Роль и место фольклора в системе музыкального образования Санкт-Петербурга
статья по музыке по теме
В статье рассматривается вопрос о возможности использования в обучении аутенчиного материала; о стилизации; о взаимосвязи фольклора с календарными праздниками; связь фольклора с русской классикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_peterburgskoy_shkole.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методист ИМЦ Московского района СПб, учитель музыки
ГОУ гимн.№526 Прищепова Ирина Васильевна
Роль и место фольклора в системе музыкального образования
петербургской школы.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Казалось бы, знаний, полученных в вузе достаточно, но школьная практика показывает, что молодым специалистам трудно сориентироваться в широчайшем круге воспитательных возможностей музыкального искусства. Особую трудность вызывает изучение фольклора.
Понимание роли и места фольклора в системе музыкального образования школьников – это одна из тем постоянно действующего семинара «Школа молодого специалиста» ИМЦ Московского района.
Когда речь заходит об изучении культурно-исторических традиций в этногеографическом аспекте, прежде всего, надо вспомнить о том, что наш город – город особенный: по стилю – европейский, по структуре – многонациональный, по темпераменту – северный, а по душе, наверное, всё-таки, русский.
Как «вплести» в учебный процесс фольклор, чтоб сохранить все грани самобытности Санкт-Петербурга и, в то же время, дать детям представление именно о русском народном творчестве. Как подвести к пониманию именно русских традиций детей других национальностей. Надо ли вообще уделять внимание фольклорным праздникам, обрядам, ведь, как показывает жизнь, фольклор неорганичен для нашего города, но, в то же время, незаменим в процессе гражданственного воспитания школьников, в деле гуманизации школы.
Гражданственное самосознание возникает тогда, когда ребёнок начинает ощущать, понимать свою принадлежность к культурно-историческим традициям народа.
В содержании программ образовательной области «Искусство» конечно же включено изучение народного творчества, и эта тема вызывает живой интерес у учащихся начальной школы. Дети видят, что народное творчество это неотъемлемая часть жизни, одна из форм активной творческой деятельности человека. Это связь с календарём, это весёлая игра. Вот, пожалуй, «ключевое» слово, точка опоры в методике приобщения ребёнка к народному творчеству – игра.
Практически «ввести» ребёнка в эту игру можно через подготовку и проведение фольклорных праздников.
Методическая служба района предлагает молодым специалистам систему музыкально-эстетического воспитания «от урока к празднику и обратно к уроку».
Система, в которой объединяется единой линией педагогического воздействия урочная и внеурочная деятельность.
Что это даёт?
- каждый ребёнок, независимо от его способностей самореализуется, принимая участие в общем процессе;
- вся работа отвечает важнейшему принципу «педагогики успеха» - несёт детям радость;
- дети видят конкретную цель всей музыкально-художественной деятельности;
- учитель получает возможность расширить рамки предмета.
А что это, как не личностно-ориентированный подход в обучении.
В какой мере содержание детских фольклорных праздников должно соответствовать народному обряду? Конечно в самой общей, то есть фольклорный праздник в петербургской школе – праздник стилизованный.
Почему? Это вытекает из логики всего вышесказанного.
Изначально поставлена цель: познакомить, приобщить, а не изучить, а при успешной работе – пробудить интерес и открыть путь к самостоятельному изучению народного творчества в учреждениях дополнительного образования, кружках и коллективах района.
В подготовке и проведении праздника учитывается важнейший педагогический принцип - доступность, поэтому приобщение к активной творческой деятельности проходит в три этапа.
На первом этапе – праздник с элементами фольклора.
На втором этапе – поклассные театрализованные праздники, в значительной мере выстроенные на фольклорном материале.
На третьем этапе – подготовка праздников-зрелищ для детей и родителей.
В программу праздника входит:
- исполнение русских народных песен;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- исполнение характерных танцев;
- инсценировка русских народных сказок, прибауток, песен;
- конкурсы пословиц, поговорок, загадок, скороговорок;
- русские народные игры, хороводы.
Готовясь к празднику, дети включаются в игровой процесс, и работа по привитию умений и навыков становления частью этой игры. Перед ребятами поставлена цель, и стремление к этой конкретной цели помогает сделать весь процесс обучения живым и интересным.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что в школах, где реализуется эта система ребята
- знают и любят народную песню;
-знакомы с понятиями обработка, стилизация, музыкальная цитата;
- знают элементы народного костюма;
- интересуются устным народным творчеством;
- знакомы с годовым кругом праздников русского народного календаря;
- знакомы с некоторыми обычаями и обрядами;
- знают комбинации русского народного танца, русские народные игры.
Один из самых любимых праздников – проводы зимы – «Масленица»
Это праздник яркий, весёлый, «вкусный», надолго остаётся в памяти. И, когда ребята в средней школе услышат масленичные интонации в музыке Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, увидят масленичные сюжеты на полотнах Сурикова, Кустодиева, у них возникнет чувство сопричастности, - значит и для этих русских композиторов, художников традиционный русский праздник был близок и интересен так же, как стал близок и интересен самим ребятам.
Вот это ощущение и будет «связью времён» и приобщением к культурно-историческим традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге много памятных мест, посвященных Отечественной войне 1812 года. Данная презентация является описанием самых известных, которые находятся в нашем прекрасном городе:Каз...
Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге много памятных мест, посвященных Отечественной войне 1812 года. Данная презентация является описанием самых известных, которые находятся в нашем прекрасном городе:Каз...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА"
Данная презентация поможет как учителям музыки, так и преподавателям истории и культуры Санкт-Петербурга....
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
Олимпиада по русскому языку в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга
Цели:· популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;·...
Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды в школе в контексте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020»
Статья содержит текст выступления на VII городской конференции "Роль педагога в построении здоровьесозидающей среды образовательной организации" в Санкт-Петербурге 03.04.2019г. Содержит опис...