План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».
план-конспект урока по биологии (7 класс)

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».

Программа  и УМК коллектива авторов под руководством  В.В. Пасечника. Биология 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx104.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Б. Колояр

имени Николая Михайловича Ащеулова

Урок по биологии

в 7 классе на тему:

«Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».

Подготовила и провела:

учитель биологии 1 категории

И. Н. Клочкова

2021, с. Б.Колояр

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».

Программа  и УМК коллектива авторов под руководством  В.В. Пасечника. Биология 7 класс.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Цели урока:

Обучающие: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

 Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.

Задачи:

  1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.

  2) Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, воспринимать учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вызов интереса
  3. Постановка целей.
  4. Изучение новой темы
  5. Рефлексия

Приемы: «Перепутанные логические цепочки», «Фишбоун», «Верите ли вы что...», «Анаграмма».

Средства обучения: учебник; мультимедийная установка; мультимедийная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

– А девизом нашего урока будут такие слова:

«Думай – креативно!

Решай – оперативно!

Отвечай – доказательно!

Учись  – старательно!
И открытия тебя ждут обязательно!

  1.  Вызов интереса.

- А о ком мы сегодня будем говорить, узнаем, отгадав загадку:

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям.

(Рыбы)

По каким признакам мы угадали, что это рыба?

- Верно, мы сегодня будем говорить о рыбах. Ну, а чтобы точно определить тему нашего урока давайте восстановим нарушенную последовательность, изменив слова и поставив их в правильной последовательности.

(Прием «Перепутанные логические цепочки»)

 («Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».) Запишите тему урока в тетради. На этом уроке мы познакомимся с особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания. 

  1. Ставим цель урока.

Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение? (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде? (Она приспособлена к жизни в воде).

Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.

Особенности водной среды обитания: (записываем в тетрадь)

- большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

- свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

- ограниченное количество кислорода.

- вода – растворитель (соли, газы).

- тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

- прозрачность.

- текучесть.

  1. Изучение новой темы

Видеофрагмент о рыбах (1 минута)

Учитель:

    Ваша задача, используя данные учебника доказать, как в результате сложных изменений и превращений, которые продолжались миллионы лет, возникли приспособления у рыб к жизни в водной среде.

Работать будем в парах.

После работы учащихся подводятся итоги, а затем учитель, озвучивая результаты, делает общий вывод «Приспособленность раб к среде обитания».

Прием  «Фишбоун»

C:\Документы\откртый 7в рыб\pril2.JPG

Итоги фиксируются в тетрадях

Приспособленность рыб к среде обитания.

  1. Обтекаемая форма тела
  2. Покровительственная окраска
  3. Особенности покровов тела (наличие чешуи и слизи)
  4. Боковая линия
  5. Развитие органов передвижения (плавники)
  6. Наличие плавательного пузыря

Биологическая задача:

Несколько щук жили в большом и ярко освященном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!», - восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная? (слайд 19)

А сейчас помогите мне, пожалуйста, мне пришли телеграммы, но в одной вместо слов только многоточие, а в другой  телеграмме какая-то путаница.

Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто …….  и …….. –  это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .

               

                 Найдите ошибки в тексте

               В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и      

               шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и  

               продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый,  

               под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.

ФИЗ. МИНУТКА

Цель: сохранения здоровья.

1 мин

Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб и их приспособленностью к жизни в водной среде. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.

Значение рыб?

Они являются важнейшим звеном в цепях питания в пресных и солёных водах. Рыбы потребляют огромное количество живущих в воде растений и беспозвоночных животных, тем самым регулируя их численность. Хищные рыбы охотятся за более мелкими рыбами, нередко за особями своего вида, часто поедают икру и мальков.

Сами рыбы служат пищей для многих животных: морских котиков, дельфинов, тюленей, енотов, медведей, а также птиц: цапель, пеликанов, чаек. Рыб поедают головоногие моллюски, например, кальмары, осьминоги, каракатицы.

Рыба и рыбопродукты играют важную роль в жизни человека. Рыба – ценный пищевой продукт, она служит основным источником белка. Блюда из рыбы очень вкусные и легко усваиваются организмом. Её употребляют в вареном, жареном, копчёном, солёном или консервированном виде.

Люди занимаются рыболовством с древности. У многих племён оно было основным источником существования. В настоящее время в морях и океанах ежегодно вылавливается около 75 миллионов тонн рыбы, и примерно 9 миллионов тонн в пресных водоёмах.

      Рыбы, которые вылавливаются в большом количестве, называются промысловыми. Важнейшее промысловое значение в мире имеют рыбы семейства сельдевых – атлантическая и тихоокеанская сельди, анчоус; тресковых – треска, навага; лососевых– кета, горбуша, сёмга, форель; а также щука, судак, сом, карп. За прекрасные вкусовые качества особенно ценится мясо осетровых и лососевых рыб. В пищу оно употребляется свежим, солёным, копчёным. Чёрная икра  осетровых и красная икра лососевых – очень ценный питательный продукт. В ней содержится много микроэлементов, минералов (калий, магний, железо), витамины и полный набор аминокислот.

Из печени некоторых видов рыб, например трески, скумбрии, сельди получают ценный пищевой продукт – рыбий жир. Он содержит большое количество витамина Д.

      Плавники и плавательный пузырь осетровых используют для производства клея. Рыбу используют как сырьё для получения корма для сельскохозяйственных животных, технического жира и удобрений.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

Ребята, скажите, а запасы рыб вечные?

      Нет, поэтому важно вылавливать столько рыбы, чтобы оставшаяся ее часть могла быстро восстановить прежнюю численность. Нельзя вылавливать не подросшую рыбу использовать хищнические способы лова: травление, глушение взрывчатыми веществами.

Необходимо принимать все меры к тому, чтобы водоемы не загрязнялись, нефтепродуктами, сточными водами.

В сохранении и увеличении численности наиболее ценных промысловых рыб большое значение имеют рыбоводные заводы, на которых производят искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков.

Оценка работы учащихся  учителем.

V. Рефлексия:

Есть поговорки «Чувствовать себя как рыба в воде», «Как карась на сковороде», «Как сом на дне».  Когда так говорят?                                                          

 - А как вы себя чувствовали на уроке?

- Что для вас было интересным?

- Какие этапы были сложными для восприятия?

1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это оранжевая рыбка.

 2.Если как карась на крючке, или на сковородке- это  красная рыбка.

3. А если как сом на дне, (равнодушно) - это жёлтая рыбка.                                         

Домашнее задание: 

Параграф 50.

Подготовить сообщения  на темы: «Рыбный промысел в России», «Охрана промысловых рыб», «Разведение осетровых Лососевых на рыбзаводах», «Прудовое рыбоводство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

Урок по теме "Внешнее строение земноводных"

Цель урока - изучить особенности внешнего строения земноводных, позволяющих приспособиться к обитанию в двух средах. Для изучения материала используется самостоятельная групповая форма работы. Для пов...

Урок биологии в 7 классе по теме "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания"

Урок "Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания" в 7 классе с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

Открытый урок "Внешнее строение рыб в соответствии со средой обитания"

Конспект урока, разработанный для детей закрытых учреждений с использованием натурального наглядного материала....