледниковых периодов. На каждом материке есть замечательные творения природы, придающие ему неповторимую уникальность. Но есть и другие чудеса - гармонично вписанные в природный пейзаж архитектурные памятники, храмовые комплексы, святые обители и целые города.
И раньше, и сейчас, в начале XXI века, такие природные и архитектурные явления вызывают у людей чувство восхищения, удивления. К сожалению, в школьной программе на изучение таких замечательных объектов совсем не отводится времени.
Курс «География чудес» призван восполнить знания обучающихся о чудесных уголках Земли и помочь в формировании неповторимого «образа» нашей страны и каждого материка.
Необходимость введения курса «География чудес» вызвана темпами развития современных детей – объем информации, вызывающий интерес, очень возрос. Главной целью данного курса является расширение познавательной сферы у обучающихся начальной школы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора.
Программа курса «География чудес» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление обучающимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
Цель и задачи курса
Содержательной целью курса «География чудес» является создание условий для инициирования процесса становления социокультурной компетентности обучающихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным природо- и социокультурным ценностям человеческой цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности, в процессе которых каждый обучающийся сможет:
- расширить знания о природных и архитектурных достопримечательностях своей страны и материков;
- уметь рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, сравнивать, логически и творчески мыслить;
- задуматься о бережном и ответственном отношении к природе нашей планеты.
Особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям обновления образовательного процесса, связанным с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через системно-деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий: личностных, познавательных и коммуникативных.
Представленная программа разработана для обучающихся начальной школы 3 и 4 классов, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 68 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «География чудес России» (34 часа):
2-й год обучения – «География чудес мира» (34 часа)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Принципы реализации программы
Для реализации программы педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:
- этапности;
- игрового характера обучения;
- вариативности моделей обучения (использование разнообразных видов деятельности);
- развития самоценных, доставляющих детям удовольствие форм активности;
- непрерывности образования.
Структурирование учебного материала позволяет раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности обучающихся в ее культурно-исторической, экологической составляющих. Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою смысловую нагрузку.
Развитие кругозора, расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру происходит в различных видах деятельности: общении, художественной, игровой, познавательно-практической. Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу.
Знакомя детей со сложными научными понятиями в области географии, нужно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать минимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
- беседы (желательно использовать презентацию);
- виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- игры с использованием компьютерной техники («Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.);
- викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, конференции, выступлению);
- конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Результативность
Успех учащихся во внеурочной деятельности мотивирует интерес к учебной деятельности, развивает творчество и самобытность; помогает школьникам увидеть родину и всю планету как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих.
Результативность и целесообразность работы по программе «География чудес» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся анкетирование обучающихся, педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные традиционные конкурсы исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня (муниципальных, региональных, всероссийских).
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года, 68часов. В 3 классе – 34 часа, в 4 классе - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3-4-х классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «География чудес»
1 год обучения
Личностными результатами изучения курса «География чудес» являются:
- проявлять устойчивый познавательный интерес к уникальным природным объектам своей страны;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения разнообразия уникальности природы России, особенностей деятельности человека на территории данных объектов;
- развитие творческого мышления.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «География чудес» являются:
- регулятивные: знать основные правила поведения в окружающей среде; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.
- коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?; слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию;
- познавательные:наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в результате совместной работы.
Предметными результатами изучения курса «География чудес» являются:
знать/понимать
- иметь представление об уникальности природы нашей страны
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
уметь
- описыватьприродные объекты России, называя их отличительные признаки, особенности их формирования;
- характеризовать условия, необходимые для сохранения уникальных памятников природы России;
- сравниватьприродные объекты одной группы (горы, озера, реки и т.д.), называя их сходства и различия;
- осуществлять поиск необходимой информации, получая ее из рассказа учителя, рисунка, художественного текста, и обсуждать полученные сведения;
- формулировать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
- представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, в дидактической игре);
- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- узнавания в окружающей природе своей страны изученные природные памятники;
- удовлетворения познавательных интересов.
2 год обучения
Личностными результатами изучения курса «География чудес» являются:
- проявлять устойчивый познавательный интерес к уникальным природным объектам нашей планеты;
- освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
- освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
- развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «География чудес» являются:
- регулятивные: знать основные правила поведения в окружающей среде, применять установленные правила в планировании способа решения, уметь действовать по плану, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.
- коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?; строить монологическое высказывание, слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих.
- познавательные: осуществлять смысловое чтение художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Предметными результатами изучения курса «География чудес» являются:
знать/понимать
- в окружающем мире огромное разнообразие природных историко-культурных объектов и каждый из них не только красив, но и уникален;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
уметь
- описыватьпамятники природы, называя их отличительные признаки, особенности их происхождения, строения и внешнего вида;
- характеризовать условия, необходимые для жизни сохранения уникальных природных объектов;
- сравнивать природные объекты одной группы (горы, озера, реки и т.д.), называя их сходства и различия;
- осуществлять поиск необходимой информации, получая ее из рассказа учителя, рисунка, художественного, научно-публицистического текста, и обсуждать полученные сведения;
- формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
- представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);
- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- узнавания в социально-культурном окружении природные и историко-культурные памятники;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
Россия - сокровищница природных чудес | 27 | |
1 | Каменные идолы вогулов | 1 |
2 | Ленские Столбы – сибирская экзотика | 1 |
3 | Парус над Черным морем | 1 |
4 | Красноярские Столбы | 1 |
5 | Священная гора Белуха | 1 |
6 | Эльбрус – две тысячи лет покоя | 1 |
7 | Алтай – горы золота | 1 |
8 | Кунгурская ледяная пещера | 1 |
9 | Дарьяльское ущелье как предмет искусства | 1 |
10 | Куршская коса и её дрейфующие дюны | 1 |
11 | Волга- великая русская река | 1 |
12 | Обь – длиннейшая река России | 1 |
13 | Лена – славная в свете и великая река | 1 |
14 | Енисей | 1 |
15 | Священное море | 1 |
16 | Озеро Таймыр – 73 дня в году безо льда | 1 |
17 | Озеро с малиновой водою | 1 |
18 | Соль земли русской | 1 |
19 | Большое Васюганское болото – гордость России | 1 |
20 | Девственный лес Коми – который дороже золота | 1 |
21 | Северная Земля – последнее великое географическое открытие | 1 |
22 | Остров Врангеля – родильный дом белых медведей | 1 |
23 | Кунашир – остров кислых рек и живых вулканов | 1 |
24 | Долина Гейзеров — «жемчужина» Камчатского края | 1 |
25 | Гнилая гора и ее блеваки | 1 |
26 | Азовское море – самое мелкое море в мире | 1 |
27 | Приманычские степи | 1 |
Архитектурные жемчужины России | 6 | |
28 | Достопримечательности столицы нашей Родины | 1 |
29 | «Северная Венеция» | 1 |
30 | Деревянные чудеса | 1 |
31 | Золотое кольцо России | 1 |
32 | Монументы народной славы | 1 |
33 | Удивительные музеи. Необычные монументы | 1 |
Обобщение и систематизация знаний | 1 | |
34 | Обобщающий урок | 1 |
Содержание курса
Тема 1. Каменные идолы вогулов (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии); легенда происхождения камней, сказание о камнях, беседа по содержанию легенды и сказания; устное народное творчество: песни, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки.
Тема 2. Ленские Столбы – сибирская экзотика (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии), редкие находки окаменелостей. Соседство цивилизации и девственной природы. Охрана памятника природы.
Тема 3. Парус над Черным морем (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии); версии происхождения скалы. Иллюстрации местности. Особенности охраны памятника природы.
Тема 4. Красноярские Столбы (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Природный заповедник. Причудливые названия столбов. Свойства гранита.Иллюстрации местности. Опасный вид спорта- «столбизм».
Тема 5. Священная гора Белуха (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Высочайшая точка Алтая.Белуха – это и гора начала буддизма. Поверье древних народов. Пейзажи Николая Рериха. Красота местности. Опасная гора для альпинистов.
Тема 6. Эльбрус – две тысячи лет покоя (1час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Древние названиягоры. Две вершины Эльбруса. Покорение вершин. Большой запас пресной воды в твердом состоянии. Иллюстрации местности.
Тема 7. Алтай – горы золота (1час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое расположение Алтая. Исследователи Алтая. Прослеживается последовательность растительных зон. Иллюстрации местности. Алтайские горы- дом для редких животных, занесенных в Красную книгу.
Тема 8. Кунгурская ледяная пещера (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Легенды и мифы. Особенность лабиринтов пещеры. Уникальный памятник природы. Охрана Кунгурской ледяной пещеры. Иллюстрации пещеры.
Тема 9. Дарьяльское ущелье как предмет искусства (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Чтение отрывка из произведения Лермонтова «Демон», обсуждение его. Рассматривание и обсуждение картин Айвазовского, Куинджи. («Дарьяльское ущелье.Лунная ночь».). Устное народное творчество.
Тема 10. Куршская коса и её дрейфующие дюны (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Куршская коса входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. История происхождения и прогноз к существованию. Охрана памятника природы. Иллюстрации местности.
Тема 11. Волга- великая русская река (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение великой реки. Иллюстрации местности, где протекает река. Проблемы Волги. Особенности охраны реки Волги.
Тема 12. Обь – длиннейшая река России (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение реки. Иллюстрации местности, где протекает река. Проблемы Оби. Особенности охраны реки Обь.
Тема 13. Лена – славная в свете и великая река (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Открытие Семена Челюскина. Географическое положение реки. История названия реки.Иллюстрации местности, где протекает река. Проблемы Лены. Особенности охраны реки Лены.
Тема 14. Енисей (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Легенда о Енисее. Географическое положение реки. Иллюстрации местности, где протекает река. Проблемы Енисея. Особенности охраны реки Енисея.
Тема 15. Священное море (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Легенда об озере Байкал. Легенда о связи Байкала и Северного Ледовитого океана. Флора и фауна Байкала. Туристические маршруты вокруг Байкала. Иллюстрации местности. Проблемы озера Байкал. Особенности охраны озера Байкал.
Тема 16. Озеро Таймыр – 73 дня в году безо льда (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение озера. Иллюстрации местности. Флора и фауна Таймыра. Особенности охраны озера Таймыр.
Тема 17. Озера с малиновой водою (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение озера. Иллюстрации местности. Флора и фауна озера. Белая каменная «пена». Историческая справка. Особенности охраны Малинового озера.
Тема 18. Соль земли русской (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Географическое положение озер. Большой Богдо и озеро Баскунчак – соль этой земли Флора и фауна этой местности. Целительная рапа (соленый раствор). Туристические маршруты. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности. Особенности охраны озер.
Тема 19. Большое Васюганское болото – гордость России (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Большое Васюганское болото, самое большое в мире.Историческая справка. Географическое положение болота. Флора и фауна этой местности. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 20. Девственный лес Коми – который дороже золота (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Географическое положение. Флора и фауна леса. Иллюстрации местности. Проблемы леса Коми. Экологические проблемы этой местности. Особенности охраны лесной территории.
Тема 21. Северная Земля – последнее великое географическое открытие (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Северная Земля- самая северная точка Азии . Открытие Бориса Вилькицкого.Историческая справка. Географическое положение. Флора и фауна. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 22. Остров Врангеля – родильный дом белых медведей (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. На острове Врангеля- самые большие в Арктике птичьи базары, самые обширные лежбища моржей и огромное количество родильных пещер белых медведей.Географическое положение. Флора и фауна. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 23. Кунашир – остров кислых рек и живых вулканов (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка.Кунашир – самый южный российский остров. Государственный природный заповедник «Курильский». Флора и фауна этой местности. Животные, занесенные в Красную книгу. Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 24.Долина Гейзеров — «жемчужина» Камчатского края (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Флора и фауна этой местности.Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 25. Гнилая гора и ее блеваки (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Грязевые вулканы. Историческая справка. Флора и фауна этой местности. Целебная сила грязи.Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 26. Азовское море – самое мелкое море в мире (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Флора и фауна этой местности.Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 27. Приманычские степи (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справказаповедника «Ростовский».Флора и фауна этой местности.Иллюстрации местности. Экологические проблемы этой местности.
Тема 28. Достопримечательности столицы нашей Родины (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Географическое положение столицы. Московский Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного- архитектурные памятники Москвы. Московский зоопарк. Музеи столицы. Проблемы столицы и пути их решения.
Тема 29. «Северная Венеция» (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Географическое положение «Северной Венеции». Исаакиевский собор, Зимний дворец, Петропавловская крепость- архитектурные памятники. Эрмитаж.Проблемы северной столицы и пути их решения.
Тема 30. Деревянные чудеса (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Деревянное зодчество. Деревянные храмы – Церковь Иоанна Богослова под Ростовом Великим, Спасский Кижский погост, Преображенская церковь на острове Кижи, Лазаревская церковь Муромского монастыря. Проблема сохранения этих храмов и пути решения.
Тема 31. Золотое кольцо России (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии). Историческая справка. Туристический маршрут «Золотое кольцо». Город Сергиев Посад- Троице-Сергиева лавра, Троицкий собор. Город Владимир- Успенский и Дмитриевский соборы. Суздаль- монастырь Спасо - Евфимиевский, собор Рождества Богородицы. Город Ростов Великий- Успенский собор. Город Ярославль-Спасо-Преображенский мон6астырь. Город Углич- Дворец царевича Дмитрия, церковь Успенская.
Тема 32. Монументы народной славы (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии).Историческая справка.Памятник Минину и Пожарскому-скульптурная композиция. Монумент Героям Сталинградской битвы. Конная статуя Петра - Медный всадник.
Тема 33. Удивительные музеи. Необычные монументы (1 час)
Рассказ учителя (материал из энциклопедии).Историческая справка. Москва-бронзовый памятник Юрию Никулину. Псковская область- памятник Зайцу. Санкт-Петербург- памятник чижику- пыжику. Ульяновск- памятник букве Ё.
Тема 36. Обобщающий урок
Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Чтение стихов, загадок.
2 год обучения
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1 | Разнообразие мира | 1 |
Природные чудеса света | ||
2 | Гранд-Каньон | 29 |
3 | Долина Йосемите | 1 |
4 | Ниагарский водопад | 1 |
5 | Саргассово море | 1 |
6 | Молнии Кататумбо | 1 |
7 | Амазонка и Амазонские джунгли | 1 |
8 | Водопады Анхель и Игуасу | 1 |
9 | Озеро дегтя | 1 |
10 | Водопад Виктория | 1 |
11 | "Сверкающая гора" | 1 |
12 | Столовая Гора | 1 |
13 | Большой Барьерный риф | 1 |
14 | Величайший в мире монолит | 1 |
15 | Дождевые леса Тасмании | 1 |
16 | Вулкан, сторожащий путь к Южному полюсу | 1 |
17 | Величайшие ледники в Антарктиде | 1 |
18 | Естественная бухта внутри активного вулкана | 1 |
19 | Фьорды Норвегии | 1 |
20 | Везувий | 1 |
21 | Полярное сияние | 1 |
22 | Мостовая Гигантов | 1 |
23 | Гейзеры Исландии | 1 |
24 | Беловежская пуща | 1 |
25 | Гималаи | 1 |
26 | Гора Фудзи | 1 |
27 | Цветные озера Индонезии | 1 |
28 | Мертвое море | 1 |
29 | Сандарбан - "прекрасные леса" | 1 |
30 | Природное чудо Моисея | 1 |
Чудеса Древнего мира | 1 | |
31 | Семь чудес Древнего мира | 1 |
Чудеса современности | 2 | |
32 | Семь новых чудес | 1 |
33 | Индустриальные чудеса света | 1 |
Обобщение систематизация знаний | 1 | |
34 | Обобщающее занятие | 1 |
Содержание курса
Тема 1. Разнообразие мира (1час)
Понятие «чудо». Чудеса природы: великие и крохотные, принадлежащие животному и растительному миру и миру неживой природы. Выборы природных чудес света. Опасности, нависшие над чудесами природы. Проблема сохранения природных достояний и пути ее решения.
Тема 2. Гранд-Каньон (1 час)
Месторасположение ущелья Гранд-Каньон, размеры. Геологический возраст каньона. Уникальные объекты национального парка:Вуканс-Стоун - черный пепловый конус, сформированный вулканической активностью примерно 10 тысяч лет назад; Эспланада - сильно разъеденная эрозией терраса красного песчаника; Ферн-Глен-Каньон - удивительные цветы и богатая растительность посреди пустыни; Норт-Каньон-Вош- тихие озера у подножия стен.Открытие Гранд-Каньона.
Тема 3. Долина Йосемите (1час)
Иосемитский национальный парк: месторасположение, размеры.Долина Йосемите-первый государственный парк в Соединенных Штатах Америки. Открытие парка. Необычайная красота Йосемите: река Мерсед, Йосемите - третий по высоте водопад в мире, множество великолепных холмов и пиков, в том числе несколько величайших и величественнейших "стенок" на Земле. Скальная громада Эль Капитан - одна из величайших в мире гранитных стенок. Йосемитский национальный парк - "мекка" скалолазов всего мира.
Тема4. Ниагарский водопад (1час)
Ниагарский водопад: месторасположение, уникальность. Две части водопада: Американский и Подковообразный водопады.Козий остров - покрытый деревьями островок посреди реки. Геологический возраст водопада. «Движение» водопада. Ниагарский водопад – объект туризма. Рейнбоу-бридж (Радужный) - самый популярный смотровой мостик. Преодоление водопада смельчаками на различных плавучих средствах.
Тема 5. Саргассово море (1час)
Саргассово море - загадочная область почти стоячей воды в Северной Атлантике. Саргассово море – море без берегов. Месторасположение, границы моря. Свободно плавающая на поверхности океана саргассовая водоросль. Саргассово море - место нереста угря. Эндемики моря.
Тема 6. Молнии Кататумбо (1час)
Река Кататумбо: исток, устье, участки «следования». Заболоченная местность, где река Кататумбо впадает в озеро Маракайбо, - настоящий генератор озона на нашей планете.Уникальное и завораживающее явление «Релямпаго-дель-Кататумбо» (исп.) – «Молнии Кататумбо». «Маяк Маракайбо». Первое упоминание о загадочном явлении. Научное объяснение.
Тема 7. Амазонка и Амазонские джунгли (1час)
Река Амазонка - самая полноводная река Земли. Амазонская сельва (Амазония) - «легкие планеты». Влажный тропический - «мировой генетический фонд». Вырубка лесов Амазонии - глобальные последствия, угроза существованию дикой природы.Местные индейские племена – лучшие хранители леса.
Тема 8. Водопады Анхель и Игуасу (1час)
Анхель - самый высокий в мире водопад. История открытия водопада. Путешествие к водопаду. Игуасу - живописный пенистый водопад в изумрудно-зеленых джунглях. Пересыхание водопада. Берега водопада – национальные парки Аргентины и Бразилии.
Тема 9. Озеро дегтя (1час)
Озеро дегтя - маслянистое озеро липкой серо-черной грязи, величайший естественный резервуар асфальта. Месторасположение, размеры. История открытия озера. Местная легенда озера. Научное обоснование природного явления. Использование озера в хозяйственной деятельности человеком. Озеро смолы в Венесуэле, Смоляные ямы Ла Бреа в Лос-Анджелесе.
Тема 10. Водопад Виктория (1час)
Река Замбези. Водопад Виктория – «Моси-оа-тунья» ( дословно «Дым, который гремит»).
Величие и красота водопада. История открытия. Другие водопады Африки:Тагбаладугу в Верхней Вольте, Танногу в Бенине, Тинкисо в Гвинее, Лофой в Заире, Тугела – самый высокий водопад Африки.
Тема11. «Сверкающая гора» (1час)
Килиманджаро – «сверкающая гора»: месторасположение, высота, характерные очертания склонов. Гора Килиманджаро формирует собственный климат.Вечные льды - на три градуса южнее экватора.Килиманджаро - три отдельных вулкана: Шира,Мавензи, Кибо. Другие вулканы Африки: ОлДоиньоЛенгаи, Кения.
Тема 12. Столовая Гора (1час)
Огромная гора с плоской вершиной, загадочно кутающаяся в облаках. Длинная плоская вершина Столовой Горы. Столовая Гора - северная оконечность горной гряды. Климатические особенности мыса Доброй Надежды: осадки, ветры, штормы. Причины образования Столовых Гор. Другие Столовые Горы: Джугурта в Тунисе; Меса Верде в Колорадо, в Соединенных Штатах Америки; Рорайма на Гвианском плоскогорье в Южной Америке.
Тема 13. Большой Барьерный риф (1час)
Величайший в мире комплекс коралловых рифов и островов. Месторасположение, площадь, состав. Живой риф - продукт тысячелетнего цикла жизни и смерти. История открытия Барьерного рифа. Богатство растительного и животного мира кораллового рифа: более 1500 видов рыбы, несколько видов китов,шести из семи существующих в мире видов морских черепах; более 240 видов водных и морских птиц. Большой Барьерный риф - природное наследие, биосферный заповедник и морской паркмирового значения.
Тема 14. Величайший в мире монолит (1час)
Величайший в мире монолит посреди австралийской пустыни: месторасположение, размеры, великолепная красота. Эйерс-Рок - колоссальная оранжево-бурая скала, меняющая свой цвет в течение суток. История открытия и изучения скалы. Живописные крутобокие купола второго знаменитого австралийского скального образования - Маунт-Олга. Геологическая история Эйрес- Рок и Маунт-Олга.
Тема 15. Дождевые леса Тасмании (1час)
Колоссальные древние дождевые леса Тасмании. Географическое положение Тасмании. Тасмания – часть древнего южного материка Гондваны. Реликтовые растения:южный бук, атротаксис остистый, заросли эвкалипта. Эндемичные виды животных, птиц: тасманийский дьявол, тасманийскийбеттонг, рыжий валлаб, сумчатый волк,оранжево-брюхий попугайчик. Необходимость сохранения уникальных и бесценных природных ресурсов Тасмании.
Тема 16. Вулкан, сторожащий путь к Южному полюсу (1час)
Гора Эребус: месторасположение. История открытия и названия. Восхождение на гору. Геологические исследования вулкана. Гора Эребус на фотографиях и рисунках исследователей. Вулканы Антарктики: резкий контраст расплавленной лавы и ледяного снега.
Тема 17. Величайшие ледники Антарктиды (1час)
Антарктические ледники. Шельфовый ледник: образование, столовые айсберги.Величайший шельфовый ледник в Антарктиде. Открытие ледника Джеймсом Кларком Россом. Сравнение площади ледника с площадью государств. Крупнейший и длиннейший ледник в мире: месторасположение, размеры, движение, поверхность ледника. Путешествие по леднику.
Тема 18. Естественная бухта внутри активного вулкана (1час)
Остров Десепсьон- естественная бухта внутри активного вулкана. Остров Десепсьон- один из Южных Шетландских островов: месторасположение, происхождение. Открытиеострова и Антарктиды. Изогнутая кромка вулкана на острове Десепсьон- идеально укрытая внутренняя гавань для китобойных судов.
Тема 19. Фьорды Норвегии (1час)
Потрясающе красивые фьорды на норвежском побережье. Образование скандинавских фьордов.Громада берега Гейрангерфьорда превращает корабль в игрушку. Согне-Фьорд - крупнейший и красивейший фьорд в Норвегии. Влияние фьордов на жизнь людей.
Тема 20. Везувий (1час)
Активный вулкан в оживленной бухте Неаполя.Конус Везувия - внутри обрушившегося внешнего кратера. Гибель Помпеи.Археологические памятники в Помпеях. Гора Этна из Сицилии - величайший в Европе активный вулкан. Сравнение Везувия и Этны.
Тема 21. Полярное сияние (1час)
Таинственные гирлянды цветных огней в зимнем небе высоких широт. Где можно наблюдать полярное сияние. Научное объяснение данному явлению. Виды полярных сияний. Радуга - еще одно атмосферное чудо природы.
Тема 22. Мостовая Гигантов (1час)
Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море: месторасположение, размеры. Образование базальтовых колонн Мостовой Гигантов на северном берегу Антрима. Ирландская легенда о Мостовой Гигантов
Тема 23. Гейзеры Исландии (1час)
Исландия - уникальная страна. Образование острова. Свидетельства вулканической активности: конусы крупных действующих вулканов, потухшие кратеры, обширные области горячих источников.Горячие источники - геологическое наследие Исландии.Виды источников.Использование геотермальных вод острова человеком.
Тема 24. Беловежская пуща (1час)
Беловежский лес - малая часть первобытного леса Восточной Европы.Беловежский Национальный парк - объект мирового значения.Возраст леса.Разнообразная флора и фауна: 26 видов деревьев, 700 видов цветковых растений, бурый медведь, волк, рысь, лось, кабан, выдра, бобр, зубр, 160 видов гнездящихся птиц. Шаги, предпринимаемые для обеспечения охранылесу и многообразной жизни, им порожденной.
Тема 25. Гималаи (1час)
Высочайшие в мире горы – граница Индостанаи Азии.Гималаи - величайшей горной грядой на Земле 96 из 109 существующих в мире вершин высотой более 7300 м. Геологическая эволюция. Исследование гор. Бесконечные снега, ледники и горные вершины Гималаев в Северной Индии: высочайшая на нашей планете - гора Эверест (Джомолунгма) – «Богиня Матерь Снегов»; самый длинный ледник за пределами полярных регионов –Сиячен; самый крутой в мире склон – гора Ракопоша; самый высокий подъем -на южном склоне Аннапурны I.
Тема 26. Гора Фудзи (1час)
Гора Фудзи - классический стратовулкан. Этимология слова «Фудзи». Возраст, геологическое строение. Вулканическая активность островных дуг. Гора Фудзи - символ мира и покоя.
Тема 27. Цветные озера Индонезии (1час)
Три цветных озера в кратере вулкана на одном из Индонезийских островов: два из них - разные оттенки зеленого, третье - черно-красное. Образование щитообразного вулкана. Романтические имена озер. Непохожесть близкорасположенных озер, научное обоснование их цветности. Другие кратерные озера: Крейтер в Орегоне (Соединенные Штаты Америки), зеленое и синее кратерное озеро - Тикитапу и Ротока-каи в Новой Зеландии.
Тема 28. Мертвое море (1час)
Мервое море-озеро: месторасположение, этимология названия. Море, в котором нельзя утонуть. Причудливые формы скопления минеральных солей на мелководье. Мертвое море не совсем «мертвое».Легенда о соляных столпах. Масада и римляне.Рукописи Мертвого моря.
Тема 29. Сандарбан – «прекрасные леса» (1час)
Сандарбан - крупнейший из сохранившихся в мире мангровых лесов. Месторасположение. Густой мангровый лес - прибежище многим животным. Сандарбан - тигровый заповедник.Последствия эксплуатации природных ресурсов мангрового леса местным населением.
Тема 30. Природное чудо Моисея (1час)
Обнажение дна Желтого моря: научное обоснование, природный парадокс. Легенда о чудесном спасении бабушки Пронг. Фестиваль «Разделение моря». Процессия из многочисленных туристов в желтых сапогах , завораживающая панорама чуда.
Тема 31.Семь чудес Древнего мира (1час)
Первый список семи чудес света АнтипатраСидонского (IIв. до н.э.). Фараоновы усыпальницы. Египетские пирамиды- единственное из древних семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Свет Фароса (Александрийский маяк). Статуя громовержца Зевса. Сады среди пустыни (вавилонские висячие сады или сады Семирамиды). Посмертная слава Мавзола (усыпальница царя Мавзола в Галикарнасе). Сожженная богиня (храм Артемиды в Эфесе). Колосс на глиняных ногах (статуя бога солнца Гелиоса на острове Родос – Колосс Родосский).
Тема 32. Чудеса современности. Семь новых чудес (1час).
Мир выбирает новые чудеса света. Самая длинная крепость – Великая Китайская стена. Последний оплот инков – древний город Мачу-Пикчу в Перу. Скальный город Петра в Иордании. Пирамиды индейцев майя в Чичен-Ица. Колоссальный амфитеатр – Колизей. Памятник великой любви – мавзолей Тадж-Махал в Индии. Статуя Христа Спасителя в Бразилии.
Тема 33. Индустриальные чудеса света (1час)
Бруклинский мост – смелый проект, объединяющий два района — Манхэттен и Бруклин. Панамский канал – короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Плотина Гувера - обуздание непокорного нрава реки Колорадо. Великий корабль Брюнеля -настоящий «плавучий город». Маяк Белл-Рок. Трансконтинентальная железная дорога США - соединения Востока и Запада страны. Лондонская система канализации – спасение от холеры.
Тема 34. Обобщающее занятие (1час)
Работа с интерактивной картой чудес мира. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «География чудес» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, сканер, мультмедиапроектор, интерактивная доска;
- набор ЦОР по окружающему миру;
- набор дисков с видеофильмами о природных достопримечательностях России и континентов мира.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов, учитель географии либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература
- Атлас мира для школьников. М. :Астрель : ACT, 2009
- Большая книга загадок / сост. О.Узорова, Е.Нефедова. – М.:Астрель:АСТ, 2008.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная эн¬циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Иванова О. Величайшие чудеса света. Смоленск «Русич», 2002 г.
- Малые формы работы С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина – М.: «Вариант», 2000.
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.
- Мезенцев В.А Энциклопедия чудес .М.:Знание, 1969
- Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.
- Рекорды Земли. Неживая природа. Смоленск «Русич» 1998
- Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник./ Харьков, Белгород – 2010 .
- Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.
Информационно-коммуникативные средства
- Большая Энциклопедия России. Природа России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт.диск (CD-ROM)
- Путеводитель по Европе: Австрия. Норвегия. Финляндия. Швеция. Португалия. Италия. Испания. Великобритания. Франция. Чехия. М.: ООО «Маркон», 2011 -1 электрон, опт.диск (DVD-10)
- Путеводитель. Дальние страны: Австралия. Бразилия. Коста-Рика. Мексика. США. Япония. Китай. Канада. Антильские острова. Доминиканская республика. М.: ООО «Маркон», 2011 -1 электрон, опт.диск (DVD-10)
Интернет-ресурсы
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-299670.html
- http://nature.worldstreasure.com/- чудеса природы
- http://nature.1001chudo.ru – природные достопримечательности России
- http://anywaytrip.ru – природные чудеса: семь чудес природы
- http://www.traveler-mir.com – природное чудо Моисея
- http://vipbook.info – электронная библиотека. Чудеса Земли
- http://www.nationalgeographic.ru – нацтональный географический канал
- http://www.krugosvet.ru- универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет»
- http://prodetstvo.ru – лабиринты
- http://www.rebzi.ru - ребусы
- http://razvlekat.rastu.ru - пазлы
- http://www.vseodetishkax.ru - География для малышей С. Белокурова-Видерхольд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Планета загадок»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности общеинтеллектуального направления«Планета загадок»...
программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления .
разработана для учеников 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах (для четырёхлетней начальной школы)
Количество часов: всего 136 часов2 класс – 68 часов 3 класс – 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»
Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности по математике«От развлечения к знаниям»...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»
Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...