Урок Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы (Человек и гидросфера)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок "Чловек и гидросфера" является завершающим в теме "Гидросфера". Тип урока:        комплексного  применения  полученных  знаний  и умений. Основная цель урока-применение полученных знаний на практтике.В ходе урока рассматривались проекты учащихся по данной теме:

1.Вода из-под крана;

2. 7 способов   определения качества  воды в домашних условиях;

3.Грозная вода;

4.Экономия воды;

5.Как человек выпил реки. Участие в эксперименте «Очистка воды в походных условиях»;  моделирование правильного поведения в заданных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок     Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы       (Человек и гидросфера)

Тип урока:        комплексного  применения  полученных  знаний  и умений.

Цель: сформировать у учащихся представление о взаимозависимости человека и гидросферы; применить полученные знания на практике

Задачи:  образовательная: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с картами атласа, учебником, схемами; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

- развивающая: развивать умения анализировать картосхемы, диаграммы, статистические материалы, делать выводы; научить применять географические знания в повседневной жизни для адаптации к условиям проживания на определенной территории;

воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе, -создать условия для воспитания у учащихся ответственного экологического поведения.

                                                                                     Содержание урока

Человек и гидросфера. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. Неблагоприятные и опасные явления в атмосфере, меры предупреждения и борьбы с ними.

Деятельность учащихся:

Виды: выявляют особенности  воздействия гидросферы на жизнь человека. Выявляют значение хозяйственного использования ресурсов гидросферы для человека

Формы: работа с текстом учебника, работа с физической картой мира, обсуждение проблемы загрязнения и охрана вод гидросферы, эксперимент-очистка воды в походных условиях

Планируемые результаты:

Предметные: понимать основные причины нехватки пресной воды на Земле; называть основные источники загрязнения гидросферы, главные водопотребляющие виды деятельности человека; называть и показывать на карте крупнейшие порты и каналы; называть стихийные явления в гидросфере; раскрывать направления охраны гидросферы; знать правила в ЧС, связанных с гидросферой.

Метапредметные: создавать схемы (модели)для решения задач; владеть устной (письменной)речью, строить монологические высказывание; осуществлять сравнение; формировать действия целеполагания(в том числе преобразование практической задачи в познавательную);планировать пути достижения цели; адекватно оценивать правильность выполнения действия и по необходимости вносить коррективы; самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий; устанавливать т сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; участвовать в коллективном обсуждении; делать аргументированные умозаключения.

Личностные: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей; вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; понимать ценность жизни и здоровья; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем.

Диагностический  инструментарий: участие в проектах 1.Вода из-под крана;2. 7 способов   определения качества  воды в домашних условиях;3.Грозная вода;4.Экономия воды;5.Как человек выпил реки. Участие в эксперименте «Очистка воды в походных условиях»;  моделирование правильного поведения в заданных условиях.

Ресурсное обеспечение: п.37 учебника; физическая карта полушарий, презентации, видеофрагмент «Вода-великий труженик», вода из реки Бии, активированный уголь, марганцовокислый  калий, ватные диски, бинт, бумага А3.фломастеры,карандаши,памятки «ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НАВОДНЕНИИ (ПАВОДКЕ)

                                                                            Ход урока:

                     Базовое содержание урока

Деятельностный  компонент урока(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

                 1

                   2

                 3

                    4

                  5

                                                                                       1.Организационно-мотивационный  этап урока

Определение темы урока

                       

«Цивилизация-это диалог

между человеком и водой»

            Индира Ганди

Всемирный день воды отмечается 22 марта. Почему  он отмечается ежегодно?

Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?

ме

Предполагают, что урок будет посвящен изучению взаимодействия человека с гидросферой

     Определяют тему урока

Понимают значимость изучения взаимодействия человека и гидросферы

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

Продолжите предложение:

Много воды, но она……

Много воды, но она……..

Много воды, но она……..

Формулируют  ответ, вспоминают, изученную тему. Понимают – вода неотъемлемая часть жизни человека

Формулируют цель урока: выяснить взаимодействие человека и гидросферы

Понимают значение гидросферы для жизни человека

Формулируют  цель урока

Формулирование задач урока

Откройте п.37 с.122.Используя текст параграфа, определите задачи сегодняшнего урока

1.Выяснить, почему мы заботимся о чистоте воды

2.Определить  роль воды в хозяйственной деятельности человека

3.Рассмотреть проблему обеспечения безопасности, связанную с пребыванием на воде

4.Описать меры, необходимые для охраны гидросферы

Формулируют  основные задачи урока

                                                                                             2.Процессуально-содержательный этап урока

1.Живая вода

Используя предложенные схемы и информацию.

Докажите утверждение – вода - «сама жизнь»

Сделайте вывод о значении воды для человека

Рассматривают и анализируют схемы и информацию

Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе человека.

2.Чистая вода

Перед вами рисунок известной русской сказки. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) Какое отношение имеет эта сказка к  теме нашего урока?

Проект «Вода из-под крана»

Проект «7 способов определить качество воды в домашних условиях»

Итак, мы  познакомились со способами определения качества воды в домашних условиях.

А какие действия мы предпримем  в походе.

Работа в группе

Смоделируйте ситуацию «Очистка воды в походе».

Что из предложенного вы сможете использовать в качестве фильтра?

Рассуждают, делают вывод

Смотрят проекты, анализируют, оценивают

Работают в группах. Изготавливают простой фильтр. Объясняют принцип его действия.

Делают вывод о том, что для сохранения здоровья нужно всегда употреблять чистую воду.

Динамическая пауза

Стало палубу качать. (Наклоны туловища)
Ноги к палубе прижать, (ноги вместе)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) 
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) 
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) 
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

3.Вода – великий труженик

Посмотрите видеофрагмент.

Какую работу выполняет вода?

Прием «Снежный ком»

Составьте по одному предложению о том, как человек использует воду

Используя текст п.37 с.123 и карту  на с.186-187,найти и показать объекты на стенной карте мира.

Смотрят  видеофрагмент

Составляют предложения

1.необходима для утоления жажды

2.используется в промышленности

3.транспортный путь

4.источник получения энергии

5.место отдыха

6.используется в сельском хозяйстве

Находят в тексте и на карте крупнейшие порты, каналы. Показывают их на карте.

4.Грозная вода

Какую же опасность несет вода?

Проект «Грозная вода»

Смотрят проекты, анализируют, оценивают

Получают памятки поведения  человека при наводнении

5.Загрязнение воды

Проект «Как человек выпил реки и озера»

«Экономия воды»

Почему возник дефицит воды?

Смотрят проект, анализируют, оценивают

Высказывают предположения о загрязнении воды

Понимают необходимость бережного отношения к воде

 Рефлексивный  этап урока

Какой проект получился наиболее впечатляющим

Дают оценку проектам по

своим  записям

                                                                                      3.Этап закрепления и первичной проверки

Первичная проверка знаний

Анализ ситуаций

Самостоятельная работа в группах

Группа 1.Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?

А.выбросите в реку

Б.оставите на берегу

В.поступите иначе

Группа 2.После весеннего разлива реки в понижениях берегов остается много рыбы

Ваши действия

А.ничего не стану делать

Б. наловлю рыбы, чтобы сварить уху

В.выловлю рыбу и выпущу в реку

Г.поступите иначе

Группа  3 вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?

А.вырубите мешающие строительству деревья

Б. выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды

В.поступите иначе

Группа 4 На берегу водоема и на его поверхности  вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?

А.будете любоваться их красотой

Б.сорвете их

В. решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их

Г.поступите иначе

Группа 5 У вас сильно загрязнена машина. Как вы поступите

А.Вымоете машину в ближайшей реке или озере

Б. Поедете домой, и вымоете  машину на автомойке

В. поступите  иначе

                                                                                             4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная

Прием «Запустить корабль в море Знаний» Те учащиеся, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

Размещают кораблики на

картосхеме

Оценивают свою работу на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Кораблик» нарисовать флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился красный парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

Оценивают своё эмоциональное состояние

Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его рисунком

                                                                                      5.Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Творческое задание (по желанию)

1.П.37,задание в тренажере с.53 №23

 Составьте памятку «Беречь воду - значит охранять»

Формулируют уточняющие вопросы учителю

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и гидросфера

Презентация к уроку география в 6 классе...

Буклет "Исследование качества чипсов и газированной воды и их влияния на организм человека"

Работа была представлена на финальном этапе  Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержки фонда Д.И.Менделеева ,г. Москва, 2011 г.( Дип...

Презентация "Человек и гидросфера"

Презентация по географии к уроку в 6 класе "Человек и гидросфера"...

Человек и гидросфера

География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...

Человек и гидросфера 5 класс

познакомить с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать  условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном...

Школьный проект "Питьевая вода Зеленодольского района, ее влияние на здоровье людей".

Школьный проект "Питьевая вода Зеленодольского района, ее влияние на здорье людей" включает в себя социологический опрос населения, химический анализ проб воды. Данная работа будет интересна...

Маршрутный лист для урока географии в 6 классе по теме: "Состав и строение гидросферы".

Тема: Состав и строение гидросферыТип урока: Урок усвоения новых знанийФорма проведения: традиционныйЦели урока:Образовательные: сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;сформироват...