Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
«Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я, может быть, запомню,
Вовлеки меня, и я пойму.»
Конфуций (450 г. до н.э.)
В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменение в личности ученика, и зачастую это изменение может заключаться в отсутствии интереса к учебной и познавательной деятельности. Особенно ярко выраженно это наблюдается у подростков, при переходе из класса в класс. У них снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким.
При этом каждый учитель желает, чтобы его ученики учились хорошо, в большей степени сами изъявляли желание заниматься на уроках и проявляли интерес к его предмету.
Как же повлиять на данную ситуацию с положительной стороны и добиться хороших результатов?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_krivosheeva_as.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заславская средняя общеобразовательная школа
Доклад
«Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»
Подготовил : учитель биологии
и географии
Кривошеева А.С.
2022 год
«Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я, может быть, запомню,
Вовлеки меня, и я пойму.»
Конфуций (450 г. до н.э.)
В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменение в личности ученика, и зачастую это изменение может заключаться в отсутствии интереса к учебной и познавательной деятельности. Особенно ярко выраженно это наблюдается у подростков, при переходе из класса в класс. У них снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким.
При этом каждый учитель желает, чтобы его ученики учились хорошо, в большей степени сами изъявляли желание заниматься на уроках и проявляли интерес к его предмету.
Как же повлиять на данную ситуацию с положительной стороны и добиться хороших результатов?
При работе с детьми можно для себя выбрать один из способов влияния на ребенка, и каждый из выбранных вариантов работы возможен и имеет право на существование.
Первый – заставить детей хотеть; второй – научиться учить детей так, чтобы дети хотели и умели учиться. Но заставить хотеть очень трудно, это повлечет за собой ряд неудобств, например это неприятно будет обеим сторонам данного процесса воспитания и обучения. Очень часто позиционируется как со стороны родителей так и учителей в сознании ученика - «надо». Но при этом необходимо постоянно контролировать ребёнка. Как только контроль ослабнет, то хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее. Он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации.
Поэтому главной задачей перед педагогом стоит развитие и формирование мотивации учебной деятельности ученика, так как все таки ребенка нельзя заставить учиться если он относиться к знаниям равнодушно и без интереса. Именно от мотивации зависит уровень учебной активности и успеваемости каждого учащегося.
Для выполнения данной задачи, учитель должен стать неким связующим звеном между ребенком и его положительными возможностями усвоения учебного материала.
«Связующее звено» (далее учитель) изучает и формирует устойчивую мотивацию на уроках через включение каждого ученика в активную деятельность на уроках через развитие внимания – одного из основных условий успешного восприятия учебного материала, и довести представления по изучаемой теме до формирования устойчивых знаний и возможностей применения этих знаний на практике.
Каждый учитель должен ясно понимать и осознавать, что на уроке именно он является главным источником информации, а значит должен брать на себя роль самого активного участника процесса, от которого в первую очередь и зависит результат его же деятельности. Здесь ему на помощь приходят те педагогические технологии, которые дают уже ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть просто их пассивным потребителем.
Таким образом все указывает на то, что учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не учат, а создают такие условия, в которых он учится.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности на уроках биологии по моему мнению, являются:
- Содержание учебного материала;
- Организация учебной деятельности;
- Коллективные формы учебной деятельности;
- Оценка учебной деятельности;
- Стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание учебного материала фактор который я поставила на первое место, потому как он выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают. Известно так же что учебный материал выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников. Но сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого – либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности.
Конечно основное содержание учебного материала определено программой. Тем не менее оно должно не только отвечать требованиям государственных стандартов, но и быть ориентировано на ученика. Содержание учебного материала для каждого урока необходимо тщательно отбирать. Для этого могут быть использованы самые разные источники информации. Прежде всего это учебник и прилагаемый к нему учебно-методический комплекс.
Очень важно при подаче информации использовать наглядный материал. Любой построенный урок при использовании дополнительно компьютерной презентации обладает мотивирующей силой и способствует побуждению интереса к учению.
На втором месте я рассматриваю не менее важный этап урока, это сама организация учебной деятельности.
Каждый проведенный урок я могу разделить на три этапа.
Вначале я сообщаю учащимся, почему и для чего нужно знать данный раздел учебной программы, объясняю ребятам какова основная учебная задача стоит перед нами в данной работе. Важно продумать вступительную часть урока основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.
На втором этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием. Для этого используются не только индивидуальный способ обучения, но и коллективный.
Коллективный способ учения основан на педагогике сотрудничества: учитель-ученик и ученик-ученик. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Своим одноклассникам такие дети не боятся отвечать, находят поддержку.
На основе этого учебный процесс необходимо организовать так, чтобы каждый ученик активно был задействован в процессе всего занятия. Этот способ также предполагает такую организацию учебной работы, когда знания каждого зависят от знаний других членов группы. В основу этой новой педагогической технологии положена работа учащихся в парах постоянного и сменного состава. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.
На заключительном этапе важно проводить рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы. Здесь важно, чтобы в оценке давался качественный, анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков. Поэтому я стараюсь каждую свою оценку ученику в конце урока прокомментировать.
Само содержание учебного предмета «Биология» обусловлено наукой в сфере исследовательской деятельности, направленную на получение новых знаний о предметах и явлениях. Объектом исследования методики преподавания биологии является образовательный процесс, связанный с данным предметом представляет большие возможности для развития мотивации его изучения.
В своей практике мотивацией для развития предметной деятельности я использую следующие приемы.
- Описание природных объектов по плану;
- Анализ биологических терминов;
- Работа с дополнительной литературой;
- Диктанты, тесты, викторины;
- Решение проблемных ситуаций;
- Разного характера наблюдения за природой и ее объектами;
- Опыт, практическая и лабораторная работа.
- взаимный опрос
- составление ребусов и тематических кроссвордов
- интегрированные уроки
Плюс интегрированных уроков в том, что при проведении подобных уроков прослеживается связь урока биологии с другими учебными предметами школьного курса:
с физической культурой по темам связанных со здоровым образом жизни (8 класс биология – человек)
с географией (8 и 9 класс «геологическое исчисление», 6 и 7 класс «Многообразие растений и животных», «заповедники»
с физикой (8 класс «Зрительный анализатор. Линза и глаз»
с экологией («экология жилища», «экологические факторы, влияющие на развитие растительного и животного мира»)
с учебным предметом ОБЖ («профилактика заболеваний органов пищеварения», «травмы, оказание первой медицинской помощи»)
игровые технологии позволяют сделать интересной и увлекательной учебный процесс детей, способствует использованию знаний в новой ситуации. Такой метод чаще используется мной на уроках биологии в 5,6,7 классах. Например, на уроках биологии в 6 классе при изучении темы «Корень. Корневые системы» мы составляли мини – сочинения «Путешествие минеральных веществ из почвы в стебель».
А на уроках в 7 классе предполагается написание сочинений на темы: «Из жизни бактерий», «Многообразие водорослей».
Такие работы учат детей смотреть на одни и те явления и события с разных точек зрения, открывают для себя неожиданные возможности в плане творчества.
Во всех классах привлекаю учащихся к творческому участию в изучении материала – например изготовление наглядных работ и пособий: подготовка гербария или например выполнение корнеплодов и корнеклубнев из пластилина.
Сегодня наиболее значимые задачи стоят в области обучения и воспитания связаны с применением методов мотивации основной массы школьников, следовательно, с повышением базовых показателей их обученности и воспитанности.
В важности изучения мотивации учения никого убеждать не надо, но в процессе рабочей деятельности я пришла к выводу, что имеющиеся методики изучения состояния мотивации учащихся необходимы для применения у учителей – предметников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».
Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....
Доклад на тему Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение ...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии...
Доклад «Использование практических и творческих заданий для развития познавательной активности учащихся на уроках биологии»
Познавательный интерес основан на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения. Одним из направ...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».
*Влияние на познавательный интерес учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании ег...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии
Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии»...
Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».
laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...