Тема: Атмосфера – строение, значение, изучение. | Тип урока: изучение нового материала |
Цели: формирование представлений о строении, значении атмосферы, способах ее изучения. |
Задачи: - воспроизвести представления об оболочках Земли (определения), - описать свойства воздуха, - выявить особенности строения атмосферы, - познакомить с методами изучения атмосферы. |
Планируемые результаты |
Предметные умения: -объяснять значение понятия «атмосфера», -знать строение, состав и свойства атмосферы, -методы изучения. | Метапредметные умения: -планирование деятельности, -работа в соответствии с поставленными задачами, -умение выражать свои мысли, -взаимодействие со сверстниками, -логические действия, -планирование, -поиск и выделение необходимой информации -самоконтроль, -самооценка, -строить монологическое высказывание. | Личностные умения: -формирование познавательного интереса к предмету, - мотивация к поисковой деятельности, -профессиональное самоопределение. |
Межпредметные связи: физика, астрономия, изобразительное искусство |
Образовательные ресурсы урока: - учебник – авторы Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, География, начальный курс, М., «Дрофа», 2014г., параграф 26,
- рабочая тетрадь,
- атлас, стр .27,
- мини-презентация (приложение)
|
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формируемые УУД |
Актуализация необходимых знаний. |
- предлагает вспомнить форму Земли,
- предлагает вспомнить изученные оболочки Земли,
- предлагает дать определения названным оболочкам Земли.
| - называют форму Земли (шар, геоид), оболочки Земли (литосфера, гидросфера, магнитосфера, педосфера, биосфера, атмосфера), дают им определения, перечисляют с какими знакомы достаточно хорошо, а с какими – нет,
| -умение выражать свои мысли |
- предлагает ответить, что известно об атмосфере
| - дают ответы
- формулируют тему урока и задачи.
|
-целеполагание, -определение плана действий. |
Изучение нового материала |
- ставит проблемный вопрос – «Атмосфера – это прежде всего воздух. Какой он?»
| - работают в парах - описывают физические свойства воздуха (без цвета, без запаха, имеет объем, вес, растворитель веществ, «текуча» - ветер, поддерживает горение, состоит из газов, может нагреваться и охлаждаться)
- записывают на доске (по очереди) свойства воздуха
- подводят итог о составе воздуха.
| -умение выражать свои мысли, -взаимодействие со сверстниками, -анализ, -обобщение |
- информирует о сложности строения атмосферы, как оболочки (по аналогии с другими оболочками)
|
| -поиск и выделение необходимой информации |
- предлагает составить характеристику строения атмосферы, используя п.2 стр. 104-105 учебника, самостоятельно выделив критерии
| - Составляют таблицу «Характеристика атмосферы»
Название слоя атмосферы | Толщина | Состав | Явления/значения | Тропосфера | 20 км | Водяной пар, пыль, пепел, | Образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры, изменяется температура, при подъеме на 1 км температура понижается на 6 градусов. | Стратосфера | 35 км | Озон | Температура сначала понижается, а затем повышается (из-за озона), Защищает от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца все живое | Верхние слои атмосферы | От 35 км до 3 тыс.км | Водород |
|
| -планирование учебного сотрудничества, -поиск и выделение необходимой информации
|
Проведение физминутки |
- предлагает проверить таблицу, объяснив, почему были взяты данные характеристики (одновременно на слайде вычерчивает таблицу и подписывает названия колонок)
| - сопоставляют свои названия колонок таблицы с предлагаемым вариантом, а далее анализируют ответ ученика (группы учеников) по таблице,
- подводят итог полноте составления таблицы, дают оценку выполненной работе.
| -самоконтроль, -самооценка |
- вносит дополнительную информацию об особенностях верхних слоев атмосферы (чего оказалось недостаточным в учебнике):
экзосфера – разряженное пространство, полярное сияние ионосфера – сгорают метеоритные тела. | - вносят информацию учителя в таблицу.
| -структурирование знаний |
- предлагает обратиться к атласу стр. 27 – сопоставить высоту в км. и температуру в градусах
| - делают выводы о значении слоев атмосферы
| -составление таблиц, - работа с информацией, -выделение главного, -обобщение, -сравнение, -строить монологическое высказывание, -самопроверка |
- исходя из полученной информации, акцентирует внимание учащихся на значении изучения атмосферы на основе подготовленной мини-презентации
| - записывают в тетрадь способы (методы) изучения атмосферы
| -работа с источниками информации |
Закрепление |
- предлагает обратиться к задачам урока и сформулировать вопросы, после чего ответить на них
| - формулируют вопросы и отвечают на них, спрашивая друг друга:
из каких слоев состоит атмосфера? в каком слое атмосферы мы живем? зачем нужен озон? где сгорают метеориты? где происходит полярное сияние? | -формулирование вопросов, - самооценка |
- предлагает оценить результаты работы
| - делают выводы
- оценивают качество работы
| -обобщение, -рефлексия, -самооценка |
Домашнее задание: параграф 26 – чтение, записи в тетради – чтение, по желанию подготовить сообщение об исследованиях атмосферы, последних научных открытиях | Работа с дополнительными источниками информации |