Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии
статья по географии (10 класс) по теме
Материал представляет опыт работы преподавателей географии и медико-биологических дисциплин педагогического колледжа по развитию познавательного интереса. Предложены разнообразные варианты для работы на уроке, практике пробных уроков в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_interes.rar | 1.83 МБ |
razvitie_poznavatelnogo_interesa.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисицына Оксана Владимировна, преподаватель географии Никонова Валентина Николаевна, преподавательмедико-биологических дисциплин |
Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии
(Из опыта работы со студентами отделений: преподавание в начальных классах, физическая культура, дошкольное образование)
Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательным интересом мы понимаем положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом.
В настоящее время, когда ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний, особенно важно формировать интерес обучающихся к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы им быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире.
Познавательный интерес — это сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.
В качестве диагностических критериев познавательного интереса целесообразно выделить:
1. Положительно-познавательные отношения обучающихся к учебной и внеучебной работе,
2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.
3. Чтение дополнительной литературы по предмету.
4. Эмоциональное проявление в процессе деятельности.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения.
Поэтому на предметах естественнонаучного цикла мы используем различные формы, методы, средства и приемы активизации познавательной деятельности. Некоторые из них мы вам и предложим.
- Последнее время появилось довольно много электронных учебных пособий по всем предметам, которые содержат различный познавательный материал (анимации, видеоролики, фотографии), используемый на уроках. Слайды 2.
- Очень часто используются интерактивные рисунки и схемы на бумажном носителе. Слайды 3-4.
- Построение структурно-логических схем (используются преподавателями при изучении нового материала, в текущем повторении на уроках в колледже; студентами на практике пробных уроков по ОБЖ и окружающему миру, на занятиях в детском саду. Слайды 5-8
Используются на разных этапах урока для установления взаимосвязей между объектами в одной теме или двух.
4. Прием классификации требует большой аналитико-синтетической деятельности и используется призаполнение таблиц науроках (биологии, анатомии, географии) в колледже, на практике пробных уроков (ОБЖ, окружающий мир). Слайды 9-10.
5. Перенос имеющихся знаний в новую ситуацию. На уроке географии можно использовать:
- имена известных спортсменов мира при повторении (закреплении) материала о крупнейших народах мира. Слайд 11
- детские стихи, где описаны особенности природы, экономическая специализация, культурные традиции стран, которые иллюстрируются наглядными материалами, по которым нужно определить страну (одновременно используется как профессиональная направленность. Слайды 12.
- материал для определения страны (известные растения и животные, памятники архитектуры и природы, писатели, спортсмены, музыканты, блюда национальной кухни, культурные традиции и т.д.). Слайды 13-16.
Студенты применяют данный прием в практике пробных уроков по окружающему миру во 2 классе, где изучаются страны, материки, части света.
6.Игровые элементы. На занятии по краеведению игра «Как меня зовут?» по разным географическим объектам (растения, животные, вулканы, памятники природы). Слайд 17-18.
На уроке географии по аналогии с игрой «Пентагон», проходит игра «Узнайте (назовите) страну» по её описанию. Признаки построены таким образом, что каждый последующий все точнее локализует ответ. Для правильного ответа предлагаются четыре подсказки. Многие студенты с удовольствием включаются в создание таких мини-презентаций «Узнай страну». Работа требует умения отбирать наиболее важные, значимые, узнаваемые признаки о стране. Слайды 19-20
7. Кроссворды. Их используют на уроках для лучшего усвоения номенклатуры и терминологии. Используются на этапах проверки знаний, закрепления, постановки проблемного вопроса. Широко используются студентами в начальной школе на практике пробных уроков. Слайды 21-22.
8. Приём «Найди лишнее».Используются на этапах проверки знаний, закрепления, постановки проблемного вопроса. Требует пояснений. Так же широко используются студентами в начальной школе на практике пробных уроков. Слайды 23-24
9. Игры для студентов всех отделений. По окончанию изучения географии для студентов 1 курса проводится игра «Умники и умницы». Вопросы составлены с учетом профессиональной направленности (будущие учителя физкультуры, начальной школы, воспитатели детского сада). По описанию определите вид спорта, детскую сказку, её автора и страну. Слайд 25.
В колледже стало традиций проводить неделю здоровья для всех групп студентов. В рамках недели проходит экспресс-игра для 1 курсов «Ты и твоё здоровье», которая включает станции: «Дополняйка», «Узнавайка», «Всезнайка», «Угадайка», «Нарисуйка», «Чёрный ящик». На каждой станции студенты получают задания, которые необходимо выполнить за определенное время. Ответы оценивают студенты старших курсов. Слайды 26.
Такие игры учат работать в команде, умению выбирать верный ответ из нескольких вариантов, отстаивать свою точку зрения.
10. Конкурсы. Показать своё умение создавать презентации на разные темы помогают конкурсы среди студентов СПО. Слайды 27-28.
Выступление сопровождается показом слайдов презентации.
Литература
Аквилёва Г.Н. и др. Методика преподавания естествознания в начальной школе.-М.: Владос, 2001.
Блаженов В. А.Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. - М.: Дрофа, 2006.
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: беседы с будущим учителем. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:"Развитие познавательного интереса к профессии и система контроля за качеством знаний"
В работе раскрываются понятие "познавательного интереса", проблеммы с которыми сталкнулась во время работы с обучающимися не имеющими 9 классов, методы их преодаления.Используемые формы и методы контр...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развитие познавательных интересов и способностей младших школьников, как пути эффективного и качественного повышения уровня успеваемости и развития мыслительных действий".
ПРЕДСТАВЛЕНЫЙ МАТЕРИАЛ РАСКРЫВАЕТ ТЕМУ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА НА ЗАНЯТИЯХ САМОПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ....
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики»
статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики», Качмашева Наталья Дмитриевна, учитель физики, ГБОУ Гимназия 177...
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...
Развитие познавательных интересов у подростков со сниженной мотивацией обучения.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного образования. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования мот...
Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»
laquo;Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.»Конфуций (450 г. до н.э.) В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменени...