план-конспект урока "Искусственные водоёмы". "Загрязнение гидросферы" 6 класс. по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Косых Ольга Радиковна

Тип урока: урок изучения нового материала.Познакомить с искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvennye_vodoyomy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.                                        Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы

Цели урока:

        

Образовательная:  расширить знания учащихся об искусственных водоёмах показать положительные и  

                                отрицательные стороны строительства водохранилищ. Дать определение понятиям  

                               «канал», «водохранилище», «пруд». Оценить расходы воды, загрязнение и охрану

                                вод.          

Развивающая:       Расширить кругозор учащихся; способствовать формированию у учащихся экологического  сознания, а так же развитию географического мышления.

Воспитывающая:  воспитывать любовь и заботу к окружающему миру.

Оборудование:  физическая карта России; изображение каналов, водохранилищ и прудов.

        

План урока.

1. Организационный момент        1 мин.

2. Проверка домашнего задания        10 мин.

3. Изучение нового материала        25 мин.

4. Закрепление материала        6-7 мин.

5. Оценивание учащихся        1 мин.

6. Домашнее задание        1-2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

                                 - приветствие: Здравствуйте, садитесь

                                 - отметка отсутствующих

        - сообщение темы и целей урока

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по теме «Ледники»)

2.1. Что такое ледник?  

Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

2.2. Чем отличается ледник от льда покрывающего зимой наши реки и озёра?

Ледниковый лед образуется не из воды, а из снега.

2.3 Посмотрите на карточки на доске, что вы можете  сказать о расположении этих горных вершин?

        1рис.        2 рис.

( рис. 1.- ближе к экватору; рис 2. – ближе к полюсам)

2.4. Есть ли в нашей местности ледники? Почему?

Нет. Только, если изменить климат и рельеф

2.5. Какие виды ледников существуют? Приведи пример и покажите их на карте.

Горные и покровные. Кавказ - горный; Антарктида – покровный.

2.6. Дайте определение – снеговая граница  

Снеговая граница – это граница выше которого снег может накапливаться на горах

2.7. Какую роль ледники играют в жизни людей?

Ледники снабжают водой реки, многие из которых несут воду в засушливые районы

2.8. Что такое айсберг?

Айсберг – это глыба льда откалываемая от покровных ледников.

2.9 Как ледники изображают на карте? (показать на карте)

Территории обозначенные на карте белым  цветом

2.10 Самолёт поднялся на высоту 10км, температура земной поверхности в этой местности + 24 градуса. Какова температура за бортом? (записать решение на доске).

При  подъеме на 1 км. температура воздуха падает на 6 градусов,

тем самым 10 * 6 = 60 (градусов) температура  понизилась  на высоте 10 км.

        24- 60=  - 36 градусов за бортом самолёта

3. Изучение нового материала.

1. Каналы.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся ещё с одним видом вод суши это - искусственные водоёмы.  Как вы понимаете понятие искусственные водоёмы (варианты учеников). То есть водоёмы сделанные человеком.

Отгадайте загадку:                                            Я реке и друг и брат

      Для людей трудиться рад

Я машинами построен,

Сократить пути могу

И от засухи, как воин,

Лес и поле берегу.  

( канал).

(Показ рисунка канала)

Запись определения в тетрадь.

Канал – русло, специальное вырытое людьми и заполняемое речной или озёрной водой.

(каким условным знаком обозначают каналы на карте?)

Реки и озера располагаются на земной поверхности не равномерно и не всегда удобны для использования. В одних местах воды мало, в других, наоборот, ее излишне много. Многие реки в один сезон переполнены водой, в другой — мелеют. Поэтому люди издавна строят каналы, создают водохранилища.

По каналам вода перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути. Улучшается водоснабжение. Так, канал имени Москвы соединил Москву-реку с Волгой, а Волго-Донской канал — Волгу с Доном (показываю на карте). Благодаря каналам Москва оказалась связанной водными путями с Балтийским, Белым, Азовским, Черным и Каспийским морями (показываю каналы, связавшие Москву с пятью морями, на физической карте России на доске). Улучшилось снабжение города водой.

(Ученики отмечают в рабочей тетради)

2. Водохранилища. Питание рек, а следовательно, и уровень воды в них меняются по сезонам. Например, на реках западной части России самый высокий уровень воды наблюдается в сравнительно короткий период весеннего половодья. В остальное время, когда потребности людей и промышленности в воде также велики, уровень воды значительно ниже. Поэтому для обеспечения хозяйства водой  приходится регулировать речной сток, возводя в долинах рек плотины и создавая водохранилища — искусственные водоемы.

В волжских водохранилищах весной накапливается запас талых под, а летом эту воду постепенно пропускают через плотину. Поэтому летом река ниже плотины не мелеет. Это важно для равномерного снабжения водой населения, промышленных предприятий, сельского хозяйства, для работы гидроэлектростанций и, конечно, для водного транспорта. Сейчас на Волге построено семь плотин. Большие водохранилища созданы на Каме. Самое крупное водохранилище в России Братское на Ангаре (сопровождается показом по карте). (Дети отмечают каналы в своей рабочей тетради и записывают в тетрадь.)

Маленькие водохранилища — пруды - люди создают в оврагах или в специально вырытых углублениях. Воду из них берут для полива садов и огородов, для ухода за скотом и для других хозяйственных нужд. Иногда в прудах разводят рыбу и водоплавающую птицу. Пруды сооружаются в парках, в зонах отдыха. Каналы и водохранилища нужны людям. Но в каждом случае, прежде чем приступать к их строительству, обязательно следует выяснить, какие изменения могут произойти в окружающей среде. (запись определения в тетрадь).

Загрязнение гидросферы.

Примерно 1/З населения Земли сейчас испытывает недостаток в чистой пресной воде, поэтому проблема охраны поверхностных вод от загрязнения стала одной из важнейших для человечества.

Преобладающая часть пресной воды до сих пор практически недоступна человеку, поскольку она существует в виде ледников. Главными источниками пресной воды для людей издавна служат реки и озера. Однако человечество тратит эту воду крайне расточительно.

Большая часть пресной воды используется для орошения засушливых земель. На орошаемых землях выращивают  хлопчатник, рис, овощи, пшеницу. Вода на орошение до сих пор тратится избыточно.

Очень много пресной воды требуется в промышленности. Городской житель нашей планеты ежесуточно расходует в среднем около 150 л воды, а сельский — около 55 л. Но очень много воды тратится в быту бесполезно. Всегда ли у вас вода течет из крана с пользой? Обратите внимание: из плохо закрытого или неисправного крана течет тонкая струйка воды. Подставьте под нее обычный 200-граммовый стакан и посмотрите, за какое время он наполнится. Самоё большее — за минуту. Значит, за час — 12 л, а за сутки — почти 300 л питьевой воды пропадет зря.

Загрязнение вод суши и Мирового океана. В процессе использования чистая пресная вода загрязняется, в нее попадают вредные и даже ядовитые  вещества. Такая вода нуждается в очистке. Очистными сооружениями в России и во многих других странах снабжены только крупные заводы, фабрики, канализационные системы крупных городов, а все мелкие предприятия, сельскохозяйственные фермы, канализационные системы мелких населенных пунктов оборудованы примитивными отстойниками или, хуже того, сбрасывают загрязненные воды прямо в реки и другие водоемы вообще без очистки.

Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продуктами ее переработки (бензином, смазочными материалами). Загрязненная нефтью вода непригодна не только для питья, но и для орошения. Нефть — главный загрязнитель вод Мирового океана. Она попадает в воду при ее добыче со дна морей, при очистке нефтеналивных судов и их авариях. Много нефти содержится в воде, стекающей с суши.

Огромный вред здоровью населения и состоянию природы наносит поступление в водоем удобрений и ядохимикатов с полей.

Неочищенные стоки населенных пунктов угрожают распространением опасных инфекционных заболеваний — гепатита, дизентерии, холеры и т. д.

Охрана гидросферы от загрязнения. Ученые уже разработали и продолжают создавать действенные способы борьбы с загрязнением вод разнообразными стоками.

4. Закрепление материала:

1. Перечислить виды искусственных водоёмов?

Каналы, водохранилища, пруды.

2. Дать определение, что такое канал?

Каналы - русло, специальное вырытое людьми и заполняемое речной или озёрной водой т.е. искусственные реки.  

3. Показать на карте каналы: им. Москва, Волго-Донской, какова их роль?.

Канал имени Москвы соединил Москву-реку с Волгой, а Волго-Донской канал — Волгу с Доном.  Благодаря каналам Москва оказалась связанной водными путями пяти морей.

4. Что такое водохранилище? Его роль в хозяйстве?

Водохранилища – это искусственные водоёмы. Для равномерного снабжения водой населения, промышленных предприятий, сельского хозяйства. Для работы гидроэлектростанций.

5. Самое крупное водохранилище в России, на какой реке оно находится?

 Братское, на реке Ангаре.

6. Какова роль прудов?

Воду прудов используют для полива садов и огородов, для ухода за скотом и для других хозяйственных нужд. Иногда в прудах разводят рыбу и водоплавающую птицу.

7. Назовите вещества- основные загрязнители гидросферы?

Нефть- является главным загрязнителем,  а так же продуктами её переработки- бензин, мазут.

5. Оценивание:

6. Домашнее задание: параграф 33, 34. выучить определение в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....

План-конспект урока английского языка в 6 классе по учебнику Spotlight -6

урок посвящен отработке лексических единиц по теме: "Special day" во всех видах речевой деятельности, освоению образавания порядковых числительных, воспитанию культуры поведения через освоение норм эт...

План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»

Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы....

План-конспект урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 по теме “Busy spots in London” 9d

т           План-конспект урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 по теме  “Busy spots in London” 9d...

План-конспект урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 по теме “Don’t miss it!”

           План-конспект урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 по теме  “Don’t miss it!”...

План-конспект урока английского языка в 7 классе по учебнику М.В.Вербицкой "FORWARD" по теме "Mysterious places in the world".

Цель урока: развивать учащихся через сообщение знаний о загадочных местах в мире. Планируемые результаты Личностные : развитие учебно – познавательного интереса к учебному материалу и способам...

План-конспект урока английского языка в 9 классе по учебнику Эванс , Дули "Английский в фокусе Spotlight 9"

Данный урок разработан для проведения урока английского языка в 9 классе по учебнику Дули, Эванс "Spotlight"....