рабочая программа элективного курса по географии "Русские колумбы"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Утверждаю Д Директор МБОУ «СОШ №10» /_____________________________/ (подпись) Тишкина И.Б. _____________________________ (ФИО) Приказ №_______ от «_____» __________2013 | Согласовано Зам. директора по УР /______________________________/ (подпись) Орлова И.М _____________________________ (ФИО) «_____»________2013 г. | Рассмотрено Руководитель МО /_____________________________/ (подпись) Климина О.Г _____________________________ (ФИО) Протокол №_______ от «_____» __________2013 |
Авторская программа
факультативного курса по географии
для учащихся 8 класса
«Русские Колумбы»
Составила учитель:
Барабошкина Светлана Валерьевна
г. Гусь-Хрустальный
2013-2014 учебный год
- Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы учителя высшей квалификационной категории Ивановой Елены Александровны .
Факультативный курс «Русские Колумбы» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями. Программа рассчитана на 34 часа, адресована учащимся 8 класса, так как они уже знакомы с основными эпохами географических открытий, именами известных путешественников.
Школьный курс программы по географии в 7 и 8 классе предусматривает изучение истории освоения и исследования территории стран мира. На освоения данного материала в вышеперечисленных классах отводится всего 3 часа. Информация по данной теме в учебном материале представлена довольно кратко и неравномерно, многие фамилии русских исследователей лишь упомянуты, оценка их деятельности нередко страдает односторонностью.
Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о русских исследователях, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:
- задания для традиционной самостоятельной работы;
- творческое проектирование;
- работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий.
Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.
Цель и задачи курса:
Основной целью курса является формирование у школьников законченных представлений об изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе русских исследователей в страноведении;
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;
- Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к русским исследователям;
- Продолжить развитие картографической грамотности школьников;
- Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.
Материал по истории географических исследований и открытий России сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.
Ожидаемый результат
Изучение факультативного курса «Русские Колумбы» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, сделанных русскими исследователями: путешествие Афанасия Никитина в Индию; начало освоения Северного морского пути Семеном Ивановичем Дежневым; экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру под руководством Ерофея Павловича Хабарова; поход Владимира Васильевича Атласова в Северо-Восточную Азию; первая и вторая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга и Чирикова Алексея Ильича; участие русских полярных исследователей братьев Лаптевых Дмитрия Яковлевич и Харитона Прокофьевича в Великой Северной экспедиции; всесторонние изучение полуострова Камчатка - Степаном Петровичем Крашенинниковым; первое кругосветное путешествие и освоение Мирового океана, русскими мореплавателями Иваном Федоровичем Крузенштерн и Юрием Федоровичем Лисянским. Исследование Северно-Ледовитого океана под руководством Фердинанда Петровича Врангеля; первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Михаил Петрович Лазарев; освоение и изучение Средней и Центральной Азии русский географом, зоологом и статистом Петром Петровичем Семенов-Тян-Шанским; составление точной карты Центральной Азии Пржевальским Николем Михайловичем. Научная экспедиция на Канарские острова и острова Новой Гвинеи Николай Николаевичем Миклухо-Маклай; исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа под руководством Степана Осиповича Макарова; экспедиция на Северный полюс русского полярного исследователя Седова Георгия Яковлевича; планомерное изучение Северного ледовитого океана Отто Юльевичем Шмидта. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс» под руководством Папанина Ивана Дмитриевича. Начало нового исторического исследования мира русским путешественником Юрием Александровичем Сенкевич.
В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.
Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников (включая карты, информационные системы и ресурсы Интернета).
Формы проведения занятий
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Методы обучения
Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.
Введение (1 час)
Что и с какой целью изучает факультативный курс «Русские Колумбы». Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел I (2 час)
Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)
Тема 1 (2 час)
Вклад в развитие знаний о Земле русского купца и путешественника Афанасия Никитина (? – 1475). Путешествие в Индию, описание жизни в средневековой Индии.
Практическая работа
Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина
Раздел II (6 ч.)
Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.)
Тема 1 (2 час)
Русский полярный мореход Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673). Важнейшие географические открытия, положившие началу освоения Северного морского пути.
Тема 2 (2 час)
Ерофей Павлович Хабаров (ок.1610 – после 1667). Экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру.
Тема 3 (2 час)
Завершение века замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии походом Владимира Васильевича Атласова (ок.1661 – 1711).
Практическая работа
- Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий.
- Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута.
Раздел III (11 ч.)
Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)
Тема 1 (1 час)
Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга (1681-1741). Открытие пролива и новых земель. Основание русских поселений на полуострове Аляске в Северной Америки.
Тема 2 (1 час)
Чириков Алексей Ильич (1703-1748) - вторая Камчатская экспедиция. Разнообразие задач, объем работ, количество и мужество ее участников.
Тема 3 (2 час)
Русские полярные исследователи Лаптевы Дмитрий Яковлевич (1701-1767) и Харитон Прокофьевич (1700-1764). Участие в Великой Северной экспедиции.
Тема 4 (1 час)
Участник экспедиции по изучению северных берегов России – Семен Иванович Челюскин (ок.1700- после 1760). Исследование юго-восточного берега полуострова Таймыр.
Тема 5 (1 час)
Степан Петрович Крашенинников (1711-1755). Всесторонние изучение полуострова Камчатка. Описание рельефа.
Тема 6 (2 час)
Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) и Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Первое кругосветное путешествие. Освоение Мирового океана. Составление «Атласа Южного моря».
Тема 7 (1 час)
Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870). Исследование Северно-Ледовитого океана. Составление первой географической карты Ново-Сибирских островов. Открытие и описание новых островов СЛО.
Тема 8 (2 час)
Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Значимость в летописи великих географических открытий.
Практическая работа
- Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения).
- Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).
- Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями.
Раздел IY (8 ч.)
Открытия нового времени
Тема 1 (2 часа)
Русский географ, зоолог и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Освоение и изучение Средней и Центральной Азии. Подготовка и издание карты Европейской России и Кавказа. Редакция «Географического статистического словаря».
Тема 2 (2 часа)
Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888). Путешествие в Уссурийский край. Экспедиции по Центральной Азии. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. Составление точной карты Центральной Азии.
Тема 3 (1 час)
Русский путешественник, антрополог и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888). Научная экспедиция на Канарские острова. Жизнь на острове Новой Гвинеи. Изучение первобытных народов.
Тема 4 (1 час)
Степан Осипович Макаров – русский адмирал (1849-1904). Конструирование и создание первого ледокола. Полярное плавание под командованием С.О.Макарова. Исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа, создание первой карты береговой линии островов.
Тема 5 (2 час)
Русский полярный исследователь Седов Георгий Яковлевич (1877-1914). Экспедиция на Северный полюс. Ледовые зимовки.
Практическая работа
- Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий.
- Написание эссе русских исследователей.
- Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).
Раздел Y (4 ч.)
Новейший этап географических открытий.
Тема 1 (1 час)
Экспедиции Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Планомерное изучение Северного ледовитого океана. Океанографические работы на первых полярных станциях. Изучение рельефа СЛО.
Тема 2 (1 час)
Советский полярный исследователь Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986). Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Изучение погоды, гидрологический режим, дрейф льдов, животного мира.
Тема 3 (2 часа)
Знаменитый русский путешественник Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). Начало нового исторического исследования – «натуральному моделированию древних путешествий». Телепередача «Клуб путешественников».
Практическая работа
- Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий.
- Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса.
Резерв учебного времени - 2 ч.
Тематическое планирование
№ уро- ка | Название общей темы, название урока | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Введение Что и с какой целью изучает факультативный курс «Русские Колумбы». | 1 | Формирование творческой группы учащихся.Цели и задачи данного курса. |
2. | Раздел I Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.) Путешествие А. Никитина в Индию. | 2 | Понятие исследовательской и проектной деятельности. Начало проектной деятельности. |
3. | Практическая работа: «Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина» | ||
4. | Раздел II Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.) Важнейшие географические открытия С.И. Дежнева. | 6 | Проектная деятельность.По характеру доминирующей деятельности.:исследовательские,творческие,ролевые-игровые. |
5. | Экспедиция Е.П. Хабарова по реке Лена. | «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий». | |
6 7. | Путешествие по реке Амур. Поход В. В. Атласова в Северо-Восточную Азии | 3 | «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий». |
8. | Практическая работа: «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий». | ||
9. | Практическая работа: «Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце XYII века с оформлением картосхем и маршрута». | ||
10. | Раздел III Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга. Открытие географических объектов. | 11 | Доклады и сообщения учащихся |
11. | Исследования А.И. Чирикова. | Доклады и сообщения учащихся | |
12. | Морской поход от устья реки Колыма в Тихий океан под руководством Д.Я. Лаптева. Изучение п-ва Таймыр. Х.П. Лаптевым. | Доклады и сообщения учащихся | |
13. | С. И. Челюскин - участник экспедиции по изучению северных берегов России. | Доклады и сообщения учащихся | |
14. | Изучение полуострова Камчатка. Вклад С. П. Крашенинникова. | Доклады и сообщения учащихся | |
15. | Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна. | Доклады и сообщения учащихся | |
16. | Плавание к берегам Русской Америки. Ю.Ф. Лисянский. | Доклады и сообщения учащихся | |
17. | Ф. П. Врангель - исследование Северно-Ледовитого океана. | Доклады и сообщения учащихся | |
18. | Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды -Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев | Практическая работа: «Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения)» | |
19. | Практическая работа: «Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями». | ||
20. |
| Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)» | |
21. | Раздел IY Открытия нового времени Вклад в изучении Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского. | 8 | Доклады и сообщения учащихся |
22. | Пржевальский Н. М. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. | Доклады и сообщения учащихся | |
23. | Н. Н. Миклухо-Маклай - жизнь на острове Новой Гвинеи. | Доклады и сообщения учащихся | |
24. | Русский адмирал и конструктор С.О. Макаров. | Доклады и сообщения учащихся | |
25. | Экспедиция на Северный полюс – Г.Я. Седовым. | Доклады и сообщения учащихся | |
26. | Практическая работа: «Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий». | ||
27. | Практическая работа: «Написание эссе русских исследователей». | ||
28. | Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)». | ||
29. | Раздел Y Новейший этап географических открытий. О.Ю. Шмидт. Планомерное изучение Северного ледовитого океана. | 4 | Доклады и сообщения учащихся |
30. | И.Д. Папанин. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». | Доклады и сообщения учащихся | |
31. | Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич | Практическая работа: «Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий». | |
32. | Практическая работа: «Подготовка публичной презентации по изучению факультативного курса». | ||
33. |
| резер | |
34. | резерв | ||
Резерв: 2 ч. |
Литература:
- Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. –М.: 1990.
- Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.
- Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.
- Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.
- Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1978.
- Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. –М.: 1967.
- Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.
- Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.
- Сто великих путешественников. –М.: 2000.
- Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире. – М.: Слово, Эксмо, 2007.- 1264 с.
- Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта плюс.
- Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...