Развитие познавательных интересов у подростков со сниженной мотивацией обучения.
методическая разработка

Золотарев Константин Александрович

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного образования. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования мотивации в своем единстве может обеспечить успешность учения воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным

 (общественно опасным) поведением закрытого типа»

Развитие познавательных интересов

 у подростков со сниженной

мотивацией обучения.

(доклад на методическом объединении учителей ООД)

Выполнил: учитель физической культуры

Золотарев К.А.,

г. Омск – 2020 г.

Развитие познавательных интересов у подростков со сниженной мотивацией обучения.

Как и прежде, формирование мотивации учения  без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем   образования.

Мотивы – (от лат. moveo - двигаю) по одним источникам это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. По другим источникам это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Опираясь на эти два понятия, можно сразу понять, что у воспитанников специальных заведений для подростков с девиантным поведением, практически полностью отсутствует мотивация учения. Во-первых, условия их жизни, социум в котором они находились, общение направляли их активность совсем не в русле обучения в школе. Во-вторых, личностные свойства подростков, выросших в негативной среде, побуждали их к совершению противоправных действий, а отнюдь не к получению учебных знаний. Поэтому развитие   познавательных интересов воспитанников, формирование у них активной жизненной позиции мы вынуждены начинать с развития, а порой и с формирования мотивов к учению.

Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Это – внутренние мотивы. Другие связаны – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это – внешние мотивы.

Внутренние мотивы характеризуют: собственное развитие воспитанника в процессе учения,  действие его с другими и для других, познание нового и неизвестного. Они направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение. 

Внешние мотивы характеризуют:  широкие социальные мотивы долга, ответственность перед родителями, обществом. Узко личные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки. Для них характерно: учеба как вынужденное поведение, как привычное функционирование, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания. Для наших воспитанников характерны зачастую отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения. Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.

Существует другая классификация мотивов учебной деятельности. Это познавательные и социальные мотивы.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни:

  - широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

  - учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

  - мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

  - широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

  - узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

  - мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Мотивация учения так же может быть положительная, нейтральная, негативная. Положительная мотивация – стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность, подражание положительным идеалам и т. д.

Нейтральных к обучению мотивов может быть достаточно много (желание получить одобрение или обещанный подарок, поощрение ...) Задача учителя заключается в том,   чтобы знать эти мотивы, воздействовать на них, стремясь сделать положительными, помогающими учебной деятельности.

Негативные мотивы – отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовывать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательное влияние товарищей, неблагополучная семейная обстановка.

Условиями  развития учебной мотивации являются:

  1. Предоставление свободы выбора.  Выбрав действие, человек испытывает  ответственность за его результаты.
  2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
  3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений воспитанника. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
  4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и   взаимного уважения.
  5. Значимым условием развития учебной мотивации является личность учителя и характер его отношения к ученику.
  6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.
  7. Формирование обобщенных методов (способов) работы   с   базовыми знаниями.
  8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.

Воспитанники специальных учебных заведений, безусловно, требуют некоторых особых методов и условий  развития мотивации и познавательных интересов, однако основы данной работы педагогов остаются общими для всех.

Американский философ Г. Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». Вывод: Опирайтесь на желания! 

Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для наших не простых детей. Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий в учебной деятельности.

Для формирования у воспитанников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности, учителями используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения, замена реальной оценки действий обучающихся несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у воспитанников. Отыскать причину низкой эффективности несложно. Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.

Однако более продуктивной является внутренняя мотивация. Которая порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется. Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников (которые порой практически отсутствуют у наших воспитанников), то нетрудно сделать вывод о том, что формирование внутренней мотивации учения является в нашей работе очень сложным, но в некоторых случаях реальным делом. Осознание смысла учения способствует возрастанию успехов в учебной деятельности, делает усваиваемым и более доступным учебный материал, эффективным запоминание, развивает работоспособность.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

  1. Содержание учебного материала.
  2. Организация учебной деятельности.
  3. Коллективные формы учебной деятельности.
  4. Оценка учебной деятельности.
  5. Стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала: сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у воспитанников потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать  эмоциональный отклик, задеть  самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению. Однако стремление  при низкой успеваемости учащихся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать", делает изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающим всякий интерес к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. К сожалению, наши воспитанники в основном имеют прошлые знания только житейского характера и почти не имеют запаса учебных знаний. Поэтому новую информацию приходится давать с опорой именно на такие прошлые знания.

2. Организация учебной деятельности: мотивационный этап - это сообщение почему и для чего обучающимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации ( задачи, цели); операционально-познавательный этап - на этом этапе уч-ся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положительные эмоции), поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы воспитанник начинал действовать; рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. 

3. Коллективная (групповая) форма деятельности: групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных воспитанников, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других и способствовать достижению результата группы.  

4. Оценка результатов учебной деятельности: мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако стишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности воспитанника, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. 

5. Стиль деятельности учителя: различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".

Существуют различные методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

           Сформировав новые, развив и усовершенствовав имеющиеся мотивации учения воспитанников, можно приступать к развитию познавательных интересов. Под интересом в психологии понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности. Интерес всегда так или иначе связан с эмоционально окрашенным мышлением и познанием объективно реальности.         Такое отношение к познанию мира обуславливается, также функциями внимания, памяти, воли подростка, поэтому интерес служит одним из составных частей творчества человека. Знания при наличии устойчивого интереса усваиваются основательно и прочно, а при отсутствии интереса ребенок усваивает учебный материал с трудом, легко и быстро забывает. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении воспитанника к объекту познания.... Педагогический закон гласит: « прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».  Использование интереса учащихся предписывает построить всю образовательную систему в непосредственной близости к жизни, учить воспитанников тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. Несмотря на порой извращённые интересы, жизненные ценности наших воспитанников, необходимо находить, подсказывать верные устремления их деятельности и опираться на них.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, можно выделить:

  • увлеченное преподавание;
  • новизну учебного материала;
  • историзм;
  • связь знаний с судьбами людей, их открывших;
  • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями воспитанников;
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  • чередование форм и методов обучения;
  • проблемное обучение;
  • эвристическое обучение;
  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • применение мультимедиа-систем;
  • использование интерактивных компьютерных средств;
  • взаимообучение (в парах, микрогруппах);
  • тестирование знаний, умений;
  • показ достижений обучаемых;
  • создание ситуаций успеха;
  • соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
  • создание положительного микроклимата в классе;
  • доверие к обучаемому;
  • педагогический такт и мастерство педагога;
  • отношение педагога к своему предмету и воспитанникам;
  • гуманизация  отношений и т. д.

Никогда не изведает радости познания ребёнок, садящийся за свой урок без интереса. Однако исследования постоянно подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. К большому нашему огорчению, источником интересов наших воспитанников является, как правило, не школа. Социум и семья  являлись основными «поставщиками» интересов для них, которые зачастую были совсем не связаны со школой, с дальнейшим обучением, с приобретением порядочной профессии, с развитием достойной личности.

Если отсутствие глубоких интересов у воспитанников ставит в качестве решающей, проблему пробуждения этих интересов, то наличие подобных интересов снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные интересы. Если же интересы воспитанников искажены, то задачей становится исправление их  и направление в русло применения и реализации собственных сил для получения полноценного образования. Интерес необходимо рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения.

 Различают эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают эпизодически в процессе конкретной деятельности  и угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых обстоятельствах. Безусловно, нашим воспитанникам свойственны первые. И тогда задачей педагогов становится по – возможности (с учётом кратковременности нахождения в учреждении) развивать именно постоянные интересы. От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробудившейся любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них — таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

Приёмы,  формы и   методы формирования интереса к учению весьма разнообразны. К примеру, разработка конкретного дидактического и методического материала для учащихся включает: 1) дифференцированные задания для самостоятельной работы различной степени трудности;  2) варианты кратковременных и длительных программ самовоспитания и самообразования для учащихся; 3) методические указания и рекомендации по изучению отдельных наиболее сложных вопросов, тем, проблем учебной программы, по написанию рефератов, докладов, сообщений; 4) отрывки из научной и научно-популярной литературы о жизни ученых, изобретателей, новаторов промышленности и сельского хозяйства, а также программы познавательных бесед, вечеров, дискуссий.

Наиболее распространено использование элементов занимательности. Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от уровня заинтересованности часто зависит и характер внимания воспитанника на уроке, его активность, творческий подъем, степень утомляемости и возбужденности, радостное или, наоборот, подавленное настроение, зарождение потребности творчески применять знания или, напротив, нежелание это делать. Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Подбор таких фактов вызывает неизменный отклик, однако во всем надо знать меру, особенно с нашими воспитанниками. Так как,  постоянное ожидание развлекательных ситуаций на уроках часто приводит к противоположному результату — нежеланию самостоятельно мыслить, к утрате привычки и потребности, трудиться, к несерьёзному отношению к предмету.

 Пробуждая интерес, необходимо помнить о триединой задаче обучения — научить, развить, вдохновить каждого воспитанника на повседневный умственный труд, творческое проведение досуга.  Однако учитель должен не просто занять подростка умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности  умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера (по образцам) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования справочниками, словарями, и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения, фантазии, основанной на знании смежных предметов. Тогда с полученными результатами воспитанники приобретут душевный подъем, радость открытия, уверенность в своих силах для выполнения трудной, но увлекательной работы.

Организация самых различных мероприятий, стимулирующих развитие интереса, вовлекает воспитанников в самостоятельную деятельность, раскрывающую их творческие потенциальные возможности. Это может быть и смотр-конкурс лучших работ по различным предметам — маленьких сообщений, докладов, сочинений, изложений, изобретений, опытов, экспериментов, картин, рисунков и т. д.. Это могут быть и консультации сильных для воспитанников, отстающих в учении.

Несмотря на несформированное умение и желание наших воспитанников читать популярную и научную литературу, роль её велика. Нередко можно наблюдать, как, прочитав впервые книгу об ученом, подросток начинает проявлять больше интереса к учебе. И часто книги о жизни выдающихся деятелей науки и техники, рассказывающие о их жизни, о любви к знаниям, стремлении к творчеству, вносят «внезапную перемену» в отношение к учебе, ведут к переосмыслению ценностей. Но не только интерес к знаниям пробуждает и развивает такая литература. Она выполняет и могучую воспитательную роль, способствуя формированию у воспитанников новых черт характера, выработке сильной воли, внутренней собранности. Так неоценимую помощь развитию воспитанника мог бы оказать учитель химии или физики рассказав, например, о жизни и научных подвигах Поля Ланжевена, Фредерика и Ирен Жолиэ-Кюри, химика и знаменитого композитора А. И. Бородина, генерала инженерных войск и композитора Ц. Кюи, Д. И. Менделеева и академика Н. Д. Зелинского и других ученых. Многие учителя используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.

Эмоциональные переживания вызываются путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке — все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у воспитанников и появление интереса узнать объяснение происходящему.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Особенно с учётом того, что в социуме, где они воспитывались не кому было  верно ответить на вопросы: почему скрипит снег, сверкает молния и звучит эхо?

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого его речь, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы наших учителей используются настольные игры с познавательным содержанием, ролевые  и интерактивные игры. 

К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение воспитанников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса. Ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают  в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос типа: «А кто думает иначе?» И если такой прием вызывает спор, то воспитанники невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения учителя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению.

В качестве приема стимулирования учения используется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у воспитанников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.

Например, с этой целью используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи воспитанникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий, т. е. путем специального подбадривания  на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Что особо важно для воспитанников с заниженной самооценкой. 

С учетом необходимости формирования наших воспитанников как ответственных в гражданском и правовом плане личностей, важны в развитии их познавательного интереса мотивы долга и ответственности. Они формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения  общественной и личностной значимости учения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга как российских учащихся; приучения их к выполнению требований; поощрения их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативного контроля над выполнением требований и в необходимых случаях указания на недостатки, порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к учению. Важно подчеркнуть, что методы и приемы формирования долга и ответственности в учении опираются на методы воспитания, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Убеждение воспитанников в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии производства. Особенно важно разъяснить роль науки как непосредственной производительной силы в современном обществе. Показ ученикам на убедительных примерах того, что при росте общеобразовательного кругозора значительно повышается производительность труда, создаются возможности для широкого проявления рационализации и изобретательства, для механизации и автоматизации производства, а на этой основе и облегчения трудовых процессов, что применение науки ведет к революционным изменениям на производстве — все это важнейшие элементы формирования понимания общественной значимости труда.

Особые затруднения испытывают учителя при формировании у наших воспитанников понимания личностной значимости успешного учения по всем учебным предметам. Если они довольно быстро понимают значение усвоения учебных предметов, близких к профилю ожидаемой специализации, то значимость усвоения других предметов им все же приходится разъяснять. Например, воспитанники имеют технический профиль специализации, им приходится разъяснять роль и значение гуманитарного цикла предметов. При этом им надо показать, что культурный кругозор становится важнейшим условием успешного вхождения личности в коллектив, ее участия во всех сферах деятельности общества.

Метод предъявления требований к воспитанникам определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом спецучилища. Надо иметь в виду, что стимулирование долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учащихся и самих учителей, поощрение и порицание в учении.

На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование учебной мотивации.

Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Главное содержание мотивации подростков — овладение на высоком уровне приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми в целях подготовки к выбору профессии и своего места в обществе.

    Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования мотивации в своем единстве может обеспечить успешность учения воспитанников.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного образования. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое  подростком учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов обучающихся через проблемное обучение.

Методическая статья по приемам применения проблемного обучения на уроках физики....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения"

Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения"...

Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО

Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»...

Статья по теме: "Развитие познавательной мотивации подростков на уроках математики"

Готовых ответов на вопросы: «Что необходимо сделать, чтобы у ребёнка было желание учиться?» или «Как правильно организовать учебную деятельность на уроке?» педагог не сможет на...