Урок: Модель урока деятельностной направленности по географии. Тема: "Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа". 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс)
Данная модель поможет учителю познакомиться с логикой построения урока деятельноятной направленности - урока - "открытия" нового знания с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_avstraliya_moy.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока деятельностной направленности
Тема: Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка. Особенности рельефа.
Цели урока:
Образовательная: формирование представления об особенностях географического положения Австралии, знакомство с историей открытия и исследования материка, особенностями рельефа.
Развивающая: развитие картографических умений и навыков, умений формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении признаков географического положения материка, формулировать выводы, умений анализировать и обобщать полученные знания, формирование логического и критического мышления,
создание условий для развития системы умений работать с разными источниками географической информации,
Воспитательная: расширение кругозора учащихся, формирование коммуникативных умений работы в группе, паре, коллективе, развитие познавательного интереса к географии.
Планируемые результаты.
Личностные:
- Формировать личностные представления об открытии материка, о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран.
- Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные
- Формировать умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в паре, группе, коллективе.
- Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником, атласом для исследования.
- Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.
- Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
Умения анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии (географического положения, рельефа, полезных ископаемых)
Регулятивные УУД:
- Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями географического положения и компонентами природы, между особенностями строения земной коры, рельефом и полезными ископаемыми
- Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, оценивать достигнутые результаты.
- Вести самостоятельный поиск, отбор информации, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу.
- Выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные УУД:
Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.
Предметные УУД:
- Знать особенности географического положения материка Австралия; Называть и показывать природные географические объекты материка, наносить их на контурную карту.
- Умения находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей географического положения материка.
- Умения сравнивать географическое положение материка Австралия с другими материками.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях положения материка Австралия.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.
Оборудование: физическая карта мира, тематические карты атласов, контурные карты, раздаточный материал план описания материка мультимедиа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный (стимулирование учебной деятельности), наглядный, проблемно – поисковый, эвристическая беседа, практическая работа.
Ход урока.
I этап. Организационный момент (1 мин)
Приветствие, готовность учащихся к уроку, организация рабочего настроения на сотрудничество.
II этап. Мотивация и самоопределение к деятельности (целеполагание) (3-4 мин)
Мотивационное начало урока (включение учащихся в учебную деятельность)
Побуждение (вызов) – прием «Верите ли вы?»
Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным географическим объектом. Верите ли вы, что…
«Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Taм протекают реки без воды.
(Они в пустыни пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение…..» (Галина Усова)
Это очень удивительный материк на Земле. На нем: при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее; это материк – заповедник, здесь обитают животные и произрастают растения, которых нет на других материках; на материке расположено только одно государство. За размеры его иногда называют материк-остров. Это материк «наоборот». С латинского языка austral – переводится «противоположный, южный». И открыт он был почти позже всех. Рассказ учителя на фоне слайд-шоу
Вопрос: Как вы думаете, о каком материке идёт речь? С каким материком мы сегодня познакомимся? (Австралия)
Давайте вместе сформулируем цель нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Высказывают предложения по определению темы и целей урока.
Записываем дату, тему урока: «Австралия, её географическое положение и история исследования, особенности рельефа».
III этап. Усвоение новых знаний (25 мин)
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие по Австралии. А что вам известно об этом материке? Мотивация – прием «Корзина идей».
Задание учащимся: Интересные факты о материке или Самый самый … материк (каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что известно о материке, затем происходит обмен информацией в парах или группах, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации)
Учащиеся: Самый маленький, самый низкий, самый засушливый материк, самый «спокойный» - единственный материк, где нет ни одного вулкана, самый бедный реками, самый малонаселенный, самый заповедный материк, и т.д.
1 Блок. Особенности ФГП материка.
Учитель: Ребята, вспомните план характеристики материка.
Учащиеся: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климатические пояса, природные зоны, население, страны.
Учитель: Нам предстоит (план урока):
а) выявить особенности физико-географического положения Австралии;
б) нанести особенности ГП на контурную карту:
в) узнать, как происходило открытие и исследование материка.
г) особенности рельефа материка
Проблемный вопрос:
Учитель: Как вы думаете, почему особенности физико-географического положения главная из характеристик? Почему изучают первым вопросом?
Учащиеся: Потому что ФГП откладывает отпечаток на все другие характеристики материка.
Учитель: выясним, как добраться до «пятого» континента.
«Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол- оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100–200 лет тому назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов. В 17 часов садишься на Шереметьевском аэродроме в Ил-62. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 утра по местному времени следующего дня – в Сингапуре. В 8 вечера снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова Индийского океана,
Индонезия и, наконец, с рассветом Австралия. Долго – долго летим над пустынями. И только утром совершаем посадку в самом большом городе Австралии – Сиднее».
Так, где же расположен этот континент? Сейчас мы об этом узнаем.
Работаем в парах по плану:
- Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.
- В каких полушариях расположен?
- Как расположен материк по отношению к другим материкам?
- Какие моря и океаны омывают материк, изрезанность береговой линии.
- В каких климатических поясах находится?
- Найдите крайние точки материка, их координаты.
Задание учащимся:
Учитель: Используя карты атласа, проведем сравнение географического положения Австралии и Африки (таблица для сравнения выведена на слайд)
Практическая работа: «Сравнение географического положения Австралии и Африки».
Заполните пустующую колонку:
План | Африка | Австралия | |
1 | Как материк расположен относительно экватора, тропиков | пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии. | |
2 | Как материк расположен относительно нулевого меридиана | расположена в Западном и в Восточном полушариях | |
3 | Положение относительно других материков | далеко находится от других материков за исключением Евразии. | |
4 | Океаны, омывающие берега материков | Атлантический и Индийский океаны | |
5 | Особенности береговой линии | Слабо изрезана | |
6 | В каких климатических поясах расположен материк? | 1) экваториальном 2) субэкваториальном 3) тропическом 4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс. |
Первичное закрепление:
Объясняем значение строчек стихотворения с точки зрения ФГП Австралии
«Она располагается под нами. …. | автор имеет в виду то, что мы живём в северном полушарии Земли, а Австралия находится в Южном. |
«Там очевидно ходят вверх ногами» | южное полушарие находится внизу, если смотреть на карту |
« Там наизнанку вывернутый год» | в Южном полушарии всё наоборот: когда наше полушарие (северное) повернуто к Солнцу, и у нас лето, в Австралии (южное полушарие) - «зима», и наоборот. |
«Там расцветают в октябре сады» | Октябрь – весна в южном полушарии |
« Там в январе, а не в июле лето» | Декабрь, январь, февраль – летние месяцы в южном полушарии |
«Там протекают реки без воды, они в пустыне пропадают где-то» | Большая часть Австралии находится в тропическом поясе и реки (например, Дарлинг) в период засухи пересыхают. «Крики» - пересыхающие русла рек. ( в Африке – «вади») |
Задание «Верно - неверно»
- Австралия полностью лежит в восточном полушарии.(+)
- Австралию омывает два океана.(+)
- К югу от материка находится остров Тасмания. (+)
- Австралию открыл Васко да Гама.(-)
- Большая часть Австралии лежит в северном полушарии.(-)
- На юге Австралию омывает Гвинейский залив.(-)
- Австралию пересекает Южный тропик. (+)
- Австралия расположена во всех полушариях.(-)
- В переводе на русский язык слово «Австралия» означает «южный».(+)
- Австралия является самым маленьким обломком Гондваны.(+)
Ответы: +++---+-++
2 Блок. История открытия и исследования материка.
Учитель: Итак, вы обратили внимание на то, что материк Австралия удален от всех остальных материков. Этот факт сыграл не маловажную роль в истории открытия материка.
Задание учащимся: составьте логическую цепочку «Как географическое положение повлияло на открытие материка?»
Австралия удалена от других материков лежит в стороне от торговых путей
была открыта позже других
Проблемный вопрос: почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)
Задание учащимся: используя текст учебника или заранее подготовленные выступления учащихся, определите важные исторические этапы в открытии и исследовании Австралии. Результаты занесите в таблицу.
Исследователь | Дата | Что открыто? |
В. Янсзон | ||
Л. Торрес | ||
А. Тасман | ||
Д. Кук |
3 Блок. Особенности рельефа материка.
Проблемный вопрос: Австралию называют «самым спокойным» в геологическом отношении материком. Справедливо ли это утверждение?
Задание учащимся:
- Что лежит в основании материка?
- Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?
- Где происходит столкновение литосферных плит, в каком направлении они движутся?
По карте «Строение земной коры» учащиеся отвечают на вопросы учителя и составляют логическую цепочку:
В основе материка древнейшая платформа, горная система сложена древней складчатостью, на материке нет областей новой складчатости, нет действующих вулканов и областей землетрясений самый спокойный в геологическом отношении материк.
Задание учащимся:
- Какие формы рельефа встречаются на материке?
- Как они размещаются по территории континента?
По физической карте учащиеся определяют черты рельефа материка: преобладания равнин: высоких плоскогорий на западе, низменностей в центре и вдоль побережий, наличие единственной горной страны Большого Водораздельного хребта на востоке материка.
Задание учащимся:
- Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента.
Следует обратить внимание учащихся на размещении осадочных пород на платформах, а магматических- в складчатых областях.
Представление о рельефе и строении материка может быть подтверждено наглядно слайдами.
IV этап. Диагностика качества освоения темы ( 8 мин)
Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова), такой текст даётся каждому из учащихся.
«Материк Австралия от экватора находится в ________ полушарии. Почти посередине его пересекает ___________ тропик. Самой северной точкой материка является ________. Очертание материка просты, берега_________изрезаны. С юга в материк глубоко вдаётся ________________________ залив. С севера – залив ___________. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000км. Тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ______________________________. Южнее материка расположен остров ________, который раньше был частью Австралии. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ____________, от которого она отделилась к концу мезозоя. По всему восточному побережью проходит горная цепь ________________________. Здесь же находится самая высокая вершина _________, высота которой достигает ________ метров».
V этап. Рефлексивная деятельность (3 мин)
Самооценка каждого ученика.
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
- Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому________________
- Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя_________
- Я понял(а) материал частично_______
- Я ничего не понял(а)________
- Могу оценить свою работу на уроке оценкой «__»
VI этап. Домашнее задание (2-3 мин): параграф, на контурную карту нанести изученные географические объекты: крайние точки и их координаты, протяженность материка, береговую линию, формы рельефа.
VI I этап. Итог урока. Выставление отметок (1-2 мин)
Выставление и комментирование оценок учителем, оценка урока учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»
Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...
Конспект урока "Географическое положение Австралии . История открытия материка".
Конспект урока по теме " Географическое положение Австралии " содержит информацию о особенностях ГП материка , первооткрывателях и освоении материка....
Разработка урока по географии для 7 класса по теме "Географическое положение Австралии.История открытия и исследования"
На уроке были использованы следующие технологии: информационные,тестовые,здоровьесберегающие.На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности,научности,индивидуального подхода к учащимс...
Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»
Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....
Технологическая карта урока географии «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка, рельеф и полезные ископаемые».
7 класс «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые»...
Африка: географическое положение. История открытия и исследования материка
Цели и задачи урока: Познакомить с физико–географическим положением Африки, Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм,Продолжить формировать умения работать с картами атла...