Методические разработки уроков
методическая разработка по географии (5 класс) по теме
Методические разработки уроков по учебнику Савельева-Дронова, 5 класс, издательство "Дрофа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osevoe_vrashchenie_zemli.doc | 38 КБ |
urok_raznoobrazie_relefa.docx | 19.87 КБ |
urok_raznoobrazie_gornykh_porod.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Кириенко Валентина Петровна
Место работы МАОУ СОШ № 96 г. Краснодар
Должность учитель
Предмет география
Класс 5
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.
Методическая разработка урока в 5 классе
по теме «Осевое вращение Земли» по УМК «Дрофа»
Цель урока: сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.
Задача: сформировать представление о движениях Земли вокруг своей оси и их географических следствиях.
Планируемые результаты:
- предметные: формирование представления о движении Земли вокруг своей оси, умении и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
УУД:
-личностные: осознание ценности и практического применения географических знаний.
-познавательные: анализ, обобщение и интерпретация географической информации.
-регулятивные: умение организовать свою деятельность, овладение практическими умениями использования приборов.
-коммуникативные: умение и точно выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, электронное пособие, атласы, карта полушарий.
Структура и ход урока
№ п/п | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверка учащихся по журналу | Участвуют в проверке | |
Определение цели и задачи урока | Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа | С помощью учителя формулируют цель и задачу урока на основании содержания параграфа | |
Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации: -какие бы явления исчезли, если бы Земля остановилась | Участвуют в обсуждении | |
Формирование новых знаний. Формирование представлений о вращении Земли вокруг своей оси | Демонстрация ресурса, изложение материала | Наблюдают за движением модели, анализируют полученную информацию | |
Физ. минутка | Организует физкультурную паузу. | Выполняют 3-4 упражне-ния | |
Формирование новых знаний. Формирование представлений о географических следствиях вращения Земли вокруг своей оси | Излагает материал, совместно с учащимися составляет схему «Географические следствия вращения Земли» | В парах обсуждают возможные следствия вращения Земли вокруг своей оси, составляют таблицу | |
Закрепление материала | Дает задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи сказывается на жизни людей и планеты в целом | Высказывают свои взгляды, приводят примеры из собственной жизни, обобщают мнения одноклассников | |
Рефлексия | Подводит итоги урока, комментирует и выставляет оценки | Участвуют в подведении итогов урока | |
Домашнее задание | Параграф 9. Задание 1-5. Придумать вопросы для текста по теме | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Кириенко Валентина Петровна
Место работы МАОУ СОШ № 96 г. Краснодар
Должность учитель
Предмет география
Класс 5
Тема урока: Разнообразие форм рельефа Земли.
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.
Цель: сформировать представления о формах рельефа и их разнообразии.
Задачи:
1.Раскрыть содержание понятий рельеф, формы рельефа, крупные, средние и мелкие формы рельефа.
2. Расширить знания о формах рельефа и причинах их разнообразия.
3. Способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений выявлять особенности изображения на картах крупных, средних и мелких форм рельефа суши.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; Умение взаимодействовать в группе, работать с физической картой, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: знать понятия рельеф, формы рельефа, крупные, средние и мелкие формы рельефа.
- Универсальные учебные действия:
- Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира;
- Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников;
- Познавательные: владеть смысловым чтением, добывать и извлекать новую информацию из доступных источников географической информации;
- перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; выделять причины и следствия для получения необходимого результата.
- Коммуникативные: излагать своё мнение, различать в речи другого мнение, доказательства, факты.
- Работать в паре, в группах.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, электронное пособие, атласы, карта полушарий.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время в мин. |
1 | Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку. | Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку. | 1 мин |
2 | Актуализация темы | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Какие неровности земной поверхности вам знакомы из уроков окружающего мира? Что такое абсолютная и относительная высота? Что называется горизонталями? Физическая карта полушарий. | Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблем (отрабатывается минимум). Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. | 2 мин |
3 | Создание проблемной ситуации (Слайд № 1) | Постановка проблемной ситуации. Задаёт вопрос который выявляет разные мнения учеников класса. Можно ли по физ. карте, пользуясь шкалой высот и глубин установить неровности поверхности суши? | Вступают в диалог (выполняя задание) выявляют противоречие –проговаривают и осознают его.(Р) Формируют тему и записывают в тетрадь. (Р) Отвечают на вопросы (П) | 8 мин |
4.
| Изучение нового материала
| Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие учащихся в поисковой деятельности. Учитель ставит задачи: 1. Распознайте на физических картах в атласе разные формы рельефа. 2. Определите на карте средние и максимальные абсолютные высоты форм рельефа. 3. Показывать на картах и планах положительные и отрицательные формы рельефа. 4. Описывать воздействие на рельеф внутренних и внешних сил. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи (К,П) Смотрят, записывают, называют (П) Определяют особенности рельефа суши. (ПК) | 15мин |
5. | Практикум Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности. | Закрепляет с учащимися знания и способы действий, которые им необходимы для самостоятельной работы. Создает условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала. Организует деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях. На карте полушарий определить самую высокую вершину суши и самую глубокую океаническую впадину; вычислите разницу высот. Выполнить в рабочей тетради задание 21,.22. стр.56-57 | Закрепляют знания необходимые им для сам-ной работы (П), демонстрируют знания по теме (РК), демонстрируют знания на практике (ПКР). | 10 мин |
Рефлексия Этап обобщения знаний и способов деятельности, подведения итогов урока. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом урока, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения в цели и успехи класса в целом. Подводит итог урока. Перечислите формы рельефа Земли. Чем важен рельеф для природы и человека?
| Определяют степень своего продвижения к цели по ответам на заданные вопросы: называют тему и задачи урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников. | 3 мин | |
7. | Домашнее задание (информации о домашнем задании) | Пояснить, в чём состоит его суть. Д/з § 23 Вопросы 1-5 стр. 89. | Записывают домашнее задание | 1 мин |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Кириенко Валентина Петровна
Место работы МАОУ СОШ № 96 г. Краснодар
Должность учитель
Предмет география
Класс 5
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.
Разработка урока по теме:
«Разнообразие горных пород», 5 класс.
Тип урока: открытие новых знаний (деятельностный метод обучения)
Цель урока:
- сформировать представления о разнообразии горных пород, умение их определять и описывать;
Задачи:
-ввести понятие магматические, осадочные и метаморфические горные породы;
-продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника с источниками новых знаний;
-способствовать навыка наблюдения, объектов природы, при описании образцов горных пород;
-устанавливать связи между происхождением горных пород и их свойствами;
-продолжить формировать опыт самостоятельной работы в парах и группе;
-сформировать умение оценивать свою деятельность.
Требования к подготовке учащихся
- называть и показывать горные породы;
- определять распространенные горные породы;
- приводить примеры горных пород разного происхождения, описывать различия между породами разного происхождения.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: набор горных пород, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности:
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Интересно, знают дети, что такое самоцветы?
На Урале, проживая, знают дети или нет,
Что волшебным называют каждый камень самоцвет.
Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир.
Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит,
Тот всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит.
Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма - сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор - красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер.
На закат похож гранат, на восход похож агат,
Эти камни в ожерельях силу солнышка таят...
На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Любуюсь камнями, думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и загадка. И не все тайны раскрыты и разгаданы.
Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать некоторые тайны камней.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
У меня на экране показан рисунок. Что вы можете мне рассказать, рассматривая этот рисунок?
(Внутренне строение земли. Земля состоит из твёрдого внутреннего ядра, расплавленного внешнего ядра, нижней и верхней мантии и земной коры)
Вспомните, что мы называем горной породой и минералом?
Минералы это природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли
Горные породы – состоят природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов.
Учитель демонстрирует гранит. Например, гранит состоит из: кварца, шпата, слюды
Учитель демонстрирует кварц, шпат (серый и красный) и слюду. (У всех на столах лежат граниты, у одних серый у других красный.) А почему у вас разный гранит (а потому что он состоит из разного полевого шпата)
Теперь я предложу вам выполнить пробное действие.
У вас на столе лежат экземпляры горных пород. На какие группы их можно разбить?
Какое у вас возникло затруднение?
Сформулируйте Ваши затруднения.
(Я не могу их разбить на группы, так как я не знаю, какие есть горные породы по происхождению.)
3. Выявление места и причины затруднения
Почему вы не можете найти нужный экземпляр горной породы?
Я не знаю, какие бывают по происхождению горные породы
Построение проекта выхода из затруднения
Какова будет цель нашей деятельности?
Узнать, какие бывают по происхождению горные породы
Сформулируйте тему урока
Горные породы и их происхождение.
Какими способами вы можете получить ответ на данный вопрос?
(Воспользоваться учебником, справочником, книгами, интернетом)
Предлагаю вам самостоятельно выяснить, какое происхождение имеют горные породы, используя учебник и горные породы, которые лежат у вас на столах.
Для этого составим план наших действий по открытию нового знания:
Итак, у вас на столах лежит горная порода и её название. Как это вам поможет? У вас на столах дана схема.
(На доске схема).
Что мы будем делать:
1.Рассмотрим горную породу, прочитаем, как она называется
2.Найдём в учебнике, к какой по происхождению горной породе она принадлежит. 3.Заполним окошечко данной схемы
4. Реализация построенного проекта
(Работа в группах.)
1 группа. Гранит
Происхождение: Магматическая горная порода
Образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы. Рассматривая гранит, мы видим, что он состоит из крупных кристаллов, достаточно твёрдая горная порода.
Примеры: габбро.
2 группа. Базальт
Происхождение: Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы
Примеры: пемза, обсидиан
3 группа. Известняк
Происхождение: Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) Рассматривая разные виды известняка мы увидели, что он состоит из мелких ракушек.
Примеры: торф, мел, каменный уголь.
4 группа. Гипс
Происхождение: химическое (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов)
Примеры: поваренная и калийная соли
5 группа. Глина.
Происхождение: Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – Примеры: галька, гравий, валуны, песок, глина.
6 группа. Мрамор.
Происхождение: Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого – превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов.
Пример: гнейс, алмаз, глинистый сланец, кварцит.
Каждая группа даёт отчёт о полученном результате. Проговаривая вслух полученный результат.
Эталон
5. Первичное закрепление во внешней речи
Вы теперь можете ответить на вопрос, какие бывают горные породы по происхождению?
Да можем. Они бывают магматические осадочные метаморфические.
Все ли осадочные породы образуются одинаково (Нет, есть горные породы, которые образуются из останков живых организмов – это органические;
оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов - это химические; образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур – это обломочные)
Могут ли одни горные породы превращаются в другие?
Да могут, например метаморфические и обломочные.
Магматические разрушаются – образуются осадочные обломочные, они в свою очередь могут превратиться и в метаморфические.
Например: из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
У вас на столе лежит карточка № 2 и дан перечень горных пород (каменный уголь, пемза, поваренная соль, гранит, галька, гнейс). Используя эталон, соотнесите горные породы.
Магматические излившиеся | |
Магматические глубинные | |
Осадочные органические | |
Осадочные обломочные | |
Осадочные химические | |
Метаморфические |
Магматические излившиеся | Пемза |
Магматические глубинные | Гранит |
Осадочные органические | Каменный уголь |
Осадочные обломочные | Галька |
Осадочные химические | Поваренная соль |
Метаморфические | Гнейс |
Мы смогли справиться с затруднением.
Да.
7. Включение в систему знаний и повторение
Отгадайте загадки, определите какие горные породы, вы отнесёте к осадочным, магматическим и метаморфическим.
Загадки.
- Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, а сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина это осадочная обломочная ГП)
- Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть это осадочная органическая ГП)
- Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль это осадочная химическая ГП)
- Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, ума - разума, не наберешься. (Мел это осадочная органическая ГП)
- Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. (Торф это осадочная органическая ГП)
- Порода горного царства из шпата, слюды и кварца? (Гранит это магматическая ГП).
- Почему пишет карандаш? Из какой породы сделан его стержень? (Графит это метаморфическая ГП).
- Из какой этой горной породы врач накладывает повязку на сломанную руку? (Гипс это осадочная химическая ГП).
- Перед вами таблица деления горных пород на три группы по условиям образования. В ней допущены ошибки, найдите их:
Магмати-ческие глубинные | Магмати-ческие излившиеся | Осадочные обломочные и глинистые | Осадочные химические | Осадочные органичес-кие | Метамор-фические |
гранит мрамор | базальт андезит | глина песок пемза поваренная соль | гипс известняк калийная соль | мел ракушечник | гранит гнейс песчаник кварцит известняк |
8. Рефлексия учебной деятельности
А какова была наша цель?
Вы открыли для себя загадки камня?
Какие вы знаете теперь горные породы?
А чем отличается минерал от горной породы?
А могут ли одни горные породы превращаться в другие?
Какое новое открытие вы для себя сделали?
Домашняя работа:
Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;
Индивидуальное задание. Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...