Охрана вод гидросферы от загрязнения
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

 

Целью урока является не только обобщение знаний учащихся 6 класса по теме «Гидросфера», а и формирование представлений о причинах и необходимости охраны поверхностных и подземных вод, ее методах и значении. Использование дополнительного и иллюстративного материала, применение ИКТ активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует более глубокому усвоению материала, практическому применению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Охрана вод гидросферы от загрязнения

«Встань пораньше, умойся и приведи

в порядок свою  планету»

 (Антуан де Сент-Экзюпери)

Учебно-воспитательные  цели урока:

1.Обобщить знания учащихся о гидросфере и окружающей среде  Баренцрегиона.

2.Продолжить формирование элементарных понятий об экологии, выделив взаимосвязи «природа-человек», показать последствия воздействия человека на природу.

3.Познакомить с приемами  использования полученных знаний на практике.

4. Закрепить знания о путях улучшения природы своей местности, ее охраны  от истощения и загрязнения.

5. Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.

Оборудование урока:

1.Физическая карта полушарий, физическая карта Мурманской области.

2.Атласы (на партах).

3.Диск «Релаксация с музыкой и природой»

4.Глобус.

5.Стенд «Сегодня на уроке» - выставка рисунков учащихся на экологическую тематику, плакаты

6.Выставка книг по охране природы.

7.Гербарий «Водоросли», экспонаты «Двустворчатые моллюски».

8.Мультимедиа-система с презентацией по теме урока.

Ход урока

1.Организация урока (класс разделен на 4 группы, на столах жетоны, которые выдаются в течение урока за правильные ответы учащихся, команда – победительница поощряется оценкой «5»,в конце урока выставляются оценки всем ученикам, по мере количества жетонов, которые заработал каждый ученик непосредственно сам)  

2.Работа над пройденным материалом.

Учитель: ребята, вам предлагаются вопросы и задания  по теме «Гидросфера», за каждый правильный ответ вы получаете по одному жетону – балла (Приложение 1)

Задания для группы №1

1.Дайте определение понятию «река».

2.Что такое речная система, речной бассейн?

3.Как называется сравнительно кратковременное внезапное  поднятие уровня воды в реке?

4.Чем равнинные реки отличаются от горных?

5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений

(испарение, облака, осадки, река, море)

6.Установите соответствие:

Источники преобладающего питания

Реки

1) Грунтовое

1)Волга

2)Снеговое

2)Амур

3)Дождевое

3)Сырдарья

4.Ледниковое

4)Нет соответствия

Задания для группы №2

1.Какие воды называют подземными?

2.В чем отличие грунтовых вод от межпластовых?

3.Почему одни горные породы пропускают воду, а другие –нет?

4.Какой географический  объект  имеет координаты 53°с.ш. и 142 °в.д.?

5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений

(горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище)

6.Установите соответствие:

Подземные воды

Особености

1)Грунтовые

2)Межпластовые

1)Водоупорные слои сверху и

снизу

2)Имеет один водоносный слой

3)Могут иметь несколько во-

доносных слоев

4.Имеют водоупорные пласты только сверху

Задания для группы №3

1.Что называется озером?

2.Назовите самое глубокое озеро в мире.

3.Чем отличаются сточные озера от бессточных?

4.Перечислите основные свойства воды.

5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений

(вода, соленость, доля вещества)

6.Установите соответствие:

Тип озера

Озера

1)Сточное

1)Каспийское

2)Бессточное

2)Байкал

Задания для группы №4

1.Что называется ледником?

2.Как и где образуются ледники?

3.Каковы причины образования волн?

4.Назовите материк на 98,5% покрытый ледником.

5.Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений

(океан, корабль, лед, гора, опасность)

6.Установите соответствие:

Тип ледников

Свойства

1)Горные ледники

2)Покровные ледники

1)…образуются, где снеговая

линия находится низко

2)…обладают пластичностью

3)…имеют форму щитов, куполов

4)…можно сравнить с рекой

3.Работа по восприятию и осмыслению нового учебного материала.

3.1.Ознакомление с выставкой книг, эпиграфом урока, цитатой:

Учитель: « Вода, у тебя нет ни вкуса ни запаха, тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь» (Антуан  де Сент-Экзюпери)

Учитель: ребята, о чем эти слова?  (О том, что без воды человек существовать не может, и ничто не может заменить ее).

На питье, приготовление пищи и другие бытовые нужды городскому жителю требуется 300-400 л воды в сутки. В год  это составляет 110-150 м3 воды. Большое количество воды расходуется на  производственные нужды. На изготовление 1 т сахара затрачивается 100м2 воды,1 т стали-150 м3воды,на 1 т бумаги-900 м 3 ,на 1 т резины -1500 м 3 воды. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3 воды. Вода жизненно необходима человеку не только для питья, санитарно-гигиенических целей,  для промышленности, но и для сельского хозяйства, производства   электроэнергии, рыболовства, транспортных  перевозок, отдыха и многих

других видов деятельности.

3.2 Мотивация к изучению нового материала.

Учитель:  сообщает о том, что  он сегодня возьмет на себя роль сказочника и расскажет сказку о «нефтяной» рыбке  (Приложение 2)(на музыкальном фоне)

3.3.Источники загрязнения гидросферы

Учитель: ребята, назовите источники  загрязнения гидросферы.

Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые стоки, тепловое и радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы.

3.4 Знакомство с фактами загрязнения гидросферы (сообщения учащихся о видах загрязнения Баренцева моря, оз.Имандра, оз.Пермус), (Приложение 3)на настенной карте устанавливаются значки «Экологическая тревога»

3.5.Последствия воздействия человека на природу.

Учитель: ребята, послушайте, какие могут быть последствия воздействия человека на природу. 

( сообщение учащегося)( Приложение 4)

Учитель: ребята, вам предлагается решить задачи на экологическую тематику:

Задачи:

1.Ученые подсчитали, плотное скопление мидий, заселяющих 1 м2 площади дна, за сутки способно профильтровать 280м2 воды. На основании приведенного факта объясните, каково значение фильтрации воды мидиями для водоема.

ОТВЕТ: мидии-двустворчатые моллюски. Это одна из основных групп животных, обеспечивающих чистоту воды. Подавляющее большинство видов этой группы по способу питания - фильтраторы: они засасывают воду, которая содержит органические и минеральные частицы, взвешенные в воде, а выводят чистую профильтрованную воду.

2.Проанализируйте ситуацию: жители северного побережья Австралии охвачены тревогой-купаться опасно - в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически не видны в воде. Специалисты  связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах, а. в конечном счете, вину возлагают на человека.

Объясните, какие связи могут существовать между медузами, черепахами и человеком.

ОТВЕТ: численность черепах снизилась по двум причинам:

1)из-за загрязнения вод залива промышленными и бытовыми отходами;

2) из-за хищнического истребления животных: черепахи питаются медузами, при уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла.

3.Биологи заметили такую интересную зависимость: как только в водоемах истребляют выдр, в них вначале рыбы становится больше, но потом заметно меньше. Если снова в тех реках и озерах расплодятся выдры, то опять в них увеличивается численность рыб.  Объясните закономерность.

ОТВЕТ: выдра в первую очередь ловит больных и ослабленных рыб, этим препятствуя распространению болезней и паразитов.

4.Плотность поселений съедобной мидии достигает примерно 2 тысячи особей на 1м2 площади дна. Мидия при оптимальной температуре фильтрует за один час до 5 литров  воды. Подсчитайте, сколько воды отфильтруют мидии, обитающие на 5м 2 морского дна, за 8 часов.

ОТВЕТ:400 тыс. литров воды.

5.В морском заливе на площади 30 га.с обираются разводить двустворчатых моллюсков-мидий. Какой урожай можно получить, если скопление мидий может достигать до 20 кг. на 1м2? В чем заключается экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе?

ОТВЕТ:3 тыс.

6.В первый год жизни карп,  выращиваемый в прудовом хозяйстве весит 20 г., на второй год его масса достигает 600г.

Средняя продуктивность пруда 250 кг.на га. Вычислите, сколько

рыбы дает пруд площадью 25 га и сколько карпов 2-го года в нем может быть.

ОТВЕТ: пруд может дать 6250 кг.рыбы; карпов приблизительно

10416 кг.

4.Закрепление пройденного материала. Работа в группах (на карточках - задания)

Задания для группы№1.

Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

1)выбросите его в реку;

2)оставите на берегу;

3)поступите как-то иначе.

Задания для группы №2

После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

1)ничего не стану делать - пусть природа сама разбирается;

2)наловлю и сварю уху;

3)выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Задания для группы№3

Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете:

1)вырубите мешающие строительству взрослые деревья;

2)выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м

от воды и без широкого вида на речку.

Задания для группы №4

На какой лодке вы предпочтете кататься на малой реке - на моторной или весельной? Почему?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель: ребята, какие меры вы бы предложили по охране вод от загрязнения? 

(  заслушать возможные ответы учащихся)

МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ВОД ГИДРОСФЕРЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

1.Строительство очистных сооружений,

2.Совершенствование технологических процессов.

3.Введение системы оборотного водоснабжения.

4.Бережное использование воды - ее экономия.

Подведение итогов урока, выставление отметок

Домашнее задание: провести акцию по экономии воды в школе ( после урока пройти по школе и посмотреть, не текут ли краны в местах общего пользования) и дома, данные записать в тетрадь.( Пример: дома из крана на кухне или ванной комнате капала вода. Стакан наполнился через какое – то время ( записать), значит за сутки пропадет зря …?…. чистой пресной воды)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока "Искусственные водоёмы". "Загрязнение гидросферы" 6 класс. по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

Тип урока: урок изучения нового материала.Познакомить с искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной....

Загрязнение гидросферы

Сформировать представление о загрязнении гидросферы,  источниках и последствиях загрязнения, способах водопотребления и очистки воды; Развивать экологическую грамотность учащихся; Учить...

Загрязнение гидросферы.

Воздействие человека на природу неизбежно, оно уже распространилось на всю планету, и сила его возрастает, и будет возрастать. Но человек еще многого не знает, не умеет предвидеть и рассчитывать. Это ...

Урок географии в 6 классе по теме: "Загрязнение гидросферы"

Урок  географии в 6 классе по теме: "Загрязнение гидросферы"...

Загрязнение гидросферы

Проектная работа по биологии "Загрязнение гидросферы"...

Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов

Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода -  самое распространенное неорга...

Урок Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы (Человек и гидросфера)

Урок "Чловек и гидросфера" является завершающим в теме "Гидросфера". Тип урока:        комплексного  применения  полученных  ...