Подробный конспект урока. Музыкальный портрет. 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._muzykalnyy_portret._5_klass.docx21.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблемный комбинированный урок с применением ИКТ позволяет расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи. Подготовлен для проведения в 3 четверти 5 класса при изучении темы "Можем ли мы увидеть музыку?"

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Музыкальный портрет

Предмет

Музыка

Класс, название и авторы программы.

5 класс. Программа «Музыка». Авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко

Автор урока (ФИО, должность)

Романенко Светлана Александровна, учитель музыки

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №252 г. Санкт-Петербурга

Республика/край, город/поселение

г. Санкт-Петербург

Методическая информация

Тип урока

Проблемный комбинированный урок с применением ИКТ

Цели урока

Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и  живописи.

Задачи урока

Обучающие:

Сформировать представление о жанре музыкального портрета

Развивающие:

Сопоставить произведения музыки и живописи (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И. Репина). Выявить общее и различное в этих произведениях. Развитие исследовательских навыков.

Воспитывающие:

Дать оценку образов так называемых «лжемонахов» с нравственных и эстетических позиций. Знакомство с произведениями мировой музыкальной и художественной культуры.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, колонки, проектор.

Другое

На уроке используется авторский ЦОР; ресурсы сайта ФЦИОР

Подробный конспект урока с методическими комментариями

Ход и содержание урока

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

I. Постановка проблемы.

2 слайд

Кто изображен на картинах?

Определить жанр картин.

Дать определение портрета живописного

Композиторы, участники кружка «Могучая кучка».

Вид искусства – ИЗО, живопись.

Жанр картин - портреты.

Работа с ЭОР «Творчество композиторов «Могучей кучки».

3 слайд

Прочесть определение портрета (как итог предыдущего обсуждения)

История и анализ портрета М. П. Мусоргского кисти И. Репина.

Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос)

Вывод: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимаем душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека.

Ответы детей (как правило, носят противоположный характер).

Работа с ЭОР «Творчество композиторов «Могучей кучки».

4 слайд

Запись темы урока и эпиграфа.

II. Открытие нового знания.

5 слайд

Давайте вспомним факты из жизни композитора М. П. Мусоргского

Получил профессию пехотного офицера, участник «Могучей кучки», автор цикла «Детская» и оперы «Борис Годунов».

6 слайд

Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают об истории создания и краткое содержание оперы.

7 слайд

Краткая характеристика предложенных персонажей. Давайте вспомним певческие голоса.

Прослушивание «Песни Варлаама».

Задание: Кто из предложенных персонажей может петь такую песню?

Обсуждение вариантов, предложенных детьми и сопоставление предложенного образа с интонацией песни (учитывать певческий голос исполнителя).

Работа с ЭОР «Певческие голоса: сопрано, тенор, бас, дискант и другие».

При условии правильного ответа напротив имени персонажа появится смайлик, при неправильном ответе - знак вопроса.

Анализ «Песни Варлаама»:

-как манера исполнения и элементы музыкального языка выдают характер героя?

-можно ли, прослушивая музыку, представить себе внешность этого героя? Расскажите о своих зрительных ассоциациях. Каким вы представили себе этого героя?

- грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика - “звероподобные” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать);

- разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам;

- дикий выкрик Варлаама («Эй!») с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей.

Как правило, предложенные учащимися зрительные образы совпадают с изображением «Протодьякона» И. Репина.

8 слайд

Разбор картины И. Репина «Протодьякон».

ЭОР «Репин Илья Ефимович (1844–1930)».

У И. Репина изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть - гигантское пузо - центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника.

Что общего между музыкой М. П. Мусоргского и картиной И. Репина?

Можно ли «Песню Варлаама» назвать музыкальным портретом?

И художник, и композитор развенчивают образ «лжемонаха».

Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете все наоборот.

9 слайд

Вывести определение жанра музыкального портрета.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».

III. Итог урока – преодоление проблемы.

Переход к 3 слайду

Вернемся к эпиграфу нашего урока: высказыванию Н. А. Римского - Корсакова. Прокомментируйте его.

Главное в музыке - это выражение эмоционального состояния, настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.

Рефлексия деятельности на уроке

В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

http://fcior.edu.ru/card/12487/tvorchestvo-kompozitorov-moguchey-kuchki.html

http://fcior.edu.ru/card/5612/pevcheskie-golosa-soprano-alt-tenor-bas-diskant-i-drugie.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eef1451d-c8c6-56c1-91d8-d2571b4128d0/Musorgskii.Opera_Boris_Godunov.20.Pesnya_Varlaama.Kak_vo_gorode_bilo_vo_Kazani.mp3Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»

http://fcior.edu.ru/card/10702/repin-ilya-efimovich-1844-1930.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный конспект урока по теме: "Высотная поясность" 8 класс география

сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;раз...

Конспект урока "Музыкальный портрет"

Урок предназначен для учащихся 5 класса в разделе "Музыка и живопись". На уроке используются следующие педагогические технологии: групповая технология, информационные технологии, технология проблемног...

Подробный конспект урока "Канал Тоннеля" для 6 класса

Конспект урока сопровождается одноименной презентацией для 6 класса УМК \'Happy English.ru" К. Кауфман, М. Кауфман...

Конспект урока "Музыкальные портреты"

Коспект урока в 1 классе...

Конспект урока "Музыкальный портрет"

Конспект урока "Музыкальный портрет"...

Конспект урока "Музыкальный портрет" 8 класс

Конспект урока "Музыкальный портрет" 8 класс...

Конспект интегрированного урока "Музыкальный портрет Бабы-Яги"

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства для 5 класса...