План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».
план-конспект урока по биологии (7 класс)
План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».
Программа и УМК коллектива авторов под руководством В.В. Пасечника. Биология 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 104.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Б. Колояр
имени Николая Михайловича Ащеулова
Урок по биологии
в 7 классе на тему:
«Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».
Подготовила и провела:
учитель биологии 1 категории
И. Н. Клочкова
2021, с. Б.Колояр
План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».
Программа и УМК коллектива авторов под руководством В.В. Пасечника. Биология 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Цели урока:
Обучающие: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.
2) Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, воспринимать учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.
План урока:
- Организационный момент
- Вызов интереса
- Постановка целей.
- Изучение новой темы
- Рефлексия
Приемы: «Перепутанные логические цепочки», «Фишбоун», «Верите ли вы что...», «Анаграмма».
Средства обучения: учебник; мультимедийная установка; мультимедийная презентация.
Ход урока:
- Организационный момент
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
– А девизом нашего урока будут такие слова:
«Думай – креативно!
Решай – оперативно!
Отвечай – доказательно!
Учись – старательно!
И открытия тебя ждут обязательно!
- Вызов интереса.
- А о ком мы сегодня будем говорить, узнаем, отгадав загадку:
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям.
(Рыбы)
По каким признакам мы угадали, что это рыба?
- Верно, мы сегодня будем говорить о рыбах. Ну, а чтобы точно определить тему нашего урока давайте восстановим нарушенную последовательность, изменив слова и поставив их в правильной последовательности.
(Прием «Перепутанные логические цепочки»)
(«Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».) Запишите тему урока в тетради. На этом уроке мы познакомимся с особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания.
- Ставим цель урока.
Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение? (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).
Учитель: А почему рыбе хорошо в воде? (Она приспособлена к жизни в воде).
Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.
Особенности водной среды обитания: (записываем в тетрадь)
- большая плотность воды затрудняет активное передвижение.
- свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.
- ограниченное количество кислорода.
- вода – растворитель (соли, газы).
- тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).
- прозрачность.
- текучесть.
- Изучение новой темы
Видеофрагмент о рыбах (1 минута)
Учитель:
Ваша задача, используя данные учебника доказать, как в результате сложных изменений и превращений, которые продолжались миллионы лет, возникли приспособления у рыб к жизни в водной среде.
Работать будем в парах.
После работы учащихся подводятся итоги, а затем учитель, озвучивая результаты, делает общий вывод «Приспособленность раб к среде обитания».
Прием «Фишбоун»
Итоги фиксируются в тетрадях
Приспособленность рыб к среде обитания.
- Обтекаемая форма тела
- Покровительственная окраска
- Особенности покровов тела (наличие чешуи и слизи)
- Боковая линия
- Развитие органов передвижения (плавники)
- Наличие плавательного пузыря
Биологическая задача:
Несколько щук жили в большом и ярко освященном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!», - восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная? (слайд 19)
А сейчас помогите мне, пожалуйста, мне пришли телеграммы, но в одной вместо слов только многоточие, а в другой телеграмме какая-то путаница.
Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .
Найдите ошибки в тексте
В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и
шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и
продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый,
под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.
ФИЗ. МИНУТКА
Цель: сохранения здоровья.
1 мин
Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб и их приспособленностью к жизни в водной среде. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.
Значение рыб?
Они являются важнейшим звеном в цепях питания в пресных и солёных водах. Рыбы потребляют огромное количество живущих в воде растений и беспозвоночных животных, тем самым регулируя их численность. Хищные рыбы охотятся за более мелкими рыбами, нередко за особями своего вида, часто поедают икру и мальков.
Сами рыбы служат пищей для многих животных: морских котиков, дельфинов, тюленей, енотов, медведей, а также птиц: цапель, пеликанов, чаек. Рыб поедают головоногие моллюски, например, кальмары, осьминоги, каракатицы.
Рыба и рыбопродукты играют важную роль в жизни человека. Рыба – ценный пищевой продукт, она служит основным источником белка. Блюда из рыбы очень вкусные и легко усваиваются организмом. Её употребляют в вареном, жареном, копчёном, солёном или консервированном виде.
Люди занимаются рыболовством с древности. У многих племён оно было основным источником существования. В настоящее время в морях и океанах ежегодно вылавливается около 75 миллионов тонн рыбы, и примерно 9 миллионов тонн в пресных водоёмах.
Рыбы, которые вылавливаются в большом количестве, называются промысловыми. Важнейшее промысловое значение в мире имеют рыбы семейства сельдевых – атлантическая и тихоокеанская сельди, анчоус; тресковых – треска, навага; лососевых– кета, горбуша, сёмга, форель; а также щука, судак, сом, карп. За прекрасные вкусовые качества особенно ценится мясо осетровых и лососевых рыб. В пищу оно употребляется свежим, солёным, копчёным. Чёрная икра осетровых и красная икра лососевых – очень ценный питательный продукт. В ней содержится много микроэлементов, минералов (калий, магний, железо), витамины и полный набор аминокислот.
Из печени некоторых видов рыб, например трески, скумбрии, сельди получают ценный пищевой продукт – рыбий жир. Он содержит большое количество витамина Д.
Плавники и плавательный пузырь осетровых используют для производства клея. Рыбу используют как сырьё для получения корма для сельскохозяйственных животных, технического жира и удобрений.
Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.
Ребята, скажите, а запасы рыб вечные?
Нет, поэтому важно вылавливать столько рыбы, чтобы оставшаяся ее часть могла быстро восстановить прежнюю численность. Нельзя вылавливать не подросшую рыбу использовать хищнические способы лова: травление, глушение взрывчатыми веществами.
Необходимо принимать все меры к тому, чтобы водоемы не загрязнялись, нефтепродуктами, сточными водами.
В сохранении и увеличении численности наиболее ценных промысловых рыб большое значение имеют рыбоводные заводы, на которых производят искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков.
Оценка работы учащихся учителем.
V. Рефлексия:
Есть поговорки «Чувствовать себя как рыба в воде», «Как карась на сковороде», «Как сом на дне». Когда так говорят?
- А как вы себя чувствовали на уроке?
- Что для вас было интересным?
- Какие этапы были сложными для восприятия?
1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это оранжевая рыбка.
2.Если как карась на крючке, или на сковородке- это красная рыбка.
3. А если как сом на дне, (равнодушно) - это жёлтая рыбка.
Домашнее задание:
Параграф 50.
Подготовить сообщения на темы: «Рыбный промысел в России», «Охрана промысловых рыб», «Разведение осетровых Лососевых на рыбзаводах», «Прудовое рыбоводство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....
Урок по теме "Внешнее строение земноводных"
Цель урока - изучить особенности внешнего строения земноводных, позволяющих приспособиться к обитанию в двух средах. Для изучения материала используется самостоятельная групповая форма работы. Для пов...
Урок биологии в 7 классе по теме "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания"
Урок "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания" в 7 классе с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
урок по теме "Внешнее строение листа"
Разработка урока...
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".
Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...
Открытый урок "Внешнее строение рыб в соответствии со средой обитания"
Конспект урока, разработанный для детей закрытых учреждений с использованием натурального наглядного материала....