Охрана вод гидросферы от загрязнения
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Целью урока является не только обобщение знаний учащихся 6 класса по теме «Гидросфера», а и формирование представлений о причинах и необходимости охраны поверхностных и подземных вод, ее методах и значении. Использование дополнительного и иллюстративного материала, применение ИКТ активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует более глубокому усвоению материала, практическому применению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Охрана вод гидросферы от загрязнения
«Встань пораньше, умойся и приведи
в порядок свою планету»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Учебно-воспитательные цели урока:
1.Обобщить знания учащихся о гидросфере и окружающей среде Баренцрегиона.
2.Продолжить формирование элементарных понятий об экологии, выделив взаимосвязи «природа-человек», показать последствия воздействия человека на природу.
3.Познакомить с приемами использования полученных знаний на практике.
4. Закрепить знания о путях улучшения природы своей местности, ее охраны от истощения и загрязнения.
5. Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.
Оборудование урока:
1.Физическая карта полушарий, физическая карта Мурманской области.
2.Атласы (на партах).
3.Диск «Релаксация с музыкой и природой»
4.Глобус.
5.Стенд «Сегодня на уроке» - выставка рисунков учащихся на экологическую тематику, плакаты
6.Выставка книг по охране природы.
7.Гербарий «Водоросли», экспонаты «Двустворчатые моллюски».
8.Мультимедиа-система с презентацией по теме урока.
Ход урока
1.Организация урока (класс разделен на 4 группы, на столах жетоны, которые выдаются в течение урока за правильные ответы учащихся, команда – победительница поощряется оценкой «5»,в конце урока выставляются оценки всем ученикам, по мере количества жетонов, которые заработал каждый ученик непосредственно сам)
2.Работа над пройденным материалом.
Учитель: ребята, вам предлагаются вопросы и задания по теме «Гидросфера», за каждый правильный ответ вы получаете по одному жетону – балла (Приложение 1)
Задания для группы №1
1.Дайте определение понятию «река».
2.Что такое речная система, речной бассейн?
3.Как называется сравнительно кратковременное внезапное поднятие уровня воды в реке?
4.Чем равнинные реки отличаются от горных?
5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений
(испарение, облака, осадки, река, море)
6.Установите соответствие:
Источники преобладающего питания | Реки |
1) Грунтовое | 1)Волга |
2)Снеговое | 2)Амур |
3)Дождевое | 3)Сырдарья |
4.Ледниковое | 4)Нет соответствия |
Задания для группы №2
1.Какие воды называют подземными?
2.В чем отличие грунтовых вод от межпластовых?
3.Почему одни горные породы пропускают воду, а другие –нет?
4.Какой географический объект имеет координаты 53°с.ш. и 142 °в.д.?
5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений
(горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище)
6.Установите соответствие:
Подземные воды | Особености |
1)Грунтовые 2)Межпластовые | 1)Водоупорные слои сверху и снизу 2)Имеет один водоносный слой 3)Могут иметь несколько во- доносных слоев 4.Имеют водоупорные пласты только сверху |
Задания для группы №3
1.Что называется озером?
2.Назовите самое глубокое озеро в мире.
3.Чем отличаются сточные озера от бессточных?
4.Перечислите основные свойства воды.
5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений
(вода, соленость, доля вещества)
6.Установите соответствие:
Тип озера | Озера |
1)Сточное | 1)Каспийское |
2)Бессточное | 2)Байкал |
Задания для группы №4
1.Что называется ледником?
2.Как и где образуются ледники?
3.Каковы причины образования волн?
4.Назовите материк на 98,5% покрытый ледником.
5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений
(океан, корабль, лед, гора, опасность)
6.Установите соответствие:
Тип ледников | Свойства |
1)Горные ледники 2)Покровные ледники | 1)…образуются, где снеговая линия находится низко 2)…обладают пластичностью 3)…имеют форму щитов, куполов 4)…можно сравнить с рекой |
3.Работа по восприятию и осмыслению нового учебного материала.
3.1.Ознакомление с выставкой книг, эпиграфом урока, цитатой:
Учитель: « Вода, у тебя нет ни вкуса ни запаха, тебя невозможно описать,
Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Учитель: ребята, о чем эти слова? (О том, что без воды человек существовать не может, и ничто не может заменить ее).
На питье, приготовление пищи и другие бытовые нужды городскому жителю требуется 300-400 л воды в сутки. В год это составляет 110-150 м3 воды. Большое количество воды расходуется на производственные нужды. На изготовление 1 т сахара затрачивается 100м2 воды,1 т стали-150 м3воды,на 1 т бумаги-900 м 3 ,на 1 т резины -1500 м 3 воды. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3 воды. Вода жизненно необходима человеку не только для питья, санитарно-гигиенических целей, для промышленности, но и для сельского хозяйства, производства электроэнергии, рыболовства, транспортных перевозок, отдыха и многих
других видов деятельности.
3.2 Мотивация к изучению нового материала.
Учитель: сообщает о том, что он сегодня возьмет на себя роль сказочника и расскажет сказку о «нефтяной» рыбке (Приложение 2)(на музыкальном фоне)
3.3.Источники загрязнения гидросферы
Учитель: ребята, назовите источники загрязнения гидросферы.
Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые стоки, тепловое и радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы.
3.4 Знакомство с фактами загрязнения гидросферы (сообщения учащихся о видах загрязнения Баренцева моря, оз.Имандра, оз.Пермус), (Приложение 3)на настенной карте устанавливаются значки «Экологическая тревога»
3.5.Последствия воздействия человека на природу.
Учитель: ребята, послушайте, какие могут быть последствия воздействия человека на природу.
( сообщение учащегося)( Приложение 4)
Учитель: ребята, вам предлагается решить задачи на экологическую тематику:
Задачи:
1.Ученые подсчитали, плотное скопление мидий, заселяющих 1 м2 площади дна, за сутки способно профильтровать 280м2 воды. На основании приведенного факта объясните, каково значение фильтрации воды мидиями для водоема.
ОТВЕТ: мидии-двустворчатые моллюски. Это одна из основных групп животных, обеспечивающих чистоту воды. Подавляющее большинство видов этой группы по способу питания - фильтраторы: они засасывают воду, которая содержит органические и минеральные частицы, взвешенные в воде, а выводят чистую профильтрованную воду.
2.Проанализируйте ситуацию: жители северного побережья Австралии охвачены тревогой-купаться опасно - в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически не видны в воде. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах, а. в конечном счете, вину возлагают на человека.
Объясните, какие связи могут существовать между медузами, черепахами и человеком.
ОТВЕТ: численность черепах снизилась по двум причинам:
1)из-за загрязнения вод залива промышленными и бытовыми отходами;
2) из-за хищнического истребления животных: черепахи питаются медузами, при уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла.
3.Биологи заметили такую интересную зависимость: как только в водоемах истребляют выдр, в них вначале рыбы становится больше, но потом заметно меньше. Если снова в тех реках и озерах расплодятся выдры, то опять в них увеличивается численность рыб. Объясните закономерность.
ОТВЕТ: выдра в первую очередь ловит больных и ослабленных рыб, этим препятствуя распространению болезней и паразитов.
4.Плотность поселений съедобной мидии достигает примерно 2 тысячи особей на 1м2 площади дна. Мидия при оптимальной температуре фильтрует за один час до 5 литров воды. Подсчитайте, сколько воды отфильтруют мидии, обитающие на 5м 2 морского дна, за 8 часов.
ОТВЕТ:400 тыс. литров воды.
5.В морском заливе на площади 30 га.с обираются разводить двустворчатых моллюсков-мидий. Какой урожай можно получить, если скопление мидий может достигать до 20 кг. на 1м2? В чем заключается экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе?
ОТВЕТ:3 тыс.
6.В первый год жизни карп, выращиваемый в прудовом хозяйстве весит 20 г., на второй год его масса достигает 600г.
Средняя продуктивность пруда 250 кг.на га. Вычислите, сколько
рыбы дает пруд площадью 25 га и сколько карпов 2-го года в нем может быть.
ОТВЕТ: пруд может дать 6250 кг.рыбы; карпов приблизительно
10416 кг.
4.Закрепление пройденного материала. Работа в группах (на карточках - задания)
Задания для группы№1.
Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
1)выбросите его в реку;
2)оставите на берегу;
3)поступите как-то иначе.
Задания для группы №2
После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
1)ничего не стану делать - пусть природа сама разбирается;
2)наловлю и сварю уху;
3)выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
Задания для группы№3
Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете:
1)вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
2)выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м
от воды и без широкого вида на речку.
Задания для группы №4
На какой лодке вы предпочтете кататься на малой реке - на моторной или весельной? Почему?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Учитель: ребята, какие меры вы бы предложили по охране вод от загрязнения?
( заслушать возможные ответы учащихся)
МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ВОД ГИДРОСФЕРЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
1.Строительство очистных сооружений,
2.Совершенствование технологических процессов.
3.Введение системы оборотного водоснабжения.
4.Бережное использование воды - ее экономия.
Подведение итогов урока, выставление отметок
Домашнее задание: провести акцию по экономии воды в школе ( после урока пройти по школе и посмотреть, не текут ли краны в местах общего пользования) и дома, данные записать в тетрадь.( Пример: дома из крана на кухне или ванной комнате капала вода. Стакан наполнился через какое – то время ( записать), значит за сутки пропадет зря …?…. чистой пресной воды)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока "Искусственные водоёмы". "Загрязнение гидросферы" 6 класс. по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.
Тип урока: урок изучения нового материала.Познакомить с искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной....
Загрязнение гидросферы
Сформировать представление о загрязнении гидросферы, источниках и последствиях загрязнения, способах водопотребления и очистки воды; Развивать экологическую грамотность учащихся; Учить...
Загрязнение гидросферы.
Воздействие человека на природу неизбежно, оно уже распространилось на всю планету, и сила его возрастает, и будет возрастать. Но человек еще многого не знает, не умеет предвидеть и рассчитывать. Это ...
Урок географии в 6 классе по теме: "Загрязнение гидросферы"
Урок географии в 6 классе по теме: "Загрязнение гидросферы"...
Загрязнение гидросферы
Проектная работа по биологии "Загрязнение гидросферы"...
Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов
Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода - самое распространенное неорга...
Урок Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы (Человек и гидросфера)
Урок "Чловек и гидросфера" является завершающим в теме "Гидросфера". Тип урока: комплексного применения полученных ...