Подробный конспект урока по теме: "Высотная поясность" 8 класс география
презентация к уроку (география, 8 класс) на тему

Муратова Диляра Абубекаровна
  • сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;
  • развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок географии в 8-м классе по теме "Высотная поясность"

  • Муратова  Диляра Абубекаровна, учитель географии

 ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района Санкт- Петербурга

Разделы: Преподавание географии

Цели:

  • сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;
  • развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: видеопроектор, физическая карта России, карта природных зон России, картина – горный пейзаж, атласы, контурные карты и дополнительный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученной темы: «Засушливые территории России»

А) Фронтальный опрос:

1.  Где расположены зоны степей и полупустынь? (ЮВ Русской равнины, на территории Прикаспийской низменности, на востоке Предкавказья).
2.  Почему в степи не растут деревья? (из-за дефицита воды)
3. Почему почвы степей обладают высоким плодородием?
(большое содержание гумуса)
4.  Какие почвы в полупустыне? (каштановые и бурые);

5.  Какой коэффициент увлажнения в зоне полупустынь? (<1- а точнее где-то 0,3, недостаточное);

6. Дать характеристику зоне пустынь (пустыня- это солнце и тепло, дефицит влаги);

7.  Длина корней верблюжьей колючки достигают до 18 м в глубину. Объясните для чего такие длинные корни? (собирает влагу со значительной глубины);

8.  Назовите животных пустынь (верблюды, змеи, черепахи);

9. Какие приспособления имеют обитатели пустынь? (впадают в спячку во время засухи, зарываются в песок, верблюды набирают воду в горб на 2 недели).

Б) Творческие задания:

  1. учащийся читает рассказ, подготовленный заранее: «Один день в пустыне»

Вводное слово  учителя (слайд №2-8)

Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Но не только физические свойства придают им ту привлекательность, всегда прельщавшую человека, который в старину, когда горы были неприступны, полагал, что там находится жилище богов и духов. В наше время горные хребты нередко играют роль последних убежищ для многих животных, преследуемых в результате интенсивного освоения Земли человеком. Следовательно -  горы могут считаться островами, населёнными свойственными им видами и часто изолированными от окружающего мира.

Стих о горах читает учащаяся 8а класса Павленко Лидия, учитель одновременно демонстрирует  изображения гор
Грохочет в солнечных потоках, 
В ледовых брызгах камнепад. 
Там кто-то, в небесах далёких, 
Своим проказам дерзким рад! 

Похохотал лавиной снежной, 
Вершину в шутку надломил 
И глыбой, шаткой и мятежной, 
Со смехом путь загородил. 

Инстинкты к горлу подступают, 
И страхи давишь на ходу, 
А горы медленно сжимают 
В тиски – у Бога на виду. 

В висках колотится дыханье, 
И влага липнет на губах, 
Вдруг обостряется сознанье 
И не нуждается в словах. 

Качает, кружит, поднимает 
Земной безбрежный океан. 
И мысль беззвучно набегает, 
Что жизнь – иллюзия, обман. 

И собственного духа горны 
Ты слышишь в каменной дали. 
И понимаешь: горы – волны 
Живой вседышащей земли. 

2. Объявление темы и целей урока (слайд №1)

Как вы уже поняли из моего рассказа и стихотворения, прочитанного Лидой, сегодня мы будем опять говорить о горах России, знакомиться с высотной поясностью и выясним закономерности распределения природных зон на данных территориях.

3. Понятие о высотной поясности (слайд №9) 

(Запишите определение в тетрадь)

Закономерная смена почв, растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.

- В каких горах богаче природа?

4. Спектр высотной поясности (слайд №10)

Какие горы находятся на территории России? вопрос классу: (Уральские, Северный Кавказ, горы  юга Сибири, горы Дальнего Востока) - учащиеся показывают на физической карте России.

Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.

  1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
  2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
  3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
  4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.
  5. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

5. Северный Кавказ (схема слайд №11) - учитель демонстрирует и зачитывает основные особенности гор.

Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. (запись в тетради). Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

  1. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся)

слайд №12.

Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046 метров, сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.

Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горнолесные и горно-луговые ландшафты.

Слайд №13.

 Богатые травами альпийские луга испокон веков служили скотоводам летними пастбищами.

Цветущий рододендрон – одно из растений альпийских лугов. Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту от 30см до 2-3метров. Всего в мире насчитывается более 12 000 сортов. Цветут рододендроны с конца апреля по первую декаду августа.

 Вопросы классу:

1.  С чем связана сложная структура высотной поясности Кавказа? (высокие горы и они расположены в субтропическом климатическом поясе)
Учащиеся самостоятельно в тетради с помощью схемы учебника на стр.126  выписывают в два столбика набор природных зон западных склонов и восточных склонов Северного Кавказа и делают вывод об их различии.

7. Схема Уральских гор (слайд №14)

Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000 километров (запись в тетради)

- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала? (набором природных зон) – определяем по схеме, представленной на слайде №14.

8. Юг Сибири (схема) слайд №15

В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно - степной, горно-таёжный и высокогорный (учащиеся записывают в тетради).

9. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся) слайд №16-18

Алтай – горная система Азии. Длина более 2000км. Состоит из сильно расчлененных хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточного бассейна Центральной Азии. Наиболее высокие вершины поднимаются в западной части (Белуха – 4506м).

Восточный Саян – горная система, расположенная в пределах Южной Сибири. Тункинские Гальцы, красивейшее из мест Восточных Саян. По мере изменения высоты растительность сильно меняется.

Забайкалье – горная область, расположенная к востоку от озера Байкал. Преобладают средневысотные горы (1200 – 1800м), обрамленные с севера и запада поясом высоких гор (до 3000м).

- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной? (зависит от сомкнутости кроны)

10. Дальний Восток слайд №19

На территории Дальнего Востока, несмотря на значительную протяженность, расположены всего две природные зоны. С севера господствует тундра, а вся остальная часть расположена в лесной зоне.

Для гор восточных окраин материка: Камчатки, Сахалина, Сихотэ-Алиня – характерны своеобразные пояса лесов из каменной березы и зарослей кедрового стланика. Эти пояса отсутствуют в горах других районов страны.

Сахалин – остров у восточных берегов Азии, между Охотским и Японским морями. От материка отделяется Татарским проливом. Площадь – 764т кв. км. Длина – 948км. высота до 1609м. в горах преобладает елово-пихтовая тайга на равнинах лиственничная тайга.

11.  Хозяйственная деятельность человека в горах- сообщение одного из ученика класса слайды №22-24 и показ видеофрагмента о хозяйственной деятельности народов Алтая (слайд №20).

12. Закрепление изученного нового материала

- Практическая работа слайд №21

Задание. Разместить спектры высотной поясности в соответствии с горными системами. Используя шаблоны и контурную карту (приложение №1)

- Фронтальный опрос.

- От чего зависит количество природных зон в горах?
- Какая природная зона образует первый пояс гор?
- В каких горах России самый большой набор природных зон?
- Что такое субальпийские и альпийские луга?

13. Итог урока.

- О какой природной зоне мы говорили на уроке?
- Чем высотная поясность отличается от других природных зон?

Выставление оценок.

14. Домашнее задание (слайд №25)

Параграф 45 с. 126-127

Составить 5 вопросов  по населению и его хозяйственной деятельности в горах


Приложение №1

Собрать природные пояса  в горах в соответствии с закономерностью чередования зон  – источник атлас стр.20-21

Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)

1ряд

2 ряд

3 ряд

Кавказ

Алтай

Урал

Альпийские луга

Пояс горных тундр

Горная тундра

Горно- широколиственные леса

Пояс предгорной степи

Лесостепь

Горно-хвойные леса

Пояс лиственничных лесов

Лесотундра

Криволесье

Пояс высокогорных кедровых лесов

Гольцы

лесостепь

Нивально - гольцовый пояс

Тайга

Снег и льды

Пояс альпийских лугов

Субальпийские  луга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: учитель географии ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района Санкт- Петербурга Муратова Диляра Абубекаровна

Слайд 2

Грохочет в солнечных потоках, В ледовых брызгах камнепад. Там кто-то, в небесах далёких, Своим проказам дерзким рад! Похохотал лавиной снежной, Вершину в шутку надломил И глыбой, шаткой и мятежной, Со смехом путь загородил. Инстинкты к горлу подступают, И страхи давишь на ходу, А горы медленно сжимают В тиски – у Бога на виду. В висках колотится дыханье, И влага липнет на губах, Вдруг обостряется сознанье И не нуждается в словах. Качает, кружит, поднимает Земной безбрежный океан. И мысль беззвучно набегает, Что жизнь – иллюзия, обман. И собственного духа горны Ты слышишь в каменной дали. И понимаешь: горы – волны Живой, вседышащей земли.

Слайд 3

Грохочет в солнечных потоках, В ледовых брызгах камнепад. Там кто-то, в небесах далёких, Своим проказам дерзким рад !

Слайд 4

Похохотал лавиной снежной, Вершину в шутку надломил И глыбой, шаткой и мятежной, Со смехом путь загородил.

Слайд 5

Инстинкты к горлу подступают, И страхи давишь на ходу, А горы медленно сжимают В тиски – у Бога на виду.

Слайд 6

В висках колотится дыханье, И влага липнет на губах, Вдруг обостряется сознанье И не нуждается в словах.

Слайд 7

Качает, кружит, поднимает Земной безбрежный океан. И мысль беззвучно набегает, Что жизнь – иллюзия, обман.

Слайд 8

И собственного духа горны Ты слышишь в каменной дали. И понимаешь: горы – волны Живой вседышащей земли.

Слайд 10

Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность). Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

Слайд 12

ДАМБАЙ ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ

Слайд 13

АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА ЦВЕТУЩИЙ РОДОДЕНДРОН

Слайд 20

Хозяйственная деятельность народов Алтая

Слайд 21

Собрать природные пояса в горах в соответствии с закономерностью чередования зон – источник атлас стр.20-21 Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)

Слайд 22

1. Параграф 45 с. 127 2. Составить 5 вопросов по населению и хозяйственной деятельности в горах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный конспект урока "Канал Тоннеля" для 6 класса

Конспект урока сопровождается одноименной презентацией для 6 класса УМК \'Happy English.ru" К. Кауфман, М. Кауфман...

Подробный план – конспект урока немецкого языка в 11 классе

Цель урока: - продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством выдающихся немецких и австрийских композиторов через чтение текста;- практиковать учащихся в устной речи по теме....

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...

Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»

Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....

Подробный конспект урока. Музыкальный портрет. 5 класс

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства,...

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС...


 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Спасибо за интересную разработку урока и презентацию к нему!