Урок № 38 Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. Урок путешествие. Работа по группам. Презентация к уроку №38
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no38_antarktida.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 38
Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование
Урок – путешествие. Учащиеся работают по группам.
Класс разбивается на 4,5 групп по 5-6 человек.
Каждая группа по ходу урока заполняет таблицу, контурную карту Антарктиды, тестовую работу, кроссворд по Антарктиде. На столе у каждой группы разложены в файлах эти материалы.
Предварительно учащимся класса было дано задание о исследователях материка Антарктида.
Цель: расширение знаний о полярных областях Земли на примере Антарктиды, закрепление навыков работы с Атласом, рисунками и текстом учебника, контурной картой.
Задачи:
- Рассмотреть особенности географического положения;
- Разобрать с учащимися новые термины и понятия;
- Познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды – самого материка и окружающих его вод;
- Показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды
Учебно-наглядный комплекс
Карта полушарий, карта Антарктиды, карты атласа, справочно -информационный материал, контурные карты Антарктиды, учебники, сообщения, презентация по уроку.
Формы проведения урока
Повторение уже известных и изучение новых терминов и понятий; рассказ учителя об истории открытия и исследования Антарктиды; работа учащихся с текстом учебника о современных исследованиях Антарктиды; практическая работа учеников с таблицей «Путешественники и исследователи Антарктиды»; сообщения учащихся об открытии Антарктиды;
Используемые методики проведения урока
Групповые технологии, проблемное обучение, технологии дифференциации обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение, здоровьесберегающая технология.
Ход урока
- Организационный момент.
Учащиеся делятся на группы и в протоколе записывают состав. Проверяют и знакомятся с раздаточным материалом. Проверяют подготовку к уроку.
- Вводная часть.
Учитель озвучивает тему, сравнивает материк изображённый на карте Полушарий, карте отдельного материка и на глобусе и просит найти разницу и попробовать ответить почему. Далее знакомит с особенностями материка Антарктида. Учащиеся записывают в тетрадь Самое, самое … и по ходу урока дополняют другие «рекорды» материка и отвечают почему.
1.Самый южный
2. Самый труднодоступный
3.Самый «Ледяной»
4.Самый высокий и т.д.
3. Исследование карты атласа для определения географическое положения материка Антарктида
Использовать «План описания географического положения материка» - стр. 374 и карты Атласа. На контурной карте отмечаем важные географические объекты.
Географическое положение материка Антарктида (Слайд 1)
- Линией синего цвета выделить нулевой и сто восьмидесятый меридианы.
- Линией зелёного цвета выделить полярный круг.
- Точкой красного цвета отметить крайнюю северную точку материка.
- Простым карандашом заштриховать западное полушарие.
- Синим цветом подписать океаны.
- Черными стрелочками от Антарктиды показать направление к материкам и подписать название материков.
(За это задание группа может получить 6 баллов)
Вывод: самый южный материк
4.Открытие материка (Слайд 3,4,5,6)
Прослушав, сообщения учащиеся заполняют таблицу «История исследования и открытия материка»
Дата | Страна | Исследователь, путешественник | Значение, событие |
(За это задание группа может получить не более 4 баллов)
5.Исследование материка. Вклад России в исследование материка
(Слайд 7, 8)
Рассмотрите справочную таблицу «История исследования Антарктиды» и запишите ответы на листочке №5
1.В какие года проходили открытия и исследования Земли Уилкса и Земли
Адели?
2.Какие исследования проводила экспедиция Д.Росса? Что названо в честь этого путешественника-учёного?
3.Сколько понадобилось лет чтобы доказать, что между 45° в.д. и 150° в.д.
сплошная суша Восточная Антарктида?
4.Кто первым пролетел над Южным полюсом?
5.Чем знаменателен Международный геофизический год для Антарктиды
Рассмотрите внимательно физическую карту Антарктиды и запишите ответы на листочке №5
6.Научные станции, каких стран расположены на материке Антарктида?
7.Определите действующие Российские станции в Антарктиде их названия и
географические координаты.
8.Определите, в какие года и между какими станциями российские исследо-
ватели совершили санно-гусенечные поездки?
9.Какой сектор Антарктики в основном изучается Россиянами?
10.Какие последние исследования проводились российскими учёными
в этом году?
(За это задание группа может получить 10 баллов)
Вывод: самый труднодоступный материк
Справочно-информационный материал.
История исследования Антарктиды
Дата | Страна | Исследователь | Событие |
1773-1775 | Англия | Дж. Кук | Первое пересечение Южного полярного круга |
1819-1821 | Россия | Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев | Открытие материка русской кругосветной экспедицией |
1838-1842 | США | Ч. Уилкс | Открытие Земли Уилкса |
1839-1842 | Франция | Ж. Дюмон-Дюрвиль | Открытие Земли Адели |
1841-1842 | Англия | Д. Росс | Открытие моря и ледяного барьера Росса, Земли Виктория |
1895 | Норвегия | К.Борхгревинк и Л. Кристенсен | Первая высадка на берег Антарктиды |
1898-1899 | Норвегия | К. Борхгревинк | Первая зимовка на материке |
1902-1903 | Англия | Р. Скотт | Открытие шельфового ледника Росса |
1908 | Англия | Э. Шеклтон | Первая попытка пересечения Антарктиды |
14.12.1911 | Норвегия | Р.Амундсен | Первое достижение Южного полюса |
18.01.1912 | Англия | Р. Скотт | Второе достижение Южного полюса |
1911-1931 | Австрия | Д. Моусон | Доказательство в ходе ряда экспедиций наличия сплошной суши между 45° и 150° в.д. |
1929 | США | Р.Берд | Первый полёт на самолёте над Южным полюсом |
1956 | СССР Россия | М. Сомов | Первая советская антарктическая экспедиция |
1957-1958 | 11 государств | Международный геофизический год | Одиннадцать государств мира договорились совместно изучать антарктический материк и обмениваться информацией |
1957 | СССР Россия | А. Трешников | Создание станции «Восток», регистрация минимальной температуры - -89 гр. С |
1958 | СССР Россия | Е. Толстиков | Достижение полюса недоступности |
6.Физкульт -минутка. (Слайд 9)
7. Закрепление полученных знаний. (Слайды 11-15)
Мы доказали что Антарктида самый южный и труднодоступный материк.
Доказательство того, что Антарктида самая холодная, ледяная, высокая и малообитаемая мы оставим на следующий урок.
Сейчас мы с вами повторим и закрепим свои исследования.
Тесты и задания для проверки
Отметьте правильный ответ
1.Антарктида была открыта:
А) в 1775 г.;
Б) в 1820 г.;
В) в 1895 г.;
Г) в 1911 г.
2. Первым на побережье Антарктиды высадился:
А) К. Борхгревинк в 1895 г.;
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен в 1820 г.;
В) Д. Росс в 1842 г.;
Г) Р.Скотт в 1902 г.
3. Борьбу за достижение Южного полюса вели:
А) Кук и Лазарев;
Б) Уилкс и Росс;
В) Шеклтон и Моусон;
Г) Амундсен и Скотт.
4. Международным географическим годом был объявлен:
А) 1950 г.;
Б) 1955 г.;
Д)1957 г.;
Д) 1960 г.
Ответы занести в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 |
(За это задание группа может получить 4 балла)
Картографический кроссворд (работа в контурных картах «Антарктида» №2)
Цифрами на контурной карте №2 обозначить:
- Магнитный полюс
- Южный полюс
- Станцию «Восток»
- Антарктический полуостров
- Массив Винсон
- Вулкан Эребус
- Шельфовый ледник Ронне
- Полюс недоступности
- Море Беллинсгаузена
- Море Лазарева
Используя физическую карту «Антарктика» ответить на вопросы:
- В каком море Южный магнитный полюс?
- В честь чего названа ст. «Восток»?
- Как называется станция на южном полюсе и почему?
- Какие моря омывают Антарктический полуостров?
- Самая высокая подлёдная точка Антарктиды?
- На острове, какого моря расположен вулкан Эребус?
- В каких полушариях расположен ледник Ронне?
- На каком плато полюс недоступности?
- Частью, какого океана является море Беллинсгаузена?
- В честь кого названо море Лазарева?
№ воп. | Ответы на вопросы картографического кроссворда |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
(За это задание группа может получить 20 баллов и дополнительно оценку «5»)
- Домашнее задание: § 36 и ответы на вопросы стр. 222
Протокол группы №….
Для урока: «Антарктида. Географическое положение и история исследования».
- Состав группы:
№ п/п | Фамилия, Имя | Замечания, поощрения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Работа в контурных картах №1 Антарктида
№ зад. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выполнен. |
(6 баллов)
Открытие материков.
Заполнить таблицу по сообщениям одноклассников и дополнениям учителя. (4-5 баллов)
Дата | Страна | Исследователь, путешественник | Значение, событие |
Листочек № 5
№ п/п | Ответы на вопросы Первые 5 вопросов | № п/п | Ответы на вопросы |
1. | 6. | ||
2. | 7. | ||
3. | 8. | ||
4. | 9. | ||
5. | 10. |
(10 баллов)
Работа с тестами ( Тесты и задания для проверки)
1 | 2 | 3 | 4 |
(За это задание группа может получить 4 балла)
Ответы на вопросы картографического кроссворда
№ воп. | Ответы на вопросы картографического кроссворда |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
(За это задание группа может получить 20 баллов и дополнительно оценку «5»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»
Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
конспект урока "Географическое положение Евразии.История исследования и открытия материка"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознате...
Антарктида. Географическое положение, открытие и первые исследования
Урок по теме "Антарктида. История открытия и географическое положение"...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды"
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...