Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
учебно-методический материал ( класс) на тему

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%.

Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: Школа должна заниматься поиском индивидуальности. Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребёнка? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ts.zhamsaranovna.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кусочинская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция «Открытие»

Исследовательская деятельность учащихся

как средство развития познавательного интереса

и становления мотивации к учебной деятельности

Норполова Цырен-Ханда Жамсарановна,

учитель географии

Ортуй, 2007 г

Введение

   

Не существует сколько – либо достоверных тестов

На одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате

Активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой

Исследовательской работе

                                                    А.Н. Колмогоров

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%.

Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: Школа должна заниматься поиском индивидуальности. Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребёнка?

Жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечта, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Цели и задачи научного общества учащихся.

  1. Разрешение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  2. Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие творческих способностей.
  3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  5. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:

- овладеть знаниями, выходящими пределы учебной программы;

- научиться методом и научного исследования;

- научиться работать с литературой;

- стать пропагандистам в значимой для себя области знаний.

Отличия учебного  исследовательской от научно  следовательской деятельности старшеклассников.

Анализируемые признаки

Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников

Научно – исследовательская деятельность старшеклассников

Характер решаемых проблем

Субъективный или объективный

Преимущественно объективный

Наличие гипотезы

Обязательна

Обязательна

Методы познания

Преимущественно эмпирические

Эмпирические и теоретические

Степень самостоятельности

Может охватывать одну или в порядке нарастания несколько характеристик степени самостоятельности: выявление проблемы, постановка задачи, выдвижение гипотезы, планирование путей достижение задачи либо самостоятельно, либо с помощью педагога

Самостоятельно могут выявить проблему, сформулировать задачу, выдвинуть гипотезу, спланировать пути достижения поставленной задачи, накопить исследовательский материал и сделать выводы и оценить результаты работы

Характер полученных знаний

Объективный, субъективный объективно-субъективный

Объективный, доказательный, точный

Формы представления результатов ( внешнее выражение продукта исследовательской деятельности )

Реферативная работа с элементами исследований, тезисы, письменный доклад, выступление на ученический конференции

Научно – исследовательская работа, проект, научная статья, тезисы, выступление на научно – практической конференции

Значение полученных результатов для развития личности

Способствует развитию личности, формированию мировоззрения, решению индивидуальных образовательных и исследовательских задач

Значение полученных результатов

Иногда способствует развитию науки

Способствует развитию науки

Темы

для организации учебно– исследовательской и научно- исследовательской деятельности старших школьников по биологии (10-11-й класс)

Разделы курса «Общая биология»

Темы для учебно – исследовательской деятельности

Темы для научно – исследовательской деятельности

                     1

2

3

Химическая организация живой природы

  1. Изучение химического состава клеток семян растений различных видов.
  2. Определение осмотического давления в клетке.

     1. Исследование химического состава плодов рябины красной в городе и за пределами.

     2. Определение содержания витамина С в разных сортах яблок.

Строение и функционирование клетки

  1. Изучение проницаемости живых и мёртвых клеток.
  2. Использование качественного метода определения интенсивности транспирации.
  3. Изучение избирательности окраски листьев элодеи в зависимости от их возрастного расстояния.
  1. Определение устойчивости клеток различных растений к обезвоживанию.
  2. Изучение влияния солей тяжелых на плазмолиз протоплазмы растительной клетки.

Обмен веществ и энергии

  1. обнаружение кислорода, выделяющего при фотосинтезе.
  2. Изучение условий, влияющих на активность фермента каталазы.
  3. Изучение сбалансированности и энергетической ценности продуктов питание в столовом школы.
  1. Изучение зависимости интенсивности фотосинтеза от степени освещенности листьев.
  2. Изнанка метаболизма, или проблема продуктов неферментативных взаимодействий в клетке.
  3. Определение устойчивости растений к высоким температурам.

Воспроизведение биологических систем

  1. Изучение способности к размножению листовыми черенками бегоний различных сортов.
  2. Определение местонахождения в теле растения мест наиболее интенсивного роста.
  1. Влияние предпосевной обработки биологически активными веществами на энергию прорастания и всхожесть семян.
  2. Изучение влияния температурных условий на кариокинез в клетках корешка лука.

Закономерности наследственности изменчивости

  1. Гибридизация различных сортов культурных растений как доказательство истинности законов Г.Менделя.
  2. Молекулярно-генетический метод в руках детектива.
  3. Наследственные болезни человека и их профилактика.

1. Изучение влияния мутагенов на абортивность пыльцы разных видов растений.

Эволюционные учение

  1. Изучение породного состава кошек (собак) города.
  2. Изучение многообразия декоративных культур на участках и дворовых клумбах села.

1. Изучение приспособленности обитателей озера (пруда) к водному образу жизни.

Теория антропосоци -огенеза

  1. Социальное и биологическое в человеке (онтогенетический аспект).
  2. Социальное и биологическое в человеке (филогенетический аспект).
  1. Демографическая ситуация в деревне.
  2. Изучение частоты встречаемости групп  крови  и коренных жителей местности.

Основы экологии

  1. Изучение жизненного состояния древостоя в микрорайоне, прилегающем к школе.
  2. Проблема промышленных и бытовых отходов в больших городах
  3. Динамика населения птиц в населённом пункте.
  4. Первоцветы нашего края и их охрана.
  1. Комплексное исследование экологического состояния реки.
  2. Биомониторинг атмосферного загрязнения.
  3. Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости растений.
  4. Разработка и апробирования методики экспрессоценки загрязнения атмосферы автомобильным транспортом.

Основные отличия учебных и научных проблем, решаемых школьниками

Признаки сравнения

Научная проблема

Учебная проблема

1

2

3

Новизна

Предполагает открытие знаний, не известных до сих пор науке

Предполагает открытие знаний, не известных только ученику или группе учащихся

Наличие противоречия

Противоречие между известными науке теориями, законами и новыми фактами, не укладывающимися в рамки данных теорий, принципов и законов науки

Противоречия между имеющимися и необходимыми для решения учебной проблемы знания

Характер противоречия

Объективный или субъективный

Субъективный

Методы разрешения противоречия

Эмпирические (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) и теоретическое обобщение полученных результатов  

Преимущественно эмпирические (наблюдение, опыт), а также работа с научной и  учебной литературой

Условия решения проблемы

Теоретическое осмысление противоречия, знания теорий, принципов и законов науки, владение навыками экспериментальной работы  

Эмпирическое разрешение противоречие и элементы его теоретического осмысления, первичные владения исследовательскими умениями

Основания для выдвижения гипотезы и способы ее доказательства

Обосновывается и решается по результатам эмпирических  и теоретических исследований и формально-логическим подходом

Чаще всего обосновывается  и решается по результатам проведенных наблюдений

Результаты проверки гипотезы

Получение объективно достоверного знания, соотнесение его с существующими научными теориями, принципами и законами

Получение результата, его осмысление и включение существующую систему знаний старшеклассников

 

Учебно-исследовательская и научно – исследовательская

 деятельность школьников по географии

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана или будет связана   с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимы каждому человеку.

Формирование творческого потенциала личности возможно, на наш взгляд, только при условии смены приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей (1, с. 22). Одним из основных путей формирования познавательной активности и, самостоятельности, обучаемых я считаю использование в системе урочных занятий и внеурочной работы со школьниками методов учебно-исследовательская и научно-исследовательской  деятельности.

Итак, в ходе исследовательской деятельности старшеклассники могут сталкиваться как с научными, так м с учебными проблемами. Школьникам чаще всего приходиться решать учебные проблемы. Учебные и научные проблемы отличаются степенью новизны, характером рассматриваемого противоречия, методами его разрешения, условиями решения исследовательских проблем, обоснованием  выдвигаемых гипотез и характером полученных результатов. Под учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников мы понимаем организуемую педагогом деятельность учащихся, направленную на поиск объяснения и доказательства закономерных связей анализируемых фактов, явлений или процессов, характеризующихся постановкой учебной проблемы, выдвижением гипотезы для ее разрешения, ознакомлением с литературой по данной проблеме, овладением методикой исследования, сбором собственного материала, его анализом, обобщением, написанием итоговой работы и ее представлением перед товарищами и учителями.

Учебно – исследовательская деятельность начинается с анализа фактов, явлений, их задачи. Перед учащимся учителем может быть поставлена учебная проблема (о ней речь уже шла выше) или выдвинута учебная проблемная задача. В основе учебно-исследовательской деятельности лежит решение учебных проблем и проблемных учебных задач и нахождение способов их решения. В познании свойств объектов и их связей с окружающей социоприродной средой старшеклассники часто совершают открытия, являющиеся новыми только для них. В этом случае открытия обладают субъективной новизной, являются учебными и представляют ценность для одного или нескольких учащихся – субъектов исследовательской деятельности. Учащихся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой  и новые только для них самих. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Такой вид исследования ценен тем, что в процессе его осуществления формируется мировоззрение и нравственно – волевые качества личности.

Научно-исследовательской  деятельность направлена на  выявление  объективно существующих закономерностей явлений и процессов, происходящих в социоприродной среде. В научно – исследовательской деятельности школьников можно выделить следующие этапы: К научно – исследовательским работам школьников предъявляются более высокие требования, нежели к работам, выполненным по результате учебно-исследовательской деятельности. Учебное исследование важно для отдельного школьника или группы, способствует их познавательному продвижению, выполняются часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом  возраста и опыта школьника – исследователя.

Научное же исследование решает проблемы, продвигающие науку вперед и способствующие развитию общественной мысли и тереотического знания.

Оно подразумевает большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала.  

Например, урок в 10 классе «Примеры введения реальных факторов в идеальную модель Тюнена». Этот урок связан с темой «География как наука», с методами географических исследований. Урок-семинарское занятие с использованием частично-поискового, исследовательского метода. Были даны опережающие творческие задания каждому ученику на выбор:

  1. размещение животноводческих стоянок в селе Кусочи.
  2. о размещении мусорной свалки села.

Такие творческие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. Ученики выполняя творческие работы. Активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития личности. При выполнении заданий такого характера, дети выясняют, правильно ли выбрано место мусорной свалки, удачное размещение животноводческих стоянок. Предлагают свои варианты, обосновывают ответы, аргементируют. Таким образом, учатся сопоставлять, сравнивать, анализировать. Предлагают новые пути решения вопроса, нестандартные решения. Это высокий уровень познания.      

Веду исследовательскую работу по  изучению природы родного края, проблему сохранения окружающей среды. Возглавляю секцию «Экология и география школьного научного общества учащихся «Эврика. Члены секции активно участвуют в научно – практических конференциях «Шаг в будущее»

  1. Работа Исследование уникальных свойств глины пещеры Хээтэй», Бальжинимаева Гэлэк. Исследование свойств глины  пещеры Хээтэй носит уникальный  характер, в прошлые времена из этой глины приготовлялись статуэтки – божества. В процессе исследования было выявлено, что глина обладает всеми качествами для применения и изготовления глиняных изделий: она не крошится, в меру работы.
  1. Работа «Лекарственные растения села Кусочи» велась Зурбулаевой Билигмой по исследованию флоры своей местности с целью выявления лекарственных растений и  ареала произрастания лекарственных растений.
  2. Работа «Проект туристического маршрута Агинск – Цугол – пещера Хээтэй» Цыбжитова Бадмы показывает расчет цены одного билета на маршрут, описания путешествия. Предпринята попытка разработки двухдневного маршрута к памятнику природы «Хээтэй». Реализация этого проекта могла бы принести новые рабочие места нашим сельчанам, открыло бы рынок сбыта продуктов личного подворья. Остальные работы говорят сами за себя: «Демографическое проблемы села Кусочи» Нимаева Жэмэс, «Вредные привычки» Цынгуевой Оксаны,  Бальчиновой Арюны, «Картофель» Цынгуевой Оюны, «Кариес зубов» Забродиной Ирины, «Выращивание цитрусовых и граната в условиях Забайкалья» Жамбаловой Сэсэгмы.

        

Заключение

Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся даёт возможность усилить практическую направленность, научность, широту и глубину охвата учебного материала по географии. Исследование своего края повышает интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей страны, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живём.

Исследовательская деятельность учащихся формирует у них познавательный  интерес к изучению определённой  темы, является ступенью становления мотивации к учебной деятельности; способствует развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, позволяет им приобрести умения проводить научный поиск, навыки исследовательской деятельности и работы с научной литературой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...