Пояснительная записка-5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska-5_klass.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Устава МБОУ ЕСОШ № 1, Учебного плана МБОУ ЕСОШ № 1 на 2013-2014 учебный год, программы «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2003 год издания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учебных заведений:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2005. Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5-х классах обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой, Н.В.и ИвановойН.В.
Настоящая программа рассчитана на 70 часов. В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ ЕСОШ № 1 на 2013-2014 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2013-2014 учебном году (23.02.2014г., 08.03.2014г., 01.05.2014г, 09.05.2014г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ № 1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по природоведению в 5 классе в 2013-2014 учебном году будет реализована в объёме в 5 «Г» классе – 68 часов
Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению в 5-х классах реализуется базовый уровень с элементами продвинутого по уровню владения информацией.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы авторами (Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2002) внесены следующие изменения:
- изменено количество часов на изучение темы «Вода» (в тематическом планировании отводится 3 часа вместо 6 часов по программе). Эти три часа распределены на обобщающие уроки по темам «Вселенная» и «Строение и свойства вещества», что связано с достаточной подготовкой учащихся по теме «Вода» в начальной школе и сравнительно небольшим количеством новых понятий.
- рекомендуемая программой тема «Растения и животные уголка живой природы» заменена темой «Ваши любимые растения и животные» что позволит расширить знания о растениях и животных научить ухаживать за ними в домашних условиях.
Цели изучения предмета:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Пакулова В.М., Иванова Н.В.: Рабочая тетрадь к курсу «Природа. Неживая и живая». 5 кл. – М.: Дрофа, 2005.
В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:
- Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2009.
- Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
- Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2011.
- 4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
- 5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2006 год; – М.: Аванта +, 2008
Умения познавательной компетентности учащихся 5 классов.
- Сравнивают природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
- Описывают по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
- Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.
- Приводят примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.
- Пользуются приборами для измерения изученных физических величин.
Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.
- Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.
- Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
- Находят значение указанных терминов в справочной литературе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Условные обозначения:
Владение предметными компетенциями:
- коммуникативной *;
- рефлексивной -;
- личностного саморазвития ^;
- ценностно-ориентационной •;
- смыслопоисковой ¦;
- профессионально-трудового выбора >.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу «Проектно-исследовательская деятельность» 10 класс Обучение в 10 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...