Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Губа Оксана Николаевна

 

Разработку урока по географии  выполнила: Губа Оксана Николаевна,

учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1».

 

Данный урок разработан в соответствиипримерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Тема урока:      «ПК  России. Урал. Особенности природы»   8 класс

Тип:комбинированный урок.

Цели:

Образовательные:

1.Показать своеобразие природного района- Урала.

2.Развивать знания о причинно-следственных связях в природе.

3.Развивать знания о причинно-следственных связях в природе

 

Развивающие:

  • Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;
  • развивать у учащихся умения работы с современными компьютерными технологиями;
  • развивать умения обозначать географические объекты на контурной карте;
  • развивать у школьников системное географическое мышление
  • .

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма.
  • формировать активную жизненную позицию.

Оборудование:

- Электронная презентация

- Атлас России

-  контурные карты

Учебник:И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2010г

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pk_rossii._ural..docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Природные комплексы России. Урал. Особенности природы»

Ход урока:

Учитель:

        -Какие ПК выделяют на территории  России?
           - Какие мы изучили?                                                                                      (слайд №1)
        - Предлагаю проверить свои знания по ранее изученным комплексам.

Географический диктант:

В-I 2,3,6,7,8                                                 Критерии оценок
                                                                    «5» - 1-0 ошибок
B-II -1,4,5,9,10                                            «4» - 2-3 ошибки
                                                                    «3» - 4-5 ошибок.

Открыть правильные ответы                                                                                    (слайд №2)

       - Ребята, на доске географические  названия. Определите, на какой из изученных территорий они располагаться?                                                                                                            

                                                                                                                                 (слайд №3)

                                       1.р. Волга
                                      2.г. Москва
                                      3.р. Обь
                                      4.оз. Байкал
                                      5.влк. Ключевская Сопка
                                      6.г. Ямантау
                                      7.долина гейзеров

       -Чтобы определить, где располагаться объект №6 постарайтесь отгадать мою загадку:

                                           -К торжественному крику                                               (слайд № 4)
                                           Прибавь согласный звук.
                                        Чтоб протянулись горы с севера на юг  

                                                                                         (Урал)                                    (слайд №5)

    - Итак, ребята, о каком природном комплексе России пойдет сегодня речь?   (Урал)  

     - Запишите тему в тетрадь:
 
Тема: ПК России: Урал. Особенности природы                                              (слайд №6)

       -  Подумайте , что мы должны знать по данной теме урока.

План:            

                        1.Особенности ФГП.                                                                       (слайд №7)                                          
                       2. Рельеф и его особенности
                       3. Полезные  ископаемые.
                       4. Климат и его особенности.

  Умения:    продолжить формирование умений работать с картами, учебником,                устанавливать взаимосвязи.

План урока понятен?

Приступаем в его реализации.

    Происхождение гор Урала                                                                       (слайд №8)    

Итак, наша первая  задача определить Г.П. Урала
  - Какую  карту будем использовать для этого?     (физ. России)           (слайд №9)        

Особенности Г.П. :         1.протянулся с севера на юг по 60 в. д.               (слайд №10)
                                         2. На границе м/у Европой и Азией
                                         3. На границе Русской и Западной  Сибири. Равниной
                                         4. На границе р. Волги и Оби
                                         5. На границе умеренного  и континентального  климата
                                         6. Между двумя платформами.

   - Работая с картой, определите  в (градусах) протяженность с С-на-Ю и с З-на-В.

 Итак, мы определили особенности Г.П. Урала.
   Переходим к следующей.

Какие карты помогут составить характеристику рельефа?
     Т.к. рельеф тесно связан с тектоническим строением, давайте обратимся к тектонической карте.                                                                                            (слайд №11)

       - Обратите внимание, в какую складчатость образовался Урал? (герцинскую)

   -  В какую эру она происходила?

       - Это древние горы. В мезозое и начале кайнозоя произошло их   разрушение, а в кайнозойскую он вторично поднялся, но на не большую высоту. Горы испытали глыбово -вертикальные движения и стали складчато - глыбовыми.  

                                                                                                                                (слайд №12-13)
    - В дальнейшем они испытали сильное физ. Выветривание. Горы разрушились. Каменистые россыпи, которые образовались на вершинах сползали с гор в долины образуя каменистые реки – курумы.                                                                                                                                                                                                                                                                                     - Ребята, рассмотрите физ. Карту Урала и орографическую схему в учебнике стр. 67. Что вы можете сказать о внешнем виде этих гор.  а) старые, невысокие, разрушенные горы
                                                            б) хребты располагаются || друг другу,
                                                             вытянуты с  С - на –  Ю                        (слайд №11-16)

             Между ними располагаются продольные и поперечные долины. И только один хребет не пересечен поперечными долинами – это Водораздельный хребет.
                                                                                     в) имеют округлые вершины

     Над вершинами иногда возвышаться останца, имеющие причудливые очертания, а в приполярном Урале имеются и остроконечные вершины                        (слайд №18)

   

   -  Используя карты, посмотрите внимательно и скажите на какие части делиться Урал с С.- на Ю.  (Полярный, Приполярный , Северный , Средний , Южный )              

Сравните рельеф частей Урала.                                                                        (слайд №19)

    - Назовите самую высокую точку Урала. Нанесите её на карту.              (слайд №20)  

   -  Назовите самую высокую точку южной части Урала (г. Ямантау)

   - Какой вывод сделаете о высоте?                  (не  высокие)

   - А теперь внимательно рассмотрите строение гор с З-В и ответьте : как вы думаете это симметричные или ассиметричные горы.    Почему вы там решили?              (слайд №21)    

     Урал – ассиметричные горы, т.к. западный склон пологий, а восточный крутой.

Итак,  подведем итог решению II задачи урока:

Горы Урал  складчато – глыбовые, герцинской складчатости, старые разрушенные, невысокие, ассиметричные.

С рельефом и геологическим строением тесно связаны полезные ископаемые. (слайд №22)

     - Обратите внимание на карту полезные ископаемые и скажите,  какими видами  горных пород по происхождению сложены горы Урал?
         (осадочными – нефть и газ,  магматические - руды)

      - Обговорите в паре друг с другом,  какой вы можете сделать вывод об обеспеченности данной территории полезными ископаемыми?  (Урал богат минеральными ресурсами)

Да, здесь сосредоточены почти все элементы таблицы Менделеева.

        - Подумайте, а чем объяснить такое разнообразие рудных и не рудных п/и Урала?
         (Это  связанно с рельефом и  геологией.  О них мы уже говорили )

У вас на столе карточки с названием самых крупных месторождений Урала. Нанесите их на к/к.

Минеральные ресурсы используются очень давно, а некоторые находятся  на большой глубине. Поэтому их необходимо охранять и рационально использовать.      ( слайд №23)

   С этой целью на Урале создан Ильменский минеральный заповедник.  

Итак, справились мы с данной задачей урока. Переходим к следующей.

  1. Подумайте и ответьте, скажется ли ГП Урала на его климате (да)
  2.  Какой будет в общем климат Урала (разнообразный)
  3. Подумайте, в каких направлениях он будет изменяться (С-Ю; З-В; и с высотой)
  4.  Какая карта нам поможет изучить климат Урала                   (слайд №24)

Теперь нам предстоит доказать, что климат изменяется с С на Ю и З-В.

Для этого выполните задание в тетради.  По картам в уч. Стр. 62-63, определите :

ср.-tя  и               в    северной и   южной  части Урала.

ср.t и                            

Определите, как распределены осадки: в Предуралье, в Зауралье; чем это объяснить?

Какие особенности климата Урала можно выделить?( разнообразный, изменяется с С.на Ю. и с З.на В.)

Справились мы с поставленными задачами урока?  Какой этап урока для вас был трудным?

Закрепление материала.                                                                               (слайд №25)                                                             

Рефлексия.

Домашнее  задание: текст учебника, анализ карт.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок в 8 классе по теме: "Разнообразие природных комплексов России"

На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять ...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Разработка урока "Топливно-энергетический комплекс России" 9 класс

Разработка урока с применением ЦОР по географии в 9 классе....

Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)

Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися  основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс...

Природные Комплексы России. 8 класс.

Итоговое занятие по теме «Природные Комплексы России»...

Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс

Урок сиспользованием  элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает  познавательный интерес учи...