Географический чемпионат.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Акулова Татьяна Ивановна

Разработка  расчитанна на учеников 6,7 классов с использованием краеведческого материала. Предназначена для проведения итогового мероприятия в рамках "недели географии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskiy_chempionat.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Географический

      чемпионат

                                          МОУ «Сутокская основная

                                          Общеобразовательная  школа

                                          Учитель географии Акулова Т.И.

  Географический чемпионат.

   Цели и задачи: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; развивать познавательный интерес, творческие способности и географическое мышление учащихся; создать условия для реальной самооценки учащихся; стимулировать познавательный интерес; воспитывать географическую культуру.

 Оборудование: «Физическая карта полушарий», атлас России, контурные карты полушарий, карточки с заданиями.

Оформление зала: стенгазета «Великие географические открытия», портреты путешественников, плакаты и рисунки на тему «Наш дом Земля».

 На сцене две девочки сидят в наушниках перед микрофонами. Репетируют перед выходом в эфир. Звучат сигналы точного времени и позывные радиостанции.

1-я. Внимание! Внимание! Говорит и показывает радиостанция «Школьный меридиан» !

2-я. Да не показывает, а говорит. Мы ведь радиостанция!

1-я. А я так и сказала.

2-я. И вообще не нравится мне это название. Меридианов не бывает школьных . Есть нулевой или меридиан Гринвича, 150 или 180, а школьных не бывает.

1-я. Ну ты и зануда. Ведь это название радиостанции, а назвать можно как угодно.

2-я. Довольно спорить. Скоро придут ребята и начнётся географический чемпионат  А пока мы должны рассказать о

неделе географии, прошедшей в нашей школе.

Входит третий.

      3-й. Девчонки, привет! Хотите анекдот расскажу?

      1-я. Не мешай, у нас сейчас выход в эфир.

      3-й. А я расскажу. Приходит Чебурашка в магазин и спрашивает: «Дайте мне , пожалуйста, глобус Псковской области!»

Смеётся.

       1-я. А что тут смешного? Спросил глобус Псковской области.

       3-й. Ну ты даёшь! Ведь глобус- это уменьшенная модель Земли.

       1-я. А-а-а! Так, Давай ещё порепетируем.

        Внимание! Внимание! Говорит радиостанция « Школьный меридиан! Московское время ….

        2-я. А причём здесь московское время? Мы ведь живём в Псковской области.У нас что своего времени нет?

        3-й. Как ты не понимаешь? Весь земной шар разделён на 24 часовых пояса. Россия расположена в 11 из них. А Псковская область в одном поясе с Москвой, а значит у нас общее поясное время.

        2-я. Хорошо, я поняла. А теперь начнём.

Звучат сигналы точного времени и позывные радиостанции.

        1-я. Внимание! Внимание! Говорит радиостанция « Школьный меридиан» ! Московское время ….Слушайте последние новости.

        2-я. С…….по …..в нашей школе проходила «Неделя географии».

      1-я. Напомним план мероприятий.

  1. Оформление стенгазеты « Великие географические открытия».
  2. Классный час на тему «Есть в природе чудеса».
  3. Конкурс плакатов « Наш дом – Земля».
  4. Фотовыставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной».
  5. Географический чемпионат, который состоится уже через нес-колько минут, а мы с удовольствием поучаствуем.

Ведущий( учитель) . Добрый день, друзья! Сегодня вам пригодятся все ваши знания, эрудиция, практические навыки. Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах ? Хорошо, я её напомню. Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному дал 5 талантов ( серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху) , другому-3, третьему-1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый , зарыл свою монету в землю…Трудолюбие первых было вознаграждено . Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные ими таланты. У ленивого он отобрал и последнее.

Так давайте не будем зарывать наши таланты в землю, а воспользуемся ими.

Мы заранее разделились на команды и вам нужно было придумать название команде и девиз .

       Конкурс №1.

Приветствие. ( Не оценивается.)

       Конкурс №2.

Разминка. ( Вопросы задаются командам по очереди и оцениваются в1 балл. )

  1. Что такое « Анхель ?» ( Водопад. )
  2. Что такое «Гольфстрим ?» ( Течение.)
  3. Назовите самое глубокое озеро на Земле ? ( Байкал. )
  4. Назовите самую высокую горную вершину? ( Эверест. )
  5. Что такое айсберг?
  6. Что такое река?
  7. В каком водоёме самая большая солёность? ( Мёртвое море.)
  8. Какой материк самый маленький? ( Австралия.)
  9. Какие горы расположены на границе Европы и Азии? (Уральские горы.)
  10. Какие горы расположены между Чёрным и Каспийским морями? ( Кавказ.)

       

       Конкурс №3.

« Практическая работа».

Есть два круга (полушария) и контуры материков. Нужно правильно расположить материки и указать полушария.

              Конкурс №4.

        « Почта».

На доске прикреплены конверты с « адресами». Нужно правильно разложить карточки с названиями , т.е. указать принадлежность к какому – либо географическому объекту.

Обеим командам дают одинаковые карточки.

        Анды, Джомолунгма, Белуха, Парана, Дунай, Тигр, Балхаш,

        Чад, Виктория.

             Конкурс №5.

         « Краеведение.»

  1. Назвать по очереди районные центры Псковской области.
  2. Где находится « Курган Дружбы» и почему он так называется?
  3. Как называется наш районный центр и откуда происходит его географическое название?
  4. На контурной карте Псковской области отметить Себежский район и районы, граничащие с ним.

         Конкурс №6.

     « Широка страна моя родная».

  1. Перечислить государства, с которыми граничит Россия.
  2. Перечислить моря, омывающие берега России.
  3. Практическая работа. Определить кратчайшее расстояние от

Москвы до Мурманска

Москвы до Астрахани.

  1. Перед вами « Физическая карта России». Каждой команде будет предложено показать на карте 5 географических объектов.

        Конкурс №7.

Вспомните, какие географические объекты названы в честь путешественников? ( Мыс Дежнёва, пролив Магеллана, острова Кука и т.д. )

         Конкурс №8.

Давно прошёл век географических открытий, но ветер странствий, как и прежде , волнует сердца. Великий русский путешественник          

Н. М. Пржевальский не раз был на волосок от гибели, но, как известно, не имел привычки пенять на судьбу. Вспоминая о своих странствиях, этот мужественный человек как-то написал : днём там нельзя работать- чернила высыхают от жары, а ночью замерзают от стужи, не успеешь донести перо до бумаги…Куда же судьба забросила Пржевальского?

  1. Пустыня Гоби.
  2. Кордильеры.
  3. Нагорье Центральной Азии. (+ )

Все вы любите историю . И вам известно , что учёные несколько столетий назад заметили, что и на солнце есть пятна…Вопрос: представители какой цивилизации сделали это открытие?

  1. Европейской
  2. Древнекитайской ( + )
  3. Южноамериканский.

В Китае не было радиолокаторов и телескопов … Солнце своим светом, в те времена , так же как и сегодня, слепило человеческие глаза… Что же помогло древнему китайцу подсмотреть тайну пылающего светила?

  1. Разрез глаз.
  2. Явления природы.( + )
  3. Другие причины.

Ветры поднимали облака пыли в пустыне Гоби…Жёлтые облака поднимались высоко в небо, они проносились над жилыми районами древнего Китая, превращая день в вечер , вечер в ночь. Описание солнечных пятен могло появиться и появилось именно там, где человеческий глаз мог совершенно безболезненно наблюдать солнечный диск, его особенности и изъяны. В России человек, впервые описавший пятна на солнце, тоже пережил стихийное бедствие. Это был грандиозный пожар. Дым затмил свет солнца, оно стало тусклым , как луна, и на него можно было взирать без опаски…

В последнее время мы слышали много сообщений о землетрясениях. Вопрос: на долю какого государства выпадает четвёртая часть всех землетрясений в мире?

  1. Турция.
  2. Гвинея.
  3. Япония.( + )

Наверное , каждый знает, что наша страна продаёт за рубеж нефть, газ, а ещё – оружие, военную технику…А теперь заглянем в историю: что могло, по вашему мнению, с успехом продаваться в Европу в двенадцатом веке? Мёд, пакля?

  1. Ревень.
  2. Иван-чай.
  3. Лён.
  4. Дёготь.
  5. Пушнина. ( Все эти товары. )

Конкурс №9.

         « Ассоциации».

Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений.

  1. Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушение.

( Цунами. )

  1. Испарение, облака, осадки, река, море. ( Мировой круговорот воды. )
  2. Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. ( Водопад . )
  3. Океан, корабль, лёд, гора, опасность. ( Айсберг. )

Конкурс №10.

        Словами, мимикой, жестами изобразить пословицы, не называя ни одного слова из пословицы.

  1. Как аукнется , так и откликнется.
  2. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  3. Баба с возу, коню легче.
  4. В тихом омуте черти водятся.

                                Загадки.

                  Ежегодно приходят к нам в гости:

                  Один седой, другой молодой,

                  Третий скачет, а четвёртый плачет.

                                                   ( Времена года. )

                   Алёна – царевна по городу ходила,

                   Ключи обронила.

                   Месяц видел. Солнце взяло.

                                                    ( Роса. )

                   Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает,

                    Людей с ног сбивает.

                    Слышишь его, да не видишь его.

                                                    ( Ветер. )

                    Сперва блеск, потом треск,

                    За треском плеск

                                               ( Молния, гром, дождь. )

                Подведение итогов .

  1. Подсчёт очков.
  2. Награждение команд.
  3. Награждение учеников за участие в конкурсах рисунков, кроссвордов, активных участников в других мероприятиях.

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит и снега блестят.

Богаты мы ! Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы ждут в реке,

И восковые считанные зёрна

Не слышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают как богаты были мы? !

                                 Р. Рождественский.

Чтобы планета жила, хорошела, каждый из нас уже сегодня должен сделать всё возможное. Каждый школьник должен изучать природу и помнить слова одного индийского правителя Махатмы Ганди:

Земля может удовлетворить потребность, но не жадность каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный чемпионат «Мама, папа, я – здоровая семья»

Одна из эффективных  форм укрепления связей «семья - школа», направленных  на воспитание здорового образа жизни....

Школьный интеллектуальный чемпионат "Ученье - свет!"

Традиционный ежегодный Интеллектуальный метапредметный чемпионат "Ученье - свет!" - коллективное творческое дело на весь учебный год. В его обдумывании, подготовке...

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Географический чемпионат

Материал рекомендуется учителям географии для использования во внеурочных мероприятиях, например , при проведении декадников  по географии....

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...