Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования на уроках географии и биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Здоровье – важный фактор работоспособности и развития детского организма.
Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому невозможно реализовать свои идеи, планы, мечты. Здоровьесберегающее поведение и мышление берёт своё начало в школе. Но в то же время школьная пора часто препятствует укреплению здоровья. Обучение и воспитание школьников зависит от здоровья.
Именно поэтому так важно в настоящее время применять здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования
на уроках географии и биологии
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя...»
«Если измерить все мои заботы и тревоги о детях, то
добрая половина их – забота о здоровье».
В.А.Сухомлинский
Здоровье – важный фактор работоспособности и развития детского организма.
Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому невозможно реализовать свои идеи, планы, мечты. Здоровьесберегающее поведение и мышление берёт своё начало в школе. Но в то же время школьная пора часто препятствует укреплению здоровья. Обучение и воспитание школьников зависит от здоровья.
Именно поэтому так важно в настоящее время применять здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования.
Попытаемся ответить на вопрос: «Что такое здоровье?»
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Теперь попробуем дать определение здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.
Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой):
- принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.
- принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка;
- принцип субъектности С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.
- принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных).
- принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов.
Функции педагога в вопросах здоровьесбережения
В своей работе учитель для здоровья ученика может сделать очень много, иногда даже больше, чем врач. Педагогам выполнять работу докторов не требуется, но всегда нужно осознавать, какое действие оказывает на жизнь учащихся осуществляемый нами учебный процесс. Вредит или наоборот помогает? Несомненно, для большинства школьников учитель занимает важное место в жизни, для многих является примером и в вопросах здоровьесбережения. Педагог должен обладать профессиональными качествами и умениями, которые позволят ему обеспечивать решение проблем и достигать положительных результатов. Чтобы учащиеся осознали важность принципов здорового образа жизни, учителю прежде всего для самого себя надо решить такие проблемы как:
1. Не делать упор на свой собственный жизненный опыт, не обращая внимания на интересы и способности учащихся.
2.. Принять ученика таким, как он есть, не пытаясь изменить или подавить его собственным примером.
3. Осознать своё вмешательство в сферу жизни учащихся с позиции здоровьесбережения.
Учить, воспитывать, развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем.
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии и биологии
Я, как учитель, географии и биологии, на своих уроках применяю здоровьесберегающие технологии, чтобы мои учащиеся могли осваивать программу ущерба для их здоровья, для меня важно, чтобы ученики осознавали важность сохранения, могли применять на практике полученные теоретические знания здоровом образе жизни. На уроках мной используются такие элементы здоровьясбережения как:
1) Объём излагаемого материала урока;
2) смена видов учебной деятельности;
3) дифференцированный подход к обучению при закреплении знаний, умений и навыков;
3) демократический стиль общения;
5) физкультминутки;
6) соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Чтобы сохранить здоровье школьников мне необходимо тщательно анализировать факторы риска в классе. Я считаю, что в учебном процессе первостепенными причинами снижения уровня здоровья являются:
- стрессовые педагогические приемы;
- несвоевременная работа школьного врача;
- отсутствие бесед и консультаций с родителями;
- завышенные показатели возрастных возможностей школьников;
- отсутствие системного подхода в работе по формированию здорового образа жизни школьников;
- бесконтрольность по выявлению «вредных» привычек у учащихся.
Анализ урока с физиолого-гигинечиских позиций.
При построении своего плана урока, я считаю достаточно важным, диагностировать в своей работе с обучающимися, такие моменты как:
1. Краткая общая характеристика урока;
2. Правильный выбор перечня требований, предъявляемых мной при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены;
3. Есть ли на моих уроках возможности для мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.
4. Обязательный учёт характеристики класса. Есть ли нарушения здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья, учет этих рекомендаций.
5. Рассмотрение возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке.
6. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.
7. Соблюдение мной гигиенических требований к содержанию классного помещения.
7. Соблюдение психо-гигиенических требований при определении места урока в расписании.
8. Наличие или предупреждение перегрузки школьников.
Учёт возрастных особенностей учащихся.
1. Соответствие цели урока и сложности решаемых задач, возрастным возможностям учащихся.
2. Соответствие степени абстрактности и технологической сложности материала уровню физического созревания и психического развития учащихся.
3. Дифференцированность подхода к учащимся с учетом особенностей их соматического и психологического развития
Учёт психологических и возрастных особенностей школьников – лишь одно из условий учиться без принуждения, читать не только то, что задано, быть творческим человеком – значит ощущать себя полноценным и успешным. А это для ребёнка очень важно. Хотелось бы, чтобы каждый из моих учеников мог сказать, при окончании изучения курса географии : «Эти пять лет были лучшими в моей жизни!».
В заключение хочу сказать, что применение здоровьесберегающих технологий при организации уроков – это тот фундамент, на котором строится последующая учебная деятельность.
Я считаю, что учителя должны приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни занял достойное место в жизни подрастающего поколения. Но мы не сможем научить
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
если сами не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни.
Хочется верить и надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и
развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования
на уроках географии и биологии
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя...»
«Если измерить все мои заботы и тревоги о детях, то
добрая половина их – забота о здоровье».
В.А.Сухомлинский
Здоровье – важный фактор работоспособности и развития детского организма.
Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому невозможно реализовать свои идеи, планы, мечты. Здоровьесберегающее поведение и мышление берёт своё начало в школе. Но в то же время школьная пора часто препятствует укреплению здоровья. Обучение и воспитание школьников зависит от здоровья.
Именно поэтому так важно в настоящее время применять здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования.
Попытаемся ответить на вопрос: «Что такое здоровье?»
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Теперь попробуем дать определение здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.
Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой):
- принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.
- принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка;
- принцип субъектности С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.
- принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных).
- принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов.
Функции педагога в вопросах здоровьесбережения
В своей работе учитель для здоровья ученика может сделать очень много, иногда даже больше, чем врач. Педагогам выполнять работу докторов не требуется, но всегда нужно осознавать, какое действие оказывает на жизнь учащихся осуществляемый нами учебный процесс. Вредит или наоборот помогает? Несомненно, для большинства школьников учитель занимает важное место в жизни, для многих является примером и в вопросах здоровьесбережения. Педагог должен обладать профессиональными качествами и умениями, которые позволят ему обеспечивать решение проблем и достигать положительных результатов. Чтобы учащиеся осознали важность принципов здорового образа жизни, учителю прежде всего для самого себя надо решить такие проблемы как:
1. Не делать упор на свой собственный жизненный опыт, не обращая внимания на интересы и способности учащихся.
2.. Принять ученика таким, как он есть, не пытаясь изменить или подавить его собственным примером.
3. Осознать своё вмешательство в сферу жизни учащихся с позиции здоровьесбережения.
Учить, воспитывать, развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем.
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии и биологии
Я, как учитель, географии и биологии, на своих уроках применяю здоровьесберегающие технологии, чтобы мои учащиеся могли осваивать программу ущерба для их здоровья, для меня важно, чтобы ученики осознавали важность сохранения, могли применять на практике полученные теоретические знания здоровом образе жизни. На уроках мной используются такие элементы здоровьясбережения как:
1) Объём излагаемого материала урока;
2) смена видов учебной деятельности;
3) дифференцированный подход к обучению при закреплении знаний, умений и навыков;
3) демократический стиль общения;
5) физкультминутки;
6) соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Чтобы сохранить здоровье школьников мне необходимо тщательно анализировать факторы риска в классе. Я считаю, что в учебном процессе первостепенными причинами снижения уровня здоровья являются:
- стрессовые педагогические приемы;
- несвоевременная работа школьного врача;
- отсутствие бесед и консультаций с родителями;
- завышенные показатели возрастных возможностей школьников;
- отсутствие системного подхода в работе по формированию здорового образа жизни школьников;
- бесконтрольность по выявлению «вредных» привычек у учащихся.
Анализ урока с физиолого-гигинечиских позиций.
При построении своего плана урока, я считаю достаточно важным, диагностировать в своей работе с обучающимися, такие моменты как:
1. Краткая общая характеристика урока;
2. Правильный выбор перечня требований, предъявляемых мной при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены;
3. Есть ли на моих уроках возможности для мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.
4. Обязательный учёт характеристики класса. Есть ли нарушения здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья, учет этих рекомендаций.
5. Рассмотрение возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке.
6. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.
7. Соблюдение мной гигиенических требований к содержанию классного помещения.
7. Соблюдение психо-гигиенических требований при определении места урока в расписании.
8. Наличие или предупреждение перегрузки школьников.
Учёт возрастных особенностей учащихся.
1. Соответствие цели урока и сложности решаемых задач, возрастным возможностям учащихся.
2. Соответствие степени абстрактности и технологической сложности материала уровню физического созревания и психического развития учащихся.
3. Дифференцированность подхода к учащимся с учетом особенностей их соматического и психологического развития
Учёт психологических и возрастных особенностей школьников – лишь одно из условий учиться без принуждения, читать не только то, что задано, быть творческим человеком – значит ощущать себя полноценным и успешным. А это для ребёнка очень важно. Хотелось бы, чтобы каждый из моих учеников мог сказать, при окончании изучения курса географии : «Эти пять лет были лучшими в моей жизни!».
В заключение хочу сказать, что применение здоровьесберегающих технологий при организации уроков – это тот фундамент, на котором строится последующая учебная деятельность.
Я считаю, что учителя должны приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни занял достойное место в жизни подрастающего поколения. Но мы не сможем научить
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
если сами не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни.
Хочется верить и надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и
развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)
Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос ...
«Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного образования».
Каким же должен быть настоящий учитель? Что определило мой выбор, мою профессиональную линию? И еще, мне кажется, что критерием действий настоящего педагога является совесть, то есть те мо...
«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»
Выступление на районном семинаре педагогов дополнительного образования....
Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...
Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»
Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность». Компетентность мож...
Беседа для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования».
Сегодня перед современной музыкальной школой, стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. С...
Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования
Методическое сообщение на родительское собрание...