рабочая прорамма по географии 11 класс
рабочая программа по географии (11 класс) по теме
рабочая прорамма по географии 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_11_klass_domagatskikh.docx | 63.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 11 класса общеобразовательной школы.
Концепция программы. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.
Обоснованность. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Предмет входит в образовательную область естественных наук
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Предполагаемый результат. В результате изучения географии ученик 10 класса должен
знать/понимать
- признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны; географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы. - Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты. Политическую карту и гос. строй.
Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки.
Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США.
Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
должны уметь:
- показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства; определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов. Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира. Называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
- понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Система оценки достижений учащихся. На уроках возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие. Вид самостоятельной работы и форма контроля выбирается адекватно содержанию, который изучается, закрепляется и обобщается на уроках.
Инструментарий для оценивания: 5-бальная система.
Условные обозначения:
Н - урок изучение новой темы
А - урок актуализации знаний
П - урок контроля (проверки знаний)
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с этим реализуется: программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Домогацких Е.М. (34 часа). Издательство «Русское слово» 2008 год.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии: завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний практико-ориентированных, экономических, экологического направления.
- Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
- Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения Особенности программы. Данная программа является версией классического курса и имеет несколько особенностей. Во – первых, он учитывает все указания , прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образовательным нормам. Во-вторых на старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет входит в образовательную область естественных наук.
В школе используется классно-урочная система. Уроки по 45 минут. Согласно действующему учебному плану и с учетом профиля класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: количество часов: всего 35 часов - 1 час в неделю. Типы уроков: изучения нового материала; актуализации знаний и умений; контроль; урок – практикум; урок – зачет.
Настоящий рабочая программа учитывает информационно - технологический профиль класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:
Программа «География» входит вариативную часть федерального компонента учебного плана полного среднего общего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Знать:
- методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
- оценивать ресурсообеспеченность стран;
- использовать разнообразные источники географической информации.
Содержание программы
Часть 2. Региональный обзор мира
Тема 1. Политическая карта мира
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Тема 2. Зарубежная Европа
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Тема 3. Зарубежная Азия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Тема 4. Северная Америка
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Тема 5. Латинская Америка
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Тема 6. Африка
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Тема 7. Австралия и Океания
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Тема 8. Россия в современном мире
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.
Тематическое планирование по географии 11 класс
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Тема 1 Политическая карта мира | |
Этапы формирования политической карты мира. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Регионы мира и международные организации. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Входной мониторинг | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Тема 2 Зарубежная Европа | |
Состав и географическое положение Зарубежной Европы. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Природа и люди. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Хозяйство и внутренние различия. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Федеративная Республика Германия. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Республика Польша. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Тема 3. Зарубежная Азия | |
Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Население и хозяйство. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Япония. Географическое положение, ресурсы и население. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Хозяйство Японии. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Хозяйство Китая. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Республика Индия. Географическое положе-ние, ресурсы и население | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Хозяйство и внутренние различия Республики Индия. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Промежуточный мониторинг | |
Тема 4. Северная Америка | |
США. Географическое положение, ресурсы и население. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
США. Хозяйство, внутренние различия. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Канада. Географическое положение, ресурсы и население. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Тема 5. Латинская Америка | |
Географическое положение, ресурсы и населения. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Хозяйство и внутренние различия. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство Бразилии. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Зачет по темам «Северная Америка и Латинская Америка». | |
Тема 6. Африка | |
Географическое положение и природные ресурсы. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Население и хозяйство. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Южно – Африканская Республика. Географическое положение, ресурсы и население. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Тема 7. Австралия и Океания | |
Австралия. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Океания. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Тема 8. Россия в современном мире | |
Экономико-географическая история России. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Современная Россия. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Итоговый мониторинг | |
Россия в современном мире». | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. |
Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс
№ | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Предполагаемый результат | Материалы к уроку | Домашнее задание | Календарные сроки | Примечание | |
Тема 1 Политическая карта мира | |||||||||
Этапы формирования политической карты мира. Практическая работа Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени | Н | ||||||||
Регионы мира и международные организации. | Н | ||||||||
Входной мониторинг | П | ||||||||
Тема 2 Зарубежная Европа | |||||||||
Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Практическая работа Создание экономико- географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Н | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Карты | |||||
Природа и люди. | Н | ||||||||
Хозяйство и внутренние различия. | Н | ||||||||
Федеративная Республика Германия. | Н | Карты | |||||||
Республика Польша. | Н | Карты | |||||||
Тема 3. Зарубежная Азия | |||||||||
Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии и Австралии. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Н | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Карты | |||||
Население и хозяйство. | Н | Карты | |||||||
Япония. Географическое положение, ресурсы и население. | Н | Карты | |||||||
Хозяйство Японии. Практическая работа Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии | Н | Карты | |||||||
Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население | Н | Карты | |||||||
Хозяйство Китая. Практическая работа Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая | Н | Карты | |||||||
Республика Индия. Географическое положе-ние, ресурсы и население | Н | Карты | |||||||
Хозяйство и внутренние различия Республики Индия. Практическая работа Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии | Н | Карты | |||||||
Промежуточный мониторинг | П | ||||||||
Тема 4. Северная Америка | |||||||||
США. Географическое положение, ресурсы и население. Практическая работа Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения | Н | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Карты | ||||||
США. Хозяйство, внутренние различия. Практическая работа Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. | Н | Карты | |||||||
Канада. Географическое положение, ресурсы и население. | Н | Карты | |||||||
Тема 5. Латинская Америка | |||||||||
Географическое положение, ресурсы и населения. Практическая работа Составление программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. | Н | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Карты | |||||
Хозяйство и внутренние различия. | Н | Карты | |||||||
Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство Бразилии. | Н | Карты | |||||||
Зачет по темам «Северная Америка и Латинская Америка». | П | ||||||||
Тема 6. Африка | |||||||||
Географическое положение и природные ресурсы. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. | Н | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Карты | |||||
Население и хозяйство. | Н | Карты | |||||||
Южно – Африканская Республика. Географическое положение, ресурсы и население. | Н | Карты | |||||||
Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население. | Н | Карты | |||||||
Тема 7. Австралия и Океания | |||||||||
Австралия. Практическая работа Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. | Н | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Карты | |||||
Океания. | Н | Карты | |||||||
Тема 8. Россия в современном мире | |||||||||
Экономико-географическая история России. | Н | ||||||||
Современная Россия. | Н | ||||||||
Итоговый мониторинг | П | ||||||||
Россия в современном мире». |
Перечень учебно-методического обеспечения
В кабинете географии имеется раздаточный материал:
| Содержание |
Разноуровневые тесты | Тесты имеют задания по изученным темам. |
Карточки с индивидуальными заданиями | Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся |
Так же в кабинете для наглядного изучения имеются: коллекции минералов и горных пород, гербарий, теллурий, глобусы.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих электронных – образовательных ресурсов Интерактивные карты по курсу;
Интерактивные наглядные пособия;
Электронные уроки и тесты;
Дополнительная электронная литература
Библиотека электронных наглядных пособий
В кабинете географии имеются настенные и интерактивные карты и таблицы для 10 класса:
Список литературы.
Учебник
Домогацких Е.М.. Экономическая и социальная география мира. 11 кл. Учебник .- М.: «Русское слово», 2009.
УМК
- Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.
- Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература
- Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира. Учебник - М.: Дрофа, 2004.
- Максаковский В. П. Дополнительные главы М.: Дрофа, 2000.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. М.: Дрофа,2004.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения географии ученик 11 класса должен
знать/понимать
- признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
- составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
- мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
- промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы
- международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны;
- географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
- Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты.
- Политическую карту и государственный строй.
- Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
- Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города.
- Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. - Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
- Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая. - Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
- Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
- Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки. Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
- Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США. Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
- Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
должны уметь:
- показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства;
- определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов.
- Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира.
- Называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
- Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
- понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
владеть компетенциями:
- коммуникативной,
- учебно-познавательной,
- рефлексивной,
- личностного саморазвития,
- ценностно-ориентационной,
- смыслопоисковой,
- профессионально-трудовой;
Приложение
№ | Название практической работы |
1 | Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени |
2 | Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран. |
3 | Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. |
4 | Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая |
5 | Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии |
6 | Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения |
7 | Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. |
8 | Составление программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке |
9 | Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. |
10 | Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прорамма по курсу "Коррекционные индивидуальные занятия в 7-9 классах речевой школы"
Материал содержит тематическое и календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий учащихся 7-9 классов....
Рабочая прорамма по биологии для 8 класса
Рабочая программа по биологии для 8 класса (68часов) УМК Пасечник В.В. Составитель: Захаркина Елена Станиславовна 2012 год пос. Славный Пояснительная записка Рабочая программа по биологии с...
рабочая прорамма по русскому языку для 5 класса (углубление)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа,...
рабочая прорамма по географии 7 класс
рабочая прорамма по географии 7 класс...
рабочая прорамма по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО
рабочая прорамма составлена к учебнику географии 5 класса, автор Е.М.Домагацких...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...