Разработка открытого интегрированного урока физика +география : " Самая удивительная жидкость"
методическая разработка по физике (8 класс)
Урок позволяет проанализировать,расширить и закрепить знания о роли воды в природе и жизни человека,полученнык на уроках физики и геграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samaya_udivitelnaya_zhidkost_na_svete.docx | 209.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №39
им.Т.С.Дзебисова
Методическая разработка интегрированного урока
по географии и физике
«Самая удивительная на свете жидкость»
Цель урока: Обобщить , проанализировать, расширить и закрепить знания учащихся о роли воды в природе и жизни человека, полученные на уроках физики и географии, роли каждого человека в решении экологических проблем.
Тип урока: интегрированный.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся о воде, как самом распространенном веществе на Земле;
- познакомить учащихся с физическими свойствами воды;
- закрепить умения при решении задач;
- Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании.
- Развивать умение самостоятельно работать с различными источниками.
- показать возможности интеграции разных школьных предметов при изучении свойств воды.
Воспитательные:
- Прививать чувства бережного отношения к природе.
- Продолжить экологическое воспитание школьников.
Развивающие:
- Совершенствовать умение анализировать сложившуюся экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.
- Способствовать развитию познавательного интереса к физике и географии путём применения проблемного изложения материала .
Метод обучения:
- Проблемно- поисковый, иллюстративный.
Средства обучения :
Компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, лабораторное оборудование, карта «Водные ресурсы», атласы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся к уроку:
Учитель географии:
Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный, интегрированный урок, по физике и географии , который проведем мы , учитель физики Фатима Кимовна и географии Нателла Тепсарикоевна.
Тема нашего урока «Самая удивительная на свете жидкость».
Ребята подумайте, о какой жидкости пойдёт речь?
Правильно, наш разговор на уроке пойдёт о воде. Я, предлагаю вам посмотреть на экран.
Эпиграфом к уроку, являются замечательные слова французского писателя, Антуана де Сент-Экзюпери:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»
Ребята, как вы понимаете эти слова? Почему автор придаёт воде такое значение ?(примерные ответы)
( значение воды трудно переоценить для нашей планеты, без воды исчезли бы все живые организмы , Земля единственная планета С.С. где есть жизнь благодаря воде, вода разрушает горные породы, влияет на климат, согласно эволюционной теории жизнь на земле зародилась в водной среде организм человека состоит на 70% из воды, она используется в быту, промышленности и сельском хозяйстве, побережье океанов, морей, рек и озёр -это места отдыха миллионов людей.)
Правильно, ребята! Вода самое важное вещество в окружающем нас мире , она самое главное богатство на нашей планете.
Учитель физики: Ребята, мы обобщим, проанализируем, закрепим и расширим наши знания о роли воды в природе и жизни человека, полученные на уроках географии и физики, о необходимости бережного отношения к воде и роли каждого человека в решении экологических проблем. Тем более, что 2017г. объявлен в России годом экологии.
- Учитель географии:
Наша Земля прекрасна благодаря воде. Посмотрите на глобус, видно, что большую часть её поверхности -71% занимает вода и лишь 29 % суша.
? классу : А какая оболочка изучает водные объекты?
Ребята, вы можете назвать, что входит в состав гидросферы ?
( МО и её части: океаны, моря, заливы и проливы, а также водные объекты расположенные на суше: ледники, реки, озёра, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, и водяной пар в атмосфере, а также искусствен. (антропогенные) водоёмы - пруды, водохранилище и каналы) Хорошо. Давайте поработаем с картой атласа.
? классу: Какие виды водных ресурсов показаны на карте России?
Океаны ,моря, заливы ,проливы ,реки, озёра, вдхр. каналы, болота
? классу: Какие водные ресурсы не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно? подземные воды.
Россия страна великих рек и крупнейших озёр: давайте их покажем на карте.
Реки: Волга и Печора, Обь и Иртыш, Енисей и Лена, Амур и Зея (показывает на физической карте РФ).
Озера: – Каспийское , Онежское и Ладожское, Таймыр , Байкал ,Ханка.
Кто покажет МО и его части?
Россия, является и великой морской державой, т.к. омывается 12 морями и 3 океанами
? классу: Хорошо ли обеспечена Россия водными ресурсами ? Какой вывод мы можем сделать? Работа уч-ся с картой атласа
- наша страна богата водными ресурсами, но они распределены неравномерно. Больше водных ресурсов в азиатской части страны.
А с чем это связано?
Это связано с климатом, в азиатской части меньше испаряемость и наличие многолетней мерзлоты, а также рельеф, крупнейшие реки Сибири берут начало на юге высоко в горах.
? классу: теперь вы можете дать определение понятию « водные ресурсы?
К водным ресурсам относится вода, которая используется человеком в хозяйстве
Учитель физики: ?? В каких состояниях встречается вода в природе (жидком-вода, твёрдом- лед, газообразном- пар.) .
?? Какие условия необходимы , для перехода воды из одного состояния в другое( изменения температуры воды).
?? А какие физическими параметры воды вам известны(плотность, тем-ра кипения и кристаллизации, удельная теплоёмкость)
?? А какими физическими свойствами обладает вода (сохраняет объём и легко меняет форму)
?? А существует ли у воды её собственная форма. (капля).
Высокое поверхностное натяжение позволяет воде иметь шарообразную форму. Благодаря пленке многие предметы, будучи тяжелее воды, не погружаются в воду. Если, например, стальную иголку осторожно положить на поверхность воды, то иголка не тонет. А ведь плотность стали почти в восемь раз больше плотности воды! Ребята, кто хочет положить иголку на воду? (Опыт)
Учитель географии:
? классу: Ребята, нужно ли охранять воду, ведь её так много на Земле?
Да нужно. Дело в том что основная масса воды на Земле – это солёная вода морей и океанов, непригодная ни для питья, ни для промышленности, ни для с/х. Нужна не солёная вода , а пресная, доля которой составляет около 2% от всех водных ресурсов.
Правильно!
Численность населения и ее потребности в пресной воде растут с каждым годом, население Земли составляет 7,5 миллиардов человек. 98% это морская солёная вода и лишь 2 % приходиться на пресную воду. На ум приходит пословица : «Кругом вода, а пить нельзя». Ребята, а как вы понимаете слова данной пословицы?
? классу: Вы никогда не задумывались над вопросом, почему пресная вода не иссякает? ( Благодаря круговороту воды в природе)
Кто скажет , как происходит круговорот воды в природе?
Круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу, которая нагревает поверхность океанов и вода в большом количестве испаряется с поверхности океанов, тёплый воздух поднимается вверх т.к. он лёгкий и охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил название конденсация - это превращение водяного пара в воду.
Далее в атмосфере образуются облака, которые затем под действием ветров перемещаются на сушу, выпадают осадки, которые пополняют воды озер, подземные воды. Воды рек, в свою очередь, возвращается в моря и океаны. Эти процессы происходят под действием энергии Солнца и силы тяжести Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, то на суше не было бы рек, озер и подземных вод. А значит, не было бы и жизни. Т.О. основными этапами круговорота воды в природе являются : нагревание, испарение, конденсация и выпадение осадков. Круг замыкается, и пресная вода не иссякает.
Учитель физики:
Каждый раз отдыхая на море, у меня возникает желание полюбоваться морскими глубинами и заняться дайвингом!
?? А вы знаете что такое дайвинг.
Какое снаряжение нам понадобится? (Ответы учащихся)
?? А на какую глубину мы можем погрузиться без снаряжения.
Давайте найдем ответ на этот вопрос в тексте (До 80 м). А глубже сможем? (Нет). Почему? (Вода будет давить). А какая зависимость между давлением воды и глубиной погружения? (Ответы учащихся). Давайте проверим наши предположения: рассчитаем давление воды на глубинах 1000 м, 2000 м. Вспомним формулу давления жидкости и единицы измерения величин, входящих в нее (p= • g • h). (Ученики решают задачи учитель физики консультирует и помогает).
Какой вывод вы можете сделать? (Давление воды с глубиной увеличивается). (При погружении на большую глубину нужен водолазный костюм).
ФИЗМИНУТКА
Учитель физики: Как было сказано в начале урока 2017г. объявлен годом экологии в России.
Я предлагаю вам посмотреть на экран.
?? Какие виды загрязнений здесь изображены?
( Загрязнение бытовыми отходами, нарушение экосистемы, загрязнение вод химического производства)
?? Вспомните из курса физики, какой процесс объясняет загрязнение воды промышленными отходами? ( Диффузия.)
??Кто скажет, что такое диффузия.( Взаимное проникновение одного вещества в другое).
?? Какие вещества участвуют в данном случае в диффузии.(Отходы хим. реакций с водой).
- Учитель географии:
Восточная мудрость гласит: «Ты то, что ты ешь.» Не меньшее значение для нас имеет вода, которую мы пьём.
По данным ВОЗ ежегодно 350 тыс. россиян умирают от болезней, которые возникают из-за некачественной питьевой воды.
В нашей школе в апреле и октябре были проведены всероссийские экологические уроки: « Вода России» и «Хранители воды». Мы на уроках говорили о том, как нужно экономить воду и сохранять её чистой.
Мы живём в удивительно красивом крае. Жителям Осетии очень повезло с водой: у нас самая вкусная, холодная и кристально чистая вода. Многие регионы страны, нам могут только завидовать.
Я предлагаю вам, посмотреть небольшой фрагмент фильма про Осетию, а также послушать эссе, которое подготовила Анжелика.
Родной мой край! Мой Иристон! Моя Осетия!
Сколько восхищения всего в паре слов. Каждому человеку дорога его родная земля и я не могу без моей маленькой Родины! Это мой дом, где я родилась, её природа знакома мне с ранних лет. Белоснежные вершины гор, бездонные ущелья, ослепительная белизна ледников и стремительные водопады, бурные реки и лазурное небо! Природа очаровывает своей неповторимой красотой! Осетию не описать словами, всю эту красоту надо видеть.
Мы в последнее время много путешествуем, знакомимся с другими странами, но в моём сердце всегда живёт один - единственный уголок тепла и уюта. Моя Осетия! Мы бережно должны относиться к природе родного края. Ведь Родина, природа и родник – слова одного корня. Что мы оставим нашим потомкам? Мёртвые реки и озёра, вырубленные леса без щебетания птиц.… Говорят, прежде чем стать гражданином своей страны, надо быть гражданином своей школы, города и жить её жизнью и заботами. Ведь для человека нет ничего ближе и дороже родного края!!!
? классу: вы посмотрели фильм и послушали выступление.
Какие меры по охране водных ресурсов , вы можете предложить? (ввести оборотную систему водоснабжения, т.е.отработанная вода очищается и снова используется; устанавливать очистные сооружения на предприятиях ; элементарно использовать воду рационально и экономно , и самое важное не загрязнять водоёмы).
Какой вывод мы должны сделать из сказанного?
Что вода , это исчерпаемый но возобновимый ресурс, благодаря растворённому в ней кислороду и деятельности некоторых бактерий , она обладает удивительной способностью к самоочищению.
Нет такого вещества на Земле, которое могло бы заменить воду, и задача людей сохранить её для будущих поколений .
Учитель географии:
Загрязнение вод - одна из глобальных проблем человечества. Если бы каждый человек приложил усилия для сохранения чистой воды, катастрофа была бы не такой масштабной.
А закончить урок, хочется всё- таки на позитивной ноте.
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая .
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слёзным дождём, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота-
Незаменимая наша вода!
Учитель физики:
Давайте подведём итог: Сегодня на уроке вы вспомнили и обобщили то, что знали о воде, узнали много нового, интересного об этой загадочной стихии. Раскрыли значение воды и познакомились с ее физическими свойствами. Заканчивая наш урок
поднимите руки те, кому сегодня удалось расширить свои знания о воде?
Нарисуйте на кружочках смайлик, соответствующий вашему восприятию урока. Я рада, что у большинства из вас смайлики улыбаются, значит, вам понравился урок, посвященный самому удивительному веществу – ВОДЕ.
Ребята ! На уроке вы работали активно. Молодцы!
Спасибо нашим гостям. До, новых встреч!
Д/ задание:
1.Какие физические приборы используются для исследования водных ресурсов, и их назначение.
2.У нас сегодня был необычный урок , поэтому и д/з будет необычным , а творческим. Написать небольшое сочинение на тему: « Где вода, там и жизнь».
Рефлексия:
«Радуга настроения».
На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное – зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»
Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля) посредством интегрированных технологий....
Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии на тему "Атмосферное давление" для 6 класса
Разработка урока изучения нового материала в 6 классе для учителей -смежников подразумевает более полное и подробное изучение новых терминов и понятий, что позволяет лучше понять и запомнить содержани...
Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".
8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ» ТЕМА УРОКА №23:...
Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти Конспект открытого интегрированного урока по...
Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...
Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе по немецкому языку, музыке, литературе и МХК.
Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе для учителей немецкого языка, музыки, литературы и МХК....
Сценарий открытого интегрированного урока физики и физическая культура по теме «Физика в спорте на примере игр Дыгына»
Сценарий интегрированного урока физика+физическая культура для 9-х классов...