Подробный конспект урока по теме: "Высотная поясность" 8 класс география
презентация к уроку (география, 8 класс) на тему
- сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;
- развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-_vysotnaya_poyasnost_8_klass.doc | 73.5 КБ |
vysotnaya_poyasnost_-_kopiya.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок географии в 8-м классе по теме "Высотная поясность"
- Муратова Диляра Абубекаровна, учитель географии
ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района Санкт- Петербурга
Разделы: Преподавание географии
Цели:
- сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;
- развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: видеопроектор, физическая карта России, карта природных зон России, картина – горный пейзаж, атласы, контурные карты и дополнительный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученной темы: «Засушливые территории России»
А) Фронтальный опрос:
1. Где расположены зоны степей и полупустынь? (ЮВ Русской равнины, на территории Прикаспийской низменности, на востоке Предкавказья).
2. Почему в степи не растут деревья? (из-за дефицита воды)
3. Почему почвы степей обладают высоким плодородием? (большое содержание гумуса)
4. Какие почвы в полупустыне? (каштановые и бурые);
5. Какой коэффициент увлажнения в зоне полупустынь? (<1- а точнее где-то 0,3, недостаточное);
6. Дать характеристику зоне пустынь (пустыня- это солнце и тепло, дефицит влаги);
7. Длина корней верблюжьей колючки достигают до 18 м в глубину. Объясните для чего такие длинные корни? (собирает влагу со значительной глубины);
8. Назовите животных пустынь (верблюды, змеи, черепахи);
9. Какие приспособления имеют обитатели пустынь? (впадают в спячку во время засухи, зарываются в песок, верблюды набирают воду в горб на 2 недели).
Б) Творческие задания:
- учащийся читает рассказ, подготовленный заранее: «Один день в пустыне»
Вводное слово учителя (слайд №2-8)
Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Но не только физические свойства придают им ту привлекательность, всегда прельщавшую человека, который в старину, когда горы были неприступны, полагал, что там находится жилище богов и духов. В наше время горные хребты нередко играют роль последних убежищ для многих животных, преследуемых в результате интенсивного освоения Земли человеком. Следовательно - горы могут считаться островами, населёнными свойственными им видами и часто изолированными от окружающего мира.
Стих о горах читает учащаяся 8а класса Павленко Лидия, учитель одновременно демонстрирует изображения гор
Грохочет в солнечных потоках,
В ледовых брызгах камнепад.
Там кто-то, в небесах далёких,
Своим проказам дерзким рад!
Похохотал лавиной снежной,
Вершину в шутку надломил
И глыбой, шаткой и мятежной,
Со смехом путь загородил.
Инстинкты к горлу подступают,
И страхи давишь на ходу,
А горы медленно сжимают
В тиски – у Бога на виду.
В висках колотится дыханье,
И влага липнет на губах,
Вдруг обостряется сознанье
И не нуждается в словах.
Качает, кружит, поднимает
Земной безбрежный океан.
И мысль беззвучно набегает,
Что жизнь – иллюзия, обман.
И собственного духа горны
Ты слышишь в каменной дали.
И понимаешь: горы – волны
Живой вседышащей земли.
2. Объявление темы и целей урока (слайд №1)
Как вы уже поняли из моего рассказа и стихотворения, прочитанного Лидой, сегодня мы будем опять говорить о горах России, знакомиться с высотной поясностью и выясним закономерности распределения природных зон на данных территориях.
3. Понятие о высотной поясности (слайд №9)
(Запишите определение в тетрадь)
Закономерная смена почв, растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.
- В каких горах богаче природа?
4. Спектр высотной поясности (слайд №10)
Какие горы находятся на территории России? вопрос классу: (Уральские, Северный Кавказ, горы юга Сибири, горы Дальнего Востока) - учащиеся показывают на физической карте России.
Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.
- Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
- Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
- Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
- Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.
- Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.
5. Северный Кавказ (схема слайд №11) - учитель демонстрирует и зачитывает основные особенности гор.
Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. (запись в тетради). Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.
- Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся)
слайд №12.
Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046 метров, сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.
Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горнолесные и горно-луговые ландшафты.
Слайд №13.
Богатые травами альпийские луга испокон веков служили скотоводам летними пастбищами.
Цветущий рододендрон – одно из растений альпийских лугов. Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту от 30см до 2-3метров. Всего в мире насчитывается более 12 000 сортов. Цветут рододендроны с конца апреля по первую декаду августа.
Вопросы классу:
1. С чем связана сложная структура высотной поясности Кавказа? (высокие горы и они расположены в субтропическом климатическом поясе)
Учащиеся самостоятельно в тетради с помощью схемы учебника на стр.126 выписывают в два столбика набор природных зон западных склонов и восточных склонов Северного Кавказа и делают вывод об их различии.
7. Схема Уральских гор (слайд №14)
Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000 километров (запись в тетради)
- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала? (набором природных зон) – определяем по схеме, представленной на слайде №14.
8. Юг Сибири (схема) слайд №15
В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно - степной, горно-таёжный и высокогорный (учащиеся записывают в тетради).
9. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся) слайд №16-18
Алтай – горная система Азии. Длина более 2000км. Состоит из сильно расчлененных хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточного бассейна Центральной Азии. Наиболее высокие вершины поднимаются в западной части (Белуха – 4506м).
Восточный Саян – горная система, расположенная в пределах Южной Сибири. Тункинские Гальцы, красивейшее из мест Восточных Саян. По мере изменения высоты растительность сильно меняется.
Забайкалье – горная область, расположенная к востоку от озера Байкал. Преобладают средневысотные горы (1200 – 1800м), обрамленные с севера и запада поясом высоких гор (до 3000м).
- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной? (зависит от сомкнутости кроны)
10. Дальний Восток слайд №19
На территории Дальнего Востока, несмотря на значительную протяженность, расположены всего две природные зоны. С севера господствует тундра, а вся остальная часть расположена в лесной зоне.
Для гор восточных окраин материка: Камчатки, Сахалина, Сихотэ-Алиня – характерны своеобразные пояса лесов из каменной березы и зарослей кедрового стланика. Эти пояса отсутствуют в горах других районов страны.
Сахалин – остров у восточных берегов Азии, между Охотским и Японским морями. От материка отделяется Татарским проливом. Площадь – 764т кв. км. Длина – 948км. высота до 1609м. в горах преобладает елово-пихтовая тайга на равнинах лиственничная тайга.
11. Хозяйственная деятельность человека в горах- сообщение одного из ученика класса слайды №22-24 и показ видеофрагмента о хозяйственной деятельности народов Алтая (слайд №20).
12. Закрепление изученного нового материала
- Практическая работа слайд №21
Задание. Разместить спектры высотной поясности в соответствии с горными системами. Используя шаблоны и контурную карту (приложение №1)
- Фронтальный опрос.
- От чего зависит количество природных зон в горах?
- Какая природная зона образует первый пояс гор?
- В каких горах России самый большой набор природных зон?
- Что такое субальпийские и альпийские луга?
13. Итог урока.
- О какой природной зоне мы говорили на уроке?
- Чем высотная поясность отличается от других природных зон?
Выставление оценок.
14. Домашнее задание (слайд №25)
Параграф 45 с. 126-127
Составить 5 вопросов по населению и его хозяйственной деятельности в горах
Приложение №1
Собрать природные пояса в горах в соответствии с закономерностью чередования зон – источник атлас стр.20-21
Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)
1ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Кавказ | Алтай | Урал |
Альпийские луга | Пояс горных тундр | Горная тундра |
Горно- широколиственные леса | Пояс предгорной степи | Лесостепь |
Горно-хвойные леса | Пояс лиственничных лесов | Лесотундра |
Криволесье | Пояс высокогорных кедровых лесов | Гольцы |
лесостепь | Нивально - гольцовый пояс | Тайга |
Снег и льды | Пояс альпийских лугов | |
Субальпийские луга |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грохочет в солнечных потоках, В ледовых брызгах камнепад. Там кто-то, в небесах далёких, Своим проказам дерзким рад! Похохотал лавиной снежной, Вершину в шутку надломил И глыбой, шаткой и мятежной, Со смехом путь загородил. Инстинкты к горлу подступают, И страхи давишь на ходу, А горы медленно сжимают В тиски – у Бога на виду. В висках колотится дыханье, И влага липнет на губах, Вдруг обостряется сознанье И не нуждается в словах. Качает, кружит, поднимает Земной безбрежный океан. И мысль беззвучно набегает, Что жизнь – иллюзия, обман. И собственного духа горны Ты слышишь в каменной дали. И понимаешь: горы – волны Живой, вседышащей земли.
Грохочет в солнечных потоках, В ледовых брызгах камнепад. Там кто-то, в небесах далёких, Своим проказам дерзким рад !
Похохотал лавиной снежной, Вершину в шутку надломил И глыбой, шаткой и мятежной, Со смехом путь загородил.
Инстинкты к горлу подступают, И страхи давишь на ходу, А горы медленно сжимают В тиски – у Бога на виду.
В висках колотится дыханье, И влага липнет на губах, Вдруг обостряется сознанье И не нуждается в словах.
Качает, кружит, поднимает Земной безбрежный океан. И мысль беззвучно набегает, Что жизнь – иллюзия, обман.
И собственного духа горны Ты слышишь в каменной дали. И понимаешь: горы – волны Живой вседышащей земли.
Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность). Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.
ДАМБАЙ ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ
АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА ЦВЕТУЩИЙ РОДОДЕНДРОН
Хозяйственная деятельность народов Алтая
Собрать природные пояса в горах в соответствии с закономерностью чередования зон – источник атлас стр.20-21 Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)
1. Параграф 45 с. 127 2. Составить 5 вопросов по населению и хозяйственной деятельности в горах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробный конспект урока "Канал Тоннеля" для 6 класса
Конспект урока сопровождается одноименной презентацией для 6 класса УМК \'Happy English.ru" К. Кауфман, М. Кауфман...
Подробный план – конспект урока немецкого языка в 11 классе
Цель урока: - продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством выдающихся немецких и австрийских композиторов через чтение текста;- практиковать учащихся в устной речи по теме....
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».
Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...
Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»
Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....
Подробный конспект урока. Музыкальный портрет. 5 класс
В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства,...
Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС
Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС...
Конспект урока русского языка для 5 класса.Тема: Подробное изложение по отрывку рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» (урок развития речи).
Подробное изложение по рассказу А. И. Куприна "Ю-ю"....
Комментарии
Хорошая работа!
Спасибо за интересную разработку урока и презентацию к нему!