Антарктида. Географическое положение материка. История открытия и исследования
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме

Урок географии в 7 классе. Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

"Антарктида. Географическое положение материка.

История открытия и исследования"

Цель: определить географическое положение материка и ознакомить учащихся с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды; создать представление о своеобразии и уникальности природы материка.

Задачи:

Образовательные:

сформировать у учащихся систему знаний о географическом положении Антарктиды; охарактеризовать своеобразие географического положения материка; рассказать об истории открытия и исследования Антарктиды

Развивающие:

продолжить формирование у обучающихся умения определять физико-географическое положение материка, используя навыки работы с типовыми планами и географическими картами;  

продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации, сравнивать и делать выводы;

развивать интерес к предмету.

Воспитательные: формирование гражданской позиции  обучающихся на примере  героизма исследователей и первооткрывателей Антарктиды.

Оборудование: физическая  карта мира, атласы, учебники, мультимедийная  презентация, видеоролик «Антарктида».

Тип урока: урок изучения нового материала

Этап

Учитель

Ученики

1 Орг. Момент 1 мин

Здравствуйте! Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы - познакомимся с еще одним южным материком.

2. Мотивация учебной и познавательной деятельности - 5 мин

А что же это за материк, попытайтесь установить по данному описанию

« На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.

- А что же это за материк? 

Тема нашего урока «Антарктида. Г.П., история исследования»

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?

 Сегодня на уроке мы:

 - познакомимся с особенностями Г.П. историей открытия и исследования материка,

- постараемся найти ответ на вопрос: «Почему Антарктиду называют материком мира, науки и сотрудничества?»

Отвечают

Записывают в тетрадь

По цепочке отвечают

3. Проблемное поле - 5 мин

В географии есть два понятия «Антарктида» и «Антарктика».

Давайте выясним в чем разница между ними.

Работа с учебником на стр. 193

Ответ:

Антарктида – греч. Анти-против, лежащая против Арктики.

Антарктика – южная полярная область с прилегающими к ней островами и южные части океанов до 50-60 ю.ш.

Записываем в тетрадь.

4. Работа с рисунком в учебнике – 3 мин

Давайте определим какое место занимает Антарктида среди других материков и какова его площадь?

Учебник стр. 7, рис.3

5. Работа в парах - 10 минут.

- С чего начинается характеристика любого материка?

План:

  1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов, полюсов. (пересекает южный пол. Круг, в центре – южный полюс)
  2. Найти крайние точки, определить координаты (Крайняя северная точка материка расположена на Антарктическом полуострове - мыс Сифре 63° ю.ш. 58 з.д.).
  3. В каких климатических поясах находится материк?(антарктический, субантарктический)
  4. Какие океаны и моря омывают материк? (Южный океан)
  5. Как расположен материк относительно других материков? (ближе всего – Южная Америка, удален от Евразии и Северной Америки)

Молодцы ребята!!!

Скажите ребята, похожа ли Антарктида на другие материки?

Что показалось необычным?

(одна крайняя точка, в центре южный полюс, куда не иди - везде север, сходятся все меридианы)

С гп.

Работа в парах с атласом -7 минут

Фронтальная беседа

  1. Физкультурная минутка -1 мин.

Потянулись, расслабили руки. Глазками восьмерку.

Выполняют упражнения

  1. Изучение истории исследования материка. – 10 мин

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка.

Атарктида»  

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка.

Атарктида»  

Антарктида была открыта последней. Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые которые здесь работают, открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидели вещи, принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях.

- Давайте зайдем в этот музей и узнаем тайны открытия и изучения этого материка.

Предлагаю вам по ходу нашего путешествия заполнить таблицу в тетради

Путешественники и исследователи

Годы

Результат

 Во второй половине 18 века на поиски южного  материка отправилась английская экспедиция  во главе с Дж. Куком.

 Но интерес к этому району планеты не пропал. 4 июля 1819 г парусные шлюпы «Восток» и «Мирный», возглавляемые начальником экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, подняли паруса, и покинули крондштатский рейд, ушли в плавание к «Земле южной», неизвестной.

После открытия и исследования материка  путешественников влекла другая цель – покорение Южного полюса.

Выступление Новицкой Лены – 3 мин

О южной земле можно прочесть в трудах античных учёных, а на большинстве географических карт ХVI-ХVII в. можно даже наблюдать гипотетический южный материк, положение и конфигурация которого определялись догадкой. Основанием служило, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном полушарии Земли должно быть примерно одинаковым. Иначе, как рассуждали ученые того времени, нарушится равновесие и Земля будет постоянно ориентирована к Солнцу стороной с большей массой. Континент на юге как раз и должен был уравновесить избыток водной площади в низших широтах южного полушария.

В1642г. А.Тасман опроверг представление о том, что Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным материком.

     На поиски Южной неведомой земли отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды.

Заполняют таблицу

Заполняют таблицу  - 1 мин

Заполняют таблицу – 2 мин

Выступление Козлова Максима – 3 мин

Первым достиг Южного полюса норвежец Рауль Амундсен в конце 1911 года. Он и его экспедиция из нескольких человек добирались к полюсу на лыжах и собачьих упряжках. А месяцем позже к полюсу подошла другая экспедиция. Её возглавлял англичанин Роберт Скотт. Это, несомненно, был тоже очень мужественный и волевой человек. Но, увидев норвежский флаг, оставленный Амундсеном, Скотт пережил страшное потрясение: он лишь второй! До него здесь побывали! Сил на обратный путь у англичанина уже не осталось. «Боже Всемогущий, какое ужасное место!» - вывел он слабеющей рукой в дневнике. Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего несколько километров до базы, где были продукты и топливо. В ноябре 1912 года спасательный отряд нашёл палатку, а в ней замёрзшие тела путешественников. Благодаря величайшему географическому открытию, учёные получили сведения о внутренних районах материка. Но достались они дорогой ценой.

Заполнение таблицы

Проблемное поле – 3 мин

Вернемся к вопросу: «Почему Антарктиду называют материком мира, науки и сотрудничества?»

Стр. 194 –стр. 195 раздел: современные исследования Антарктиды - прочитать и ответить на вопрос.

Закрепление – 2 мин

Кроссворд

Фронтальная работа

Резерв – 5 мин

Составить синквейн. 

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Работают в тетради

Д.з. – 1 мин

П.48

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»

Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...

Антарктида. Географическое положение, открытие и первые исследования

Урок по теме "Антарктида. История открытия и географическое положение"...

Урок № 38 Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование

Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. Урок путешествие. Работа по группам. Презентация к уроку №38...

Разработка урока по географии для 7 класса по теме "Географическое положение Австралии.История открытия и исследования"

На уроке были использованы следующие технологии: информационные,тестовые,здоровьесберегающие.На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности,научности,индивидуального подхода к учащимс...

Урок: Модель урока деятельностной направленности по географии. Тема: "Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа". 7 класс

Данная модель  поможет учителю познакомиться с логикой построения урока деятельноятной направленности - урока - "открытия" нового знания с учетом ФГОС....

Географическое положение. Из истории открытия и исследования Южной Америки

Конспект урока в 7 классе "Географическое положение. Из истории открытия и исследования Южной Америки"...