"Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы"
методическая разработка (химия, 10 класс) по теме
Познавательные химические диктанты по органической химии, по теме:"От углеводородов до альдегидов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_statya_v_sbornik_no3_barh_-_kopiya.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии Бархинцева Н.Н.
Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы.
Развитие творческих способностей, воображения учащихся – одна из задач современной школы.
Познавательные химические диктанты возникли из желания заинтересовать школьников, увлечь химией, разбудить желание узнавать как можно больше по интересующему вопросу, использовать в учебе научно-популярную литературу. Познавательный химический диктанты имеют не только контролирующую, но и обучающую функцию, так как после выполнения всего диктанта или его части можно организовать самопроверку, взаимопроверку и обсуждение выполненного задания. При выполнении диктанта можно использовать мультимедийную презентацию по данной теме.
Диктанты содержат интересные материалы по химии, охватывающие разделы органической химии от углеводородов до спиртов и альдегидов. В них интересные сведения из жизни ученых-химиков, занимательные факты об органических соединениях и их названиях, применении, что расширяет кругозор старшеклассников, повышает познавательный интерес к изучению предмета, делает уроки живыми и увлекательными.
Предлагаю вашему вниманию химический диктант по органической химии. Форма подачи: вопросы записаны на магнитофонную кассету (или на CD-диск). Время выполнения – 20-25 минут. К доскам, их в кабинете две, вызываются 4 ученика, которые пишут ответы на крыльях досок, невидимых другим учащимся. Каждому ученику задается по 9-11 вопросов, затем к доскам вызываются другие 4 ученика. Я включаю запись, звучит вопрос, между вопросами 30-60 секунд, в это время учащиеся должны написать ответы. Я в это время, стою между рядами, и проверяю ответы в тетрадях еще у 2-ух учеников, сидящих за партами. По окончании диктанта, ученики, которые писали на досках, закрывают их крылья, садятся на свои места; сидящие за партами, меняются тетрадями, происходит взаимопроверка и самопроверка ответов. При проверке можно использовать бумажные ответники или демонстрировать правильные ответы на экране. Таким образом, за 30 минут оцениваются знания 18 учеников.
Химический диктант по теме: «От углеводородов до альдегидов».
Цели:
1) Проверить и закрепить знания учащихся о строении, номенклатуре, применении веществ важнейших классов органических соединений.
2) Развить познавательный интерес.
3) Экологическое воспитание школьников.
4) Воспитание здорового образа жизни.
Вопросы:
1. М.И. Коновалов назвал алканы «химическими мертвецами». Запишите их общую формулу. Почему он их так назвал?
2. Фреон – 12 применяют в качестве хладагента в бытовых холодильниках.
Пишем его название: дифтордихлорметан. Запишите его структурную формулу. В каком гибридном состоянии находится атом углерода в этом веществе?
3. В XIX веке для освещения применяли карбидные фонари. Запишите название газа, при горении которого выделялся свет, и его структурную формулу.
4. В каком гибридном состоянии находится атом углерода в этом веществе?
5. Какую общую формулу имеют углеводороды, к которым относится этот газ?
6. Как называются эти углеводороды?
7. Баллоны для хранения метана окрашены в красный цвет, для хранения этилена фиолетовый. Название «метан» - написано белым, «этилен» - красным цветом. Запишите общую формулу углеводородов ряда этилена.
8. Смесь тщательно очищенного этилена и ацетилена под названием «нарцилен» иногда применяют для наркоза при операциях. Запишите полную структурную формулу этилена.
9. В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода в молекулах этого бесцветного газа?
10. У медицины есть свой символ, дошедший до нас из очень отдаленных времен – змея, обившаяся вокруг чаши. Нечто подобное есть и у химии. Это змея, кусающая свой хвост. Она символизирует обратимую химическую реакцию. Запишите уравнения реакций промышленного получения этилового спирта, дайте ей полную характеристику. Эту реакцию в 1854 году открыл П.Э. Бертло, она носит его имя.
11. Почему нельзя записать химическую формулу нефти?
12. Болотный газ – метан, способен самовозгораться на воздухе, порождая «блуждающие огоньки». Запишите структурную формулу и название вещества, которое получают из метана и используют при тушении огня в тех случаях, когда нельзя использовать воду.
13. Знаете ли Вы поговорку – «Федот, да не тот». Так вот, пять – пента по-гречески, пентагон – здание, имеющие форму пятиугольника. Запишите название и сокращенную структурную формулу углеводорода имеющего состав, записывайте: C5H10, но не относящегося к алкенам.
14. Как называется гомологический ряд этих углеводородов?
15. «Эти вещества имеют один и тот же состав, но разные свойства», - сказал Якоб Берцеллиус. «Так как у них разное строение»,- добавил А.М.Бутлеров. Как называются вещества?
16. «Као чао» - слезы гевеи, каучук, эластик. Большинство каучуков из диеновых углеводородов. Какая у них общая формула?
17. Этанол замерзает при t°= - 110,5 °С, поэтому им наполняют термометры, предназначенные для измерения низких температур. Запишите общие формулы гомологического ряда веществ, к которому относится этанол.
18. Как называется этот ряд?
19. Как называется функциональная группа этих веществ? Запишите ее.
20. Гепатит, аллергию, эпилепсию, психоз, белую горячку, гастрит, заболевания почек и желудочно-кишечного тракта вызывает у человека употребление алкоголя. Запишите все общие формулы дигидрованных алкоголей, т.е. альдегидов.
21. Отличный клей БФ получен на основе фенолформальдегидных смол. Без фенола и формальдегида его получить невозможно. Запишите их структурные формулы и, рядом, названия.
22. В стоматологическом кабинете сильно пахнет диэтиловым эфиром, который используется как растворитель и для наркоза. Он относится к классу простых эфиров. Их общая формула:
23. Фениловый спирт имеет запах роз, это ароматический спирт, в его молекуле счастливое число атомов С – 7. Запишите сокращенную структурную формулу этого пахучего вещества.
24. Жир – это сложный эфир трехатомного спирта – глицерина и высших карбоновых кислот. Запишите сокращенную структурную формулу глицерина и общую формулу сложных эфиров.
25. Как называется реакция получения сложных эфиров?
26. Запишите три названия первого члена гомологического ряда альдегидов.
27. Запишите формулу самого просто органического вещества.
28. «Цидо» – по латыни - убиваю. Бактерицидное вещество, убивающее микроорганизмы, используется для дезинфекции помещений, мебели, хирургических инструментов. Запишите структурную формулу фенола. В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода в феноле? Что изображает кольцо внутри шестиугольника в этой структурной формуле? (ответ на последний вопрос состоит из 4 слов).
29. Для синтеза из циклогексана и ацетилена, профессор Московского Университета Николай Дмитриевич Зелинский, к сожалению, не получил ни Нобелевскую премию, на которую был выдвинут, ни Государственную премию по химии - 75 тысяч рублей, по тем временам это были огромные деньги, из-за Великой Октябрьской революции. Запишите структурную формулу бензола.
30. «Арома», - что в переводе обозначает благовоние. Запишите общую формулу ароматических углеводородов
31. Первый член гомологического ряда алкинов используется в газосварочных работах. Запишите его структурную формулу.
Домашнее задание для желающих учеников: подготовить интересные вопросы по пройденной теме с мультимедийной презентацией к ним.
Познавательные химические диктанты повышают активность учащихся в процессе обучения химии, формируют умение работать с разными источниками информации, показывают связь химии с жизнью, формируют межпредметные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы.
В методичекой разработке представлены разнообразные музыкальные игры для учащихся, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальных классах. Игры представлены по группам: "музыкальные инст...
Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...
Повышение интереса обучающихся к химии через разные формы работы.
Повышение интереса обучающихся к химиичерез разные формы работы. О.А. СеребровУчитель химии МОУ Большееланская СОШПервая квалификационная категорияЕ.А. Серебро...
развитие интереса к предмету на уроках математики
ценным методом развитя познавательных ууд являбтся занимательные задания...
«Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».
В данной статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы...
Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"
Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...
Статья "Нетрадиционные формы уроков как средство развития интереса к предмету математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью"
В статье описаны нетрадиционные формы уроков математики, используемые при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью....