Подробный конспект урока. Музыкальный портрет. 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._muzykalnyy_portret._5_klass.docx | 21.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемный комбинированный урок с применением ИКТ позволяет расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи. Подготовлен для проведения в 3 четверти 5 класса при изучении темы "Можем ли мы увидеть музыку?"
Подробный конспект урока.
Организационная информация | |
Тема урока | Музыкальный портрет |
Предмет | Музыка |
Класс, название и авторы программы. | 5 класс. Программа «Музыка». Авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко |
Автор урока (ФИО, должность) | Романенко Светлана Александровна, учитель музыки |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №252 г. Санкт-Петербурга |
Республика/край, город/поселение | г. Санкт-Петербург |
Методическая информация | |
Тип урока | Проблемный комбинированный урок с применением ИКТ |
Цели урока | Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи. |
Задачи урока | Обучающие: Сформировать представление о жанре музыкального портрета Развивающие: Сопоставить произведения музыки и живописи (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И. Репина). Выявить общее и различное в этих произведениях. Развитие исследовательских навыков. Воспитывающие: Дать оценку образов так называемых «лжемонахов» с нравственных и эстетических позиций. Знакомство с произведениями мировой музыкальной и художественной культуры. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, колонки, проектор. |
Другое | На уроке используется авторский ЦОР; ресурсы сайта ФЦИОР |
Подробный конспект урока с методическими комментариями | |
Ход и содержание урока |
Действия на слайде | Действия учителя | Действия учеников | |||||
I. Постановка проблемы. | |||||||
2 слайд | Кто изображен на картинах? Определить жанр картин. Дать определение портрета живописного | Композиторы, участники кружка «Могучая кучка». Вид искусства – ИЗО, живопись. Жанр картин - портреты. Работа с ЭОР «Творчество композиторов «Могучей кучки». | |||||
3 слайд | Прочесть определение портрета (как итог предыдущего обсуждения) История и анализ портрета М. П. Мусоргского кисти И. Репина. Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос) | Вывод: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимаем душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека. Ответы детей (как правило, носят противоположный характер). Работа с ЭОР «Творчество композиторов «Могучей кучки». | |||||
4 слайд | Запись темы урока и эпиграфа. | ||||||
II. Открытие нового знания. | |||||||
5 слайд | Давайте вспомним факты из жизни композитора М. П. Мусоргского | Получил профессию пехотного офицера, участник «Могучей кучки», автор цикла «Детская» и оперы «Борис Годунов». | |||||
6 слайд | Проверка домашнего задания | Учащиеся рассказывают об истории создания и краткое содержание оперы. | |||||
7 слайд | Краткая характеристика предложенных персонажей. Давайте вспомним певческие голоса. Прослушивание «Песни Варлаама». Задание: Кто из предложенных персонажей может петь такую песню? Обсуждение вариантов, предложенных детьми и сопоставление предложенного образа с интонацией песни (учитывать певческий голос исполнителя). | Работа с ЭОР «Певческие голоса: сопрано, тенор, бас, дискант и другие». При условии правильного ответа напротив имени персонажа появится смайлик, при неправильном ответе - знак вопроса. | |||||
Анализ «Песни Варлаама»: -как манера исполнения и элементы музыкального языка выдают характер героя? -можно ли, прослушивая музыку, представить себе внешность этого героя? Расскажите о своих зрительных ассоциациях. Каким вы представили себе этого героя? | - грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика - “звероподобные” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать); - разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам; - дикий выкрик Варлаама («Эй!») с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей. Как правило, предложенные учащимися зрительные образы совпадают с изображением «Протодьякона» И. Репина. | ||||||
8 слайд | Разбор картины И. Репина «Протодьякон». ЭОР «Репин Илья Ефимович (1844–1930)». | У И. Репина изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть - гигантское пузо - центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника. | |||||
Что общего между музыкой М. П. Мусоргского и картиной И. Репина? Можно ли «Песню Варлаама» назвать музыкальным портретом? | И художник, и композитор развенчивают образ «лжемонаха». Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете все наоборот. | ||||||
9 слайд | Вывести определение жанра музыкального портрета. Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов». | ||||||
III. Итог урока – преодоление проблемы. | |||||||
Переход к 3 слайду | Вернемся к эпиграфу нашего урока: высказыванию Н. А. Римского - Корсакова. Прокомментируйте его. | Главное в музыке - это выражение эмоционального состояния, настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета. | |||||
Рефлексия деятельности на уроке | В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы. | ||||||
В помощь учителю | |||||||
Использованные источники и литература | http://fcior.edu.ru/card/12487/tvorchestvo-kompozitorov-moguchey-kuchki.html http://fcior.edu.ru/card/5612/pevcheskie-golosa-soprano-alt-tenor-bas-diskant-i-drugie.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eef1451d-c8c6-56c1-91d8-d2571b4128d0/Musorgskii.Opera_Boris_Godunov.20.Pesnya_Varlaama.Kak_vo_gorode_bilo_vo_Kazani.mp3Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» http://fcior.edu.ru/card/10702/repin-ilya-efimovich-1844-1930.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробный конспект урока по теме: "Высотная поясность" 8 класс география
сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;раз...
Конспект урока "Музыкальный портрет"
Урок предназначен для учащихся 5 класса в разделе "Музыка и живопись". На уроке используются следующие педагогические технологии: групповая технология, информационные технологии, технология проблемног...
Подробный конспект урока "Канал Тоннеля" для 6 класса
Конспект урока сопровождается одноименной презентацией для 6 класса УМК \'Happy English.ru" К. Кауфман, М. Кауфман...
Конспект урока "Музыкальные портреты"
Коспект урока в 1 классе...
Конспект урока "Музыкальный портрет"
Конспект урока "Музыкальный портрет"...
Конспект урока "Музыкальный портрет" 8 класс
Конспект урока "Музыкальный портрет" 8 класс...
Конспект интегрированного урока "Музыкальный портрет Бабы-Яги"
Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства для 5 класса...