Тематическое планирование уроков географии в 5 классе
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме

Тематическое планироование оформлено в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_geografiya.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков географии в 5 классе.

№ п/п

дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Личностные результаты

Что изучает география (3 ч)

1.

Мир, в котором

мы живем

Для чего нужно изучать географию? Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?

Природа

Живая природа

Неживая природа

Изделия

Экологические проблемы

 Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.

Р.: уметь самостоятельно выделять познавательную цель;

П.: уметь объяснять особенности планеты Земля.

К.: продолжить обучение в эвристической беседе.

Развитие личностной рефлексии, толерантности.

2.

Науки о природе. География— наука о Земле.

Почему природу изучают различные науки? Чем различаются два раздела географии?  

Естественные науки География

Эратосфен

Научиться объяснять значение понятий «тело» и «вещество». Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию.

Р.: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию

П.: уметь выделять сходство естественных наук и различие двух частей географии.

К.: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение)

 Формирование мотивации в изучении наук о природе.

3.

Методы географических исследований

Что отражают фенологические наблюдения? Что называют «вторым языком» географии?  

Измерение

Наблюдение

Эксперимент

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы.

Р.: применять методы информационного поиска;

П.: показывать ценность географической информации для человечества.

К.: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Как люди открывали Землю (4 ч)

4.1.

Географические

открытия древности и Средневековья

Где проходили маршруты путешественников древности и Средневековья?

Финикийцы Средневековье

 

Иметь представление об истории открытия новых материков, островов.

Р.: применять методы информационного поиска  (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника);

П.: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

К.: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Формирование целостного мировоззрения.

6.2.

Важнейшие

географические

открытия

В чем значение открытий новых материков для развития цивилизации?

Кругосветное путешествие

Христофор Колумб

Фернан Магеллан

Виллем Янсзон

Ф.Ф. Беллинсгаузен

М.П. Лазарев

Джеймс Кук

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

Р.: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

П.: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

К.: добывать недостающую информацию в  электронном приложении.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

7.3.

Открытия русских путешественников

Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту маршрутов экспедиций великих путешественников»

Как открывали и осваивали Север новгородцы и поморы?

Поморы

Новгородцы

Уметь называть русских путешественников и их открытия

Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П.: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

К.: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

8.4.

Открытия русских путешественников

Как русские осваивали Сибирь?

«Хождение за три моря»

Афанасий Никитин

Сибирь

Уметь называть русских путешественников и их открытия

Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П.: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

К.: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Земля во Вселенной (10 ч)

9.1

Как древние люди представляли

себе Вселенную

  Чем отличались представления человека о Вселенной у разных народов и в разное время?

Вселенная

Пифагор

Аристотель

Птолемей

Аристарх Самосский

Иметь представления о системах мира древних ученых

Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П.: объяснять представления древних людей о Вселенной.

К.: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

10.2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Чем отличались системы мира ученых древности и средневековья?

Николай Коперник

Джордано Бруно

Галилео Галилей

Галактики

Иметь представления о системах мира ученых средневековья

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; 

П.: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.

11.3

Соседи Солнца

Какие планеты относятся к планетам  земной группы?

Планеты земной группы

Кратеры

Спутники планет

Атмосфера

Уметь называть планеты земной группы, давать их краткую характеристику

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: объяснять главное отличие Земли от других планет.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

12.4

Планеты- гиганты

и маленький

Плутон

Какими чертами сходства и различия обладают планеты -гиганты?

Планеты-гиганты

Плутон- планета-карлик

Уметь называть планеты-гиганты, давать их краткую характеристику

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра земли.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

13.5

Астероиды. Кометы.

Какие небесные тела называют «малыми телами Солнечной системы»?

Астероиды

Пояс астероидов

Кометы

 

Уметь давать характеристику малых тел Солнечной системы

Р.: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

П.: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

К.: допускать существование различных точек зрения;

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

14.6

Метеоры.

Метеориты

В чем отличие метеоров и метеоритов?

Метеоры

метеориты

Знать отличие метеоров и метеоритов

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель искать и выделять необходимую информацию.

П.: объяснять особенности различных небесных тел.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

15.7

Мир звезд

Чем звезды отличаются от планет?

Сверхгиганты

Гиганты

Карлики

Белые, голубые, желтые, красные звезды

Различать температуру звезд в зависимости от их цвета. Научиться находить на звездном небе созвездия.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету исследования.

16.8

Уникальная

планета— Земля

В чем уникальность планеты земля?

Уникальность

Озон

Озоновый слой

Иметь представление о причинах уникальности нашей планеты.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

К.: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

17.9

Современные

исследования

космоса

Какова роль России в освоении космоса??

К.Э. Циолковский

С.П. Королев

Знать причины современных исследований космоса.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

П.: изучить важнейшие события в освоении космоса

К.: допускать существование различных точек зрения;

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

18.10

Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной»

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

Важнейшие понятия по темам раздела

Уметь применять полученные знания на практике, выполнять  задания различного вида  и сложности.

Р.: выстраивать последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

П.: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

К.: принимать участие в работе парами и группами;

Развитие умений применять полученные знания в измененном варианте.

Виды изображений поверхности Земли (3ч)

19.1

Стороны

горизонта

Что такое основные и промежуточные стороны горизонта?

Норд

Зюйд

Ост

Вест

Научиться называть и определять основные и промежуточные стороны горизонта, называть предметы, которые находятся в определенном направлении.

Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение  в новые виды деятельности.

П.: находить основные и промежуточные стороны  горизонта.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование  устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

20.2

Ориентирование

Практическая работа №2 «Ориентирование по компасу и местным признакам»

Что такое ориентирование? Для чего нужно уметь ориентироваться?

Ориентирование

Местные признаки

Научиться ориентироваться по компасу и местным признакам

Р.: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

П.: формулировать алгоритм работы с компасом.

К.: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету исследования.

21.3

План местности

и географическая

карта

Практическая работа № 3 «Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте». 

Зачем нужны  географические карты и план  местности?

географическая карта

план местности

Иметь представление о различных видах изображения земной поверхности, уметь читать  карту и план местности с помощью условных знаков..

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование навыков работы  по образцу при консультативной помощи учителя.

Природа Земли (12 ч)

22.1

Как возникла

Земля

Какие существуют гипотезы возникновения Земли?

Гипотезы

Жорж Бюффон

Джеймс Джинс

Иммануил Кант

Отто Юльевич Шмидт

Пьер Лаплас

Газо-пылевое облако

Научиться выделять главные  (опорные) слова в тексте.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: выделять различия в  гипотезах возникновения Земли.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формирование  устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

23.2

Внутреннее строение Земли

Что у Земли внутри?

Ядро

Мантия

Земная кора

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение  в новые виды деятельности и формы сотрудничества..

П.: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек.

К.: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

24.3

Землетрясения

и вулканы

Где и почему возникают землетрясения и вулканы?

Жерло

Кратер

Очаг магмы

Вулканические бомбы

Вулканический пепел

Эпицентр

Очаг землетрясения

Знать причины возникновения вулканов и землетрясений, их внутреннее строение.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: устанавливать с помощью карт районы землетрясений и вулканизма.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

25.4

Путешествие

по материкам. Евразия, Австралия

 Почему природа материков различна?

 Части света

Европа

Азия

Гималаи

Джомолунгма (Эверест)

Янцзы

Байкал

Муррей

Эйр

Утконос, коала, кенгуру

Знать основные особенности природы самого большого и самого маленького материков

Р.: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

П.: уметь характеризовать природу Евразии и Австралии;

К.: допускать существование различных точек зрения;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

26.5

Путешествие

по материкам. Африка, Антарктида

Почему природа материков различна?

 Килиманджаро, Сахара,

«Восток»

Знать основные особенности природы самого жаркого и самого холодного материков

Р.: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

П.: уметь характеризовать природу Африки и Антарктиды;

К.: допускать существование различных точек зрения;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

27.6

Путешествие

по материкам.

Северная Америка, Южная Америка

Чем отличается природа   Северной Америки и Южной Америки??

 Кордильеры, Мак-Кинли, Миссисипи, Великие озера, Анды, Амазонка

Знать основные особенности природы Северной и Южной Америки

Р.: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

П.: уметь характеризовать природу Северной Америки и Южной Америки.

К.: допускать существование различных точек зрения;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

28.7

Вода на Земле

Что такое гидросфера?

Гидросфера

Мировой круговорот воды

Мировой океан

Воды суши

Вода в атмосфере

Научиться подписывать реки на контурной карте.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: умет показывать на карте и определять географическое положение океанов.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формирование  устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

29.8

Воздушная одежда Земли

Какова роль атмосферы на нашей планете?

Атмосфера

Погода

Климат

Ветер

 Владеть терминологией по теме, понимать значимость атмосферы.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

П.: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера- кухня погоды»

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

30.9

Живая оболочка

Земли

В чем отличие биосферы от других оболочек?

Биосфера

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: уметь характеризовать распространение живого вещества в биосфере.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование  устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

31.10

Почва— особое

природное тело

Каково основное свойство почвы?

Почва

Знать, что почва- важная для человека субстанция, которая нуждается в защите и охране.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

П.: уметь объяснять, что почва- особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

К.: договариваться, приходить к общему решению;

Формирование  устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

32.11

Человек и природа

Каково влияние человека на природу?

Экология

Экологические проблемы

Формирование убежденности о зависимости человека от природы.

Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение  в новые виды деятельности и формы сотрудничества..

П.: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

33.12

Обобщение

знаний по разделу

«Природа Земли»

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Природа Земли»

Важнейшие понятия по темам раздела

Научиться самодиагностике

Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной работе.

34.

Итоговый контроль знаний за курс «География. Начальный курс»

Выполнение проверочной работы.

Важнейшие понятия по темам курса

 Уметь применять полученные знания на практике, выполнять  задания различного вида  и сложности.

Р.: выстраивать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

П.: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

К.: принимать участие в работе парами и группами;

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя..

35.

Обобщение знаний.

Подведение итогов изучения географии.

Основные понятия по темам курса

Обобщить полученные знания.

Р.: выстраивать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

П.: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

К.: принимать участие в работе парами и группами;

Развитие умений применять полученные знания в измененном варианте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков географии в 6 классе.

Планирование составлено к УМК под ред. Т.П. Герасимовой....

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов) к учебнику Е.М. Домогацких с использованием регионального компонента (краеведение Оренбургской области)...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Тематическое планирование уроков географии в 5 классе

Планирование соответствует авотрской  программе Климановой О.В. по учебнику " География.5 класс"...

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Подробное календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе. Выделены цели урока, основные понятия, практические работы оценочные и обучающие....

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...