Применение метода кооперированного обучения на уроках географии в 7 классе.
учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме

Носова Вера Петровна

Применение метода коперированного обучения даёт большую эффективность по сравнению с традиционными уроками. Существует несколько вариантов модели кооперированного обучения. Я использовала на уроках географии в 7-х классах метод "мозаики".  При использовании этого метода учащиеся работают в командах разного состава. Метод кооперированного обучения предполагает, что ответственность за усвоение учебного материала возлагается на самого ученика. Описание метода "мозаики" и его практическое применение при изучении географии материков и океанов изложено в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Применение метода кооперированного обучения на уроках географии

                                                                  Целью школы всегда должно быть воспитание

                                                                            гармоничной личности, а не специалиста.

                                                                                                                    Альберт Эйнштейн.

              Последние три года моя тема самообразования «Применение метода кооперированного обучения на уроках географии в 7 классе». Кооперированное обучение – это метод, при котором обучающиеся работают командой. В составе команд работают учащиеся с разными способностями: отличники, «середняки», отстающие. Но просто организовать работу в команде не достаточно, чтобы кооперированное обучение приносило желаемый результат необходимо наличие двух компонентов: системы группового поощрения и механизма стимулирования личной ответственности. Групповое поощрение способствует тому, что учащиеся группы помогают друг другу, чтобы итоговый результат был весомым, а индивидуальные проверки стимулируют личную ответственность за получение знаний.

             Одна из моделей кооперированного обучения это – метод «мозаики». Учитель делит класс на команды по шесть человек. Каждая команда получает задание изучить какой – то материал, состоящий из шести разделов. Каждый член команды назначается ответственным за изучение какого – либо одного раздела. Из каждой команды учащиеся собираются в экспертные группы и разбирают подробно свою часть задания. Затем учащиеся возвращаются из экспертных групп в свои команды и по очереди обучают участников команды соответствующим разделам. Мотивация к тому, чтобы внимательно слушать и поддерживать своих товарищей по команде, создаётся у участников за счёт того, что это для них единственный доступ к изучаемому материалу. У каждого обучающегося есть личный стимул точно и подробно представить свой материал, так как он несёт ответственность за то, как этот материал освоят его товарищи по команде.

           Метод кооперированного обучения предполагает, что ответственность за усвоение учебного материала возлагается на самого ученика, учащиеся самостоятельно структурируют материал, в процессе изучения которого между ними складываются позитивные отношения. Эффективность применения метода кооперированного обучения очевидна, но он имеет и некоторые недостатки.

            Первый – сильные ученики могут не получить высоких оценок, так как более слабые учащиеся не смогли освоить материал достаточно хорошо.

            Второй – ученики обучают друг друга, однако никто из них не владеет содержанием материала настолько глубоко, чтобы учить других. Многие полагают что в обучении главную роль может играть только учитель.

            В – третьих метод кооперированного обучения не должен сводиться к простой работе в группе. Чтобы этого не произошло нужно:

  1. Тщательно формулировать задачу учащимся.
  2. Убедиться в том, что поставленная задача понятна обучающимся.
  3. Установить временные рамки для выполнения работы.
  4. Организовать возможность обратной связи при работе в команде.
  5. Обсудить в конце занятия проделанной командой работы и подвести итог.

                Существует несколько моделей кооперированного обучения, в том числе: «Команды учащихся для повышения результатов», «Команды – игры – турнир», «Учимся вместе», но на уроках географии в 7 классе, при изучении материков мной был апробирован метод «мозаики». Основными элементами этого метода являются: навыки межличностного общения и умение работать в команде, личная ответственность, групповая обработка информации.

                     Проект урока в 7 классе «Изучение Антарктиды»

                                        Пояснительная записка

              Изучение материка «Антарктида» предлагается провести по технологии кооперированного обучения.  При разработке этого урока учитывалось, что это четвёртый материк, который изучается в курсе географии материков и океанов. На данном уроке имеющиеся знания обучающиеся должны применять в новой учебной ситуации. Семиклассникам предлагается дать характеристику географического положения Антарктиды, изучить открытия и исследования Антарктиды и определить с чем связано своеобразие природы этого уникального материка.

              В процессе подготовки к уроку, учитывалось следующие особенности класса:

  • География преподаётся на базовом уровне
  • Учащиеся умеют работать с текстом учебника
  • Имеют навыки работы в парах и командах
  • Умеют работать с атласами
  • Владеют приёмами РКМЧП: составляют «кластер», пишут «синквейн».

             На уроке планируется использовать коммуникативный, исследовательский, личностно – ориентированный подход. Учитывалось, что учащиеся умеют давать характеристику географического положения материка, работать с картой и Интернет источниками. Первая половина урока отводится для изучения нового материала в 5 экспертных группах и обучения команд. Во второй части урока каждая команда выбирает свой способ представления полученной информации: создание презентации, составление «кластера» или пишут «синквейн». На заключительном этапе предполагается рефлексия. Роль преподавателя на уроке заключается в следующем: «запускает» урок, контролирует и вмешивается, оценивает и анализирует.

Предмет: география материков и океанов

Класс: 7 класс

Тема урока: Антарктида

Тип урока: кооперированное обучение

          Цель: изучить историю исследования и основные черты природы Антарктиды.

          Задачи:

          Обучающие:

- формирование познавательного интереса к предмету;

- установление причинно-следственных связей между компонентами природы;

- умение анализировать и структурировать новый материал, выделять особенности материка;

- делать прогноз в развитии природы материка;

        Развивающие:

- продолжать формировать учебную компетенцию;

- развивать коммуникативные навыки;

- совершенствовать умения презентовать итоговый продукт;

- развивать географическое мышление, устную речь, формы учебного сотрудничества.

     Оборудование урока: физическая и климатическая карты Антарктиды, раздаточный материал, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбуки, Интернет.    

                                              Ход урока

  1. Организационный этап (7 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«Запускает» урок.

Приветствует учащихся, раздаёт раздаточный материал, ставит на столы номера команд.

Показывает слайдовую презентацию с видами Антарктиды.

Зачитывает слова учёного – полярника А.М. Гусева: «И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега».

На столах лежат инструктивные карточки с этапами изучения Антарктиды:

  1. Географическое положение
  2. История исследования
  3. Рельеф
  4. Животный и растительный мир
  5. Климат

Заменяет номера команд на название этапов.

Формируют команды, настраиваются на работу.

Смотрят. Готовятся к сознательному освоению учебного материала.

Участники команды распределяют между собой этапы, за которые они будут отвечать.

Представители каждой команды занимают места в экспертных группах, соответствующие названию этапа, приступают к изучению нового материала.

  1. Изучение нового материала в экспертных группах (13 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель выполняет роль консультанта.

Если класс подготовлен недостаточно к самостоятельной работе, то учитель заранее готовит карточки для работы группы. Например:

«Географическое положение Антарктиды»

1)Прочитать текст на 192 стр. учебника.

2)Используя текст учебника и карту атласа

ответить на вопросы:

- как расположен материк относительно экватора;

- как расположен материк относительно нулевого меридиана;

-как расположен материк относительно тропиков и полярных кругов;

- в каких климатических поясах лежит материк;

- какими океанами и морями омывается

материк;

- как расположен материк относительно других материков.

3)Назвать природные рекордсмены Антарктиды.

4)Что такое Антарктика?

Работают с учебником, с Интернет-ресурсами, выделяют особенности изучения природы Антарктиды, составляют «кластер» или опорный конспект.

Отвечают на вопросы,

фиксируют ответы, обсуждают, возвращаются в группы.

     

  1. Изучение нового материала в командах (17 минут).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель выполняет роль консультанта: наблюдает за работой команд, контролирует, вмешивается, если это необходимо.

Работают в командах, обучают друг друга.

Готовят итоговый продукт: презентация, кластер, мини – проект, «живая газета».

  1. Презентация итогового продукта «Исследование и природа Антарктиды» (6 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слушает, анализирует, оценивает, принимает решение.

Презентуют готовый продукт.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подводит итог работы на уроке.

Далее всё зависит от времени:

- можно просто поблагодарить друг друга за работу, похлопав в ладоши;

- можно предложить написать «синквейн»;

- можно спросить, как учащиеся чувствовали себя на уроке и т.д.

Домашнее задание: нарисовать полярную станцию в Антарктиде или дать её устное описание.

Отвечают на вопросы, пишут «синквейн», зачитывают, записывают домашнее задание.

Одна ученица, пока команда работала над презентацией, написала стихотворение.

Там не растёт ни одуванчик, ни роза.

Антарктида! Материк снегов и мороза.

Там -30 каждый день,

6 месяцев там длится день и тень.

Жестокое солнце и холод суровый,

Отряд исследователей сменяется на новый.

Антарктида! Самый холодный материк.

И пингвин, без смеха, к холоду привык.

Там полюс Недоступности и станция «Восток»,

Мне б тоже побывать хотелось там разок!

Это был очень удачный рефлексивный

момент.

Достоинства кооперированного обучения: более прочное усвоение материала, развитие социальных навыков, повышается мотивация к изучению нового материала, повышается самооценка, более позитивное отношение к изучаемому предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов проблемного обучения на уроках математики

«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.РубинштейнУровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достиг...

Применение методов группового обучения на уроке английского языка

СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы группового обучения.1.1.  Основные тенденции развития  группового метода обучения в мировой  педагогической  практике. 1.2. Ви...

Применение метода проблемного обучения на уроках истории

Сидорова С.Ю.,учитель истории и обществознанияМБОУ Излучинская ОСШУИОП №1 Применение метода проблемного обучения на уроках истории Главной задачей образования в современной России получить н...

Методы развивающего обучения на уроках географии в 6 - 8 классах.

Предлагаю использовать данный материал в качестве разминки в начале урока....

Опыт работы "Применение методов группового обучения на уроке английского языка"

Наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия учащихся в группах. Групповые формы работы на уроке спосо...

Применение методов группового обучения на уроках иностранного языка.

В статье рассмотрены основные принципы, цели и организация групповой работы на уроках. Также указаны основные этапы работы с группами и типы групп. В заключительной части статьи я делюсь опытом, указы...

Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...