урок географии в 6 классе "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
дать детям понятие гидросфера, учить делать выводы из своих наблюдений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аверинская средняя общеобразовательная школа»
« Гидросфера. Круговорот воды».
открытый урок по географии
в 6 классе подготовила и
провела учитель Курчина Т.Н.
Аверино, 2011
Урок географии в 6 классе на тему
« Гидросфера. Круговорот воды».
Цели и задачи: учащиеся должны знать понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе; уметь работать с картой, учебником, тетрадью, ставить опыты. Делать выводы из своих наблюдений.
Оборудование: презентация на тему «Вода в природе», физическая карта полушарий, колба с подкрашенной водой, чашка со снегом, вода в стакане, чашка с горячей водой.
Ход урока.
I. Повторение изученного материала по теме «Атмосфера»
1. Что такое Атмосфера? (воздушная оболочка Земли).
2. Из чего состоит атмосфера? ( азот, кислород и др. газы)
3. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой атмосфера давит на Землю и все предметы)
4. Как изменяется температура воздуха с высотой?
5. Что такое ветер? (горизонтальное движение воздуха над земной поверхностью)
II. Изучение нового материала (запись в тетради темы урока).
- Загадки.
Любите ли вы отгадывать загадки?
- На дворе горой, а в избе водой (снег)
- Рассыпался горох на семьдесят дорог
Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (град)
- Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (туман)
- Я вода, да по воде и плаваю. (льдина)
- Кто сильнее всех на свете, что в руках не удержать?
Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? (вода)
( ответы записать на доске):
снег, град, льдина – в 1-й столбик,
а туман и вода во 2-йстолбик
Учитель: О каком веществе шла речь в загадках?
Правильно. О воде.
Слайды № 1,2,презентации «Вода в природе».
Слайд №3 Экзюпери говорил так о воде. А вы согласны с этим высказыванием? Почему?
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему ответы на загадки записали в два столбика? Правильно. Потому что вода имеет свойство изменять свое состояние. А вы знаете, как вода меняет свое состояние?
Слайды № 4,5,6,7 Три состояния воды в природе
Учитель: Вы уже знаете, что вода в природе бывает в трех состояниях: в жидком Слайд № 4; твердом – в виде снега и льда, Слайд № 5; и газообразном – в виде пара. Слайд №6. Обратите внимание, что все три состояния постоянно на каждом шагу встречаются в природе, а не только в лаборатории. Постарайтесь припомнить известные вам вещества и найти среди них другое, которое встречалось бы в природе во всех трех состояниях. Едва ли тебе удастся отыскать что-то похожее. Слайд № 7
У воды сравнительно мала разница между температурой плавления льда и кипения жидкости. Эту разницу и назвали сотней градусов с тем, чтобы этими градусами измерять температуру прочих тел. Температура таяния льда принята за ноль, а кипения воды - за сто градусов.
Как и все прочие вещества, вода при нагревании расширяется. Конечно, это расширение невелико и мало заметно. Если вы нальете воды в колбу с длинным узким горлышком и станете нагревать ее, то поднятие уровня воды в горлышке вам удастся заметить. Соответственно, при охлаждении вода сжимается.
Как ведет себя вода при замерзании? Продолжает ли сжиматься?
Можно проделать такой опыт. Налить холодной воды в бутылку столько, чтобы выливалась, и плотно закупорив пробкой, поставить на мороз. Через некоторое время вода в бутылке замерзнет и саму бутылку разорвет на куски. Льдышка в форме бутылки окажется шире самой бутылки. Значит, вода при замерзании расширяется и с довольно большой силою.
Учитель: Где встречается вода в природе? Слайд № 8
Ответы детей.
Вода на Земле встречается в морях, океанах, на суше в виде рек, озер, болот, грунтовых вод, в атмосфере и литосфере, в растениях. Да и мы с вами в большей степени состоим из воды
Беседа, слайд презентации: в атмосфере, в морях и океанах (мировой океан), воды суши.
Слайд №9 Вся вода на земле – это водная оболочка Земли или гидросфера.
Слайд № 10 Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере.
Слайд № 11 Состав гидросферы: 96% - моря и океаны, 2% - подземные воды,
2% - ледники, и только 0,02% - воды суши.
Учитель: Работа с картой. Найти на физической карте полушарий в учебнике океаны. Показать их на карте полушарий, которая висит на доске.
Слайд № 12 Свойства воды.
Учитель: Перед вами сосуды с водой. В одном вода в жидком состоянии, в другом лед. Если мы будем переливать воду из одного сосуда в другой, о каком свойстве воды мы можем говорить? Да, о текучести воды.
Если мы посмотрим на свет, что мы можем сказать. Вода прозрачная.
Есть ли у воды запах? Вода не имеет запаха.
Беседа, опыт, выводы: Вода жидкая, бесцветная, прозрачная, безвкусная, текучая. (из наблюдений).
Учитель: О том какую роль вода играет в природе и в жизни человека вам расскажет Давеян Сирануш. Слайд № 13
Сообщение ученика
Вода играет исключительно важную роль в природе. Она создает благоприятные условия для жизни растений, животных, микроорганизмов. Уникальные свойства воды представляют неповторимую ценность для жизнедеятельности организмов. В водоемах вода замерзает сверху вниз, это имеет большое значение для обитающих в них организмов.
Вода оказывает смягчающее влияние на погодно-климатические условия. Она постоянно перемещается во всех сферах Земли, вместе с циркуляционными потоками атмосферы - на большие расстояния.
Вода играет огромную роль в жизнеобеспечении человека. Она используется им непосредственно для питья, хозяйственных нужд, как средство передвижения и сырья для получения промышленных и с/х продуктов, имеет рекреационное значение, велика ее эстетическая значимость.
Вода – не только живительный источник для всех животных и растений на Земле, но является для многих из них и средой обитания. К их числу, например, относятся многочисленные виды рыб, а также аквариумные рыбки в наших домах.
Вода - среда обитания многих водных растений и животных. Одни из них всю жизнь проводят в воде, а другие находятся в водной среде лишь в начале своей жизни.
Со времени создания мельницы человек использует воду как источник энергии. Сейчас наиболее широко энергия падающей воды используется на обычных гидроэлектростанциях. Но в последнее время начали использовать энергию приливов и волнения, термальные подземные воды, наконец, разработаны и в экспериментальном режиме дают электроэнергию установки, использующие разницу в температуре между теплыми верхними и холодными глубинными слоями океана. Реки и моря обладают огромным запасом тепловой энергии, которую начинают использовать все шире и шире.
Вода является я не только величайшим благом, и основой всего сущего, но и представляет собой стихию неукротимой разрушительной силы, противостоянию которой, на протяженности многих веков, человечество прикладывает титанические усилия, и по сей день решение проблема зашиты от пагубного воздействия воды и влаги является, наверное, наиболее значимой в деле обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.
Учитель: Сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Круговорот воды в природе.
Учитель:
Вода — очень подвижная жидкость. Кроме того, в земных условиях она легко переходит из одного состояния в другое: испаряется, замерзает, плавится. Именно поэтому вода — вечный путешественник Слайд №1
Постоянный обмен влагой между гидросферой, атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процессов испарения, передвижения водяного пара в атмосфере, его конденсации в атмосфере, выпадения осадков и стока, получил название круговорота воды в природе Слайд №2
Различают несколько видов круговоротов воды в природе: Слайд №3
Большой, или мировой, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная — очищается.
Малый, или океанический, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.
С поверхности рек, озёр, морей в любое время года в воздух непрерывно поднимаются невидимые водяные пары. Подхваченные ветром, они рассеиваются в безбрежном воздушном пространстве. Слайд №4
Если в насыщенный воздух продолжают поступать водяные пары, то начинается сгущение или конденсация пара в кристаллики или в капельки воды. То же самое произойдёт, если насыщенный при определённой температуре водяными парами воздух станет остывать, — пар сгущается, и образуется облако.
Но вот облако поднимается на такую высоту, что капли, находящиеся в его вершине, замерзают. Образовавшиеся кристаллики льда легко обволакиваются другими капельками и становятся тяжёлыми. Они уже не могут держаться в воздухе и быстро падают вниз. Если на пути встречаются тёплые слои воздуха, кристаллики тают, и образуются дождевые капли. Если же температура воздуха низка, идёт снег
Не вся вода, выпавшая на землю в виде осадков, уносится реками в моря. Часть её снова испаряется, а часть просачивается сквозь почву. Слайд №5
А теперь давайте представим, чтобы произошло, если бы круговорот воды исчез? (ответы детей) Слайд №6
Слайд №7. Значение круговорота воды в природе.
Слайд №8. Выводы
III. Закрепление знаний.
1.Дайте определение гидросферы.
2.Назовите составные части гидросферы.
3.Почему выливается вода из чайника при закипании?
4.Где встречается вода в природе?
5.Какую роль играет вода в природе? В жизни человека?
6.Как осуществляется круговорот воды в природе? (по таблице)
Тест
1.Обведите кружком все буквы правильных ответов.
Свойствами воды являются :
А) прозрачность
Б) текучесть
В) запах
Г) бесцветность
Д) растворимость
2. Обведите кружком букву правильного ответа.
Самостоятельным водоемом не является :
А) озеро
Б) река
В) водопад
Г) океан
3. Установите соответствие. При температуре :
1. -10
2. +10
3. +110
Вода имеет состояние: а) пара, б) льда, в) жидкости
1-------------------, 2--------------------, 3------------------- .
4. Допишите предложение.
Вода переходит из одного состояния в другое под воз-
действием---------------------------- или --------------------------- :
а) охлаждения
б) переливания
в) нагревания
IV. Домашнее задание. Выполнить опыт «Отчего лопнула бутылка?» § 33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...