проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса
план-конспект занятия по географии (5 класс) по теме
На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составлен конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 5 класса с учётом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_geografii_6_kl.d.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности
для пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»
Вариативный модуль «Подготовка педагогов к сопровождению исследовательской и проектной деятельности обучающихся в свете реализации ФГОС (108 часов)
МКОУ Павдинская СОШ
СтольниковаЕ.В.
Учитель географии
Г.Екатеринбург
2012г.
Пояснительная записка
Актуальность темы связана с переменами, происходящими в современном обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающими государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Цель: На основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы составить конструкт урока по теме «Форма и размеры Земли»для 5-го класса с учетом требований ФГОС
Задачи:
- Познакомиться с нормативными документами ФГОС.
- Разработать конструкт урока по географии на тему: «Форма и размеры Земли».
- Организовать деятельность учащихся в соответствии ФГОС ООО, способствующую развитию УУД
Предполагаемый результат: сформированное представление о разработке конструкта урока по географии, разработка конструкта по теме урока,
Формирование УУД ученика средствами учебного предмета география.
Объект – географическое образование в основной общеобразовательной школе
Предмет – формирование УУД на уроках географии
Методическое описание урока
3. Класс: 5 Тема урока: «Форма и размеры Земли», раздел II: «Земля во Вселенной», урок № 12 (6)
5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.
6. Цель: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.
7. Задачи:
- обучающие: углубить знания о планете Земля;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
8. Планируемые результаты:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
9. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | Продукт (результат) | |||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
I.Организацион-ный момент | Проверяется готовность учащихся | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место | ||||
II.Изучение нового материала. 1.Мотивация и целеполагание | Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Что нам известно о Земле? Предлагает сформулировать. Тему урока и ее корректирует. | Анализируют, Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решают проблемную ситуацию | Строят речевые высказывания | Исследуют условия учебной задачи Формулируют тему и цели урока | Запись учащимися темы урока в тетради | |
2.открытие нового знания | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Найти в тексте учебника информацию о том , как в древности люди представляли форму Земли, доказательства Шарообразности Земли Подведение итогов пр. работы Беседа с учащимися по вопросам | Проводят коллективное исследование, исследуют новый способ действия работают по сравнению радиусов Земли, делают расчёты. Сравнивают и делают выводы. | Работают в группах и индивидуально Участвуют в обсуждении содержания материала | Осуществляют самоконтроль | Выполнение учащимися практической работы. | |
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения применение нового знания | Организация работы в группах Объединяет результаты групповой работы Контролирует работу учащихся в группах | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций Исследований. | Работают в парах Готовят выводы о своем исследовании (работе) Дополняют ответы товарищей | Осуществляют самоконтроль | Записывают выводы в тетрадь по своему исследованию. | |
4.Стадия осмысления Рефлексия. | Учащимся задаётся вопрос о том, что нового узнали, работая с учебником и схемой, что было им известно о Земле в начале урока и что нового они узнали Предлагает учащимся оценить работу в группах. | Слушают ответы учащихся, дополняют, сравнивают, обобщают | Слушают отчеты товарищей. комментируют | Рефлексия своих действий | Главные выводы в тетради. | |
5. Домашнее задание | Комментирует д/з | Почему солнечные лучи падают под разным углом. | Контролируют и корректируют ответы товарищей, оценивают | Рефлексия своих действий |
Приложения к уроку:Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1. Вспомните (устно): Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-а что вам известно о форме и размерах Земли?
1. «Третий лишний»
- Меркурий, Сатурн, Земля
- Марс, Земля, Венера
- Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.
- Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
- Как они различаются по размерам?
Этап 3. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.
Этап 4. Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?
Этап 5.
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Этап 6. Рефлексия (итог урока)1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?
2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Вывод в тетрадь:
1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 .
2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км).
3.Земля удерживает воду и воздух.
4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы.
5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...
проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса
Цель: На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составить конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 6 класса с учётом требований ФГОС...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельности для пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»
Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельностидля пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»...
Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...
Презентация "Использование исследовательской деятельности и проектов на уроках географии"
познакомить с возможностями использования исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии...