Урок: Модель урока деятельностной направленности по географии. Тема: "Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа". 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс)

Гаврилюк Ольга Владимировна

Данная модель  поможет учителю познакомиться с логикой построения урока деятельноятной направленности - урока - "открытия" нового знания с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_avstraliya_moy.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока деятельностной направленности

Тема: Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа.

Цели урока:

Образовательная: формирование представления об особенностях географического положения Австралии, знакомство с историей открытия и исследования материка, особенностями рельефа. 

Развивающая: развитие картографических умений и навыков, умений формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении признаков географического положения материка, формулировать выводы, умений анализировать и обобщать полученные знания, формирование логического и критического мышления,

создание условий для развития системы умений работать с разными источниками  географической информации,

Воспитательная: расширение кругозора учащихся, формирование коммуникативных умений работы в группе, паре, коллективе, развитие познавательного интереса к географии.

Планируемые результаты.

Личностные:

  1. Формировать личностные представления об открытии материка, о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран.
  2. Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

  1. Формировать умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в паре, группе, коллективе.
  2. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником, атласом для исследования.
  3. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.
  4. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД: 

Умения анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии (географического положения, рельефа, полезных ископаемых)

Регулятивные УУД: 

  • Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями географического положения и компонентами природы, между особенностями строения земной коры, рельефом и полезными ископаемыми  
  • Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,  оценивать достигнутые результаты.  
  • Вести самостоятельный поиск, отбор информации,  осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу.
  • Выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные УУД: 

Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.

Предметные УУД:

  • Знать особенности географического положения материка Австралия; Называть и показывать природные  географические объекты материка, наносить их на контурную карту.
  • Умения находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей географического положения материка.
  • Умения сравнивать географическое положение материка Австралия с другими материками.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях положения материка Австралия.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.

Оборудование: физическая карта мира, тематические карты атласов, контурные карты, раздаточный материал план описания материка мультимедиа.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.

Методы обучения: репродуктивный (стимулирование учебной деятельности), наглядный, проблемно – поисковый, эвристическая беседа, практическая работа.

Ход урока.

I этап. Организационный момент (1 мин)
Приветствие, готовность учащихся к уроку, организация рабочего настроения на сотрудничество.

II этап. Мотивация и самоопределение к деятельности (целеполагание) (3-4 мин)

Мотивационное начало урока (включение учащихся в учебную деятельность)

Побуждение (вызов) – прием «Верите ли вы?»

Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным географическим объектом. Верите ли вы, что… 

 «Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Taм протекают реки без воды.
(Они в пустыни пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение…..» (Галина Усова)

Это очень удивительный материк на Земле. На нем: при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее; это материк – заповедник, здесь обитают животные и произрастают растения, которых нет на других материках; на материке расположено только одно государство. За размеры его иногда называют материк-остров. Это материк «наоборот». С латинского языка austral – переводится «противоположный, южный». И открыт он был почти позже всех. Рассказ учителя на фоне слайд-шоу

Вопрос: Как вы думаете, о каком материке идёт речь? С каким материком мы сегодня познакомимся? (Австралия)

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Высказывают предложения по определению темы и целей урока. 

Записываем дату, тему урока: «Австралия, её географическое положение и история исследования, особенности рельефа».

III этап. Усвоение новых знаний (25 мин)

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие по Австралии. А что  вам известно об этом материке? Мотивация – прием «Корзина идей». 

Задание учащимся: Интересные факты о материке или Самый самый … материк (каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что известно о материке, затем происходит обмен информацией в парах или группах, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации)

Учащиеся: Самый маленький, самый низкий, самый засушливый материк, самый «спокойный» - единственный материк, где нет ни одного вулкана, самый бедный реками, самый малонаселенный, самый заповедный материк, и т.д.

1 Блок. Особенности ФГП материка.

Учитель: Ребята, вспомните план характеристики материка.

Учащиеся: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климатические пояса, природные зоны, население, страны.

Учитель: Нам предстоит (план урока):

а) выявить особенности физико-географического положения Австралии;

б) нанести особенности ГП на контурную карту:

в) узнать, как происходило открытие и исследование материка.

г) особенности рельефа материка

Проблемный вопрос:

Учитель: Как вы думаете, почему особенности физико-географического положения главная из характеристик? Почему изучают первым вопросом?

Учащиеся: Потому что ФГП откладывает отпечаток на все другие характеристики материка.

Учитель: выясним, как добраться до «пятого» континента.

«Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол- оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100–200 лет тому назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов. В 17 часов садишься на Шереметьевском аэродроме в Ил-62. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 утра по местному времени следующего дня – в Сингапуре. В 8 вечера снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова Индийского океана,

Индонезия и, наконец, с рассветом Австралия. Долго – долго летим над пустынями. И только утром совершаем посадку в самом большом городе Австралии – Сиднее».

Так, где же расположен этот континент? Сейчас мы об этом узнаем.

Работаем в парах по плану:

  1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.
  2. В каких полушариях расположен?
  3. Как расположен материк по отношению к другим материкам?
  4. Какие моря и океаны омывают материк, изрезанность береговой линии.
  5. В каких климатических поясах находится? 
  6. Найдите крайние точки материка, их координаты.

Задание учащимся:

Учитель: Используя карты атласа, проведем сравнение географического положения Австралии и Африки (таблица для сравнения выведена на слайд)

Практическая работа: «Сравнение географического положения Австралии и Африки».

Заполните пустующую колонку:

План

Африка

Австралия

1

Как материк расположен относительно экватора, тропиков

пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии.

2

Как материк расположен относительно нулевого меридиана

расположена в Западном и в Восточном полушариях

3

Положение относительно других материков

далеко находится от других материков за исключением Евразии.

4

Океаны, омывающие берега материков

Атлантический и Индийский океаны

5

Особенности береговой линии

Слабо изрезана

6

В каких климатических поясах расположен материк?

1) экваториальном

2) субэкваториальном

3) тропическом

4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс.

Первичное закрепление:

Объясняем значение строчек стихотворения с точки зрения ФГП Австралии

«Она располагается под нами. ….

автор имеет в виду то, что мы живём в северном полушарии Земли, а Австралия находится в Южном.

«Там очевидно ходят вверх ногами»

южное полушарие находится внизу, если смотреть на карту

« Там наизнанку вывернутый год»

в Южном полушарии всё наоборот: когда наше полушарие (северное) повернуто к Солнцу, и у нас лето, в Австралии (южное полушарие) -  «зима», и наоборот.

«Там расцветают в октябре сады»

Октябрь – весна в южном полушарии

« Там в январе, а не в июле лето»

Декабрь, январь, февраль – летние месяцы в южном полушарии

«Там протекают реки без воды, они в пустыне пропадают где-то»

Большая часть Австралии находится в тропическом поясе и реки (например, Дарлинг) в период засухи пересыхают. «Крики» - пересыхающие русла рек. ( в Африке  – «вади»)

Задание «Верно - неверно»

  1.  Австралия полностью лежит в восточном полушарии.(+)
  2. Австралию омывает два океана.(+)
  3. К югу от материка находится остров Тасмания. (+)
  4. Австралию открыл Васко да Гама.(-)
  5. Большая часть Австралии лежит в северном полушарии.(-)
  6. На юге Австралию омывает Гвинейский залив.(-)
  7. Австралию пересекает Южный тропик. (+)
  8. Австралия расположена во всех полушариях.(-)
  9. В переводе на русский язык слово «Австралия» означает «южный».(+)
  10. Австралия является самым маленьким обломком Гондваны.(+)

Ответы: +++---+-++

2 Блок. История открытия и исследования материка.

Учитель: Итак, вы обратили внимание на то, что материк Австралия удален от всех остальных   материков. Этот факт сыграл не маловажную роль в истории открытия материка.

Задание учащимся: составьте логическую цепочку «Как географическое положение повлияло на открытие материка?»

Австралия удалена от других материков                      лежит в стороне от торговых путей

                     была открыта позже других

Проблемный вопрос: почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)

Задание учащимся:  используя текст учебника или заранее подготовленные выступления учащихся, определите важные исторические этапы в открытии и исследовании Австралии. Результаты занесите в таблицу. 

Исследователь

Дата

Что открыто?

В. Янсзон

Л. Торрес

А. Тасман

Д. Кук

3  Блок. Особенности рельефа материка.

Проблемный вопрос: Австралию называют «самым спокойным» в геологическом отношении материком. Справедливо ли это утверждение?

Задание учащимся:  

  • Что лежит в основании материка?
  • Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?
  • Где происходит столкновение литосферных плит, в каком направлении они движутся?

По карте «Строение земной коры» учащиеся отвечают на вопросы учителя и составляют логическую цепочку:

В основе материка древнейшая платформа, горная система сложена древней складчатостью,                        на материке нет областей новой складчатости,                            нет действующих вулканов и областей землетрясений                             самый спокойный в геологическом отношении материк.

Задание учащимся:  

  • Какие формы рельефа встречаются на материке?
  • Как они размещаются по территории континента?

По физической карте учащиеся определяют черты рельефа материка: преобладания равнин: высоких плоскогорий на западе, низменностей в центре и вдоль побережий, наличие единственной горной страны Большого Водораздельного хребта на востоке материка.

Задание учащимся:  

  • Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента.

 Следует обратить внимание учащихся на размещении осадочных пород на платформах, а магматических- в складчатых областях.

Представление о рельефе и строении материка может быть подтверждено наглядно  слайдами.

IV этап. Диагностика качества освоения темы ( 8 мин)

Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова), такой текст даётся каждому из учащихся.

«Материк  Австралия от экватора находится  в ________ полушарии. Почти посередине его пересекает ___________ тропик. Самой северной точкой материка является ________.  Очертание материка просты, берега_________изрезаны. С юга в материк глубоко вдаётся ________________________ залив. С севера – залив ___________. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000км. Тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ______________________________. Южнее материка расположен остров ________, который раньше был частью Австралии.  В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ____________, от которого она отделилась к концу мезозоя. По всему восточному побережью проходит горная цепь ________________________. Здесь же находится самая высокая вершина _________, высота которой достигает ________ метров».

V этап.  Рефлексивная деятельность (3 мин)

Самооценка каждого ученика.

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

  • Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому________________
  • Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя_________
  • Я понял(а) материал частично_______
  • Я ничего не понял(а)________
  • Могу оценить свою работу на уроке оценкой «__»

VI этап.  Домашнее задание (2-3 мин): параграф, на контурную карту нанести изученные географические объекты: крайние точки и их координаты, протяженность материка, береговую линию, формы рельефа.

VI I  этап.  Итог урока. Выставление отметок (1-2 мин)

Выставление и комментирование оценок учителем, оценка урока учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»

Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...

Конспект урока "Географическое положение Австралии . История открытия материка".

Конспект урока по теме " Географическое положение Австралии " содержит информацию о особенностях ГП материка , первооткрывателях и освоении материка....

Разработка урока по географии для 7 класса по теме "Географическое положение Австралии.История открытия и исследования"

На уроке были использованы следующие технологии: информационные,тестовые,здоровьесберегающие.На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности,научности,индивидуального подхода к учащимс...

Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....

Технологическая карта урока географии «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка, рельеф и полезные ископаемые».

7 класс «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые»...

Африка: географическое положение. История открытия и исследования материка

Цели и задачи урока: Познакомить с физико–географическим положением Африки, Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм,Продолжить формировать умения работать с картами атла...