Открытый урок по теме :"Водная среда обитания" по природоведению в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок критического мышления, вполне соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gulyaeva_lyudmila_nikolaevna.docx | 14.35 КБ |
urok_kriticheskogo_myshleniya.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуляева Людмила Николаевна
Открытые уроки критического мышления. Природоведение 5 класс. Учебник и рабочая тетрадь по природоведению Н.И. Сонин, А.А.Плешаков.
Тема: Среды обитания. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к условиям обитания в ней.
Цели на уроке: Познакомиться с многообразием сред обитания, с организмами, обитающими в наземно-воздушной среде; определить условия жизни в этой среде и приспособления живых организмов в этой среде (тема урока и цели на уроке заранее не объявляются)
Вызов
Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с многообразием живых организмов.
А где живут организмы? (на Земле, везде, в воде и т.д. - ответы учащихся)
-одни летают в воздухе, другие бегают по земле или стоят укоренившись----примеры????
- вторые ни на минуту не выходят из почвы-----------примеры?????????
-третьи превосходно чувствуют себя в воде-----------примеры????????
-а иные живут в других организмах--------------примеры?????????
Делаем вывод – каждый живет там, где ему комфортно!
О чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно о средах обитания. Читаем учебник на стр.118 первый абзац. А четвертая среда называется организменная.
А что такое среда обитания? (заслушиваю варианты ответов) и даю определение
Среда обитания - это часть природы, в которой живут данные организмы, испытывая на себе разнообразное ее воздействие.
На доске перечень живых организмов, ребятам нужно определить и сказать где каждый из них обитает, и понять кто из них лишний и почему?
Антилопа, рысь, белка, заяц, еж, кенгуру, лев, страус, аист, чайка, кит, ворона
Животные обитают в воздухе , на деревьях, на земле……. Значит о какой среде обитания сегодня пойдет речь? Правильно, о наземно-воздушной.(записываю тему урока)
Осмысление
Далее использую прием ЗНАЮ-ХОЧУ ЗНАТЬ-УЗНАЛ
Давайте подумаем и скажем, что мы знаем о наземно-воздушной среде? Записываю на доске
Знаю хочу узнать узнал
Кто живет какие условия в этой среде (проговариваем в конце
???? Какие организмы еще обитают урока)
?????????? как животные приспособились к этой среде
Итак, формулируем цель урока.
Далее поэтапно выполняем поставленные цели.
1)Какие условия необходимы организмам для жизни?(свет, кислород, вода, температура)
Работа с учебником стр.118-119, индивидуальная работа с последовательным озвучиванием результатов. Самопроверка по рабочей тетради зад.2,стр.67.
Итог- много света, кислорода, не всегда достаточно воды, большие перепады температуры .
2)А теперь знакомимся с многообразием живых организмов, обитающих в наземно-воздушной среде. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.120.Среди живых организмов встречаются рекордсмены – читаем учебник стр.120. Просмотр презентации по многообразию организмов с голосами .
3) Как организмы приспособились к условиям среды?
Работа по учебнику стр.118-119 в парах:
1-я пара –какие приспособления к недостатку воды?
2-я пара – какие приспособления к перепадам температуры?
3-я пара – какие приспособления для передвижения?
Подведение итогов- отчеты по парам.
Физкультминутка
Рефлексия
Вспоминаем, какую цель мы перед собой ставили?
-что узнали об условиях среды (ответы)
-какие организмы обитают в воде (ответы)
-как организмы приспособились к условиям среды (ответы)
Цел достигнута? Да.
Ребята, теперь настало время оценить вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки, оцените пожалуйста свою работу:
Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе индивидуальной и парной, поставьте себе «5»
Если же считаете, что могли работать лучше, то поставьте «4»
Если сильно ленились –«3»
Выставление оценок учителем.
Домашнее задание :учебник стр.118-120 по наземно-воздушной среде, составить кластер по наземно-воздушной среде, приготовить сообщения по водным растениям.
Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Гуляева Людмила Николаевна
Открытые уроки критического мышления. Природоведение 5 класс. Учебник и рабочая тетрадь по природоведению Н.И. Сонин, А.А.Плешаков.
Тема: Водная среда. Приспособленность организмов к условиям обитания в этой среде.(заранее не озвучивается)
Цели на уроке: (заранее не озвучиваются)
Познакомиться с условиями водной среды, определить отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде
Вызов
Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали, что на нашей планете есть 4 среды обитания и познакомились с наземно-воздушной средой.
А как называется наша планета? ---Земля
А почему космонавты, глядя на нашу планету из космоса называют ее Океаном? (более 70% нашей планеты занято водой)Включаю звуки природы- шум воды и крики чаек, прослушиваем 30 секунд, прошу закрыть глаза и представить себя на берегу моря…
Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь? Правильно, о водной среде.
( записываю тему урока на доске)
Осмысление
Далее использую прием Знаю-Хочу знать-узнал
Давайте выясним , что мы знаем об этой среде (дети высказываются, я записываю на доске)
Знаю Хочу знать Узнал
Заполнена водой какие условия среды
Обитатели рыбы Какие организмы живут и чем питаются
И т.д. Как приспособились к этой среде
Чем отличается наземно-воздушная среда от водной
Помогаю детям сформулировать цели на уроке. Далее поэтапно достигаем поставленных целей.
1)Определяем условия среды по учебнику стр.119, чтение учебника вслух по очереди и разбираем по основным факторам среды – вода, температура, кислород, свет. Сравниваем с условиями в наземно-воздушной среде и заполняем таблицу в рабочей тетради задание 2,стр.67
2)С организмами, обитающими в водной среде знакомимся по презентации. Это только небольшая часть организмов. А как животные передвигаются в воде ? (плавают, ползают по дну, парят)
3)На столах лежат листочки, на которых представлен перечень организмов, обитающих в воде. Задача ребят сгруппировать их по приспособлениям к плаванию
Сгруппируй живые организмы по приспособлениям к плаванию
Бобры Дельфины Лягушки Киты Тюлени Моржи Выдры Водоплавающие птицы Рыбы Жуки-плавунцы
На выполнение работы дается 3-5 минут
По завершении ребята проверяют правильность выполненной работы по учебнику, стр.119 абзац «Самая заметная особенность…»(самопроверка)
Проговариваем вслух полученные результаты.
4)Разбираемся как разные организмы дышат в воде, работа в парах по партам с учебником на стр.121 Водная среда
1-я пара - выясняет как дышат раки и рыбы
2-я пара – как дышат земноводные и водные жуки
3-я пара - как дышат звери. Заслушиваем отчет о работе каждой пары
Физкультминутка
5) Кто-нибудь из вас был на рыбалке? Легко ли удержать рыбу в руках? Нет, а почему? Рыба имеет слизь, которая снижает трение о воду, а еще этому способствует обтекаемая форма тела - это еще одна приспособленность организмов к среде.
6) В полярных широтах вода бывает достаточно холодной, поэтому организмам нужно как-то сохранять тепло, как? Животные накапливают толстый слой подкожного жира
7)Кроме животных в воде живут и растения. Какие? Сообщение детей о водных растениях
Рефлексия
Что же вы сегодня узнали на уроке?
Дети поочередно проговаривают освоенный материал последовательно по тем этапам, какие использовались на уроке.
Итак, мы с вами достигли всех поставленных целей? Да.
Настало время оценить свою работу на уроке. Возьмите листы самооценки и поставьте себе оценку. Оценка работы учителем.
Домашнее задание: стр.119,121 о водной среде, рабочая тетрадь зад.5 стр.68, составить кластер по водной среде
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс
План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....
Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"
«Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока: 1. Обобщение знаний учащихся по теме. 2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического материа...
Открытый урок по теме Простые и составные числа 6 класс
Урок с использованием ЭОР...
Открытый урок по теме " Модальный глагол Can" в 3 классе
Открытый урок для 3 класса по теме "Модальный глагол can" с использованием видеоматериалаов....
Открытый урок по теме "Животные в моей жизни" 6 класс
конспект урока по теме "Животные в моей жизни" в 6 классе по УМК Биболетовой...
Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...
Урок по теме "Водная среда обитания". Природоведение. 5-й класс.
Тип урока: урок- путешествие....