урок географии в 6 классе "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

дать детям понятие гидросфера, учить делать выводы из своих наблюдений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аверинская средняя общеобразовательная школа»

« Гидросфера. Круговорот воды».

                                                         открытый урок по географии

                                                         в 6 классе подготовила и

                                                         провела учитель Курчина Т.Н.

                                            Аверино, 2011

Урок географии в 6 классе на тему

« Гидросфера. Круговорот воды».

Цели и задачи: учащиеся должны знать понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе; уметь работать с картой, учебником, тетрадью, ставить опыты. Делать выводы из своих наблюдений.

Оборудование: презентация на тему «Вода в природе», физическая карта полушарий, колба с подкрашенной водой, чашка со снегом, вода в стакане, чашка с горячей водой.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала по теме «Атмосфера»

1. Что такое Атмосфера? (воздушная оболочка Земли).

2. Из чего состоит атмосфера? ( азот, кислород и др. газы)

3. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой атмосфера давит на Землю и все предметы)

4. Как изменяется температура воздуха с высотой?

5. Что такое ветер? (горизонтальное движение воздуха над  земной поверхностью)

 II. Изучение нового материала  (запись в тетради темы урока).

  1. Загадки.

Любите ли вы отгадывать загадки?

  • На дворе горой, а в избе водой (снег)
  • Рассыпался горох на семьдесят дорог

     Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (град)

  • Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.  (туман)
  • Я вода, да по воде и плаваю. (льдина)
  • Кто сильнее всех на свете, что в руках не удержать?

     Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь?  (вода)

( ответы записать на доске):

 снег, град, льдина – в 1-й столбик,

 а туман и вода во 2-йстолбик

Учитель: О каком веществе шла речь в загадках?

Правильно. О воде.

 Слайды № 1,2,презентации «Вода в природе».

Слайд №3 Экзюпери говорил так о воде. А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Учитель:  Ребята, как вы думаете, почему ответы на загадки записали в  два столбика? Правильно. Потому что вода имеет свойство изменять свое состояние. А вы знаете, как вода меняет свое состояние?

Слайды № 4,5,6,7     Три состояния воды в природе

Учитель: Вы уже знаете, что вода в природе бывает в трех состояниях: в жидком Слайд № 4; твердом – в виде снега и льда,  Слайд № 5;  и газообразном – в виде пара. Слайд №6.   Обратите внимание, что все три состояния постоянно на каждом шагу встречаются в природе, а не только в лаборатории. Постарайтесь  припомнить известные вам вещества и найти среди них другое, которое встречалось бы в природе во всех трех состояниях. Едва ли тебе удастся отыскать что-то похожее. Слайд № 7

У воды сравнительно мала разница между температурой плавления льда и кипения жидкости. Эту разницу и назвали сотней градусов с тем, чтобы этими градусами измерять температуру прочих тел. Температура таяния льда принята за ноль, а кипения воды - за сто градусов.

Как и все прочие вещества, вода при нагревании расширяется. Конечно, это расширение невелико и мало заметно. Если вы нальете воды в колбу с длинным узким горлышком и станете нагревать ее, то поднятие уровня воды в горлышке вам удастся заметить. Соответственно, при охлаждении вода сжимается.

Как ведет себя вода при замерзании? Продолжает ли сжиматься?

Можно проделать такой опыт. Налить холодной воды в бутылку столько, чтобы выливалась, и плотно закупорив пробкой, поставить на мороз. Через некоторое время вода в бутылке замерзнет и саму бутылку разорвет на куски. Льдышка в форме бутылки окажется шире самой бутылки. Значит, вода при замерзании расширяется и с довольно большой силою.

Учитель: Где встречается вода в природе?  Слайд № 8

 Ответы детей.

Вода на Земле встречается  в морях, океанах, на суше в виде рек, озер, болот, грунтовых вод, в атмосфере и литосфере, в растениях.  Да и мы с вами в большей степени состоим из воды

Беседа, слайд презентации: в атмосфере, в морях и океанах (мировой океан), воды суши.

 

Слайд №9    Вся вода на земле – это водная оболочка Земли или гидросфера.

Слайд № 10 Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере.

Слайд № 11  Состав гидросферы: 96% - моря и океаны, 2% - подземные воды,

                        2% - ледники, и только 0,02% - воды суши.

Учитель: Работа с картой. Найти на физической карте полушарий в учебнике океаны. Показать их на карте полушарий, которая висит на доске.

Слайд № 12 Свойства воды.

Учитель: Перед вами сосуды с водой. В одном вода в жидком состоянии, в другом лед. Если мы будем переливать воду из одного сосуда в другой, о каком свойстве воды мы можем говорить? Да, о текучести воды.

Если мы посмотрим на свет, что мы можем сказать. Вода прозрачная.

Есть ли у воды запах?  Вода не имеет запаха.

Беседа, опыт, выводы: Вода жидкая, бесцветная, прозрачная, безвкусная, текучая. (из наблюдений).

Учитель:  О том какую роль вода играет  в природе и в жизни человека вам расскажет Давеян Сирануш.  Слайд № 13

    Сообщение ученика

      Вода играет исключительно важную роль в природе. Она создает благоприятные условия для жизни растений, животных, микроорганизмов. Уникальные свойства воды представляют неповторимую ценность для жизнедеятельности организмов. В водоемах вода замерзает сверху вниз, это имеет большое значение для обитающих в них организмов.

      Вода оказывает смягчающее влияние на погодно-климатические условия. Она постоянно перемещается во всех сферах Земли, вместе с циркуляционными потоками атмосферы - на большие расстояния.

 Вода играет огромную роль в жизнеобеспечении человека. Она используется им непосредственно для питья, хозяйственных нужд, как средство передвижения и сырья для получения промышленных и с/х продуктов, имеет рекреационное значение, велика ее эстетическая значимость.

Вода – не только живительный источник для всех животных и растений на Земле, но является для многих из них и средой обитания. К их числу, например, относятся многочисленные виды рыб, а также аквариумные рыбки в наших домах.  

 Вода - среда обитания многих водных растений и животных. Одни из них всю жизнь проводят в воде, а другие находятся в водной среде лишь в начале своей жизни.

  Со времени создания мельницы человек использует воду как источник энергии. Сейчас наиболее широко энергия падающей воды используется на обычных гидроэлектростанциях. Но в последнее время начали использовать энергию приливов и волнения, термальные подземные воды, наконец, разработаны и в экспериментальном режиме дают электроэнергию установки, использующие разницу в температуре между теплыми верхними и холодными глубинными слоями океана. Реки и моря обладают огромным запасом тепловой энергии, которую начинают использовать все шире и шире.

Вода является я не только величайшим благом, и основой всего сущего, но и представляет собой стихию неукротимой разрушительной силы, противостоянию которой, на протяженности многих веков, человечество прикладывает титанические усилия, и по сей день решение проблема зашиты от пагубного воздействия воды и влаги является, наверное, наиболее значимой в деле обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

Учитель:  Сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Круговорот воды в природе.

Учитель:  

     Вода — очень подвижная жидкость. Кроме того, в земных условиях она легко переходит из одного состояния в другое: испаряется, замерзает, плавится. Именно поэтому вода — вечный путешественник   Слайд №1

Постоянный обмен влагой между гидросферой, атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процессов испарения, передвижения водяного пара в атмосфере, его конденсации в атмосфере, выпадения осадков и стока, получил название круговорота воды в природе   Слайд №2

Различают несколько видов круговоротов воды в природе: Слайд №3

Большой, или мировой, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает  в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная — очищается.

Малый, или океанический, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.

С поверхности рек, озёр, морей в любое время года в воздух непрерывно поднимаются невидимые водяные пары. Подхваченные ветром, они рассеиваются в безбрежном воздушном пространстве. Слайд №4

 Если в насыщенный воздух продолжают поступать водяные пары, то начинается сгущение или конденсация пара в кристаллики или в капельки воды. То же самое произойдёт, если насыщенный при определённой температуре водяными парами воздух станет остывать, — пар сгущается, и образуется облако.

Но вот облако поднимается на такую высоту, что капли, находящиеся в его вершине, замерзают. Образовавшиеся кристаллики льда легко обволакиваются другими капельками и становятся тяжёлыми. Они уже не могут держаться в воздухе и быстро падают вниз. Если на пути встречаются тёплые слои воздуха, кристаллики тают, и образуются дождевые капли. Если же температура воздуха низка, идёт снег

Не вся вода, выпавшая на землю в виде осадков, уносится реками в моря. Часть её снова испаряется, а часть просачивается сквозь почву.  Слайд №5

       А теперь  давайте представим, чтобы произошло, если бы круговорот воды исчез? (ответы детей) Слайд №6

Слайд №7. Значение круговорота воды в природе.

Слайд №8. Выводы

III. Закрепление знаний.

 1.Дайте определение гидросферы.

2.Назовите составные части гидросферы.

3.Почему выливается вода из чайника при закипании?

4.Где встречается вода в природе?

5.Какую роль играет вода в природе? В жизни человека?

6.Как осуществляется круговорот воды в природе? (по таблице)

                Тест

   1.Обведите кружком  все буквы правильных  ответов.

Свойствами воды являются :

            А) прозрачность

            Б) текучесть

            В) запах

            Г) бесцветность

           Д) растворимость

       2. Обведите кружком букву правильного ответа.

Самостоятельным водоемом не является :

           А) озеро

           Б) река

           В) водопад

           Г) океан

      3. Установите соответствие. При температуре :

           1. -10

           2. +10

           3. +110

Вода имеет состояние: а) пара, б) льда, в) жидкости

1-------------------, 2--------------------, 3------------------- .

     4. Допишите предложение.

Вода переходит из одного состояния в другое под воз-

действием---------------------------- или --------------------------- :

         а) охлаждения

         б) переливания

         в) нагревания

IV. Домашнее задание. Выполнить опыт «Отчего лопнула бутылка?»            § 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...