Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Разработку урока по географии выполнила: Губа Оксана Николаевна,
учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1».
Данный урок разработан в соответствиипримерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Тема урока: «ПК России. Урал. Особенности природы» 8 класс
Тип:комбинированный урок.
Цели:
Образовательные:
1.Показать своеобразие природного района- Урала.
2.Развивать знания о причинно-следственных связях в природе.
3.Развивать знания о причинно-следственных связях в природе
Развивающие:
- Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;
- развивать у учащихся умения работы с современными компьютерными технологиями;
- развивать умения обозначать географические объекты на контурной карте;
- развивать у школьников системное географическое мышление
- .
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма.
- формировать активную жизненную позицию.
Оборудование:
- Электронная презентация
- Атлас России
- контурные карты
Учебник:И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2010г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Природные комплексы России. Урал. Особенности природы»
Ход урока:
Учитель:
-Какие ПК выделяют на территории России?
- Какие мы изучили? (слайд №1)
- Предлагаю проверить свои знания по ранее изученным комплексам.
Географический диктант:
В-I 2,3,6,7,8 Критерии оценок
«5» - 1-0 ошибок
B-II -1,4,5,9,10 «4» - 2-3 ошибки
«3» - 4-5 ошибок.
Открыть правильные ответы (слайд №2)
- Ребята, на доске географические названия. Определите, на какой из изученных территорий они располагаться?
(слайд №3)
1.р. Волга
2.г. Москва
3.р. Обь
4.оз. Байкал
5.влк. Ключевская Сопка
6.г. Ямантау
7.долина гейзеров
-Чтобы определить, где располагаться объект №6 постарайтесь отгадать мою загадку:
-К торжественному крику (слайд № 4)
Прибавь согласный звук.
Чтоб протянулись горы с севера на юг
(Урал) (слайд №5)
- Итак, ребята, о каком природном комплексе России пойдет сегодня речь? (Урал)
- Запишите тему в тетрадь:
Тема: ПК России: Урал. Особенности природы (слайд №6)
- Подумайте , что мы должны знать по данной теме урока.
План:
1.Особенности ФГП. (слайд №7)
2. Рельеф и его особенности
3. Полезные ископаемые.
4. Климат и его особенности.
Умения: продолжить формирование умений работать с картами, учебником, устанавливать взаимосвязи.
План урока понятен?
Приступаем в его реализации.
Происхождение гор Урала (слайд №8)
Итак, наша первая задача определить Г.П. Урала
- Какую карту будем использовать для этого? (физ. России) (слайд №9)
Особенности Г.П. : 1.протянулся с севера на юг по 60 в. д. (слайд №10)
2. На границе м/у Европой и Азией
3. На границе Русской и Западной Сибири. Равниной
4. На границе р. Волги и Оби
5. На границе умеренного и континентального климата
6. Между двумя платформами.
- Работая с картой, определите в (градусах) протяженность с С-на-Ю и с З-на-В.
Итак, мы определили особенности Г.П. Урала.
Переходим к следующей.
Какие карты помогут составить характеристику рельефа?
Т.к. рельеф тесно связан с тектоническим строением, давайте обратимся к тектонической карте. (слайд №11)
- Обратите внимание, в какую складчатость образовался Урал? (герцинскую)
- В какую эру она происходила?
- Это древние горы. В мезозое и начале кайнозоя произошло их разрушение, а в кайнозойскую он вторично поднялся, но на не большую высоту. Горы испытали глыбово -вертикальные движения и стали складчато - глыбовыми.
(слайд №12-13)
- В дальнейшем они испытали сильное физ. Выветривание. Горы разрушились. Каменистые россыпи, которые образовались на вершинах сползали с гор в долины образуя каменистые реки – курумы. - Ребята, рассмотрите физ. Карту Урала и орографическую схему в учебнике стр. 67. Что вы можете сказать о внешнем виде этих гор. а) старые, невысокие, разрушенные горы
б) хребты располагаются || друг другу,
вытянуты с С - на – Ю (слайд №11-16)
Между ними располагаются продольные и поперечные долины. И только один хребет не пересечен поперечными долинами – это Водораздельный хребет.
в) имеют округлые вершины
Над вершинами иногда возвышаться останца, имеющие причудливые очертания, а в приполярном Урале имеются и остроконечные вершины (слайд №18)
- Используя карты, посмотрите внимательно и скажите на какие части делиться Урал с С.- на Ю. (Полярный, Приполярный , Северный , Средний , Южный )
Сравните рельеф частей Урала. (слайд №19)
- Назовите самую высокую точку Урала. Нанесите её на карту. (слайд №20)
- Назовите самую высокую точку южной части Урала (г. Ямантау)
- Какой вывод сделаете о высоте? (не высокие)
- А теперь внимательно рассмотрите строение гор с З-В и ответьте : как вы думаете это симметричные или ассиметричные горы. Почему вы там решили? (слайд №21)
Урал – ассиметричные горы, т.к. западный склон пологий, а восточный крутой.
Итак, подведем итог решению II задачи урока:
Горы Урал складчато – глыбовые, герцинской складчатости, старые разрушенные, невысокие, ассиметричные.
С рельефом и геологическим строением тесно связаны полезные ископаемые. (слайд №22)
- Обратите внимание на карту полезные ископаемые и скажите, какими видами горных пород по происхождению сложены горы Урал?
(осадочными – нефть и газ, магматические - руды)
- Обговорите в паре друг с другом, какой вы можете сделать вывод об обеспеченности данной территории полезными ископаемыми? (Урал богат минеральными ресурсами)
Да, здесь сосредоточены почти все элементы таблицы Менделеева.
- Подумайте, а чем объяснить такое разнообразие рудных и не рудных п/и Урала?
(Это связанно с рельефом и геологией. О них мы уже говорили )
У вас на столе карточки с названием самых крупных месторождений Урала. Нанесите их на к/к.
Минеральные ресурсы используются очень давно, а некоторые находятся на большой глубине. Поэтому их необходимо охранять и рационально использовать. ( слайд №23)
С этой целью на Урале создан Ильменский минеральный заповедник.
Итак, справились мы с данной задачей урока. Переходим к следующей.
- Подумайте и ответьте, скажется ли ГП Урала на его климате (да)
- Какой будет в общем климат Урала (разнообразный)
- Подумайте, в каких направлениях он будет изменяться (С-Ю; З-В; и с высотой)
- Какая карта нам поможет изучить климат Урала (слайд №24)
Теперь нам предстоит доказать, что климат изменяется с С на Ю и З-В.
Для этого выполните задание в тетради. По картам в уч. Стр. 62-63, определите :
ср.-tя и в северной и южной части Урала.
ср.t и
Определите, как распределены осадки: в Предуралье, в Зауралье; чем это объяснить?
Какие особенности климата Урала можно выделить?( разнообразный, изменяется с С.на Ю. и с З.на В.)
Справились мы с поставленными задачами урока? Какой этап урока для вас был трудным?
Закрепление материала. (слайд №25)
Рефлексия.
Домашнее задание: текст учебника, анализ карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок в 8 классе по теме: "Разнообразие природных комплексов России"
На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять ...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....
Разработка урока "Топливно-энергетический комплекс России" 9 класс
Разработка урока с применением ЦОР по географии в 9 классе....

Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)
Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс...
Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс
Урок сиспользованием элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает познавательный интерес учи...