конспект урока на тему: Атмосфера, строение, значение
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Хвалева Альфина Рашитовна

разработка конспекта урока для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_atmosfera.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии на тему: Атмосфера, строение, значение.

Подготовила: учитель географии МБОУ «Новотроицкая СОШ» Хвалева А.Р.

Цели:

-  сформировать представление о строении, значении атмосферы и способах ее изучения;

- познакомить с понятиями «атмосфера», «стратосфера», «мезосфера»,

«озоновый слой», «ионосфера», «термосфера», «верхние  слои атмосферы»;

- развивать умение работать с учебником.

Задачи :

образовательные – сформировать представления об атмосфере, ее строении, вещественном составе и значении; дать представление о газе озоне, озоновом слое и мерах его защиты;

· развивающие – развивать устную речь, память, мышление, умение самостоятельно добывать знания, способность выделять главное из текста, анализировать;

· воспитательные – экологическое воспитание, формирование эмоционально– ценностного отношения к миру, повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии, 6 кл. - М.: Дрофа; таблица «Строение атмосферы», карты атласа.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

План:

  1. Значение атмосферы
  2. Состав атмосферы
  3. Строение атмосферы

(во время рассказа учителя ученики заполняют опорный конспект)

Мы с вами живем на дне океана. Не удивляйтесь, наш океан воздушный – это атмосфера.

Сегодня мы узнаем, какое значение имеет атмосфера для нас вами и для всего живого на Земле.  Познакомимся со строением атмосферы и методами ее изучения.

Земля имеет воздушную оболочку, которая вращается вместе с ней.

Толщина атмосферы примерно 3 тыс. км. Нижняя граница атмосферы- поверхность Земли, а верхняя  граница отсутствует-она постепенно переходит в космическое пространство.

На Луне нет атмосферы, поэтому она подвергается мощной бомбардировке метеоритами. Атмосфера – броня Земли, она защищает нашу планету от падающих метеорных тел, и только небольшая их часть – метеориты – не успевают полностью сгорать в атмосфере и падает на Землю. В августе вы могли видеть как падают звезды. Это небольшие космические пылинки сгорают в атмосфере Земли .

Когда космонавты возвращаются на землю, то за иллюминатором спускаемого аппарата видно пламя – так спускаемый аппарат проходит через плотные слои атмосферы.

Атмосфера защищает поверхность Земли от сильного нагрева солнечными лучами днем и от переохлаждения – ночью.

Поверхность Луны днем разогревается до + 100….+170С, ночью на Луне лютый холод (-200С). Атмосфера играет роль земного одеяла.

Без воздуха атмосферы невозможна жизнь на земле. Человек может прожить без воздуха максимум до 5 минут.

На высоте 20 км находится слой газа озона, который защищает Землю от жестких ультрафиолетовых лучей.

Вывод: без атмосферы Земля имела бы совершенно другой вид. Жизнь на Земле была бы невозможно.

Ученые выделяют в атмосфере 4 слоя:

  1. Мы с вами находимся в нижнем слое атмосферы – тропосфере.

В этом слое находится 80% воздуха. В тропосфере образуются облака, идет дождь, дует ветер, летают самолеты, изменяется погода. В тропосфере температура понижается при подъеме на 1 км на 6 С . Максимальная  толщина тропосферы над экватором – 18 км, наименьшая – над полярными широтами- 8-10 км.

  1. Над тропосферой находится стратосфера. Воздуха в стратосфере содержится меньше, чем в тропосфере. Температура воздуха сначала понижается, а с высоты 20-30 км повышается. На этой высоте находится слой озона, который поглощает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи Солнца. Если бы весь озон собрать у поверхности Земли,  то его толщина была бы всего 0,25 см.

Верхняя граница стратосферы – 50 км.

Над стратосферой находятся верхние слои атмосферы: мезосфера, термосфера и экзосфера. Воздуха здесь мало, а у верхней границы в составе атмосферы много водорода.

  1. Экзосфера – разреженное пространство выше 400 км. Здесь наблюдаются самые высокие полярные сияния.
  2. Ионосфера- область заряженных частиц(ионов и электронов), состоит из мезосферы и термосферы. Короткие радиоволны отражаются от ионосферы.
  3. В мезосфере сгорают метеорные тела.
  4. Атмосфера состоит из воздуха. Воздух это смесь газов, 78% которой составляет азот, 21% - кислород, и 1% приходится на все остальные газы.

- вспомните, какими свойствами обладает воздух. (воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, поддерживает горение, невидим)

- какое свойство воздуха используется в камерах автомобильных колес, мячах? (воздух сжимаем и упруг)

- какой цвет имеет небо?  (небо голубое)

- почему? ( в толще цвет воздуха голубой)

  1.  Закрепление (проверка опорных конспектов)
  2. Решение задач
  3. Д\з  параграф 35, решить задачи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Атмосфера, строение, значение, изучение.

Презентация позволяет сформировать наглядное представление у учеников о сроении и роли атмосферы в жизни Земли....

Урок по ФГОС "Атмосфера. Строение,значение,изучение"

Урок для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".

Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении....

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».Программа  и УМК коллектива авторов под руководством  В.В. Пасечника. Б...

Урок № 1 по теме "Атмосфера: строение, значение"

В данном уроке представлена методика формирования УУД....

Урок на тему Атмосфера строение, значение, изучение, 6 класс

Урок на тему  Атмосфера строение, значение, изучение, 6 класс...