Творческая мастерская по теме "Общие особенности Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Африка".Урок комплексного применения знаний и умений учащихся.Работа на уроке организуется в группах из 5-6 учеников.К уроку прилагаются 4 презентции: Путешествие по Сахаре, путешествие по тропическим лесам, путешествие на Килиманджаро,путешествие по Нилу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._obshchie_osobennosti_prirody_afriki.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Король М.Н. Ид . 104-915-254
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
по теме: «Общие особенности природы Африки».
7 класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания о природном комплексе материка – географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
- Практическая: закрепить умение учащихся определять и показывать на карте географические объекты Африки.
- Развивающая: (применять знания) продолжать формировать приемы работы с различными источниками географических знаний (картами, текстом учебника, иллюстративным материалом), развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывающая: способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов.
Оборудование: физическая карта Африки, физическая карта мира, географические атласы для учащихся 7 класса, раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: творческая мастерская: работа организуется в группах из 4 – 5 учеников.
- Организационный момент.
Учитель: Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и
континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина-
Сибиряка, мы, конечно же, мечтаем о путешествиях. Однако не всем
удается стать путешественниками. И тогда в наших сердцах
грустью отзываются стихи Роберта Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Африке. Наше путешествие будет состоять из нескольких этапов. Работать мы будем в группах (3 или 4 группы).
Задача: Составить образ материка, исходя из общих особенностей
природы.
Учитель: Африка – второй по величине материк после Евразии, имеющий
множество географических объектов. С какими из них, прежде всего, связано восприятие Африки?
1 этап. Географические названия.
Задание 1.
Запишите три географических названия, с которыми, прежде всего
связано восприятие Африки.
Вариант 1: Сахара, Нил, Нигер.
Вариант 2: Замбези, Калахари, Чад.
Вариант 3: Атлас, Драконовы, Чад.
Вариант 4: Мадагаскар, Эфиопское, Ливийская.
Задание 2.
Дополните записи названиями географических объектов, при этом
не повторяйтесь.
(Работы передаются в другие группы).
Вариант 1: Конго, Чад, Виктория.
Вариант 2: Сахара, Ньяса, Танганьика.
Вариант 3: Нил, Сахара, Лимпопо.
Вариант 4: Сахара, Нил, Кения.
2 этап. Природная принадлежность.
В каждой группе есть записи 6 географических названий, укажите их природную принадлежность.
Вариант 1: Сахара – пустыня; Нил – река; Нигер – река; Конго – река;
Чад – озеро; Виктория – озеро (водопад).
Вариант 2: Виктория – озеро (водопад); Замбези – река; Калахари – пустыня;
Сахара – пустыня; Ньяса – озеро; Танганьика – озеро.
Вариант 3: Атлас – горы; Драконовы – горы; Чад – озеро; Нил – река;
Сахара – пустыня; Лимпопо – река.
Вариант 4: Мадагаскар – остров; Эфиопское – нагорье, Ливийская – пустыня;
Сахара – пустыня, Нил – река; Кения – гора.
Учитель: Проверьте со своими товарищами в группе правильность
географического названия и соответствующих им природных
объектов.
3 этап. Практический.
Нужно правильно показать все географические объекты на карте (все остальные участники дополняют и исправляют записи).
4 этап. Визитная карточка материка.
Учитель: Выберите из общего перечня три любых географических объекта,
которые наиболее полно создают представление о материке,
являются его визитной карточкой; охарактеризуйте их, назвав 5 – 6 особенностей каждого объекта. (Во время выполнения работы каждой группе выдаются карточки с дополнительной информацией о различных объектах природного комплекса).
Вариант 1: Сахара: пустыня; самая большая в мире; осадков не выпадает
несколько лет; растительность очень скудна, огромные площади
занимают каменистые пустыни.
Нил – самая длинная река мира (6667 км); начинается
начинается на Восточно-Африканском плоскогорье; протекает
через озеро Виктория; притоки: Голубой и Белый Нил;
образует большую дельту.
Нигер – третья по длине река материка; река в основном
равнинная; много порогов и водопадов в верхнем и нижнем
течении; протекает по засушливой местности.
Вариант 2: Виктория - озеро, самое большое по площади в Африке; котлови-
на озера находится в прогибе платформы. Озеро неглубокое - средняя
глубина 40 метров, наибольшая – 80 метров.
Калахари – пустыня на юге Африки; первым пересек ее
Д. Ливингстон; находится на территории государств Ботсвана,
ЮАР, Намибия. Вся территория занята песчаными дюнами,
расположенными цепями, лежит на высоте 1500 метров.
Танганьика – озеро; самое длинное пресноводное озеро в мире;
второе по глубине (1435 м); образовано в зоне Великих Восточно-
Африканских разломов.
Вариант 3. Атлас – молодые горы, находятся на северо-западе материка;
на стыке двух литосферных плит; название произошло от имени
титана Атланта.
Чад – озеро; самое мелководное (до 7 метров); находится в пустыне
Сахара; в сухой сезон площадь озера сокращается вдвое, а в сезон
дождливый – увеличивается. Берега сильно заболочены.
Драконовы горы – находятся на востоке материка; горы невысокие; находятся в
ЮАР; берет начало река Оранжевая.
Вариант 4. Мадагаскар – самый крупный остров Африки; находится в
тропическом климате. На Мадагаскаре 80 видов животных –
эндемики. Самые известные лемуры. Высшей точкой является
потухший вулкан Марумукутру (2876 м).
Кения – гора; находится на Восточно-Африканском плоскогорье;
высота 5199 м; рядом с экватором потухший вулкан. Три вершины
Батиан (5199 м), Нелион (5188 м) и Пойнт-Ленана (4985 м). На горе
11 ледников, они являются важными источниками питьевой воды
для большей части Кении.
Ливийская пустыня - находится на территории государств Ливии,
Египта и Судана. Осадков менее 25 мм в год иногда их не бывает
годами. Находится в прогибе древней африканской платформы.
Вариант 5. Намиб – пустыня. Название означает на языке народов нама
«место, где ничего нет». Пустыня чрезвычайно сухая. Намиб
считается самой древней пустыней в мире, образовалась еще во
времена динозавров. В пустыне разведаны важные залежи
вольфрамовых руд, урановых руд и алмазов. Воды Атлантического
океана, омывающие берега Намиба, чрезвычайно обильны жизнью.
Берега привлекают тюленей, морских птиц и даже пингвинов
Ассаль – кратерное озеро в центре Джибути. Озеро лежит на 155
метров ниже уровня моря. Соленость составляет 35 промиллей. Это
самое соленое в мире озеро. Оно окружено засоленным
слоем почвы. Соль добывается и караванами отправляется в
Эфиопию.
Ньяса – озеро в Центрально-Восточной Африке. Третье по площади
на материке. Глубина 706 метров, занимает трещину в земной коре.
Северные и восточные берега обрывисты с плохо развитым
шельфом, южные и западные побережья – пологи. Впервые описал
озеро Д. Ливингстон, как «озеро звезд» из-за бликов солнца на его
поверхности.
Вариант 6. Конго – река в Африке, впадает в Атлантический океан. По
размерам бассейна и водоносности занимает первое место в Африке
и второе место (после Амазонки) в мире. Река Конго берет начало на
высоте 1600 метров. Половодье бывает дважды в год – в мае и
декабре; самое низкое половодье – в марте и августе. Образует много порогов и
водопадов. Вторая по длине после Нила.
Водопад Виктория – находится на реке Замбези, ширина реки в
районе водопада 1,69 км. Ежеминутно несколько миллионов литров
воды с грохотом обрушиваются в 100-метровую бездну. Объем воды
настолько велик, что поднимающееся в воздух облако брызг можно
увидеть за 40 км. Над водой постоянно сияет радуга, неисчезающая
даже в ночное время. На краю водопада расположен «мост
опасностей», откуда можно полюбоваться ущельем. Водопад открыл
Д. Ливингстон в 1855 году и решил назвать его в честь английской
королевы Виктории. Водопад и окружающая его местность
объявлены национальными парками и включены в ЮНЕСКО в
список всемирного наследия.
Вулкан Килиманджаро – высочайший пик Африки. Название
происходит из языка снахили и означает «гора, которая сверкает».
Является спящим вулканом. Из-за близости горы к экватору при
подъеме человек может испытать все типы климата от тропических
пустынь до арктических условий. Вершина вулкана покрыта
шапками снега и льда.
5 этап. Образ Африки.
Учитель: Обобщая ваши рассказы, попробуем нарисовать образ материка. Я
начинаю фразу, а каждая группа по очереди заканчивает ее (рассказ
сопровождается показом по настенной карте).
- Африка расположена в следующих полушариях … (северное,
южное, западное, восточное).
- Береговая линия Африки … (слабо изрезана; только Гвинейский
залив неглубоко врезается в сушу, а крупный полуостров Сомали выступает в Индийский океан).
- Крайние точки материка: (северная – мыс Бен-Секка, восточная – мыс Рас-Хафун; западная – мыс – Альмади; южная – мыс Игольный).
- Максимальная высота материка … (5895 м г. Килиманджаро).
- Минимальная высота материка … (153 м оз. Ассаль).
- Самая высокая температура зарегистрирована … (г. Триполи
+ 58ºС).
- Наибольшее количество осадков выпадает в … (районе реки Конго).
Учитель: Сделайте вывод: подберите слово, которым можно охарактеризовать
природный комплекс материка.
(Ученики по очереди называют слова и одновременно записывают их
на листах).
(Разнообразный, сухой, невысокий, жаркий, симметричный,
пустынный).
6 этап. Причина разнообразия природы материка.
Учитель: На листах бумаги оформить в виде схемы или рисунка причины
разнообразия природы материка.
Схема 1.
Географическое положение + рельеф + климат
(влияет на растительность).
Схема 2.
Внутренние воды + почва + животный мир
(влияет на занятия населения).
Схема 3.
Рельеф платформа пустыня климат геогр.полож.
Великий Африканский разлом.
7 этап. Творческий этап (домашнее задание).
Учитель: Было дано домашнее задание – выбрать маршрут путешествия по материку
Африка. (Каждая группа представляет свой маршрут и показывает презентацию). Приложения:
- Презентация – Путешествие по Сахаре.
- Презентация – Путешествие по Нилу.
- Презентация – Путешествие по тропическим лесам Африки.
- Презентация – Путешествие на Килиманджаро.
8 этап. Синквейн.
- Название темы (существительное).
- Образная характеристика (два прилагательных).
- Действия, которые характерны для объекта (2 – 3 глагола).
- Чувства, которые рождают изученный объект у тебя лично (1 предложение).
- Повторение сути (существительное, синоним к пункту 1).
9 этап. Заключительный.
Подведение итогов урока.
Учитель: Африкой восторгаются многие путешественники, ученые,
современные поэты. Так с любовью к Африке пишет в своем стихотворении
туркменская поэтесса Тоушан Эсенова:
Я люблю тебя, Африка, всею душою
Ты мне кажешься мудрой слонихой большою
Через джунгли, к рассвету, идущей шажком
Мудрой матерью племени, его вожаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...
Комментарии
Общие особенности природы Африки
Презентации не загрузились.