УРОК В 9 КЛАССЕ. ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ РОССИИ
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Урок в 9 классе по учебнику "География. Население и хозяйство России" авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ РОССИИ | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В 9 КЛАССЕ. ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ РОССИИ
В юности хочется жить веселее, в зрелости – лучше, а в старости – дольше. (Э.А. Севрус)
Цели и задачи: сформировать представление о возрастной структуре населения России; показать различие возрастного состава в отдельных регионах страны; выявить причины, влияющие на продолжительность жизни; продолжать формировать умения читать диаграммы, анализировать половозрастные пирамиды, работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь; воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.
Средства обучения: учебник (География: население и хозяйство России / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – М. Русское слово, 2010.), политико-административная карта России, карты атласа.
Ход урока
I. Организационный момент
Когда произносят слово «Европа», чаще всего не имеют в виду ни Россию, ни россиян. Но в то же время, если мы зададимся вопросом, а какой самый большой город в Европе, то выяснится, что это Москва, какая самая большая нация в Европе, то выяснится, что это русские…
Мы продолжаем разговор о населении России…
II. Проверка изученного материала
1. Закрепление знания понятийного аппарата
1) наука о населении, его численности, составе и размещении… (демография).
2) непрерывная смена поколений …(воспроизводство населения).
3) основные показатели изменения численности населения …(рождаемость и смертность).
4) разница между числом родившихся и числом умерших за определённый период времени …(естественный прирост).
5) естественная убыль населения …(депопуляция).
6) резкое уменьшение численности населения … (демографический кризис).
7) тип воспроизводства населения, при котором рождаемость больше смертности …(традиционный).
8) тип воспроизводства населения, при котором смертность больше рождаемости …(современный).
2. Анализ диаграммы «Соотношение мужского и женского населения России» рис. 40 на стр.79
Назовите причины, объясняющие подобную половую структуру населения России. (мужские профессии, травмы, профессиональные заболевания, войны, образ жизни)
3. Вопросы к беседе:
- Одинаково ли соотношение мужчин и женщин в разных частях страны? Прокомментируйте ответ (соотношение зависит от характера освоения территории, особенностей хозяйства и спроса на мужские и женские профессии)
- Какие территории России отличаются преобладанием женского населения? (староосвоенные) мужского населения? (нового освоения – лесозаготовки, горная добыча, строительство)
- Выберите из перечисленных профессий те, которые относятся к опасным для жизни. Какие профессии (женские или мужские) наиболее опасны для здоровья?
мужские профессии | моряк, тракторист, пастух, металлург, нефтяник, пожарный, военнослужащий, лётчик, шахтёр, комбайнер, банкир, полицейский, водитель |
женские профессии | медицинская сестра санитарка, учительница, ткачиха, доярка, бухгалтер, секретарь, воспитатель в детском саде, повар |
- Чем объясняется разделение профессий на женские и мужские? Всегда ли оно соблюдается?
- Назовите факторы, влияющие на продолжительность жизни.
III. Изучение нового материала
На количество живущих в стране, кроме названных выше причин, в первую очередь влияет тип воспроизводства населения. В каждой стране мира свой возрастной состав населения, который зависит от типа воспроизводства населения. В России 100-150 лет назад господствовал традиционный тип воспроизводства, и рождаемость была гораздо выше, чем в современном Дагестане.
- Как тип воспроизводства отражается на возрастном составе? (современный тип воспроизводства: низкая рождаемость – малое количество детей, а затем и взрослых возрастов)
Возрастной состав населения – это соотношение людей разных возрастов, проживающих в стране.
Возрастной состав населения на территории страны неоднороден. Особое внимание обратим на продолжительность жизни населения. Средняя продолжительность жизни страны в 1987 году – 70 лет: у мужчин – 65 лет, у женщин – 75. В 2004 году – 65,3 года: у мужчин – 59, у женщин 72 года. Продолжительность жизни в России существенно сокращается при движении с юга (республики Северного Кавказа) на север и с запада на восток (Европейского Север, Сибирь, Дальний Восток, республика Тыва).
Выделяют три региона с самой высокой продолжительностью жизни – Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, и три региона с самой низкой продолжительностью жизни мужчин - Тыва, Эвенкийский и Корякский автономные округа.
Кроме типа воспроизводства на возрастной состав населения оказывают влияние и ряд других факторов. Каких? Ответьте, используя рис.41 стр.79.
Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые создают экономическое благополучие страны.
- Найдите в тексте параграфа определение трудовым ресурсам.
Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.
- Рассмотрим возрастной состав населения России и соотношение по возрастным группам по рис.39 стр. 78.
- Как соотносятся между собой группа трудоспособного населения страны и группа, которая нуждается в поддержке и заботе общества.(61% – трудоспособное население, 21%- пенсионеры, 18% дети)
Какие возрастные группы населения преобладают сегодня в нашей стране? Почему?
Вывод: на протяжении 15 лет с 1989 по 2003 год количество трудоспособного населения сокращалось, уменьшалось и количество детей, а значит, в будущем количество трудоспособного населения будет также уменьшаться.
- Почему численность трудовых ресурсов не совпадает с численностью людей, занятых в хозяйстве? Ответ найдите на стр. 80 учебника.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими - называется демографической нагрузкой.
Трудоспособное население трудится в отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, непроизводственной сфере.
- Используя рис. 42 на стр. 80, определите, в какой отрасли занято большее количество людей и как изменилась численность занятых в период с 1980 по 2002 год? (в промышленности занято в 1,5 раза больше населения, за 12 лет численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве сократилась).
- В каких отраслях промышленности занята большая часть населения страны, используйте рис.43 стр.81? Поставьте отрасли промышленности в порядке убывания числа занятых.
Занятость населения определяется рынком труда, на котором всегда есть спрос на работников. На рынке можно наблюдать нехватку или избыток работников. В случае, когда число имеющихся мест меньше численности населения в трудоспособном возрасте, возникает безработица. Средний показатель безработицы по стране сегодня – 7-8% или 10млн. человек.
IV.Закрепление изученного материала
- Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.
- Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?
- Чем можно объяснить особенно сильные различия между регионами России по доле лиц пожилого возраста?
- Найдите в тесте параграфа требования, которые предъявляют к работнику на рынке труда.
- Запишите в тетрадь свои выводы о возрастном составе населения России и его занятости в хозяйстве страны.
Вывод: для возрастного состава населения России характерно снижение доли детей и молодых людей, что в будущем означает сокращение доли взрослых. Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Будьте добрыми, жизнерадостными людьми, это продлевает жизнь. Берегите своё здоровье. Бережно относитесь к людям пожилого возраста.
V. Домашнее задание. §14., задания 1 – 5 на стр.84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 8 класс "Часовые пояса России"
Урок-презентация по географии 8 класс "Часовые пояса России"...
Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..
Разработку урока по географии выполнила: Губа Оксана Николаевна,учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1». Данный урок разработан в соответствииприм...
Конспект урока. 8 класс. Численность населения России
Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...
Открытый урок 6 класс Тема «Состав числа, разрядные слагаемые»
Цель урока: отработка вычислительных процессов.Задачи урока: · Учить детей находить сколько единиц, десятков, сотен и т.д. содержится в данном числе.·...
презентация к уроку 9 класс "Экономическое развитие России на рубеже XIX -XX веков"
презентация снабжена фотоматериалами и статистическими данными,помогающими ученикам проводить исследовательскую работу на уроке....
План-конспект урока 8 класс «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Приводится план-конспект урока в 8 классе...
Методическая разработка урока 8 класс Почвенные ресурсы России
Учащиеся самостоятельно учатся давать оценку почвенным ресурсамРоссии...