Перспективы развития интереса к предмету у учащихся и педагогов на примере уроков географии.
статья (география) по теме
Почему в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?
Почему образование нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?
Почему учитель не получает морального удовлетворения от работы по материалам собственного любимого предмета?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перспективы развития интереса к предмету
у учащихся и педагогов на примере уроков географии»
Фомина Н. В.
От врачей и учителей требуют чуда,
а если чудо свершится,
никто не удивляется.
Мария-Эбнер Эшенбах
Современное сообщество возлагает на школу и учителей большие надежды. Общество требует , чтобы педагог не только давал знания, но и формировал личность учащегося, развивал его, вводил в культурную среду, подготавливал к дальнейшей жизни. Причем современный родитель в силу экономических обстоятельств (много работает), недостатка знаний по психологии и педагогике, переоценки ценностей самостоятельно зачастую не в силах заниматься воспитанием ребенка. Поэтому на плечи педагога ложиться множество сопутствующих обязанностей помимо преподавания своего предмета.
Свое дело по разрушению образовательного гармонического пространства делают и излишняя бюрократизация и дистанцированность обучения, когда учитель ограничен во времени и силах исполнением и оформлением различных условно важных документов, когда учитель и ученик не могут полноценно взаимодействовать и учить друг друга на уроке.
Каждый педагог при выборе предмета, которому он будет учить детей в школе, конечно же, руководствовался собственными предпочтениями, увлечениями, интересами, поэтому, будучи сам заинтересован в изучении и углублении собственных знаний по предмету, может интересно провести урок, преподать материал легко и удобно для понимания, пробудить интерес к предмету и увлечь ученика.
Почему же в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов? Почему преподавание нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика? Почему учитель не получает морального удовлетворения от работы по материалам собственного любимого предмета?
С целью проанализировать причины такого положения дел проводилось анкетирование педагогов( опрос) , в результате которого было получено следующее:
1. Более 45 % педагогов школы не получают удовлетворения от отдельных уроков или преподавания материала.
2. 12% учителей указывают на значительное снижение интереса к преподаваню вообще и 26% на снижение интереса к предмету.
Эти цифры обусловлены целым рядом психологических и социальных причин:
- Материал хорошо знаком, не открывает ничего нового.
- Организация урока в другой форме , с использование ИКТ , например, требует временных затрат, которыми учителя не всегда располагат.
- Учитель видит отсутствие интереса к предмету у ученика и не может объективно обосновать ценность и пользу изучаемого предмета именно на уровне ценностных оценок учащегося.
- Желание обезопасить свою работу от ненужного « двояко оцениваемого» материала, например, на уроках истории, биологии, ОБЖ, обществознания.
- Ориентированность на ЕГЭ и ГИА.
- Низкий уровень эрудиции и мотивированности у учащихся.
Это основные причины, которые не позволяют учителю в полной мере открыться как увлекательному рассказчику и экспериментатору.
Как же можно решить эту проблему, используя ресурс, имеющихся в распоряжении обыкновенного учителя - предметника?
Для меня, как для учителя географии, главным помощником в стимулировании интереса к предмету у моих учеников, так и у меня, стала практическая деятельность.
Считается, что наилучшим образом и в полном объеме запоминается деятельность, особенно деятельность, связанная с преодолением проблем, трудностей, препятствий. Такой деятельностью, которая объединяет учащихся между собой и с учителем, становиться практическая деятельность. Ее можно разделить на три направления:
1. Выездная – организация тематических экскурсий, поездок, маршрутов, туров.
(Например: туры по Европе- Финляндия, Швеция, Белоруссия, Польша, Чехия;
По России - Новгород, Валдай, Псков, Пушкинские горы, Кострома, Плёс, Волгоград и многое другое)
2. Игровая - традиции игры в тематический КВН(7,10 классы- «Страны мира»,
«8-9 классы - «Народы России»
3. Творческая – групповые проекты, индивидуальные творческие работы.
(в том числе, в рамках различных конкурсов, например,-«Многонациональный Петербург», «Созвучье полное природы сбережём» и др.)
Эти формы работы позволяют поддерживать и стимулировать развитие интереса к предмету, развитие к познанию мира и общества в целом.
Одним из условий организации таких видов деятельности становится организация внешкольных неформальных занятий и внеурочных мероприятий, которые дают более широкое поле для деятельности, также необходимо использовать межпредметные связи: вовлекать педагогов, ведущих другие уроки, начиная с предметов естественно- научного цикла, заканчивая гуманитарными и точными науками.
Выведение предмета за рамки жесткого программного преподавания и одновременное следование программе позволяет поддерживать интерес к предмету у учеников и постоянно обогащать собственные знания по предмету, развивать потенциал не только педагога, но и ученого, естествоиспытателя, экспериментатора, организатора.
Поэтому великое педагогическое кредо - «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», как писал А. Дистервег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы"
Познавательные химические диктанты по органической химии, по теме:"От углеводородов до альдегидов"....
Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"
Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....
Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.
Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....
развитие интереса к предмету на уроках математики
ценным методом развитя познавательных ууд являбтся занимательные задания...
Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"
В данном опыте представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...
Роль проектной деятельности в развитии интереса к предмету "География"
Материал из опыта работы...
Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность. Развитие интереса к предмету
Идеальная дидактика это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать.Пусть гаснет свет, он будет читать при свечах....