Творческая мастерская по теме "Общие особенности Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Король Мария Николаевна

Обобщающий урок по теме "Африка".Урок комплексного применения знаний и умений учащихся.Работа на уроке организуется в группах из 5-6 учеников.К уроку прилагаются 4 презентции: Путешествие по Сахаре, путешествие по тропическим лесам, путешествие на Килиманджаро,путешествие по Нилу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._obshchie_osobennosti_prirody_afriki.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Король М.Н.            Ид . 104-915-254  

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

по теме: «Общие особенности природы Африки».

7 класс

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цели урока:

  1. Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания о природном комплексе материка – географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
  2. Практическая: закрепить умение учащихся определять и показывать на карте географические объекты Африки.
  3. Развивающая: (применять знания) продолжать формировать приемы работы с различными источниками географических знаний (картами, текстом учебника, иллюстративным материалом), развивать творческие способности учащихся.
  4. Воспитывающая: способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов.

Оборудование: физическая карта Африки, физическая карта мира, географические атласы для учащихся 7 класса, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: творческая мастерская: работа организуется в группах из 4 – 5 учеников.

  1. Организационный момент.

Учитель: Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны  и

 континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина-    

 Сибиряка, мы, конечно же, мечтаем о путешествиях. Однако не всем

 удается стать путешественниками. И тогда в наших сердцах  

 грустью отзываются стихи Роберта Рождественского:

   Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

   Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

   Только парус мечты вел по свету мои корабли,

   Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

          Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

          Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

          Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,

          И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Африке.  Наше путешествие будет состоять из нескольких этапов. Работать мы будем в группах (3 или 4 группы).

Задача: Составить образ материка, исходя из общих особенностей

               природы.    

Учитель: Африка – второй по величине материк после Евразии, имеющий

множество географических объектов. С какими из них,  прежде всего, связано восприятие Африки?

1 этап.   Географические названия.

Задание 1.

                  Запишите три географических названия, с которыми, прежде всего

                  связано восприятие Африки.

Вариант 1:    Сахара, Нил, Нигер.

Вариант 2:    Замбези, Калахари, Чад.

Вариант 3:    Атлас, Драконовы, Чад.

Вариант 4:    Мадагаскар, Эфиопское, Ливийская.

Задание 2.

                 Дополните записи названиями географических объектов, при этом

                 не повторяйтесь.

                                (Работы передаются в другие группы).

Вариант 1:    Конго, Чад, Виктория.

Вариант 2:    Сахара, Ньяса, Танганьика.

Вариант 3:    Нил, Сахара, Лимпопо.

Вариант 4:    Сахара, Нил, Кения.

2 этап.   Природная принадлежность.

        В каждой группе есть записи 6 географических названий, укажите их природную принадлежность.

Вариант 1:    Сахара – пустыня;  Нил – река;  Нигер – река;  Конго – река;

                      Чад – озеро;  Виктория – озеро (водопад).

Вариант 2:    Виктория – озеро (водопад); Замбези – река; Калахари – пустыня;

                      Сахара – пустыня; Ньяса – озеро; Танганьика – озеро.

Вариант 3:    Атлас – горы; Драконовы – горы; Чад – озеро; Нил – река;

                      Сахара – пустыня; Лимпопо – река.

Вариант 4:    Мадагаскар – остров; Эфиопское – нагорье, Ливийская – пустыня;

                      Сахара – пустыня, Нил – река; Кения – гора.

Учитель: Проверьте со своими товарищами в группе правильность        

                географического названия и соответствующих им природных

                объектов.

3 этап.    Практический.

        Нужно правильно показать все географические объекты на карте (все остальные участники дополняют и исправляют записи).

4 этап.    Визитная карточка материка.

Учитель: Выберите из общего перечня три любых географических объекта,

которые наиболее полно создают представление о материке,

являются его визитной карточкой; охарактеризуйте их, назвав 5 – 6 особенностей каждого объекта. (Во время выполнения работы каждой группе выдаются карточки с дополнительной информацией о различных объектах природного комплекса).

    Вариант 1: Сахара: пустыня; самая большая в мире; осадков не выпадает

                       несколько лет; растительность очень скудна, огромные площади

                       занимают каменистые пустыни.

           Нил – самая длинная река мира (6667 км); начинается

           начинается на Восточно-Африканском плоскогорье; протекает

           через озеро Виктория; притоки: Голубой и Белый Нил;

           образует большую дельту.

           Нигер – третья по длине река материка; река в основном

            равнинная; много порогов и водопадов в верхнем и нижнем

            течении; протекает по засушливой местности.  

    Вариант 2:  Виктория - озеро, самое большое по площади в Африке; котлови-

                        на озера находится в прогибе платформы. Озеро неглубокое - средняя

                        глубина 40 метров, наибольшая – 80 метров.

 Калахари – пустыня на юге Африки; первым пересек ее

 Д. Ливингстон; находится на территории государств Ботсвана,

 ЮАР, Намибия. Вся территория занята песчаными дюнами,

 расположенными цепями, лежит на высоте 1500 метров.

 Танганьика – озеро; самое длинное пресноводное озеро в мире;

 второе по глубине (1435 м); образовано в зоне Великих Восточно-

 Африканских разломов.

   

Вариант 3.  Атлас – молодые горы, находятся на северо-западе материка;

 на стыке двух литосферных плит; название  произошло от имени    

 титана Атланта.

 Чад – озеро; самое  мелководное (до 7 метров);  находится в пустыне

 Сахара; в сухой сезон площадь озера сокращается вдвое, а  в сезон

                         дождливый – увеличивается. Берега сильно заболочены.

                        Драконовы горы – находятся на востоке материка; горы невысокие; находятся в                                                                                                                                                          

                         ЮАР; берет начало река Оранжевая.

    Вариант 4.  Мадагаскар – самый крупный остров Африки; находится в

                        тропическом климате. На Мадагаскаре 80 видов животных –

                        эндемики. Самые известные лемуры. Высшей точкой является

                        потухший вулкан Марумукутру (2876 м).

                        Кения – гора; находится на Восточно-Африканском плоскогорье;

 высота 5199 м; рядом с экватором потухший вулкан. Три вершины    

 Батиан (5199 м), Нелион (5188 м) и Пойнт-Ленана (4985 м). На горе

 11 ледников, они являются важными источниками питьевой воды

 для большей части Кении.

                        Ливийская пустыня - находится на территории государств Ливии,

                        Египта и Судана. Осадков менее 25 мм в год иногда их не бывает

                        годами. Находится в прогибе древней африканской платформы.

     Вариант 5. Намиб – пустыня. Название означает на языке народов нама

                       «место, где ничего нет». Пустыня чрезвычайно сухая. Намиб

                        считается самой древней пустыней в мире, образовалась еще во

                        времена динозавров. В пустыне разведаны важные залежи

                        вольфрамовых руд, урановых руд и алмазов. Воды Атлантического

                        океана, омывающие берега Намиба, чрезвычайно обильны жизнью.  

                        Берега привлекают тюленей, морских птиц и даже пингвинов

                        Ассаль – кратерное озеро в центре Джибути. Озеро лежит на 155

                        метров ниже уровня моря. Соленость составляет 35 промиллей. Это

                        самое соленое в мире озеро. Оно окружено засоленным

                        слоем почвы. Соль добывается и караванами отправляется в

                        Эфиопию.

                        Ньяса – озеро в Центрально-Восточной Африке. Третье по площади      

                        на материке. Глубина 706 метров, занимает трещину в земной коре.

                        Северные и восточные берега обрывисты с плохо развитым

                        шельфом, южные и западные побережья – пологи. Впервые описал

                        озеро Д. Ливингстон, как «озеро звезд» из-за бликов солнца на его

                        поверхности.

    Вариант 6.  Конго – река в Африке, впадает в Атлантический океан. По

                        размерам бассейна и водоносности занимает первое место в Африке

                        и второе место (после Амазонки) в мире. Река  Конго берет начало на

                        высоте 1600 метров. Половодье бывает дважды в год – в мае и

                        декабре; самое низкое половодье – в марте и августе. Образует много порогов и

                        водопадов. Вторая по длине после Нила.

                        Водопад Виктория – находится на реке Замбези, ширина реки в

                        районе водопада 1,69 км. Ежеминутно несколько миллионов литров

                        воды с грохотом обрушиваются в 100-метровую бездну. Объем воды

                        настолько велик, что поднимающееся в воздух облако брызг можно

                        увидеть  за 40 км. Над водой постоянно сияет радуга, неисчезающая

                        даже в ночное время. На краю водопада расположен «мост

                        опасностей», откуда можно полюбоваться ущельем. Водопад открыл

                        Д. Ливингстон в 1855 году и решил назвать его в честь английской

                        королевы Виктории. Водопад и окружающая его местность

                        объявлены национальными парками и включены в ЮНЕСКО в

                        список всемирного наследия.

                        Вулкан Килиманджаро – высочайший пик Африки. Название

                        происходит из языка снахили и означает «гора, которая сверкает».

                        Является спящим вулканом. Из-за близости горы к экватору при

                        подъеме человек может испытать все типы климата от тропических

                        пустынь до арктических условий. Вершина вулкана покрыта

                        шапками снега и льда.        

5 этап.     Образ  Африки.

Учитель: Обобщая ваши рассказы, попробуем нарисовать образ материка. Я

                начинаю фразу, а каждая группа по очереди заканчивает ее (рассказ

                сопровождается показом по настенной карте).

                 -    Африка  расположена в следующих полушариях … (северное,

                южное, западное, восточное).

  • Береговая линия Африки … (слабо изрезана; только Гвинейский

залив неглубоко врезается в сушу, а крупный полуостров Сомали выступает в Индийский океан).

  • Крайние точки материка: (северная – мыс Бен-Секка, восточная – мыс Рас-Хафун; западная – мыс – Альмади; южная – мыс Игольный).
  • Максимальная высота материка … (5895 м г. Килиманджаро).
  • Минимальная высота материка … (153 м оз. Ассаль).
  • Самая высокая температура зарегистрирована … (г. Триполи

     + 58ºС).

  • Наибольшее количество осадков выпадает в … (районе реки Конго).

   Учитель: Сделайте вывод: подберите слово, которым можно охарактеризовать

                    природный комплекс материка.

                    (Ученики по очереди называют слова и одновременно записывают их

                    на листах).

                    (Разнообразный, сухой, невысокий, жаркий, симметричный,

                    пустынный).

6 этап.     Причина разнообразия природы материка.         

Учитель: На листах бумаги оформить в виде схемы или рисунка причины

                разнообразия природы материка.

Схема 1.

                      Географическое положение  +  рельеф  +  климат

                                            (влияет на растительность).

Схема 2.

                       Внутренние воды  +  почва   +  животный мир

                                            (влияет на занятия населения).

Схема 3.

       Рельеф             платформа          пустыня                 климат         геогр.полож.

Великий Африканский разлом.

7 этап.   Творческий  этап (домашнее задание).

     Учитель: Было дано домашнее задание – выбрать маршрут путешествия  по материку

                     Африка. (Каждая группа представляет свой маршрут и показывает презентацию).                        Приложения:

  1. Презентация – Путешествие по Сахаре.
  2. Презентация – Путешествие по Нилу.
  3. Презентация –  Путешествие по тропическим лесам Африки.
  4. Презентация – Путешествие на Килиманджаро.

8 этап.   Синквейн.

  1. Название темы (существительное).
  2. Образная характеристика (два прилагательных).
  3. Действия, которые характерны для объекта (2 – 3 глагола).
  4. Чувства, которые рождают изученный объект у тебя лично (1 предложение).
  5. Повторение сути (существительное, синоним к пункту 1).

9 этап.   Заключительный.

 Подведение итогов урока.

    Учитель: Африкой восторгаются многие путешественники, ученые,    

    современные поэты. Так с любовью к Африке пишет в своем стихотворении    

    туркменская поэтесса Тоушан Эсенова:

Я люблю тебя, Африка, всею душою

Ты мне кажешься мудрой слонихой большою

Через  джунгли, к рассвету, идущей шажком

Мудрой матерью племени, его вожаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...


 

Комментарии

Король Мария Николаевна

Презентации не загрузились.