Этапы урока
| Содержание урока | Примечание |
1 этап Мотивация учебной деятельности. | - Напомните мне, пожалуйста, как называется курс географии в 10 классе? (Экономическая и социальная география мира.) - Что означает слово «социальная»? (Изучает население.) - Разместите в правильной последовательности следующие понятия: «природа», «хозяйство», «население». («природа», «население», «хозяйство») -Объясните предложенную последовательность. - Из сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии необходимо. - Тема урока: Население. - Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас? - Какие понятия мы будем использовать, изучая эту тему? ( Численность населения, естественный прирост, миграции и т.д.)
|
|
2 этап Актуализация. | Демонстрируются половозрастные пирамиды развивающейся страны (Индия) и развитой страны (Германия). - Как вы думаете, какая из пирамид отображает структуру населения Индии, а какая Германии?
|
|
3 этап Выявление места и причины затруднения. | -Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Численность возрастных групп в сравнении, процессы рождаемости и смертности.) -Давайте уточним, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить проблему? (Численность населения мира, темпы рождаемости, смертности, воспроизводства населения.)
|
|
4 этап Построение проекта выхода из затруднения. | - Начинаем с численности населения. - Какие источники информации помогут нам в работе? ( Статистические материалы, атласы и т.д.) - С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? ( Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.) |
|
5 этап Реализация построенного проекта. | Работа в группах. I группа: - Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике. - Укажите место России в этом списке. II группа: - Постройте график динамики численности населения земного шара с начала нашей эры и объясните высказывание. « Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара».
| годы |
|
|
|
|
|
| 0 | 400 | 800 | 1200 | 1600 | 2000 | Численность населения (в млн. чел.) | 230 | 230 | 230 | 305 | 440 | 6000 |
|
Стр.62, табл.2.
Стр.62, рис.10. |
6 этап Первичное закрепление. |
- Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года).
-О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради. (3-4 предложения).
Выступление уч-ся: Вопрос о том, сколько населения живет в мире кому – то может показаться праздным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся к 18 веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, т. к. в то время численность населения была в 2 раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? (Перепись населения).
- Мы разобрали вопрос о численности населения мира. Оцените индивидуальную работу в группах.
- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? ( Улучшение качества жизни). - Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? (Развитые).
- Давайте посмотрим на диаграмму.
- Мы правы? - Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения). - Вспомните формулу воспроизводства населения. Р – С = ЕП
|
|
7 этап Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. | Работа в тетрадях ( в парах). - Рассчитайте воспроизводство населения в разных регионах мира, используя таблицу Регион | Рождаемость | Смертность |
|
|
| Северная Америка | 13 | 8 |
|
|
| Латинская Америка | 21 | 6 |
|
|
| Зарубежная Европа | 9 | 11 |
|
|
| СНГ | 13 | 13,5 |
|
|
| Зарубежная Азия | 21 | 8 |
|
|
| Африка | 37 | 14 |
|
|
| Австралия и Океания | 17 | 8 |
|
|
|
- Распределите регионы в представленной таблице.
Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей. | Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей. |
|
|
- Сравните показатели рождаемости, смертности, ЕП.
Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей. | Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей. | Сев. Америка (13-8=5) СНГ (13-13,5=-0,5) Австралия и Океания (17-8=9) Зарубежная. Европа (9-11=-2)
| Латинская. Америка (21-6=15)
Африка (37-14=23)
Зар. Азия (21-8=13)
|
- Перед вами 2 разных типа воспроизводства населения (I тип и IIтип)
I тип
| II тип | Сев. Америка (13-8=5) СНГ (13-13,5=-0,5) Австралия и Океания (17-8=9) Зарубежная. Европа (9-11=-2)
| Латинская. Америка (21-6=15)
Африка (37-14=23)
Зар. Азия (21-8=13)
|
-В контурной карте отметьте красным цветом страны, которые относятся к I типу, а желтым ко II типу воспроизводства. - Для каких стран характерен I тип воспроизводства?, II тип воспроизводства? - В каких странах доля детского населения больше? - Пожилого населения? - Проверьте выполненное задание в контурной карте по эталону, оцените себя.
|
Стр.63 рис 13 рис14 |
8 этап Включение в систему знаний и повторение. | Мы живем в России. Какие демографические процессы характерны для нашей страны? ( Снижение рождаемости, увеличение смертности и т.д.). - В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения. Это сложное понятие, включающее экономические, социальные , культурные, экологические и др. условия жизни людей. Цифры, характеризующие Россию не утешительны:
- 1 место по числу абортов,
- 2 место по числу разводов
- 2место по количеству убийств (на 1000 чел)
- 2 место по количеству заключенных (на1000 чел)
- 100 место по продолжительности жизни.
- Есть ли у России будущее? - Конечно!!!!!!!!!!!!!! - Вы, наше будущее. Вы будущие родители! - Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса». - Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и сделаете правильный выбор.
|
|
9 этап Рефлексия учебной деятельности | Какие задачи ставили на урок? - Смогли решить? - Молодцы! - Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание: Миниисследование: Составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье. -Демографы, анализируя процессы рождаемости и смертности, заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода. |
Выполнить в тетради.
Стр. 64 – 66 рассказать. |