Рабочая программа по географии России в 9 классе
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана 2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «КуйбышевскаяСОШ»,Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geo-9.2013.doc | 435.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
«ПРИНЯТО» Руководитель МО: Шимина Н.А. ____________ Протокол № __1__ от «____ » _________ 2013 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор: Матвеева Е.А. ______________________ Приказ № ________ от « _____» _____________ 2013 г. |
Рабочая программа
по географии России в 9 классе
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана
2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «КуйбышевскаяСОШ»,
Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ»
Составитель:
Шимина Н. А.
учитель географии
высшая категория
Куйбышево 2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с требованиями
- стандарта основного общего образования по географии 2004 г, № 1089
- примерной программы для основного общего образования по географии;
- авторской программы В.П.Дронова, «География России» Население и хозяйство, рассчитанной на 68 часов, 2 часа в неделю. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11классы /сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2010.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Второй подход - комплексно-страноведческий.
Общими для обоих вариантов будут цели и задачи курса, планируемые результаты обучения, обязательная номенклатура. Различными - пути, обеспечивающие достижение поставленных целей и планируемых результатов обучения, последовательность и принципы изложения учебного материала.
Курс « География России » занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся, Курс «География Россию» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Г л а в н ы е ц е л и данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
О с н о в н ы е з а д а ч и курса - формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
Для реализации программы использовались методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические. По источнику изложения учебного материала( репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. По логике изложения и восприятия учебного материала (индуктивные и дедуктивные).
Программа предусматривает для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выполнение ряда практических работ.
Авторская программа реализуется в полном объеме.
Программа реализуется с помощью УМК
1.Учебник: Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.
2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008.
3.Жижина Б. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 9 класс. - М.: «ВАКО», 2004
4.Рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома «Россия. Население и хозяйство» 9 класс. – М.: Дрофа.2011.
Тематический план
Название темы | Количество часов |
Раздел1. Общая часть курса Тема1.Политико – государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России(2час) Тема 2.Население Российской Федерации(4час) Тема 3.Географические особенности экономики Российской Федерации(6час) Тема 4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география(7час) Тема 5.Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества(5час) Тема 6.Агропромышленный комплексАПК(2час) Тема 7.Инфраструктурный комплекс(2час) | 28 |
Раздел 2.Региональная часть курса Тема 1.Районирование России. Общественная география крупных регионов.(3час) Тема 2.Западный макрорегион – европейская Россия(26час) Тема 3.Восточный макрорегион – Азиатская Россия(9час) | 38 |
Обобщение по курсу | 2 |
Итого | 68 |
Содержание программы
Раздел I. Общая часть курса (28 ч)
Тема 1. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.
Государственная территория России. Географическое положение и границы России.
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.
Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.
Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.
Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально -экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.
Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.
Трудовые ресурсы.
Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.
Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
Н а у ч н ы й к о м п л е к с, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.
М а ш и н о с т р о и т е л ь н ы й к о м п л е к с, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно -промышленного комплекса.
Практическая работа.
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Т оп л и в н о - э н е р г е т и ч е с к и и к о м п л е к с,
его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения , проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции.
Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практические работы.
- Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
- Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Тема 5. КОМПЛЕКСЫ, ПРОИ3ВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.
М е т а л л у р г и ч е с к и й к о м п л е к с, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.
Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Х и м и к о - л е с н о й к о м п л е к с, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.
Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.
Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работы.
- Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
- Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
- Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Тема 6. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)
А г р о про м ы ш л е н н ы й к о м п л е к с, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура.
Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.
Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.
Практическая работа.
1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Тема 7. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
И н ф р а с т р у к т у р н ы й к о м п л е к с, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.
Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.
Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем.
Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.
Практическая работа.
1. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
Раздел 2. Региональная часть курса (38 ч)
Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ
Районирование - важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.
Практическая работа.
1. Моделирование вариантов нового районирования России.
Тема 2. ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ
Географическое положение на западе России.
Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Проблемы социально-экономического развития.
Ц е н т р а л ь н а я Р о с с и я. Состав района. Преимущества географического положения - важнейший фактор развития. Центральная Россия - очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Высокая численность и плотность населения.
Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов.
Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы. Москва - столица России. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.
Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Современность и проблемы древних русских городов: Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска. Волго- Вятский и Центрально- Черноземный районы.
С е в е р о- 3 а п а д н а я Р о с с и я. Состав. Географическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района.
Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт- Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Практические работы.
- Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт -Петербурга.
- Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
- Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Природные ресурсы. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карельского и Тимано- Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско- Карельского и Двино- Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Современные проблемы региона. Проблема охраны природы Севера.
Практические работы.
1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.
2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
Е в р о пей с к и й Ю г - С е в е р н ы й К а вк а з. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфитеатр. Ресурсы региона.
Население: национальный и религиозный состав.
Особенности расселения. Традиции и культура.
Хозяйство района. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК.
Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа.
Возрастающая роль рекреационных районов.
Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа.
Практические работы.
- Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
- Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
П о в о л ж ь е. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.
Поволжье - место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.
Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК - ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго- Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы.
Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.
- Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.
- Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения.
Ур а л. Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и 3ауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала.
3аселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы.
Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Практические работы.
- Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.
- Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Тема 3. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
Общая характеристика Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации проивводства и жизни населения в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.
3 а п а д н а я С и б и р ь. Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов.
Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения 3ападной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.
Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта.
Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.
Хозяйственные районы: 3ападно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы 3ападной Сибири.
Практические работы.
- Изучение и оценка природных условий 3ападно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.
- Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки , направления транспортировки топлива, экологические проблемы.
- Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
В о с т о ч н а я С и б и р ь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.
Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.
Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления.
Топливно-энергетический комплекс - основа хозяйства территории. Ангаро- Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий, ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения.
Транссибирская железная дорога - главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.
- Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
- Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
Д а л ь н и й В о с т о к. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона.
Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVH в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование.
Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатоко-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.
- Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
- Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока - проблемы и перспективы развития.
О б о б щ е н и е по к у р с у (2 ч)
Тематическое планирование для 9 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 класса
в результате изучения курса «География России» ученик должен:
знать/ понимать
• основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное время и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот , экономическая интеграция;
• различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
• географическую зональность и поясность;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
• связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
• меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• выдeлятъ, описыватъ и объяснятъ существенные признаки географических объектов и явлений;
•находитъ в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводитъ примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
• составлятъ краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
• для определения поясного времени;
• для чтения карт различного содержания;
• для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Критерии оценки презентации
Критерии | Баллы | Оценка | Оценка класса | Оценка |
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Титульный слайд с заголовком | 3 | |||
Минимальное количество – 10 слайдов | 3 | |||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 3 | |||
Библиография | 3 | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Сформулированы цель, гипотеза | 3 | |||
Понятны задачи и ход исследования | 3 | |||
Использование эффектов анимации | 3 | |||
Вставка графиков и таблиц | 3 | |||
Правильность изложения текста | 3 | |||
Результаты и выводы соответствуют цели | 3 | |||
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 3 | |||
Слайды представлены в логической последовательности | 3 | |||
Красивое оформление презентации | 3 | |||
Единый стиль | 3 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ | ||||
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося. | 3 | |||
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией | 3 | |||
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ | 3 | |||
Общее количество баллов |
|
Принципы подведения итогов:
- Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
- Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5»
Критерии оценивания эссе
Эссе оценивается на 5 баллов, если:
1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа;
3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на 4 балла, если:
1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2.Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на 3 балла, если:
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2. Проблема раскрыта при формальном использовании терминов;
3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
Эссе оценивается на 2 балл, если:
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2. Проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.
Список литературы.
1. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010
2. Учебник: Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.
3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008.
4. Жижина Б. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 9 класс. - М.: «ВАКО», 2004
Дополнительная литература:
1. Николина В. В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. для учителя / В. В. Николина, А. И. Алексеев. М.: Просвещение, 2002.
2. Карасёв С. А. География России. 8-й класс. Тетрадь с печатной основой. - Саратов: "Лицей", 1999
3. Хабибуллин Р. X. География. Дидактические карточки-задания. 8—9 кл.М.: Дрофа, 2002.
4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / Сост. Н. Н. Петрова. —М.: Дрофа, 2000
5.Баринова И. И., Ром В. Я.
География России. 8—9 кл.: Метод, пособие. —М.: Дрофа, 2000
6. В. И. Сиротин Рабочая тетрадь С КОМПЛЕКТОМ КОНТУРНЫХ КАРТ. География России. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО. Москва «Дрофа» • «Издательство ДИК» 2005
7. Плисецкий Е. Л. Социально-экономическая география России: Справочное пособие (в таблицах, картах, диаграммах, графиках) для учащихся общеобразовательных учреждений, студентов, преподавателей. —М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2004
8. Алексеев А. А. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2007
Лист изменений в программе
№ урока | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии России 8 класс
В рабочую программу по географии России включены разделы с учетом регионального компанента.т.к. планируется изучение физической географии Ростовской области и Егорлыкского района....
Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
Рабочая программа по географии России 8 класс
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса география России являются:· федеральный компонент государственного образовательно...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС. Учебник "География России. Население и хозяйство 9 класс"; издательство "Дрофа": авторы В.П. Дронов, А.Я. Ром (классическая линия)
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС ( классическая линия)...