Разработка открытого интегрированного урока физика +география : " Самая удивительная жидкость"
методическая разработка по физике (8 класс)

Урок позволяет проанализировать,расширить и закрепить знания о роли воды в природе и жизни человека,полученнык на уроках физики и геграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samaya_udivitelnaya_zhidkost_na_svete.docx209.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №39

им.Т.С.Дзебисова

Методическая разработка интегрированного урока

по географии и физике

«Самая удивительная на свете жидкость»

K:\Гео и Физ\Космос\Sinij-mramor-blue-marble.jpg


Цель урока:   Обобщить , проанализировать, расширить и закрепить  знания учащихся о роли воды  в природе и жизни человека, полученные на уроках физики и географии, роли каждого человека в решении экологических проблем.

Тип урока: интегрированный.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания учащихся о воде, как самом распространенном веществе на Земле;
  •  познакомить учащихся с физическими свойствами воды;
  •  закрепить умения при решении задач;
  • Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании.
  • Развивать умение самостоятельно работать с различными источниками.
  • показать возможности интеграции разных школьных предметов при изучении свойств воды.

Воспитательные:

  • Прививать чувства бережного отношения к природе.
  • Продолжить экологическое воспитание школьников.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать сложившуюся экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.
  • Способствовать  развитию познавательного интереса к физике и географии путём применения проблемного изложения материала .

Метод  обучения:

  • Проблемно- поисковый, иллюстративный.

Средства обучения :

Компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, лабораторное оборудование, карта  «Водные ресурсы», атласы.

Ход урока:

      1.Организационный момент.

      2.Мотивация учащихся к уроку:

         

Учитель географии:  

                     Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте  ребята! Сегодня у нас с вами  необычный, интегрированный урок, по физике и географии , который проведем мы , учитель  физики Фатима Кимовна и географии Нателла  Тепсарикоевна.

 Тема нашего урока «Самая удивительная на свете жидкость».

  Ребята  подумайте, о какой жидкости пойдёт речь?

 Правильно,  наш разговор на уроке пойдёт о воде. Я, предлагаю вам посмотреть на экран.

Эпиграфом к уроку,  являются  замечательные слова французского писателя, Антуана де Сент-Экзюпери:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!» 

Ребята,  как вы понимаете эти слова? Почему автор придаёт воде такое значение ?(примерные ответы)

 ( значение воды трудно переоценить для нашей планеты,  без воды исчезли бы все живые организмы , Земля единственная планета С.С. где есть жизнь благодаря воде, вода разрушает горные породы, влияет на климат, согласно эволюционной теории жизнь на земле зародилась в водной среде организм человека состоит на 70% из воды, она используется  в быту, промышленности и сельском хозяйстве,  побережье океанов, морей, рек и озёр -это места отдыха миллионов людей.)

Правильно, ребята!      Вода самое важное вещество в окружающем  нас мире , она  самое  главное  богатство на нашей планете.

Учитель физики: Ребята, мы обобщим, проанализируем, закрепим и расширим наши знания о роли воды в природе и жизни человека, полученные на уроках географии и физики, о необходимости бережного отношения к воде и роли каждого человека в решении экологических проблем. Тем более, что 2017г. объявлен в России  годом экологии.

  • Учитель географии: 

 Наша Земля прекрасна благодаря воде. Посмотрите на глобус, видно, что большую часть её поверхности -71% занимает вода и лишь 29 % суша.

? классу : А какая оболочка изучает водные объекты?

                 Ребята,  вы можете назвать, что входит  в состав  гидросферы ?

 ( МО и её части:  океаны, моря, заливы и проливы, а также водные объекты расположенные на суше: ледники, реки, озёра, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, и водяной пар в атмосфере,  а также  искусствен. (антропогенные) водоёмы - пруды, водохранилище и каналы)  Хорошо. Давайте поработаем с картой атласа.

? классу: Какие виды водных ресурсов показаны на карте России?

 Океаны ,моря, заливы ,проливы ,реки, озёра, вдхр. каналы, болота

? классу:  Какие водные ресурсы не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно? подземные воды.

 Россия страна великих рек и крупнейших озёр: давайте их покажем на карте.

Реки: Волга и Печора, Обь и Иртыш, Енисей и Лена, Амур и Зея (показывает на физической карте РФ).
 Озера:  – Каспийское , Онежское и Ладожское, Таймыр ,  Байкал ,Ханка.

Кто покажет МО и его части?

Россия, является и великой морской державой, т.к. омывается 12 морями и 3 океанами

? классу:  Хорошо ли обеспечена Россия водными ресурсами ? Какой вывод мы можем сделать?  Работа уч-ся  с картой атласа  

 - наша страна богата водными ресурсами, но они распределены неравномерно. Больше водных ресурсов в азиатской части страны.

 А с чем это связано?

 Это связано с климатом, в азиатской части меньше испаряемость и наличие многолетней мерзлоты, а также рельеф, крупнейшие реки Сибири берут начало на юге высоко в горах.

 ?  классу: теперь вы можете дать определение понятию « водные ресурсы?

К водным ресурсам относится   вода, которая используется  человеком  в хозяйстве

Учитель физики: ?? В  каких состояниях  встречается вода в природе (жидком-вода, твёрдом- лед, газообразном- пар.) .

?? Какие условия необходимы , для перехода воды из одного состояния в другое( изменения температуры воды).

?? А какие  физическими параметры  воды вам известны(плотность, тем-ра кипения и кристаллизации, удельная теплоёмкость)

?? А какими физическими свойствами обладает вода (сохраняет объём и легко меняет форму)

?? А существует ли у воды её собственная форма. (капля).

 Высокое поверхностное натяжение позволяет воде иметь шарообразную форму. Благодаря пленке многие предметы, будучи тяжелее воды, не погружаются в воду. Если, например, стальную иголку осторожно положить на поверхность воды, то иголка не тонет. А ведь плотность стали почти в восемь раз больше плотности воды! Ребята, кто хочет положить иголку на воду?  (Опыт)

Учитель географии:

? классу: Ребята, нужно ли охранять воду, ведь её так много на Земле?

Да нужно. Дело в том что основная масса воды на Земле – это солёная вода морей и океанов, непригодная ни для питья, ни для промышленности, ни для с/х. Нужна не солёная вода , а пресная, доля которой составляет около 2% от всех водных ресурсов. 

Правильно!

Численность населения и ее потребности в пресной воде  растут с каждым годом, население  Земли составляет 7,5 миллиардов человек. 98% это морская солёная вода и лишь 2 % приходиться на пресную воду. На  ум приходит пословица : «Кругом вода, а пить нельзя».    Ребята, а как вы понимаете слова данной пословицы?

? классу:   Вы никогда не задумывались над вопросом, почему пресная вода не иссякает? ( Благодаря  круговороту воды в природе)

 Кто скажет , как происходит круговорот воды в природе?

 Круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу,  которая нагревает поверхность океанов и вода в большом количестве испаряется с поверхности океанов,  тёплый воздух поднимается вверх т.к. он лёгкий  и  охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил название конденсация  -  это  превращение водяного пара в воду.

Далее в атмосфере образуются облака, которые затем под действием ветров перемещаются на сушу, выпадают осадки, которые  пополняют воды озер, подземные воды. Воды рек, в свою очередь, возвращается в моря и океаны. Эти процессы происходят под действием энергии Солнца и силы тяжести Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, то на суше не было бы рек, озер и подземных вод. А значит, не было бы и жизни. Т.О. основными этапами круговорота воды в природе являются : нагревание, испарение, конденсация и выпадение  осадков. Круг замыкается, и пресная вода не иссякает.

Учитель физики:

Каждый раз  отдыхая  на море, у меня возникает желание полюбоваться морскими глубинами и заняться дайвингом!

?? А вы знаете что такое дайвинг.

Какое снаряжение нам понадобится? (Ответы учащихся)

?? А на какую глубину мы можем погрузиться без снаряжения.

Давайте найдем ответ на этот вопрос в тексте  (До 80 м). А глубже сможем? (Нет). Почему? (Вода будет давить). А какая зависимость между давлением воды и глубиной погружения? (Ответы учащихся). Давайте проверим наши предположения: рассчитаем давление воды на глубинах 1000 м, 2000 м.  Вспомним формулу давления жидкости и единицы измерения величин, входящих в нее (p=http://festival.1september.ru/articles/642901/img3.jpg • g • h).  (Ученики решают задачи учитель физики консультирует и помогает).

Какой вывод вы можете сделать? (Давление воды с глубиной увеличивается). (При погружении на большую глубину нужен водолазный костюм).

ФИЗМИНУТКА

Учитель физики: Как было сказано в начале урока 2017г. объявлен  годом экологии в России.

Я предлагаю вам посмотреть на экран.

?? Какие виды загрязнений здесь изображены?

( Загрязнение бытовыми отходами, нарушение экосистемы, загрязнение вод химического производства)

?? Вспомните из курса физики, какой  процесс объясняет загрязнение воды промышленными  отходами? ( Диффузия.)

??Кто скажет, что  такое диффузия.( Взаимное проникновение одного вещества в другое).

?? Какие вещества участвуют в данном случае в диффузии.(Отходы  хим. реакций с водой).

  • Учитель географии:

Восточная мудрость гласит: «Ты то, что ты ешь.»  Не меньшее значение для нас имеет вода, которую мы пьём. 

 По данным ВОЗ ежегодно 350 тыс. россиян умирают от болезней, которые  возникают  из-за некачественной питьевой воды.    

В нашей школе  в апреле и октябре были проведены всероссийские экологические уроки: « Вода России» и «Хранители воды». Мы на  уроках говорили о том, как нужно экономить воду и сохранять её чистой.

Мы живём в удивительно красивом крае. Жителям Осетии очень повезло с водой: у нас самая  вкусная, холодная и  кристально чистая вода. Многие регионы страны, нам могут только завидовать.

Я предлагаю вам, посмотреть небольшой фрагмент  фильма про Осетию, а также послушать эссе, которое подготовила Анжелика.  

Родной мой край!  Мой Иристон!  Моя Осетия!

        Сколько восхищения всего в паре слов. Каждому человеку дорога его родная земля и  я не могу без моей маленькой Родины!  Это мой дом, где я родилась, её природа знакома мне с ранних лет. Белоснежные вершины гор, бездонные ущелья, ослепительная белизна ледников  и стремительные водопады, бурные реки и лазурное небо! Природа очаровывает своей неповторимой красотой! Осетию не описать словами, всю эту красоту надо видеть.

      Мы в последнее время много  путешествуем, знакомимся с другими странами, но в моём сердце всегда живёт один - единственный уголок тепла и уюта. Моя Осетия! Мы бережно должны относиться к природе родного края. Ведь Родина, природа и родник – слова одного корня. Что мы оставим нашим потомкам? Мёртвые реки и озёра, вырубленные  леса без щебетания птиц.… Говорят, прежде чем стать гражданином своей страны, надо быть гражданином своей школы, города и жить её жизнью и заботами. Ведь для человека нет ничего ближе и дороже родного края!!!

? классу: вы посмотрели фильм и послушали выступление.

 Какие меры по охране водных ресурсов  , вы можете предложить? (ввести оборотную систему водоснабжения, т.е.отработанная  вода очищается и снова используется;  устанавливать  очистные сооружения на предприятиях ; элементарно  использовать  воду рационально и экономно ,  и самое важное не загрязнять водоёмы).

Какой вывод мы должны сделать из сказанного?  

 Что вода , это  исчерпаемый   но возобновимый ресурс, благодаря растворённому в ней кислороду и деятельности некоторых бактерий , она обладает удивительной способностью к самоочищению.

Нет такого вещества на Земле, которое могло бы заменить воду,  и задача людей сохранить  её для будущих поколений .

 Учитель географии:

     Загрязнение вод - одна из глобальных проблем человечества. Если бы каждый человек приложил усилия для сохранения чистой воды, катастрофа была бы  не такой масштабной.

А закончить урок, хочется всё- таки  на позитивной ноте.

     

       Жизнь нам дарящая, гордая, властная,

Холодная, жгучая, в гневе могучая .

В мир ты приходишь рекой, океанами,

В доме встречаешь открытыми кранами,

Каплей росы, что укрыла трава,

Слёзным дождём, что нам шлют небеса.

Жизнь без тебя на Земле невозможна,

 И будем действовать мы осторожно,

Чтоб сохранилась твоя чистота-

 Незаменимая наша вода!

     Учитель физики:

Давайте подведём итог: Сегодня на уроке вы вспомнили и обобщили то, что знали о воде, узнали много нового, интересного об этой загадочной стихии. Раскрыли значение воды и познакомились с ее физическими  свойствами. Заканчивая наш урок

поднимите руки те, кому сегодня удалось расширить свои знания о воде?

Нарисуйте на кружочках смайлик, соответствующий вашему восприятию урока. Я рада, что у большинства из вас смайлики улыбаются, значит, вам понравился урок, посвященный самому удивительному веществу – ВОДЕ.

          Ребята ! На уроке вы работали активно. Молодцы!

                     Спасибо нашим  гостям. До, новых встреч!

Д/ задание:

1.Какие физические приборы используются для исследования водных ресурсов, и их назначение.

2.У нас сегодня был необычный урок , поэтому и д/з будет необычным , а творческим. Написать небольшое сочинение на тему: « Где вода, там и жизнь».

Рефлексия:

«Радуга настроения». 
На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное – зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии на тему "Атмосферное давление" для 6 класса

Разработка урока изучения нового материала в 6 классе для учителей -смежников подразумевает более полное и подробное изучение новых терминов и понятий, что позволяет лучше понять и запомнить содержани...

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти      Конспект открытого интегрированного урока по...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе по немецкому языку, музыке, литературе и МХК.

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе для учителей немецкого языка, музыки, литературы и МХК....