Урок по теме "Подземные воды" 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Урок «Подземные воды».
Цель: создать условия
1) для изучения нового материала и для повторения изученного материала
2) закрепления основных понятий и знаний темы.
Тип урока: комбинированный.
В начале урока производится фронтальный опрос по прошлому материалу. Для опроса можно использовать и дидактические карточки. Затем изучается новая тема с помощью постановки проблемных вопросов и заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podz_vody.zip | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Осипова Елена Анатольевна
География 6 класс
Урок «Подземные воды».
Цель: создать условия
1) для изучения нового материала и для повторения изученного материала
2) закрепления основных понятий и знаний темы.
Задачи:
Обучающие:
-определить уровень ЗУН по изученному материалу;
-дать возможность скорректировать возможные пробелы;
- продолжить формировать умения решать проблемные задания.
Развивающие:
Активизировать процесс мышления через проблемные задания; развитие пространственного мышления, помочь учащимся ставить цели урока, развивать навыки исследовательской деятельности, интерес к географии.
Воспитывающие:
Воспитывать уважение к мнению других, воспитывать умение слушать и слышать, продолжить формировать у учащихся навыков самостоятельной работы, воспитывать бережное отношение к подземным водам.
Оборудование: Компьютер, видео проектор, демонстрации: просачивание воды через песок, глину и гравий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка пройденного материала. Задание на знание фактов и закономерностей и умений.
Задания и вопросы: (слайд 2)
- Что такое течения?
- перемещение воды в океане или море в горизонтальном направлении.
- Почему образуются течения?
- постоянные ветры, очертания материков, различия в плотности воды, вращение земли вокруг своей оси.
- Почему воды российского порта Мурманска, находящиеся за полярным кругом, не замерзают зимой?
- теплое Северо-Атлантическое течение
- Норвежское течение имеет температуру +3, а холодное Канарское течение у берегов Африки +23. Почему Норвежское называют теплым, а Канарское холодным?
- температура окружающих вод теплее или холоднее, чем внутри течения.
Для проверки домашнего задания можно ребятам дать карточки-задания:
Карточки-задания:
3. На какие три группы вы разделите организмы: (слайд 3,4)
- Планктон – дафнии, мелкий рачок.
Нектон – медуза, кит, португальский кораблик, сайда,
горбатый кит, рыба – стрела.
Бентос – камбала, актиния, морской еж, краб, морской огурец,
осьминог, коралл, бурая водоросль.
Что имеется везде? И в воздухе, и в почве, и на поверхности земли, в растениях, животных и человеке?
- вода.
Какие вы можете доказать, что в земле есть вода?
- вырыть глубокую яму и появиться вода, гейзеры, родники (ключи), колодцы, при извержении вулканов выбрасывается в воздух пары воды.
Значит, в земле находиться вода (слайд 5).
Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке?
- Подземные воды.
Сформулируйте и запишите определение подземные воды.
- Подземные воды – это вода, находящаяся в земной коре.
Будет ли многолетняя мерзлота являться подземными водами?
- да, только замёрзшая.
А как образовалась вода под землей? (слайд 6)
- атмосферные осадки просачивались в землю, талый снег или просачивались поверхностные воды – реки, озера, болота.
А почему вода не просачивается еще ниже? (см. рисунок)
Демонстрация опыта 1. (слайд 7).
Вывод: есть горные породы, которые не пропускают воду, они называются водонепроницаемыми или водоупорными горные породами (глина), а есть, которые пропускают воду (песок) – водопроницаемые горные породы.
Так образуется между водопроницаемым слоем и водонепроницаемым, насыщенный водой слой – водоносный горизонт или слой (слайд 8).
Как он называется?
- грунтовые воды.
Сформулируйте сами определение, что такое грунтовые воды
и запишите его.
Проверьте правильность формулировки определения(слайд 8).
Грунтовые воды - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.
Задание 1. (слайд 9):
Выберите и выпишите водопроницаемые и водонепроницаемые (водоупорные) горные породы.
-Водопроницаемые: песок, галька, щебень.
-Водонепроницаемые или водоупорные: глина, гранит, базальт.
Почему галька, щебень пропускают воду, а глина, гранит, базальт нет?
- глина, гранит, базальт плотные, состоят из мельчайших частиц и у них нет пор, трещин и пустот.
Демонстрация опыта 2. (слайд 10).
Вывод: через гравий вода просачивается быстрее, т.к. гравий состоит из частиц более крупных, чем песок. И у гравия крупнее и больше поры между частицами (слайд 11).
Задание 2. (слайд 12):
Перерисуйте и подпишите слои, обозначенные цифрами.
Сверьте с ответами.
Как мог образоваться второй водоносный слой (межпластовый)?
- если этот водоносный слой где-то выходит близко к поверхности
Сформулируйте сами определение межпластовых вод.
Сверьтесь и запишите определение.
Сравните, где вода будет чище и более пригодна для питья? И почему? (слайд 13)
- межпластовые воды будут чище, т.к. они глубже залегают.
А изменяется ли уровень грунтовых вод? Что является зеркалом грунтовых вод?
- изменяется, зеркалом является колодец или поверхностные воды.
Почему в пустыне колодцы очень глубокие 200-250 м глубиной? (слайд 14) Посмотрите, как с помощью верблюдов достают воду в пустынях.
- глубоко залегают грунтовые воды, из-за сухости климата, редких осадков.
Значит, что влияет на изменение уровня грунтовых вод? (слайд 15)
- Количество осадков.
- Таяние снега.
- Рельеф.
- Близость рек и озер.
Задание 3.
У берегов Греции образовалось пресноводное озеро внутри Средиземного моря. Как оно могло образоваться? (слайд 16)
Ребята высказывают свои предположения.
Все они записываются на доску. Приходим к единому мнению.
- выходят пресные источники (родники) на поверхность Средиземного моря.
Почему родник (ключ) выглядит как маленький фонтанчик? Почему говорят, что ключ бьет?
- это фонтанируют межпластовые воды, т.к. они находятся под давлением.
Слои горных пород залегают чашеобразно и вода под напором поднимается и бьет фонтаном - это артезианские источники (напорные воды).
Как вы можете объяснить пословицу «Вода где проберется, того и наберется»?
-вода – хороший растворитель, некоторые горные породы хорошо растворяются в ней, когда она проходит через них, так образуются пещеры и другие карстовые формы рельефа (слайд 17).
Задание 4.
Из учебника страница 85-86, выпишите значение и применение подземных вод.
- Регулируют уровень воды в реках и озерах.
- Используются для питьевого водоснабжения
- Для промышленных предприятий
- Орошения полей.
- Для лечебных целей используются минеральные воды (слайд 18).
Задание 5.
В 1902 году утром жители Венеции были разбужены страшным грохотом и сотрясением земли. Горожане не увидели 100 м звонницы собора Св. Марка. Город Мехико: наклоняются здания, трескаются храмы. Что послужило причиной?
Ребята высказывают свои предположения.
Все они записываются на доску. Приходим к единому мнению.
- оседание земли из-за нерасчетливой откачки подземных вод для целей водоснабжения.
Значит, расходовать подземные воды надо экономно. Очищать эти воды не возможно, поэтому главное – строго следить за тем, что бы загрязняющие вещества в них не попадали.
- Закрепление.
Какие виды подземных вод мы сегодня изучили?
- Домашнее задание.
Параграф 29, вопросы 4 (письменно) к параграфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....