Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности по математике
«От развлечения к знаниям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch_moya-gotov-ispr_11.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897
- программа разработана с использованием материалов: Меркуловой Л.В. «Занимательная математика» и Николаевой Е.В. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevnaе
- Учебный план МБОУ «Гимназия №9» Московского района г.Казани РТ на 2015-2016 учебный год .
- Основная общеобразовательная программа МБОУ «Гимназия №9» Московского района г.Казани РТ
Общая характеристика учебного предмета
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого, изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека.
В настоящее время учащиеся не всегда имеют возможность сделать верный выбор в своих увлечениях или пристрастиях, разобраться в своих способностях и наклонностях, если им вовремя не удалось окунуться в необходимую или просто иную среду.
Независимо от способностей развитое мышление способствует развитию личности молодого человека. Развивая логическое, в том числе и математическое мышление ребенка, мы создаем базу для более свободного выбора им своих будущих увлечений.
В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые данной программой, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Цели курса:
- создание условий для развития личности и творческого потенциала обучающихся по данному курсу внеурочной деятельности. Расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи курса:
- формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
- формирование умения решать творческие задачи;
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
-закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
-формирование умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
-поддерживание интереса к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Место и роль учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
- уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
- успешно выступать на математических соревнованиях.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
- научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
- научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Числовые множества. Действия с числам и. | 8 | 3 | 5 |
2 | Текстовые задачи. | 10 | 4 | 6 |
3 | Графы на плоскости | 4 | 1 | 3 |
4 | Геометрические задачи | 8 | 3 | 5 |
5 | Математические соревнования, ребусы | 5 | 1 | 4 |
Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (8часов)
Теория: Историческая информация о происхождении чисел.
Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.
Тема 2: Текстовые задачи (10 часов)
Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи
Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)
Теория: Теория графов. Элементы теории графов
Практика: Решение задач
Тема 4: Геометрические задачи (8часов)
Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.
Практика: Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.
Тема 5: Математические соревнования, ребусы (5часов)
Теория: Ребусы. Математические ребусы
Практика: «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | дата | ||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | план | факт | |||
1 | ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ Математическая смесь. | 1 | Цели, задачи, требования к работе | 1неделя | ||
2 | Из истории математики А) История развития математики. Б) счет у первобытных людей. | 1 | Цифра, число, римские и арабские цифры, | 2 неделя | ||
3 | Поиски закономерностей. | 1 | Старинные меры длины: аршин, верста, косая | 3неделя | ||
4 | Восстановление знаков действий. | 1 | сажень, локоть, | 4неделя | ||
5 | Запись цифр и действий у других народов. | 1 | Числовое множество, последовательность чисел | 5неделя | ||
6 | Действия с римскими цифрами. | 1 | числовая головоломка | 6неделя | ||
7 | Приемы устного счета. | 1 | Закономерность чисел, магический квадрат | 7неделя | ||
8 | Расшифровка записей. | 1 |
| Логическая задача | 8неделя | |
9 | Числовые ребусы. | 1 | предложение, суждение, истинное и ложное высказывание | Решение ребусов | 9неделя | |
10 | Числа великаны и числа малютки. | 1 | Работа с числами | 10неделя | ||
11 | Логические задачи. | 1 | высказывание | Логическая задача | 11неделя | |
12 | Конечные и бесконечные множества. | 1 | предложение, суждение, истинное и ложное высказывание | 12неделя | ||
13 | Соревнования «Математическая регата» | 1 | Задача на перевозку, задача на переправу | соревнование | 13неделя | |
14 | Множества. | 1 | Процент, смесь, сплав | 14неделя | ||
15 | Применение графов к решению задач. | 1 | Граф, схема условия, степени вершин, ребра графа | Решение задач | 15неделя | |
16 | Переливания. | 1 | Задачи на переливание | Решение задач | 16неделя | |
17 | Взвешивания. | 1 | Задачи на взвешивание | Решение задач | 17неделя | |
18 | Математические ребусы. | 1 | Свойства графа, теорема о четности числа нечетных вершин | Решение ребусов | 18неделя | |
19 | Ребусомания | 1 | Игра | 19неделя | ||
20 | Равносоставленные фигуры. | 1 | Треугольник, его элементы (вершины, стороны, углы) | Решение задач | 20неделя | |
21 | Равносоставленные фигуры. Танграм. | 1 | лекция | 21неделя | ||
22 | Геометрические задачи на разрезание. | 1 | Четырехугольник, виды четырехугольников (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция), геометрические головоломки | Решение задач | 22неделя | |
23 | Игры с пентамино. | 1 | игра | 23неделя | ||
24 | Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру». | 1 | соревнование | 24неделя | ||
25 | Геометрия в пространстве. | 1 | Пространственные тела: куб, параллелепипед, призма, конус, шар | экскурсия | 25неделя | |
26 | Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом. | 1 | Пространственные тела: куб, параллелепипед, призма, конус, шар | 26неделя | ||
27 | В худшем случае. | 1 | Круглый стол вопросов и ответов | 27неделя | ||
28 | Принцип Дирихле. | 1 | Задача на разрезание | Решение задач | 28неделя | |
29 | Круги Эйлера. Графы. | 1 | лекция | 29неделя | ||
30 | Задачи на обратный ход. | 1 | Задачи на обратный ход. | Решение задач | 30неделя | |
31 | Соревнование. «Математическая стрельба». | 1 | конкурс | 31неделя | ||
32 | Решение математических задач с помощью рассуждений. | 1 | Решение задач | 32неделя | ||
33 | Математическая олимпиада | 1 | олимпиада | 33неделя | ||
34-35 | Итоговое занятие. | 2 | Защита проектов | 34неделя 35неделя |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Программа разработана с использованием материалов: Меркуловой Л.В. «Занимательная математика» и Николаевой Е.В.http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
- Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
- Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
- Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
- Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
- Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
- http://mathworld.ru/
- http://www.develop-kinder.com
- http://lineyka.inf.ua
- http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"
Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...