Интегрированный урок физики и географии "Северный ледовитый океан"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Интегрированный урок для 7 класса. Содержит закрепляющие задания по теме "Северный ледовитый океан", задания по физике на определение давления на глубине, силу Архимеда, условия плавания тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnyy_okean.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок ГЕОГРАФИЯ +ФИЗИКА, 7 класс.
учитель географии Хабибрахманова Р.Б.
учитель физики Козлова О.Н.
Тема: Природа Северного ледовитого океана. Плавание тел.
Цели урока:
Предметные: Формирование представлений о своеобразии, уникальности природы и органического мира Северного ледовитого океана. Формирование представлений об условиях плавания тел.
Метапредметные: Формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, работать индивидуально и в группе, анализировать, обобщать и делать выводы.
Личностные: Воспитание чувства ответственности за судьбу Северного ледовитого океана, формирование умений вести диалог, слушать и оценивать себя и одноклассников, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
- Познакомить с особенностями Северного ледовитого океана.
- Показать особенности рельефа Северного ледовитого океана и его зависимость от тектонического строения.
- Выявить особенности климата и обуславливающие их причины.
- Выявить черты приспособленности органического мира к суровым условиям Северного ледовитого океана.
- Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации.
- Прогнозировать тенденции в изменении природы земли при условии таяния ледникового покрова, работать с различными источниками географической информации.
- Познакомить с особенностями плавания различных тел на примерах животного мира и айсберга.
- Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Северного ледовитого океана и знаний об условиях плавания различных тел.
- Способствовать самоопределению в будущей профессиональной деятельности.
Оборудование: атласы, тетради, раздаточный материал
Тип урока: Урок повторения и обобщения. Комплексное применение знаний и умений.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель географии.
Взгляните на карту нашей страны, вглядитесь в её очертания. Как самое близкое воспринимаем мы знакомые черты нашей Родины. Вот ветвистое дерево Волги, которая несёт свои воды и по нашей Республике, древние складки Урала, серп Байкала, характерные формы Каспийского и Чёрного морей... И всё это наша необъятная Родина.
И сегодня на уроке мы вспомним лишь небольшую частичку нашей Родины, а какую именно вы узнаете, послушав стихи.
Учитель физики:
А его вода так холодна,
Только тем и нравится она,
Для кого замерзшая страна –
Дом родной и воля.
Белые медведи и моржи,
Например, там очень любят жить,
А в тепле их даже не держи,
Жарко им ужасно.
Там, где стужа, где ветра и лед,
Где никто купаться не пойдет,
Там они ныряют круглый год.
Холодно? Прекрасно!
Учитель географии Сформулируйте тему урока,
о каком океане идет речь?
Учитель географии.
Тема нашего урока: Природа Северного ледовитого океана. Плавание тел.
(запись в тетрадь).
Начнем наш урок с эпиграфа. Это слова М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».
и японского путешественника Наоми Уэмура, совершавшего экстремальные путешествия в разных точках мира:
“Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем”.
Каков же он?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке. А помогут нам 2 науки: география и физика.
2. Активизация познавательной деятельности:
учитель физики
Задание 1. Многое о Северном ледовитом океане вам уже известно, и думаю , что без особого труда вы справитесь с заданием « Верю- не верю…».
МАХ – 13 баллов.
- Г Самый большой океан.
- Г Самый холодный океан.
- Ф Сила тяжести всегда направлена вниз.
- Г Самый неглубокий океан.
- Ф Сила Архимеда не зависит от глубины погружения.
- Ф Океан с самой низкой соленостью вод.
- Г Арктика и Антарктика одно и тоже.
- Ф Чем больше плотность жидкости, тем меньше выталкивающая сила.
- Ф Первым достиг Северного полюса Руаль Амундсен.
- Г Океан, который пересекают все меридианы Земли.
- Ф Чем больше объем, тем больше сила Архимеда.
- Г Океан, на территории которого расположены Северный географический и Южный магнитный полюса Земли.
- Ф В озере легче плавать, чем в море.
(после выполнения работы взаимопроверка и взаимооценка)
3. Повторение пройденного материала.
Географическое положение.
Учитель географии
Какие материки омывает океан?
Какие моря Северного Ледовитого океана знаете?
Рельеф.
Доклад ученика по презентации.
Ледниковый покров
учитель географии:
В Арктике есть следующие виды льдов: припайные и дрейфующие.
Ученики доклад: о торосах
об айсбергах
Учитель физики: Шельфовые ледники являются продолжением ледяного покрова Арктики. Лед движется от центра к периферии.
Вопрос: Какие силы приводят к «сползанию» льда?
Ответ: На ледяной покров, как и на любое тело на земле действует сила тяжести.
Задание 2.
Учитель физики: Проведем опыт с Айсбергом (работа в парах)
вопросы по опыту:
- Как ведет себя айсберг в воде (тонет, всплывает)?
- Какие силы действуют на айсберг?
- Какая часть айсберга находится под водой?
- Какие вещества будут также всплывать в воде? (работа с таблицами плотностей)
Ответы на вопросы записать в бланк.
Учитель физики: а теперь проверим, какая часть айсберга действительно находится под водой, решив задачу
Задание 3.
Учитель физики: Айсберг плавает в морской воде. Какая его часть погружена в воду?
Принять g=10Н/кг, плотность морской воды равна 1050кг/м3, льда – 900кг/м3.
Решение: ученик Условие равновесия
FA = Fтяж
Учитель физики: сделайте вывод. Чем опасен айсберг.
Климат Учитель географии:
- Почему же в Арктике так холодно? Давайте разберемся!
- В каких климатических поясах расположена Арктика? (ответы учащихся)
- Чем же обусловлена суровость климата?
Причины суровости климата:
Суровость климата обусловлена тремя факторами.
- Во-первых, географическим положением.
- Во-вторых, наличием мощного ледяного покрова.
- В-третьих, отсутствием облачности, которое способствует дальнейшему выхолаживанию территории. 10% тепла, которые поглощаются поверхностью Арктики, так же как и 90% отраженного ледяной поверхностью солнечного тепла, уходят в космос.
Суровые климатические условия Арктики обусловили своеобразие органического мира.
Органический мир Учитель географии:
Большая часть Арктики лишена растительного и животного мира. Здесь находится Арктическая пустыня.
Животный мир связан с омывающими материк океанами - океан дает пищу и тепло.
- Какие животные обитают в Арктике? (Ответы учащихся)
Воды Арктики богаты планктоном, который является источником питания для китов, тюленей, рыб и птиц. Здесь водится несколько видов китообразных, среди них самые крупные животные СЛО - гренландские киты. Длина тела 20 м, вес 75-100т, жирность молока 33%, китенок рождается 2/3 длины матери, каждые сутки прибавляет 70 кг.
Широко распространены ластоногие, а также кашалоты, касатки.
Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц.
Сообщение ученика о гренландском ките.
Учитель физики: почему самые крупные млекопитающие обитают в воде, а не на суше?
Почему все млекопитающие и рыбы живут в верхней толще океанских вод?
Задание 4.
Рассчитайте давление которое действует на кальмара гонатуса обитающего на глубине 90м в Северном Ледовитом океане.
Принять: g= 10Н/кг ;
ρ= 1050кг/м3
4.Итоги урока. Закрепление.
На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.
I | II | III | |
1. Формула силы Архимеда |
| ||
2. Сила Архимеда больше в жидкости… | с большей плотностью | с меньшей плотностью жидк. | не зависит от плотности жидк. |
3. Тело тонет, если… |
|
|
|
4.Море Северного Ледовитого океана | Белое | Берингово | Охотское |
5.Глубоководная впадина Северного Ледовитого океана | 5527м | 11022м | 1000м |
6.Животное Северного Ледовитого океана | морской котик | тюлень | пингвин |
Учитель географии: 22 апреля 2014 г. на Совете безопасности Владимир Путин объявил о необходимости создания нового гос. Органа, ответственного за Арктический регион. Согласно оценкам экспертов, на территории арктической части России сосредоточены 1,6 трлн т топливно-энергетических ресурсов. Чтобы закрепиться в столь важном регионе, глава государства предлагает создать единый центр принятия решений и ответственности при реализации арктической стратегии и усилить военное присутствие.
Отдельно президент подчеркнул необходимость усиления безопасности в Арктике — в частности, предлагается увеличить морскую составляющую пограничных сил в регионе.
— Следует укреплять военную инфраструктуру, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения… Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надежно защищены и от террористов, и от иных потенциальных угроз, — подчеркнул Путин.
Президент напомнил о важности соблюдения экологических стандартов, приведя в пример платформу «Приразломную», забраться на которую в прошлом году пытались активисты Greenpeace. Совсем недавно с платформы состоялась первая отгрузка нефти — по словам главы государства, на «Приразломной» нулевой показатель сброса отходов.
Выставление оценок .Домашнее задание: изобразить животное северного ледовитого океана на формате А4 и составить задачу с решением, используя знания по теме «Плавание тел».
Приложение
Фамилия, имя______________________________
Задание 1
Верю (ДА) | Не верю (НЕТ) | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
Итог |
Задание 2
На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.
I | II | III | |
1. Формула силы Архимеда |
| ||
2. Сила Архимеда больше в жидкости… | с большей плотностью | с меньшей плотностью жидк. | не зависит от плотности жидк. |
3. Тело тонет, если… |
|
|
|
4.Море Северного Ледовитого океана | Белое | Берингово | Охотское |
5.Глубоководная впадина Северного Ледовитого океана | 5527м | 11022м | 1000м |
6.Животное Северного Ледовитого океана | морской котик | тюлень | пингвин |
Оценка за урок ________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе.
Интегрированный урок с презентацией....
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе
презентация к уроку...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".
Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...
Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.
В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...
Интегрированный урок географии и истории "Мировой океан и его части. Развитие мореплавания и кораблестроения".
Данный урок по типу - урок открытия новых знаний, по виду - интегрированный урок географии и истории. На уроке применяются методы технологии развития критического мышления....