Урок № 1 по теме "Атмосфера: строение, значение"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Инговатова Елена Николаевна

В данном уроке представлена методика формирования УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_atmosfera_stroenie_znachenie.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Атмосфера – строение, значение, изучение.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:  формирование представлений о строении, значении  атмосферы, способах ее изучения.

Задачи:

- воспроизвести  представления об оболочках Земли (определения),

- описать свойства воздуха,

- выявить особенности строения атмосферы,

- познакомить с методами изучения атмосферы.

Планируемые результаты

Предметные умения:

-объяснять значение понятия «атмосфера»,

-знать строение, состав и свойства атмосферы,

-методы изучения.

Метапредметные умения:

-планирование деятельности,

-работа в соответствии с поставленными задачами,

-умение выражать свои мысли,

-взаимодействие со сверстниками,

-логические действия,

-планирование,

-поиск и выделение необходимой информации

-самоконтроль,

-самооценка,

-строить монологическое высказывание.

Личностные умения:

-формирование познавательного интереса к предмету,

- мотивация к поисковой деятельности,

-профессиональное самоопределение.

Межпредметные связи: физика, астрономия, изобразительное искусство

Образовательные ресурсы  урока:

  • учебник – авторы Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, География, начальный курс, М., «Дрофа», 2014г., параграф  26,
  • рабочая тетрадь,
  • атлас, стр .27,
  • мини-презентация (приложение)

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые УУД

Актуализация необходимых знаний.

  • предлагает вспомнить форму Земли,
  • предлагает вспомнить изученные оболочки Земли,
  • предлагает дать определения названным оболочкам Земли.

  • называют  форму Земли (шар, геоид), оболочки Земли (литосфера, гидросфера, магнитосфера, педосфера, биосфера, атмосфера), дают им определения, перечисляют с какими знакомы достаточно хорошо, а с какими – нет,

-умение выражать свои мысли

  • предлагает ответить, что известно об атмосфере
  • дают ответы
  • формулируют тему урока и задачи.

-целеполагание,

-определение плана действий.

Изучение  нового материала

  • ставит проблемный вопрос   – «Атмосфера – это прежде всего воздух. Какой он?»
  • работают в парах -  описывают физические свойства воздуха (без цвета, без запаха, имеет объем, вес, растворитель веществ, «текуча» - ветер, поддерживает горение, состоит из газов, может нагреваться и охлаждаться)
  • записывают на доске (по очереди) свойства воздуха
  • подводят итог о составе воздуха.

-умение выражать свои мысли,

-взаимодействие со сверстниками,

-анализ,

-обобщение

  • информирует о сложности строения атмосферы, как оболочки (по аналогии с другими оболочками)

-поиск и выделение необходимой информации

  • предлагает составить характеристику строения атмосферы, используя п.2 стр. 104-105 учебника, самостоятельно выделив критерии

  • Составляют таблицу «Характеристика атмосферы»

Название слоя атмосферы

Толщина

Состав

Явления/значения

Тропосфера

20 км

Водяной пар, пыль, пепел,

Образуются облака,  выпадают осадки, дуют ветры, изменяется температура,

при подъеме на 1 км температура понижается на 6 градусов.

Стратосфера

35 км

Озон

Температура сначала понижается, а затем повышается (из-за озона),

Защищает от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца все живое

Верхние слои атмосферы

От 35 км до 3 тыс.км

Водород

-планирование учебного сотрудничества,

-поиск и выделение необходимой информации

Проведение физминутки

  • предлагает проверить таблицу, объяснив, почему были взяты данные характеристики (одновременно на слайде вычерчивает таблицу и подписывает названия колонок)
  • сопоставляют свои названия колонок таблицы с предлагаемым вариантом, а далее анализируют ответ ученика (группы учеников) по таблице,
  • подводят итог полноте составления таблицы, дают оценку выполненной работе.

-самоконтроль,

-самооценка

  • вносит дополнительную информацию об особенностях верхних слоев атмосферы (чего оказалось недостаточным в учебнике):

экзосфера – разряженное пространство, полярное сияние

ионосфера – сгорают метеоритные тела.

  • вносят информацию учителя в таблицу.

-структурирование знаний

  • предлагает обратиться к атласу стр. 27 – сопоставить  высоту в км. и температуру в градусах

  • делают выводы о значении слоев атмосферы

-составление таблиц,

- работа с информацией, -выделение главного,

-обобщение,

-сравнение,

-строить монологическое высказывание,

 -самопроверка

  • исходя из полученной информации, акцентирует внимание учащихся на значении изучения атмосферы на основе подготовленной мини-презентации
  • записывают в тетрадь  способы (методы) изучения атмосферы

-работа с источниками информации

Закрепление

  • предлагает обратиться к задачам урока и сформулировать вопросы, после чего ответить на них
  • формулируют вопросы и отвечают на них, спрашивая друг друга:

из каких слоев состоит атмосфера?

в каком слое атмосферы мы живем?

зачем нужен озон?

где сгорают метеориты?

где происходит полярное сияние?

-формулирование вопросов,

- самооценка

  • предлагает оценить  результаты работы
  • делают выводы
  • оценивают качество работы

-обобщение,

-рефлексия,

-самооценка

Домашнее задание: параграф  26 – чтение, записи в тетради – чтение, по желанию подготовить сообщение об исследованиях атмосферы, последних научных открытиях

Работа с дополнительными источниками информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Разработка урока «Атмосфера: строение, значение, изучение, охрана».

Разработка урока географии для 6 класса «Атмосфера строение, значение, изучение, охрана».Цель урока: сформировать знания учащихся  об атмосфере;  дать представление о ее составе, строении, з...

урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"

Урок раскрывает строение и значение опорно-двигательной системы, построен с использованием технологии трезменой системы обучения и ИКТ....