Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии на тему "Атмосферное давление" для 6 класса
план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме
Разработка урока изучения нового материала в 6 классе для учителей -смежников подразумевает более полное и подробное изучение новых терминов и понятий, что позволяет лучше понять и запомнить содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfernoe_davlenie.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа№1»
Актанышского района Республики Татарстан
Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии
на тему: «Атмосферное давление»
Учитель географии: Галиева З.А.
2013 учебный год
Тема: Атмосферное давление
Цели урока:
1. образовательные: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения;
2. развивающие: научить вычислять атмосферное давление с изменением высоты, в ходе решений задач;
3.воспитательные: продолжить формирование навыков точного и аккуратного выполнения работы.
Планируемые результаты:
предметные: уметь решать задачи по нахождению значений атмосферного давления при различной температуре и на разной высоте и наоборот.
метапредметные: уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и при изучении других дисциплин.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.
Оборудование: барометр-анероид, барометр ртутный, раздаточный материал с задачами.
Понятийный аппарат: «атмосфера», «температура воздуха», «атмосферное давление», причинно – следственные связи географических явлений (формируется в виде словарно – терминологической работы «Географическая цепочка» вначале урока, продолжается записями в тетради и в словарях, закрепляется при работе с заданиями учебника и решении задач.
УМК и использованная литература:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.
2. Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009.
3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005, 288 с.
4. Дюсамалиева Г.С., Куренева Т.В. География с физическими дополнениями. –
Казань: Печатный Двор, 2004, 186 с.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Приветствие, постановка задачи - найти ответ на вопрос: «Почему при поднятии в горы человеку становится трудно дышать?»
2.Ориентировочно-мотивационный этап:
Учитель-географ:
- О том, что при поднятии в гору человеку становится труднее дышать, люди знали с давних времен, но объяснить это явление не смогли. Ребята почему человеку с высотой «не хватает воздуха?»
(ответы: кислорода становится меньше, потому что воздух разрежается.)
- Верно ребята. А какие же изменения и почему происходят с воздухом по высоте? Узнаем из рассказов.
3.Операционально-исполнительный этап - (познавательные, ком-муникативные УДД).
Учитель-физик:
- При проведении опытов с воздухом великий итальянский ученый Галилео Галилей доказал, что воздух имеет вес. Он взял одинаковые бутылки, одну нагрел на огне и, взвешивая, увидел что нагретая бутылка легче холодной - тем самым пришел к выводу, что воздух имеет вес (4, с.172).
Учитель-географ:
- А ученик Галилея, Эванджелиста Торичелли доказал что воздух, так как имеет вес, давит на земную поверхность, причем при поднятии в гору давление уменьшается (4, с.172).
Учитель-физик:
- Для этого Торичелли взял закрытую с одного конца стеклянную трубку длиной в 1м, наполнил ее ртутью и поставил открытым концом в сосуд с ртутью (приложение 1).
При поднятии ртуть в стеклянной трубке опускалась вниз, при движении вниз поднималась (приложение 2).
- Какой возникает вопрос ребята?
( Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?)
Учитель-географ:
- Как вы думаете, что ответил Торричелли?
( ответ: с высотой уменьшается вес воздуха, то есть атмосферное давление с высотой убывает, потому что толщина слоя атмосферы (воздуха) тоже уменьшается с высотой). (3, с.185)
объяснение по рис. приложения 2.
- Обратите внимание на толщину атмосферы и сравните точки А и Д. Где будет наблюдаться большее атмосферное давление? (ответ:в точке Д.)
Учитель-физик:
- Мы живем на «дне» атмосферного океана, поэтому атмосферное давление с высотой уменьшается, а при движении вглубь литосферы атмосферное давление возрастает (приложение3.)
- Почему это происходит?
- Атмосферный воздух, окружающий Землю, не ограничен никакими стенками, но не разлетается по всему пространству космоса. Этому препятствует сила земного притяжения. С другой стороны, при отсутствии теплового движения (Т=0), каждая отдельная молекула газа по законам механики должна была бы падать вниз. Все молекулы газа должны были бы скопиться у поверхности Земли, при котором концентрация молекул воздуха (n)
у поверхности Земли максимальна и постепенно уменьшается с высотой. Давление воздуха (р) зависит от концентрации.
Р = n к Т.
Из этого следует, что по мере подъема над уровнем Земли и уменьшения концентрации молекул воздуха будет также уменьшаться и атмосферное давление(4, с.175).
Учитель-географ:
- Следует отметить, что стеклянная трубка барометра (прибор для измерения давления) с высотой в 1м разделена на 1000 частей. Чему равна 1 часть?
(ответ: 1мм.)
- Значит атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.)
по записи на доске делается запись в тетрадях:
- На уровне моря на параллели 45 градусов широты при температуре воздуха 0 градусов нормальным будет атмосферное давление 760мм.рт.ст.
- На каждые 10,5м - атмосферное давление понижается на 1мм.рт.ст.
пониженное | нормальное | повышенное |
740, 730 | 760 | 780, 795 |
- Как вы думаете для нашей территории 760мм- это нормальное давление?
(ответ: нет.)
- Почему?
(ответ: потому что наша местность находится в 56 градусах северной широты в 180м высоты над уровнем моря.)
- Хорошо, а можно ли найти нормальное атмосферное давление для нашей местности? (ответ: да.)
- Каким образом?
( ответ: если на каждые 10,5м атмосферное давление понижается на 1мм, то от 760 мм нужно отнять 18 мм (высота180м) и получится 742мм - 743мм. Это и есть нормальное атмосферное давление для нашей территории).
- Ртутный барометр носить с собой неудобно, да и вредно. Поэтому изобрели безопасный барометр-анероид. При изменении давления металлическая коробка меняет размеры, это передается по пружине к стрелке записывающей атмосферное давление (1,с.115). Барометр – прибор измеряющий атмосферное давление (запись в словарях).
Учитель-физик:
- Ребята, а как изменяется воздух при понижении температуры, при повышении?
(ответ: становится тяжелым и наоборот, потому что изменяются свойства вещества.)
- В каком случае давление будет высоким: при высокой температуре или при низкой?
(ответ: при низкой температуре.)
Учитель-географ:
- Выходит что величина атмосферного давления зависит от температуры воздуха, а значит и от сезонов года. Летом при высоких температурах наблюдается пониженное давление, а зимой при низких температурах давление будет повышенным.
- Ну как ребята, справились мы с задачей урока? Нашли ответ на вопрос: «Почему кислорода становится меньше с высотой?»
(ответ: потому что воздух разрежается по мере удаления от земли и давление падает.)
4.Рефлексивно-оценочный этап – регулятивные и личностные УДД.
В форме соревнования при решении задач по теме. Учащимся раздаются задачи и листки со схемой игры «Покоряй вершину». При решении каждой задачи учащиеся продвигаются вперед и таким образом покоряют вершину горы знаний этого урока.
решение задач (в тетради с устными обсуждениями):
1.На вершине горы высотой 3,5км барометр показал 720мм.рт.ст. Каково давление у подножия?
2.Летчик поднялся на высоту 2км. Каково давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750мм.рт.ст.?
3.Высота вашего населенного пункта - 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.
4.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм. рт. ст. Найти глубину шахты.
5. Какова высота горы, если у ее подножья атмосферное давление 765 мм. рт. ст.?
6.Как можно определить высоту небоскреба с помощью барометра.
Выставляются оценки.
5.Итоговый этап:
- И так, вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали?
(ответ: атмосферное давление - сила, с которой воздух давит на земную поверхность, с высотой давление уменьшается, барометр -прибор для измерения давления).
Домашнее задание:
- 38 параграф, задачи №2,3,4
- придумать по одному вопросу по теме:
какие изменения в природе может вызвать атмосферное давление?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока английского языка, географии, ИКТ в 9 классе по теме "Англоязычные страны". Учебник О.В.Афанасьевой VI класс
Конспект интегрированного урока английского языка, географии и ИКТ....
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...
Интегрированный урок физики - математики - географии в 7-8 классах "Вода в жизни человека"
Урок проводится учителями предметниками и занимает 2 часа. Материал рассчитан на учащихся как 7 так и 8 классов, это может быть внеурочное занятия для двух классов сразу. На уроке используется и...
Интегрированный урок физики и географии "Северный ледовитый океан"
Интегрированный урок для 7 класса. Содержит закрепляющие задания по теме "Северный ледовитый океан", задания по физике на определение давления на глубине, силу Архимеда, условия плавания тела....
Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти Конспект открытого интегрированного урока по...
Разработка открытого интегрированного урока физика +география : " Самая удивительная жидкость"
Урок позволяет проанализировать,расширить и закрепить знания о роли воды в природе и жизни человека,полученнык на уроках физики и геграфии....