рабочая программа элективного курса по географии "Русские колумбы"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Барабошкина Светлана Валерьевна

данный курс предназначен для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_kolumby.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

                                                           

Утверждаю

Д Директор МБОУ «СОШ №10»

/_____________________________/

(подпись)

Тишкина И.Б.

_____________________________

(ФИО)

Приказ №_______

от «_____» __________2013

Согласовано

Зам. директора по УР

/______________________________/

(подпись)

Орлова И.М

_____________________________

(ФИО)

«_____»________2013 г.

Рассмотрено

Руководитель МО

/_____________________________/

(подпись)

Климина О.Г

_____________________________

(ФИО)

Протокол №_______

от «_____» __________2013

Авторская программа

факультативного курса по географии

для учащихся 8 класса

«Русские Колумбы»

Составила учитель:

Барабошкина Светлана Валерьевна

        г. Гусь-Хрустальный

        2013-2014 учебный год        

                                                     

  1.                                    Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы учителя высшей квалификационной категории Ивановой Елены Александровны .

    Факультативный курс «Русские Колумбы» предусматривает обстоятельное изучение  важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями.   Программа рассчитана на 34 часа, адресована учащимся 8 класса, так как они уже знакомы с основными эпохами географических открытий, именами известных путешественников.

      Школьный курс программы по  географии в 7 и 8 классе  предусматривает изучение истории освоения и исследования территории стран мира.   На освоения данного материала в вышеперечисленных классах отводится всего 3 часа. Информация по данной теме в учебном материале представлена  довольно кратко и неравномерно, многие фамилии русских исследователей лишь упомянуты, оценка их деятельности  нередко страдает односторонностью.  

     Данный курс позволит  расширить и конкретизировать знания о русских исследователях, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной  подготовки  учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.

    Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

  • задания для традиционной самостоятельной работы;
  • творческое проектирование;
  •  работы, выполняемые с помощью геоинформационных  технологий.

      Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.

Цель и задачи курса:

   Основной целью курса является формирование у школьников законченных  представлений об изучение  важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями.    

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе русских исследователей в страноведении;
  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;
  • Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма,  уважения к русским исследователям;
  • Продолжить развитие картографической грамотности школьников;
  • Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.

      Материал по истории географических исследований и открытий России сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного  кругозора,  объемом географических знаний, методами и способами исследования.

Ожидаемый результат

        Изучение   факультативного курса «Русские Колумбы»  способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, сделанных русскими исследователями: путешествие Афанасия Никитина в Индию; начало освоения Северного морского пути Семеном Ивановичем Дежневым;       экспедиция по  восточным рекам  Лене и Амуру под руководством Ерофея Павловича Хабарова; поход Владимира  Васильевича Атласова в Северо-Восточную Азию; первая  и вторая  Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга и Чирикова Алексея Ильича;       участие русских полярных исследователей братьев Лаптевых Дмитрия Яковлевич и Харитона Прокофьевича  в Великой Северной экспедиции;     всесторонние изучение полуострова Камчатка - Степаном Петровичем Крашенинниковым;    первое кругосветное путешествие и освоение Мирового океана,   русскими мореплавателями Иваном  Федоровичем Крузенштерн и Юрием Федоровичем Лисянским. Исследование Северно-Ледовитого океана под руководством  Фердинанда Петровича Врангеля;     первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич  и Михаил Петрович Лазарев;   освоение и изучение Средней и Центральной Азии   русский географом, зоологом и статистом Петром Петровичем Семенов-Тян-Шанским; составление точной карты Центральной Азии Пржевальским Николем Михайловичем. Научная экспедиция на Канарские острова и острова Новой Гвинеи Николай Николаевичем Миклухо-Маклай;       исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа под руководством   Степана Осиповича Макарова; экспедиция на Северный полюс русского полярного исследователя Седова Георгия Яковлевича; планомерное изучение Северного ледовитого океана Отто Юльевичем Шмидта.      Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс» под руководством Папанина Ивана Дмитриевича. Начало нового исторического исследования мира русским путешественником Юрием Александровичем Сенкевич.

    В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать  существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.

    Учащиеся  в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности  и повседневной жизни:  для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников (включая карты,  информационные системы и ресурсы Интернета).

Формы проведения занятий

      В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

        Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

     Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Методы обучения

                 Для достижения цели факультативного курса  используются  методы, включающих в себя элементы исследования:  частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.

   В контексте с материалом данного факультативного курса используются  мультимедийные компьютерные технологии. Применение  на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор,  строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

    Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и  ситуациях.

Введение (1 час)

    Что и с какой целью изучает  факультативный курс  «Русские Колумбы».  Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел I (2 час)

Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)

Тема 1 (2 час)

     Вклад в развитие знаний о Земле русского купца и путешественника  Афанасия Никитина  (? – 1475). Путешествие в Индию,  описание жизни в средневековой Индии.

Практическая работа        

   Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об  истории путешествий А. Никитина

Раздел II (6 ч.)

Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII  вв.)

Тема  1  (2 час)

   Русский полярный мореход  Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673). Важнейшие географические открытия,  положившие началу освоения Северного морского пути.

 Тема  2 (2 час)

       Ерофей Павлович Хабаров (ок.1610 – после 1667). Экспедиция по  восточным рекам  Лене и Амуру.

Тема  3 (2 час)

    Завершение  века замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии походом Владимира Васильевича Атласова (ок.1661 – 1711). 

Практическая работа        

  1. Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий.
  2. Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце   XYII века с оформлением картосхем и маршрута.

Раздел III (11 ч.)

Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)

Тема  1  (1 час)

      Первая  Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга (1681-1741). Открытие пролива и новых земель. Основание русских поселений на полуострове Аляске в Северной Америки.

Тема  2 (1 час)

    Чириков Алексей Ильич (1703-1748) -  вторая Камчатская экспедиция. Разнообразие задач, объем работ, количество и мужество ее участников.

Тема  3 (2 час)

       Русские полярные исследователи Лаптевы Дмитрий Яковлевич (1701-1767) и Харитон Прокофьевич (1700-1764). Участие в Великой Северной экспедиции.

Тема  4 (1 час)

   Участник экспедиции по изучению северных берегов России – Семен Иванович Челюскин (ок.1700- после 1760). Исследование юго-восточного берега полуострова Таймыр.

Тема  5 (1 час)

     Степан Петрович Крашенинников (1711-1755). Всесторонние изучение полуострова Камчатка. Описание рельефа.

 Тема  6 (2 час)

     Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) и Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Первое кругосветное путешествие. Освоение Мирового океана.  Составление «Атласа Южного моря».

Тема  7 (1 час)

       Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870). Исследование Северно-Ледовитого океана. Составление первой географической карты Ново-Сибирских островов. Открытие и описание новых островов СЛО.

Тема  8 (2 час)

     Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Значимость в летописи великих географических открытий.

Практическая работа        

  1. Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями  эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения).
  2.  Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций,   используя Интернет   (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).
  3. Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были  изучены русскими исследователями.  

Раздел IY (8 ч.)

Открытия нового времени

Тема  1  (2 часа)

      Русский географ, зоолог и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Освоение и изучение Средней и Центральной Азии. Подготовка и издание карты Европейской России и Кавказа. Редакция «Географического статистического словаря».

Тема  2 (2 часа)

      Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888).  Путешествие  в Уссурийский край. Экспедиции по Центральной Азии. Исследование и изучению Монголии,  Китая, Тибета пустыни Гоби. Составление точной карты Центральной Азии.

Тема  3 (1 час)

        Русский путешественник, антрополог и этнограф  Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888).  Научная экспедиция на Канарские острова. Жизнь на острове Новой Гвинеи. Изучение первобытных народов.

Тема  4 (1 час)

      Степан Осипович Макаров – русский адмирал (1849-1904).  Конструирование и создание  первого ледокола.  Полярное плавание под командованием С.О.Макарова. Исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа, создание первой карты береговой линии островов.

Тема  5 (2 час)

      Русский полярный исследователь Седов Георгий Яковлевич (1877-1914). Экспедиция на Северный полюс.  Ледовые зимовки.

Практическая работа        

  1. Нанесение на  карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий.
  2. Написание эссе русских исследователей.
  3. Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии  (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).

Раздел Y (4 ч.)

Новейший этап географических открытий.

Тема  1  (1 час)

    Экспедиции Отто Юльевича Шмидта (1891-1956).  Планомерное изучение Северного ледовитого океана. Океанографические работы на первых полярных станциях. Изучение рельефа СЛО.

Тема  2 (1 час)

        Советский полярный исследователь Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986).  Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Изучение погоды, гидрологический режим, дрейф льдов, животного мира.

Тема  3 (2 часа)

     Знаменитый русский путешественник Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003).  Начало нового исторического исследования – «натуральному моделированию древних путешествий». Телепередача «Клуб путешественников».

Практическая работа        

  1. Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий.
  2. Подготовка публичной  презентации по изучению факультативного курса.

Резерв учебного времени  - 2 ч.

Тематическое планирование

№ уро-

ка

Название общей темы, название урока

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Введение

 Что и с какой целью изучает  факультативный курс  «Русские Колумбы».  

1

Формирование творческой группы учащихся.Цели и задачи данного курса.

2.

Раздел I

Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)

Путешествие  А. Никитина в Индию.

2

Понятие исследовательской и проектной деятельности. Начало проектной деятельности.

3.

Практическая работа: «Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об  истории путешествий А. Никитина»

4.

Раздел II

Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII  вв.)

Важнейшие географические открытия С.И. Дежнева.  

6

Проектная деятельность.По характеру доминирующей деятельности.:исследовательские,творческие,ролевые-игровые.

 5.

Экспедиция Е.П. Хабарова по реке Лена.

«Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий».

6

7.

    Путешествие по реке Амур.

Поход В. В. Атласова в Северо-Восточную Азии  

3

«Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий».

8.

Практическая работа: «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий».

9.

Практическая работа: «Составление проекта возможного путешествия по континенту Евразия в конце   XYII века с оформлением картосхем и маршрута».

10.

Раздел III

Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)

      Первая  Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга. Открытие географических объектов.

11

Доклады и сообщения учащихся

11.

Исследования   А.И.  Чирикова.

Доклады и сообщения учащихся

12.

Морской поход от устья реки Колыма  в Тихий океан под руководством  Д.Я. Лаптева. Изучение п-ва Таймыр. Х.П. Лаптевым.

Доклады и сообщения учащихся

13.

С. И. Челюскин - участник экспедиции по изучению северных берегов России.

Доклады и сообщения учащихся

14.

Изучение полуострова Камчатка. Вклад С. П. Крашенинникова.

Доклады и сообщения учащихся

15.

   Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна.

Доклады и сообщения учащихся

16.

Плавание к берегам Русской Америки. Ю.Ф. Лисянский.

Доклады и сообщения учащихся

17.

Ф. П. Врангель -  исследование Северно-Ледовитого океана.

Доклады и сообщения учащихся

18.

Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды  -Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев

Практическая работа: «Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями  эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения)»

19.

Практическая работа: «Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были  изучены русскими исследователями».

20.

   

Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций,   используя Интернет   (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)»

21.

Раздел IY

Открытия нового времени

Вклад в изучении Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского. 

8

Доклады и сообщения учащихся

22.

Пржевальский Н. М. Исследование и изучению Монголии,  Китая, Тибета пустыни Гоби.

Доклады и сообщения учащихся

23.

Н. Н. Миклухо-Маклай  - жизнь на острове Новой Гвинеи.

Доклады и сообщения учащихся

24.

Русский адмирал и конструктор С.О. Макаров.

Доклады и сообщения учащихся

25.

Экспедиция на Северный полюс – Г.Я. Седовым.

Доклады и сообщения учащихся

26.

Практическая работа: «Нанесение на  карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий».

27.

Практическая работа: «Написание эссе русских исследователей».

28.

Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии  (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)».

29.

Раздел Y

Новейший этап географических открытий.

О.Ю. Шмидт. Планомерное изучение Северного ледовитого океана.

4

Доклады и сообщения учащихся

30.

И.Д. Папанин. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс».

Доклады и сообщения учащихся

31.

Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич

Практическая работа: «Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий».

32.

Практическая работа: «Подготовка публичной  презентации по изучению факультативного курса».

33.

 

резер

34.

резерв

Резерв: 2 ч.

Литература:

  1. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. –М.: 1990.
  2. Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.
  3. Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.
  4. Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.
  5. Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1978.
  6. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. –М.: 1967.
  7.  Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.
  8. Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.
  9. Сто великих путешественников. –М.: 2000.
  10.  Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире. – М.: Слово, Эксмо,    2007.- 1264 с.
  11. Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта плюс.
  12.  Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...