Проект урока по биологии в пятом классе по ФГОС ООО.
Учитель: Фишер Елена Андреевна
Город, район: Тюменцевский район, с.Тюменцево
Образовательное учреждение: МБОУ Тюменцевская СОШ
Предмет (или должность): биология
Авторская программа под ред. В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
Класс: 5 класс
Тема урока: Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
Характеристика класса: 5 класс - общеобразовательный класс. В классе 19 учеников, дети одного возраста, у ребят класса сформирована учебная мотивация, 9 учащихся увлекаются биологий дополнительно. Качество обучения 100%. 74% учащихся учатся на «отлично», 26% - на «4». Учащиеся работоспособны, на уроке свободно высказываются, к заданиям подходят творчески. Предмет преподается на базовом уровне. Психологический микроклимат в классе положительный.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, учебник под ред. В. В Пасечника, дополнительная информация на столах учащихся, рабочие тетради.
Цель урока: Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов. Создание условий для достижения образовательных результатов:
Личностных (осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию);
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументируть их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами. )
Предметных (знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности; приводить примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций).
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, игровой практикум, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), учебное исследование, практическая работа, составление схем, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Технологическая карта урока
Организационный момент (мотивационный настрой) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоциональный настрой. Метод: словесный. |
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемы результаты: личностные, предметные, метапредметные |
Отвечают на приветствие учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
| Приветствует учащихся, (мотивационный настрой на работу) Волевая саморегуляция Нравственно-эстетическая ориентация Приложение | Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок.
|
Учебно- познавательная деятельность Формулирование темы урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему урока, строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для самостоятельного формулирования темы урока.
Целеполагание. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно выделять и формулировать цель урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для организации деятельности обучающихся для самостоятельного формулирования цели урока; мотивировать учащихся к определению цели урока.
Организация самостоятельных выводов. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь строить понятные речевые высказывания, формулировать выводы, аргументировать собственное мнение; уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу при выполнении задания. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для организации деятельности обучающихся по формулированию самостоятельных выводов.
Знакомство с новыми понятиями. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополнительных источников, иллюстративного материала, дополнять и расширять имеющиеся знания. Основные понятия урока: Бактерии, формы бактерий, синезеленые или цианобактерии, спора, сапрофиты, паразиты. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для организации учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), учебное исследование, практическая работа, составление схемы (кластера), учебный диалог, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество. Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, ассоциативный, иллюстративный, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников. Методы поощрения: похвала, одобрение, стимулирующее оценивание
|
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемы результаты: личностные, предметные, метапредметные |
Определяют тему урока;
Участвуют в постановке познавательной цели урока. | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов. Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. Кто озвучит тему урока? Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? | Регулятивные: Целеполагание
Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности. Метапредметные: формирование навыков работы с текстом, объяснение биолгических явлений, процессов, связей и отношений. Предметные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать. |
- Постановка проблемы
- Открытие нового через её решение
Методы: Дедуктивный (применение знаний); проблемный, наглядный Формы контроля: Словесная оценка учителя; самопроверка по образцу |
|
|
Делают вывод о малом размере бактерий. Делают вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос. | Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Учебник § 11, с. 60.
| Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
|
- Первичное закрепление
Методы: Дедуктивный (применение знаний),; практический (заполнение схемы),; наглядный Формы контроля: Само- и взаимопроверка по образцу |
|
|
Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и оценивание друг друга.
| Организует первичное закрепление материала Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради. Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34). Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке? Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны. | Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное слово. Метапредметные: владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. умение работать с логическими знаками и символами. Предметные: формирование умений определять существенные признаки; характеризовать е морфологические признаки и биологическую роль, устанавливать связи. |
- Открытие нового
Методы: Дедуктивный (применение знаний),; практический (заполнение схемы),; наглядный Формы контроля: Само- и взаимопроверка по образцу
|
|
|
Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе.
З
накомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки»
Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку | Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Выполните в рабочей тетради задание № 67, с. 34 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий.
| Познавательные:Формулирование проблемы, поиск путей решения;Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. Регулятивные; Контроль;Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
- Постановка и решение проблемы
Методы: Дедуктивный (применение знаний),; наглядный ; проблемный, практический, индуктивный. Формы контроля: взаимопроверка и словесная оценка учителя
|
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемы результаты: личностные, предметные, метапредметные |
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».
Выполняют задание в рабочей тетради.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку.
Делают вывод об огромной роли бактерий. | Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение. Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник с. 60). Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15. Приложение Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека. Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов.
Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. | Личностные: содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное, формирование ответственного отношения к учебной деятельности. Метапредметные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности, формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Предметные: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности; приводить примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций
|
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь применять полученные знания при выполнении практических и тренировочных заданий, работать в сменном составе группы, осуществлять взаимо – и самоконтроль деятельности, принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для совместной познавательной деятельности, предоставить обучающимся практические, тестовые задания для проверки усвоенного материала, выявить «проблемные» места при изучении нового материала, способствовать развитию умения аргументировать своё мнение и созданию ситуации успеха. Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, игровой практикум, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), тренировочные упражнения, практическая работа, индивидуальная работа по карточкам, отгадывание кроссворда, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество. Методы: словесный, практический, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности, поисковый, формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы, беседа, поиск контактов и сотрудничества, организация взаимо и самопроверки. Методы поощрения: похвала, оценивание
Рефлексия Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создание условий для осознания обучающимися своей учебной деятельности, взаомо и самооценки, результативности своей деятельности и деятельности класса. Методы: самооценка, взаимооценка. Методы поощрения: стимулирующее оценивание |
|
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемы результаты: личностные, предметные, метапредметные |
Работают с тестами и практическими заданиями
Осуществляют рефлексию | Организует закрепление материала и рефлексию.
Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на несколько вопросов о бактериях. Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените своё настроение в оценочном листе. Приложение | Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; Самооценка. |
Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей. |
|
|
|
Приложение к проекту урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Самоопределение к деятельности:
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным
Иначе вдруг увидишь ты….
Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко
Все наше волнение, все плохие эмоции сбросим в наш «волшебный мешочек».
Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа повторяйте за мной: Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
Вопросы для тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
- только одноклеточные;
- только многоклеточные;
- и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
- оболочка, цитоплазма, ядро;
- цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
- оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
- питаются готовыми питательными веществами;
- сами способны создавать питательные вещества;
- верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
- Бактерии размножаются спорами.
- Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
- Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
- Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
- Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
- Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Оценочный лист к уроку
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания | Баллы | Критерии оценки |
Задание № 64 |
| 3 балла – правильно названы 3 особенности строения. |
|
| 2 балла – правильно названы 2 особенности строения. |
|
| 1 балл – правильно названа 1 особенность строения. |
|
| 0 баллов – задание не выполнено. |
Задание № 65 |
| 3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки. |
|
| 2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки. |
|
| 1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки. |
|
| 0 баллов – задание не выполнено. |
Задание № 67 |
| 2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика. |
|
| 1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
|
| 0 баллов – задание не выполнено. |
Задание № 66 |
| 2 балла – правильные ответы на два вопроса задания. |
|
| 1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
|
| 0 баллов – задание не выполнено. |
Работа с дополнительной информацией |
| 2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы. |
|
| 1 балл – задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы. |
|
| 0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал. |
Итого |
| Максимальный балл – 12. |
Оценка за работу на уроке |
| 10 – 12 баллов – оценка 5. |
|
| 8 – 9 баллов – оценка 4. |
|
| 5 – 7 баллов – оценка 3. |
|
| Меньше 5 баллов – оценка 2. |
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) |
|
|
|
|
|
|
|
|