ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развитие познавательных интересов и способностей младших школьников, как пути эффективного и качественного повышения уровня успеваемости и развития мыслительных действий".
материал по теме

ФРОЛОВА Е.А.

ПРЕДСТАВЛЕНЫЙ МАТЕРИАЛ РАСКРЫВАЕТ ТЕМУ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА НА ЗАНЯТИЯХ САМОПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_zashchity_opyta_raboty.odt37.13 КБ

Предварительный просмотр:

                        Текст выступления по защите опыта работы.

Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение человека, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно -ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте,а так же содействующих расположению подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания.

Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема моей работы «Развитие  познавательных интересов и способностей младших школьников, как пути эффективного и качественного повышения уровня успеваемости и развития мыслительных действий».

2. Сведения об авторе опыта.

         Фролова         Елена Александровна –  воспитатель высшей  квалификационной категории ГКОУ «Новоаннинский санаторный детский дом» Новоаннинского района Волгоградской области. Педагогический стаж работы – 18 лет.

3. Условия возникновения и становления опыта.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активировать любой вид деятельности человека, поскольку любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

        Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.  При этом именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков, и от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.         Следовательно, познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности младшего школьника.

 

4. Актуальность опыта.

Известный американский психолог Д. Морис писал: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых, … если бы процессы, с которыми они связаны, -  удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы  победили в важной битве – битве за творчество».

Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдения за работой учителей и учащихся зачастую показывает, что в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности. По данным некоторых исследователей, лишь 10 % задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня.

        Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.

        Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, воспитатели, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны педагога, развития познавательных способностей. И  при помощи специальной системы творческих задач у воспитанников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

 

 5. Ведущая педагогическая идея опыта.

 

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта –  создание на  занятиях      самоподготовки   и во внеурочной деятельности условий для сознательного, активного участия  школьников в творческой деятельности приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

 

6. Длительность работы над опытом.

В течение пяти  лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

7. Диапазон опыта.

        Диапазон опыта – это система занятий кружка « Гимнастика ума», а также    самоподготовка и мероприятия интеллектуально — познавательного характера по формированию у учащихся познавательных интересов через использование творческих заданий.

Методико - педагогические, дидактические и психологические исследования, предшествующие моей работе, создают необходимую научную базу для изучения проблемы [Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л., Талызина Н.Ф., Матюшкина А. М., Борзова В. А., Ушинский К.Д. и др.].

Очень интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов через творческие задания Винокуровой Н. К.. Она считает, что задания необходимо располагать по определённой схеме – от простого к сложному:

Разминка – познавательные задачи, рассчитанные на подготовку ребёнка к выполнению творческих заданий

 

Творческие задачи, которые непосредственно связаны с той  иЛогически – поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности

Частично – поисковые задачи разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления

Творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний

Технология опыта.

    Общеизвестно, что школа не в состоянии вооружить  школьника всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Поэтому педагогическим объектом  моего опыта  стал познавательный интерес.

  Предмет обобщения опыта: роль творческих заданий в формировании познавательных интересов младших школьников.

  Цель обобщения опыта: разработать систему творческих заданий формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на самоподготовке и во внеурочной деятельности.

Задачи обобщения опыта:

  1. Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов младших школьников на самоподготовке  и во внеурочной деятельности.
  2. Определить критерии сформированности познавательных интересов.
  3. Изучить условия развития творческого потенциала младших школьников.

Моя личная концепция:

  • поиск творческих приемов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на  самоподготовке;
  • создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
  • активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников;
  • расширение границ познания младших школьников за счет использования творческих методов и приемов обучения.

Я исхожу из гипотезы, что эффективность формирования познавательных интересов младших школьников в учебной и внеурочной деятельности достигается через использование творческих заданий:

  • направленных на закрепление материала,
  • используемых при обучении умениям и навыкам;
  • направленных на формирование понятий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • наблюдение;
  •  анкетирование;
  •  изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.  Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес воспитанников и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

 Исследуя уровень развития познавательного интереса у младших школьников я получила такие результаты:

у 90% детей он находится на высоком уровне.

У 8 % на низком уровне

а  у 2% ребят он полностью отсутствует.

Исходя из личного наблюдения за детьми этого возраста, я сделала вывод , что уровень познавательного интереса не связан с желанием  и возможностями ребенка хорошо учиться в школе. Имея хорошие способности дети не всегда успешны в школе в силу своего характера и психических особенностей. И, наоборот, имея большое желание учиться, не всегда могут реализоваться в успешном обучении, в силу тех же особенностей характера.

 

    

                   

  1. Меня очень интересовала  проблема целенаправленного, управляемого со стороны воспитателя развития перечисленных выше способностей при помощи специальной системы познавательных задач. Целью обобщения опыта я ставила разработку системы творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на самоподготовке и во внеурочной деятельности. Мной разработан     ежегодный план работы кружка «Гимнастика ума».(Приложение №5,6)

Основной базой для занятий кружка беру тетради на печатной основе.

  1. Выполняя задания в тетради на печатной основе дети развивают зрительное восприятие,внимание,логическое мышление,память, мелкую моторику рук.

На каждом занятии выполняются задания:на нахождение одинаковых фигур,продолжение  написания по образцу, поиск  слов на заданную тему, рисование фигур с соблюдением определенной закономерности.

  1. Я пришла к выводу, что развитие творческих способностей можно реализовать на  занятиях тогда, когда ученики по заданию смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий. Которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений.

При сообщении научных знаний на занятиях кружка и на самоподготовке я стараюсь добиться, чтобы учащиеся  не только слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения, но и творчески осваивали получаемые знания. Чтобы у них возникало желание вместе с воспитателем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. 

                 

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач я использую базовую модель самоподготовки, направленную на развитие творческих способностей в системе занятий. Ее структура включает в себя четыре этапа.

        Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Приложение №4, №12.Например: задания с ограниченным временем выполнения.

  1. Какой сегодня день недели?
  2. А что было вчера?
  3. Какое число будет через три дня?
  4. Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»?
  5. Сколько будет 7 * 8?
  6.  А 9 * 9?                                                                                                    слайд
  7.  Какая последняя буква алфавита?
  8. Название этого месяца заканчивается на «Т».

Какой он по счёту в году?

Слова на заданную тему.

Использование таблиц чисел Шульте. и др.

 

  1. Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

Второй этап. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (развития внимания, памяти, воображения, наблюдательности). На этом этапе я  занимаюсь с детьми работой по формированию рациональных способов запоминания и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приёмов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой (а не путём проб и ошибок) деятельности учащихся.

 Приложение №12.

Например:

Найти окончание пословицы,Расшифровывать слова.

Использование карточек — памяток «Как готовить домашнее задание», «Как написать сочинение», «Правила работы в парах», «Как выучить стихотворение».

  1.         Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

        Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. По мнению П. Я. Гальперина, озарение, присущее открытиям, - это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.(Приложение №1,2,3). На этом этапе использую разнообразные виды заданий, к примеру:  

разгадывание ребусов, устный рассказ на заданную тему; составление рассказа по плану и т.д.

        Животные… Кого ты себе представляешь, как только слышишь это слово? Может быть, своего верного четвероногого друга – собаку или, может быть, маленького котёнка? А может быть, белочку или красавца оленя?

  1.         Составьте  рассказ об одном из животных по плану:Внешний вид.
  2. Где живёт?
  3. Его повадки.

     4)Чем питается, лакомится?

                                                                                                                 слайд

    «Живая математика.»

У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ.

Задания  для физминутки и динамической перемены позволяют развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой, помогают поддерживать положительный тонус учебного процесса. Примером этих заданий являются: решение нестандартных задач, объединение слов в группы, творческие задания для закрепления выученного материала по предметам и т.д.

    Три гуся летят над нами,      три  других — под облаками,

      два спустились за ручей.

      Сколько было всех гусей? (8.)

      Движения: похлопать.

       

      Шесть ежат в лесу гуляли.                              Слайд.

      Землянику собирали,

      а один улегся спать,

      Сколько  их гуляет?   (5)

      Движения: приседания.

  1.  В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье?

         

Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника есть такого рода:

 дописать предложения, восстановить текст, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставленный анализ художественных и научных текстов, и т.д.        Например, задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.

        В сентябре у нас хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что          они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В                   воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.        Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

 Второй тип задач– это задачи повышенной трудности. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение заданий из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.    

   

  1.   Такими видами творческих работ могут быть:  сочинение с грамматическим заданием, сочинение с элементами сравнительной характеристики, подготовка доклада, и др.

 

 Особо  хочу отметить, что я не готовлю творческие задания персонально для способных,  и не очень учеников. Задания творческого характера даются всему классу. При их выполнении я оцениваю только успех. Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в своих силах. Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Приложение №8,9.

Немаловажное значение для развития познавательных способностей  имеют  проблемные ситуации, создаваемые на самоподготовке и на занятиях кружка, которые  находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

 

  1. Результативность опыта.

 

Итак, познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности, к тому же способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

  В процессе работы над темой, я убедилась,что уже в младших классах формируется интерес к  определенным учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

        Регулярное использование на самоподготовке  специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей позволило расширить  кругозор  младших школьников, способствовало умственному развитию детей. Так  по результатам интеллектуально — познавательных мероприятий ребята моей группы являются активными участниками и победителями конкурсов и предметных олимпиад. По  результатам оценок за четверть улучшилась качественная характеристика уровня успеваемости,   повысилось качество подготовленности к следующему году обучения,к тому же позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные  знания в повседневной жизни и на мероприятиях интеллектуально познавательного характера.

 

Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели:

 

 1.Графики развития уровня творческого мышления за последние три года. (Приложение №10)

     2.  Уровень успеваемости воспитанников за последние три года.(Приложение №7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"

"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...

Обобщение опыта работы по творческой теме "Интегрированный урок как средство расширения социокультурного кругозора учащихся"

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не являетс...

Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."

В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».

В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для при...