рабочая прорамма по географии 11 класс
рабочая программа по географии (11 класс) по теме

Внукова Ольга Владимировна

рабочая прорамма по географии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_11_klass_domagatskikh.docx63.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа адресована учащимся 11 класса общеобразовательной школы.

Концепция программы. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.

Обоснованность. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.  

Предмет входит в образовательную область естественных наук

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и  задач:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация
 образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Предполагаемый результат. В результате изучения географии ученик 10 класса должен

 знать/понимать 

  • признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
    составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
    мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
    промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны; географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
  • Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты. Политическую карту и гос. строй.
    Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
    ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
    Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
    Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
    Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
    Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
    Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
    Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки.
    Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
    Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США.
    Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
    Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

должны уметь:

  • показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства; определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов. Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира. Называть и показывать основные  регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
    Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
  • понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Система оценки достижений учащихся. На уроках  возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие. Вид самостоятельной работы и форма контроля выбирается адекватно содержанию, который изучается, закрепляется и обобщается на уроках.

Инструментарий для оценивания:   5-бальная система.

Условные обозначения:

 Н - урок изучение новой темы

А - урок актуализации знаний

П - урок контроля (проверки знаний)

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с этим реализуется:   программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Домогацких Е.М. (34 часа). Издательство  «Русское слово» 2008 год.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии: завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:

  • Приобретение знаний практико-ориентированных, экономических, экологического направления.
  • Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  •     Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).

Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения Особенности программы. Данная программа является версией классического курса и имеет несколько особенностей. Во – первых, он учитывает все указания , прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образовательным нормам. Во-вторых  на старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

 Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет входит в образовательную область естественных наук.

В школе используется классно-урочная система. Уроки по 45 минут. Согласно действующему учебному плану и с учетом профиля класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: количество часов: всего 35 часов - 1 час в неделю.  Типы уроков: изучения нового материала; актуализации знаний и умений; контроль; урок – практикум; урок – зачет.

Настоящий рабочая программа учитывает информационно - технологический  профиль класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:

Программа «География» входит вариативную часть федерального компонента учебного плана полного среднего  общего образования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать:

  • методы географических исследований и уметь применять их на практике;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов;
  • динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
  • особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.

2. Уметь:

  • составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
  • объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
  • оценивать ресурсообеспеченность стран;
  • использовать разнообразные источники географической информации.

Содержание программы

Часть 2. Региональный обзор мира

Тема 1. Политическая карта мира

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

 Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Тема 2. Зарубежная Европа

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.  Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. 

Тема 3. Зарубежная Азия

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения,  национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо.  Объекты Всемирного наследия.

 Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя  Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства  и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

 Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как  растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

 Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

 Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы.  Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.  Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

 Международные экономические связи.

 Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Тема 4. Северная Америка

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Тема 5. Латинская Америка

Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы.  Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Тема 6. Африка  

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –  единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей  отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Тема 7. Австралия и Океания

Австралия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных  ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

 Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

 Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Тема 8. Россия в современном мире

Экономико-географическая история России. Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.  Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Тематическое планирование по географии 11 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Тема  1 Политическая карта мира

Этапы формирования политической карты мира.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Регионы мира и международные организации.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Входной мониторинг

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Тема 2 Зарубежная Европа

Состав и географическое положение Зарубежной Европы.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Природа и люди.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Хозяйство и внутренние различия.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Федеративная Республика Германия.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Республика Польша.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Тема 3. Зарубежная Азия

Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Население и хозяйство.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Япония. Географическое положение, ресурсы и население.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Хозяйство Японии.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Хозяйство Китая.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Республика Индия. Географическое положе-ние, ресурсы и население

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Хозяйство и внутренние различия Республики Индия.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Промежуточный мониторинг

Тема 4. Северная Америка

США. Географическое положение, ресурсы и население.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

США. Хозяйство, внутренние различия.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Канада. Географическое положение, ресурсы и население.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Тема 5. Латинская Америка

Географическое положение, ресурсы и населения.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Хозяйство и внутренние различия.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство Бразилии.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Зачет по темам «Северная Америка и Латинская Америка».

Тема 6. Африка

Географическое положение и природные ресурсы.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Население и хозяйство.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Южно – Африканская Республика. Географическое положение, ресурсы и население.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Тема 7. Австралия и Океания

Австралия.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Океания.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Тема 8. Россия в современном мире

Экономико-географическая история России.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Современная Россия.

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Итоговый мониторинг

Россия в современном мире».

Беседа. Работа с картами атласа и учебником.

Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс

Тема урока

Элементы содержания  

Тип урока

Предполагаемый результат

Материалы к уроку

Домашнее задание

Календарные сроки

Примечание

Тема  1 Политическая карта мира

Этапы формирования политической карты мира. Практическая работа Характеристика политико-географического положения

страны, его изменений во

времени

Н

Регионы мира и международные организации.

Н

Входной мониторинг

П

Тема 2 Зарубежная Европа

Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Практическая работа Создание экономико-

географического обоснования

размещения двух-трех  отраслей промышленности в

одной из стран

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Н

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Карты

Природа и люди.

Н

Хозяйство и внутренние различия.

Н

Федеративная Республика Германия.

Н

Карты

Республика Польша.

Н

Карты

Тема 3. Зарубежная Азия

Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии и Австралии. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Н

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Азии;  таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Карты

Население и хозяйство.

Н

Карты

Япония. Географическое положение, ресурсы и население.

Н

Карты

Хозяйство Японии. Практическая работа Отражение на картосхеме международных

экономических

связей Японии

Н

Карты

Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население

Н

Карты

Хозяйство Китая. Практическая работа Характеристика

специализации

основных сельскохозяйственных районов Китая

Н

Карты

Республика Индия. Географическое положе-ние, ресурсы и население

Н

Карты

Хозяйство и внутренние различия Республики Индия. Практическая работа Оценка природных предпосылок для развития промышленности и

сельского хозяйства Индии

Н

Карты

Промежуточный мониторинг

П

Тема 4. Северная Америка

США. Географическое положение, ресурсы и население. Практическая работа Объяснение влияния

природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения

Н

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки;  таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия                  

Карты

США. Хозяйство, внутренние различия. Практическая работа Составление картосхемы

районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения.

Н

Карты

Канада. Географическое положение, ресурсы и население.

Н

Карты

Тема 5. Латинская Америка

Географическое положение, ресурсы и населения. Практическая работа Составление программы освоения новой

территории с перспективой

ее экономического развития в XXI веке

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития.

Н

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность стран Латинской  Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской  Америки;  таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия                  

Карты

Хозяйство и внутренние различия.

Н

Карты

Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство Бразилии.

Н

Карты

Зачет по темам «Северная Америка и Латинская Америка».

П

Тема 6. Африка

Географическое положение и природные ресурсы.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития.

Н

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность,  демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику;  таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия                          

Карты

Население и хозяйство.

Н

Карты

Южно – Африканская Республика. Географическое положение, ресурсы и население.

Н

Карты

Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население.

Н

Карты

Тема 7. Австралия и Океания

Австралия. Практическая работа Составление картосхемы,

отражающей

международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития.

Н

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность,  демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику;  таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия                          

Карты

Океания.

Н

Карты

Тема 8. Россия в современном мире

Экономико-географическая история России.

Н

Современная Россия.

Н

Итоговый мониторинг

П

Россия в современном мире».

        Перечень учебно-методического обеспечения

        В кабинете географии имеется раздаточный материал:


Пособия

Содержание

Разноуровневые тесты 

Тесты имеют задания по изученным темам.

Карточки с индивидуальными заданиями

Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся

Так же в кабинете для наглядного изучения имеются: коллекции минералов и горных пород, гербарий, теллурий, глобусы.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих электронных – образовательных ресурсов Интерактивные карты по курсу;

Интерактивные наглядные пособия;

Электронные уроки и тесты;

Дополнительная электронная литература

Библиотека электронных наглядных пособий

В кабинете географии имеются настенные  и интерактивные карты и таблицы для 10 класса:

        Список литературы.

Учебник

Домогацких Е.М.. Экономическая и социальная география мира.  11 кл. Учебник .- М.: «Русское слово», 2009.

 УМК

  1. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература  

  1.  Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира. Учебник - М.: Дрофа, 2004.
  2.  Максаковский В. П. Дополнительные главы М.: Дрофа, 2000.
  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. М.: Дрофа,2004.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения географии ученик 11 класса должен

 знать/понимать 

  • признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
  • составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
  • мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
  • промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы
  • международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны;
  • географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
  • Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты.
  • Политическую карту и государственный  строй.
  • Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
  • Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города.
  • Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
    ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
  • Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
  • Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
    Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
  • Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
  • Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
  • Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки. Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
  • Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США. Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
  • Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

должны уметь:

  • показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства;
  •  определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов.
  • Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира.
  • Называть и показывать основные  регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
  • Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
  • понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

владеть компетенциями:

  •  коммуникативной,
  • учебно-познавательной,
  •  рефлексивной,
  •  личностного саморазвития,
  •  ценностно-ориентационной,
  • смыслопоисковой,
  •  профессионально-трудовой;

Приложение

Название практической работы

1

Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени

2

Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех  отраслей промышленности в одной из стран.

3

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

4

Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая

5

Оценка природных предпосылок для развития промышленности и

сельского хозяйства Индии

6

Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения

7

Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения.

8

Составление программы освоения новой территории с перспективой

ее экономического развития в XXI веке

9

Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов.

10

Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прорамма по курсу "Коррекционные индивидуальные занятия в 7-9 классах речевой школы"

Материал содержит тематическое и календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий учащихся 7-9 классов....

Рабочая прорамма по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса (68часов) УМК Пасечник В.В. Составитель: Захаркина Елена Станиславовна 2012 год пос. Славный  Пояснительная записка Рабочая программа по биологии с...

рабочая прорамма по русскому языку для 5 класса (углубление)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа,...

рабочая прорамма по географии 7 класс

рабочая прорамма по географии 7 класс...

рабочая прорамма по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО

рабочая прорамма составлена к учебнику географии 5 класса, автор Е.М.Домагацких...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...