рабочая прорамма по русскому языку для 5 класса (углубление)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Новикова Наталья Григорьевна
  • Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель межшкольного

методического объединения

учителей русского языка

и литературы

_______________ Н.А.Томилина

Протокол №_____ от

«_____» _________________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

___________________ Н.И.Ткаченко

«_____» _________________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

______________ Л.А.Прядченко

Приказ №_____ от

«____» _________________ 2013 г.

Рабочая программа

Новикова Наталья Григорьевна

(высшая квалификационная категория)

По учебному курсу «Русский язык»

5 «а» класс

Углубленный уровень

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

  • Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
  • Авторской программы В.В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2011.
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013-14 учебный год
  • С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании русского языка в 2013 – 2014 учебном году».

Цель программы: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

Задачи:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями, совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Учебно-методический комплект:

1. В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. Предпрофильное обучение. 9-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.

2. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.

Количество часов в год – 280

Количество часов в неделю –  8

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

Контрольные диктанты

2

2

2

2

8

Контрольные сочинения

1

1

1

3

Контрольные изложения

1

1

1

3

Контрольное тестирование

1

1

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность: аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросе учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;        
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Подготовка

 к ЕГЭ

Примечания

Вводный курс  (86+14Р/Р)   Введение (6)

1

Путешествие по страницам учебника.

Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку.

Текущий контроль

1

2

Введение. Роль языка в жизни общества.

Текущий контроль

1

3

Роль языка в жизни общества.

Текущий контроль

1

4

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Текущий контроль

1

5

Понятие о стилистике.

Текущий контроль

1

6

Понятие о стилях. Понятие о стилях литературного языка.  

Текущий контроль

1

7

Словарный диктант по теме «Орфография». Грамматика (краткие сведения).

Диктант

1

Орфография – А15,А16

8

Понятие о морфологии и орфографии.

Текущий контроль

1

9

Орфограмма. Повторение орфограмм, изучаемых в начальной школе

Текущий контроль

1

Орфография – А15,А16

10

Повторение орфограмм, изучаемых в начальной школе

Текущий контроль

1

11

Обобщение изученного по теме «Повторение орфограмм, изучаемых в начальной школе».

Текущий контроль

1

Решение задач по типу части А

12

Вводный контроль. Контрольный диктант по теме «Повторение орфограмм, изучаемых в начальной школе».

Вводный контроль

1

13

Понятие о частях речи.

Текущий контроль

1

14

Самостоятельные части речи.

Текущий контроль

1

части речи – А11, В2

15

Проверочная работа по теме «Части речи».

Имя существительное.

Диктант

1

16

Имя существительное.

Текущий контроль

1

17

Имя прилагательное.

Текущий контроль

1

18

Р/р Сочинение-описание на тему «Самый памятный день».

Сочинение

1

Часть С

19

Глагол. Неопределённая форма глагола (инфинитив).

Текущий контроль

1

части речи – А11, В2

20

Время глагола.

Текущий контроль

1

части речи – А11

21

Спряжение глагола. Обобщение по теме «Глагол»

Текущий контроль

1

22

Проверочный диктант по теме  «Морфология и орфография».

Диктант

1

23

Наречие.

Текущий контроль

1

24

Наречие.

Текущий контроль

1

25

Местоимение.

Текущий контроль

1

части речи – А11, В2

26

Р/р Рассказ на тему «Поздравление ко дню рождения»

Сочинение

1

27

Служебные части речи.

Текущий контроль

1

28

Предлог.

Текущий контроль

1

29

Предлог.

Текущий контроль

1

30

Союз.

Текущий контроль

1

31

Союз.

Текущий контроль

1

32

Проверочный диктант по теме «Морфология и орфография».

Диктант

1

33

Частицы.

1

34

Частицы. Словарный диктант по теме «Орфография».

Диктант

1

СИНТАКСИС (48+7Р/Р)

35

Понятие о синтаксисе.

Текущий контроль

1

36

Предложение.

Текущий контроль

1

37

Предложение.

Текущий контроль

1

38

Виды предложений по цели высказывания.

Текущий контроль

1

39

Виды предложений по цели высказывания.

Текущий контроль

1

А15,А16

40

Самостоятельная работа по теме «Виды предложений по цели высказывания».

Текущий контроль

1

Часть А

41

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Текущий контроль

1

42

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Текущий контроль

1

43

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тестирование  

1

44

Главные члены предложения.

Текущий контроль

1

45

Второстепенные члены предложения. Определение.

Текущий контроль

1

46

Определение.

Текущий контроль

1

47

Р/р Подготовка к написанию сочинения-описания  на тему "Моё любимое животное"

Сочинение

1

48

Р/р Написание сочинения-описания  на тему "Моё любимое животное"

Сочинение

1

49

Дополнение.

Текущий контроль

1

В2

50

Дополнение

Текущий контроль

1

51

Обстоятельство.

Текущий контроль

1

52

Обстоятельство.

Текущий контроль

1

53

Обобщение изученного по теме "Главные и второстепенные члены предложения".

Диктант

1

54

Р/р Подготовка  к контрольному изложению по тексту К.Паустовского «Кипрей».

Изложение

1

55

Р/р  Контрольное изложение по тексту К.Паустовского «Кипрей».

Изложение

1

56

Словосочетание.

Текущий контроль

1

57

Словосочетание.

Текущий контроль

1

58

Словосочетания в предложении.

Текущий контроль

1

59

Словосочетания в предложении.

Текущий контроль

1

60

Повторение и обобщение по теме «Словосочетание».

Текущий контроль

1

61

Р/р Изложение по тексту Х.К.Андерсена (отрывок из сказки «Дюймовочка»)

Изложение

1

62

Предложения с однородными членами.

Текущий контроль

1

63

Обобщающее слово в предложении с однородными членами.

Текущий контроль

1

64

Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис»

Диктант

1

65

Повторение изученного в разделе «Синтаксис».

66

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

Диктант

1

67

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Текущий контроль

1

68

Предложения с обращениями.

Текущий контроль

1

69

Предложения с обращениями.

Диктант

1

70

Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис»

Текущий контроль

1

71

Предложения с вводными словами.

Текущий контроль

1

72

Предложения с вводными словами.

Текущий контроль

1

73

Предложения с вводными словами.

Диктант

1

74

Предложения с вводными словами.

1

75

Р\р Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту В.Сухомлинского (С.з.167).

Изложение

1

Решение задач по типу части А

76

Р\р Изложение с элементами сочинения по тексту В.Сухомлинского (С.з.167).

Изложение

1

77

Сложное предложение. Сложносочинённые предложения.

Текущий контроль

1

78

Сложное предложение. Сложносочинённые предложения.

Текущий контроль

1

79

Сложносочинённые предложения.

Текущий контроль

1

80

С/р по теме «Сложносочинённые предложения».

Сложноподчинённые предложения.

Текущий контроль

1

81

Сложноподчинённые предложения.

Текущий контроль

1

82

Сложноподчинённые предложения.

Текущий контроль

1

83

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

Текущий контроль

1

84

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение».

Диктант

1

85

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Текущий контроль

1

86

Предложения с прямой речью.

Текущий контроль

1

87

Предложения с прямой речью.

Диктант

1

88

Диалог и монолог.

Текущий контроль

1

89

Диалог и монолог.

Текущий контроль

1

ТЕКСТ (6+5Р/Р)

90

Понятие о тексте.

Текущий контроль

1

91

Повествование.

Текущий контроль

1

92

Р/р Сочинение-повествование "Как я однажды заблудился"

Сочинение

1

93

Описание.  

Текущий контроль

1

94

Описание.  

Текущий контроль

1

95

Р/р Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А.Пластова «Первый снег»  

Сочинение

1

96

Р/р Написание сочинения-описания по картине А.А.Пластова «Первый снег»  

Сочинение

1

97

Рассуждение.  

Текущий контроль

1

98

Рассуждение.  

Текущий контроль

1

99

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "Кто для меня самый родной человек?"

Сочинение

1

Часть С

100

Р/р Написание  сочинения-рассуждения "Кто для меня самый родной человек?"

Сочинение

1

ОСНОВНОЙ  КУРС  (180)

101

Русский язык в современном мире.

Текущий контроль

1

102

Понятие о литературном языке.

Текущий контроль

1

103

Р/р Устная и письменная формы речи.

Текущий контроль

1

104

Основные разделы науки о языке.

Текущий контроль

1

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА.  ОРФОЭПИЯ. (35+5Р/Р)

105

Звуки речи.

Текущий контроль

1

106

Звуки речи.

Текущий контроль

1

107

Звуки речи и буквы.

Текущий контроль

1

В7

108

Алфавит.

Текущий контроль

1

109

Р/р Подготовка к написанию контрольного сочинения на лингвистическую тему (з. 257)

Сочинение

1

Построение текста А7, А8

110

Р/р Написание контрольного сочинения на лингвистическую тему (з. 257).

Сочинение

1

111

Гласные и согласные звуки.

Текущий контроль

1

112

Гласные и согласные звуки.

Текущий контроль

1

113

Слог.  Правила переноса слов.  

Диктант

1

114

Слог.  Правила переноса слов.  

Текущий контроль

1

115

Ударение.

Текущий контроль

1

116

Звонкие и глухие согласные.

Текущий контроль

1

117

Проверочная работа по изученному материалу в разделе «Фонетика».

Звонкие и глухие согласные.

Тестирование  

1

118

Сильная и слабая позиция для гласных и согласных

Текущий контроль

1

119

Твёрдые и мягкие согласные.

Порядок фонетического разбора.

Текущий контроль

1

Фон. разбор-А1, А2

120

Твёрдые и мягкие согласные.

Текущий контроль

1

А15,А16

121

Значения букв Е,Ё,Ю,Я

Текущий контроль

1

122

Значения букв Е,Ё,Ю,Я

Текущий контроль

1

123

Повторение и обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Текущий контроль

1

124

Промежуточный контроль. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Промежуточный контроль.

1

125

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Основные выразительные средства фонетики.

1

126

Р/р Подготовка к домашнему сочинению-сказке "В поющей стране

Фонетике".

Сочинение

1

Решение задач по типу части А

127

Повторение и обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика.

Орфоэпия».

Тестирование  

1

128

Повторение и обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика.

Орфоэпия».

Тестирование  

1

129

Значения букв Ъ и Ь в русской графике

Текущий контроль

1

А1,2

130

Значения букв Ъ и Ь в русской графике

Текущий контроль

1

А1,2

131

Значения букв Ъ и Ь в русской графике

Текущий контроль

1

А1,2

132

Мягкий знак после шипящих на конце слова

Текущий контроль

1

А1,2

133

Мягкий знак после шипящих на конце слова

Текущий контроль

1

А1,2

134

Самостоятельная работа по теме «Фонетика».

Гласные после шипящих.

Текущий контроль

1

А1,2

135

О/Ё после шипящих в корне

1

А1,2

136

О/Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Тестирование  

1

А5-10

137

О/Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Тестирование  

1

А5

138

Р/р Подготовка к изложению с предварительным анализом текста К.Паустовского. (С. з.375).

Изложение

1

А5

139

Р/р Изложение с предварительным анализом текста К.Паустовского. (С. з.375).

Изложение

1

А5

140

Гласные буквы И-Ы после Ц.

Текущий контроль

1

А5

141

Гласные буквы И-Ы после Ц.

Текущий контроль

1

А5

142

Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Текущий контроль

1

А1,2

143

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Диктант

1

А1,2

144

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

МОРФЕМИКА.  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. (22+5Р/Р)

145

Понятие о морфемике.

1

146

Понятие о морфемике.

Тестирование  

1

Решение задач по типу части А

147

Основа слова и окончание.

Тестирование  

1

148

Основа слова и окончание.

Тестирование  

1

149

Корень слова.

Тестирование  

1

150

Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

Тестирование  

1

151

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему об исторических изменениях в составе слова.

Сочинение

1

152

Р/р Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему об исторических изменениях в составе слова.

Сочинение

1

А1,2

153

Приставка и суффикс.

Текущий контроль

1

А5

154

Приставка и суффикс.

Текущий контроль

1

А5

155

Приставка и суффикс.

Текущий контроль

1

А5

156

Приставка и суффикс.

Текущий контроль

1

А5

157

Суффикс.

Текущий контроль

1

А5

158

Морфемный разбор слова. Повторение и обобщение по теме «Морфемика».

Текущий контроль

1

А5

159

Проверочный диктант по теме «Морфемика».

Диктант

1

А5

160

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Диктант

1

А 10-15

161

Словообразование.

Текущий контроль

1

А 10

162

Словообразование.

Текущий контроль

1

А 10

163

Р/р Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на лингвистическую тему о происхождении слов

Сочинение

1

С

164

Словообразовательные цепочки

1

А 10

165

Словообразовательные цепочки

1

А 10

166

Исторические изменения в составе слова

Тестирование  

1

А 10

167

Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Текущий контроль

1

А 10

168

Чередование звуков в корне слова

Текущий контроль

1

А 10

169

Чередование звуков в корне слова

Текущий контроль

1

А 10

170

Р/р Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения  

на лингвистическую тему

Сочинение

1

С

171

Р/р Написание контрольного сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему

Сочинение

1

С

ПРАВОПИСАНИЕ   МОРФЕМ (КОРНЕЙ  И  ПРИСТАВОК) (31+6Р/Р)

172

Правописание безударных гласных в корне.

1

173

Правописание безударных гласных в корне.

1

174

Правописание корней с чередованием гласных А – О. Корни гор-/гар-, зор-/зар-.

1

175

Р/р Подготовка к контрольному изложению с предварительным анализом текста К.Паустовского (з.472).

Изложение

1

С

176

Р/р Контрольное изложение с предварительным анализом текста К.Паустовского (з.472).

Изложение

1

С

177

Правописание корней кос-/кас-, лож-/лаг-.

Текущий контроль

1

А 10

178

Правописание корней кос-/кас-, лож-/лаг-.

Текущий контроль

1

А 10

179

Корни рос-/раст-/-ращ-.  

Текущий контроль

1

А 10

180

Корни рос-/раст-/-ращ-.  

Текущий контроль

1

А 10

181

Повторение и обобщение по теме «Правописание корней с чередованием гласных А – О».

Текущий контроль

1

А 10

182

Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием гласных А – О».

Диктант

1

183

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Текущий контроль

1

184

Правописание корней с чередованием гласных Е – И.

Текущий контроль

1

185

Правописание корней с чередованием гласных Е – И.

Текущий контроль

1

186

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Сказка о шипящих звуках»

Сочинение

1

С

187

Р/р Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Сказка о шипящих звуках»

Сочинение

1

С

188

Правописание корней с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин.   

Текущий контроль

1

Часть  А

189

Правописание корней с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин.

Текущий контроль

1

Часть  А

190

Правописание согласных и гласных в приставках.

Текущий контроль

1

Часть  А

191

Правописание согласных и гласных в приставках.

Текущий контроль

1

Часть  А

192

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).  

Текущий контроль

1

Часть  А

193

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).  

Текущий контроль

1

Часть  А

194

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).  

Текущий контроль

1

Часть  А

195

Р/р  Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту Л.Щербы.

Текущий контроль

1

Часть  А

196

Р/р  Изложение с элементами сочинения по тексту Л.Щербы.

Текущий контроль

1

Часть  А

197

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Текущий контроль

1

Часть  А

198

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Текущий контроль

1

Часть  А

199

Повторение и обобщение по теме "Правописание приставок".

Текущий контроль

1

Часть  А

200

Проверочная работа по теме "Правописание приставок"

Текущий контроль

1

Часть  А

201

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Текущий контроль

1

Часть  А

202

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Текущий контроль

1

Часть  А

203

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Текущий контроль

1

Часть  А

204

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Текущий контроль

1

Часть  А

205

Обобщение по теме "Правописание морфем"

Текущий контроль

1

Часть  А

206

Контрольный диктант по теме "Правописание морфем"

Диктант

1

Часть  А

207

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

208

Обобщение по теме "Правописание морфем"

1

ЛЕКСИКОЛОГИЯ  (36+9Р/Р)

209

Понятие о слове

Текущий контроль

1

Часть В

210

Словарное богатство русского языка.

Текущий контроль

1

Часть В

211

Словарное богатство русского языка.

Текущий контроль

1

Часть В

212

Словари.  Толковые словари русского языка, их использование для уточнения лексического значения слова.

Текущий контроль

1

Часть В

213

Р/р  Подготовка к контрольному изложению  по  тексту А.Мороза «В.И.Даль»

Изложение

1

Часть В

214

Р/р  Контрольное изложение  по тексту А.Мороза«В.И.Даль»

Изложение

1

Часть В

215

Лексическое значение слова.

Текущий контроль

1

Часть В

216

Лексическое значение слова.

Текущий контроль

1

Часть В

217

Прямое и переносное значение слова.

Текущий контроль

1

Часть В

218

Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия.

Текущий контроль

1

Часть В

219

Однозначные и многозначные слова.

Текущий контроль

1

Часть В

220

Однозначные и многозначные слова.

Текущий контроль

1

Часть В

221

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по з.621

Сочинение

1

С

222

Р/р Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по з.621

Сочинение

1

С

223

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Тестирование  

1

Решение задач по типу части А

224

Диалектизмы

Тестирование  

1

225

Профессионализмы. Термины (их интернациональный характер).

Тестирование  

1

226

Употребление диалектизмов и профессионализмов в художественной литературе

Тестирование  

1

227

Синонимы.

Тестирование  

1

228

Синонимы.

Тестирование  

1

229

Р/р  Подготовка к написанию контрольного сочинения-описания по теме «Наступление весны» с использованием  синонимов (з.643).

Сочинение

1

С

230

Р/р  Написание контрольного сочинения-описания по теме «Наступление весны» с использованием  синонимов (з.643).

Сочинение

1

С

231

Синонимические ряды (синтаксические синонимы).

1

Часть В

232

Антонимы.

1

Часть В

233

Роль антонимов  в тексте.

1

Часть В

234

Самостоятельная работа по изученному в разделе «Лексикология»

Омонимы.

Сочинение

1

Часть В

235

Омонимы.

Текущий контроль

1

А13, А9, С1

236

Паронимы

Текущий контроль

1

237

Паронимы

Текущий контроль

1

238

Повторение и обобщение по теме «Лексикология»

Текущий контроль

1

А15,А16

239

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология»

Диктант

1

240

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Диктант

1

241

Понятие об этимологии.

Текущий контроль

1

242

Понятие о народной этимологии.

Текущий контроль

1

243

Устаревшие слова.  

Текущий контроль

1

244

Устаревшие слова.  

Текущий контроль

1

А12, А31

245

Р/р  Подготовка к написанию сочинения-описания  на тему «В музее»

Сочинение

1

246

Р/р  Написание сочинения-описания на тему «В музее»

Сочинение

1

247

Неологизмы.

Тестирование  

1

248

Неологизмы.

Тестирование  

1

249

Заимствованные слова.

Тестирование  

1

250

Фонетические и морфемные изменения заимствованных слов в русском языке.

Тестирование  

1

251

Старославянизмы. Условия появления их в русском языке.

Тестирование  

1

Решение задач по типу части А

252

Правописание полногласных и неполногласных сочетаний.

1

253

Р/р  Подготовка к домашнему сочинению "Путешествие по стране Лексикологии".

Сочинение

1

ФРАЗЕОЛОГИЯ (6+2Р/Р)

254

Фразеологизмы

1

255

Фразеологизмы фольклорного происхождения

1

256

Р/р Подготовка к написанию сочинения-повествования на тему «Субботник» с использованием фразеологизмов

Сочинение

1

Часть С

257

Р/р Написание сочинения-повествования на тему «Субботник»  с использованием фразеологизмов

Сочинение

1

258

Пословицы и поговорки

Текущий контроль

1

259

Пословицы и поговорки

Текущий контроль

1

260

Крылатые слова и выражения

Текущий контроль

1

261

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Текущий контроль

1

Решение задач по типу А12, А31

ПОВТОРЕНИЕ (19)

262

Роль языка в жизни общества.

Текущий контроль

1

263

Части речи.

Текущий контроль

1

264

Глагол как часть речи.

Текущий контроль

1

265

Орфограммы в глаголах, существительных и прилагательных.

Текущий контроль

1

266

Предложение и словосочетание. Роль частей речи в тексте и речи.

Текущий контроль

1

267

Служебные части речи, их роль в тексте.  Предлог и приставка.

Текущий контроль

1

В3, В5

268

Повторение частотных орфограмм и пунктограмм.

Тестирование  

1

269

Типы лексического значения слов

Текущий контроль

1

А12

270

Лексика.

Текущий контроль

1

271

Лексика и орфография

Текущий контроль

1

272

Орфография.

Текущий контроль

1

А15,А16

273

Орфография. Правописание приставок.

Текущий контроль

1

274

Правописание корней и приставок

Текущий контроль

1

275

Итоговое контрольное тестирование за курс изученного в 5 классе.

Итоговый контроль

Тестирование  

1

276

Анализ ошибок, допущенных в тестах

Текущий контроль

1

277

Повторение и обобщение изученного за курс 5 класса

Текущий контроль

1

278

Повторение и обобщение изученного за курс 5 класса

Текущий контроль

1

279

Повторение и обобщение изученного за курс 5 класса

Текущий контроль

1

280

Повторение и обобщение изученного за курс 5 класса

Текущий контроль

1

 

Содержание тем учебного курса

Вводный курс  (86+14Р/Р)

Введение (6)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.

Грамматика. Морфология и орфография. (26+2Р/Р)

Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, после шипящих, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных и корне слова.

Части речи. Самостоятельное и служебные части речи. Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по вопросу.

Местоимения. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлоги. Различение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союзы. Союзы между однородными членами и в сложных предложениях.

Частицы. Их значения в предложениях.

Синтаксис и пунктуация. (48+7Р/Р)

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложения. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Словосочетание. Подчинительные и сочинительные. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Предложения с вводными словами (указывающие на уверенность или неуверенность говорящего). Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью. Диалог.  

Текст (6+5Р/Р)

Основной курс (180) (152+28)

Понятие о литературном языке. (3+1Р/Р)

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. (35+5Р/Р)

Звуки речи. Звуки речи и буквы.  Алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог.  Правила переноса. Ударение. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь. Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных И и Ы после Ц. Основные нормы литературного произношения.

Морфемика. Словообразование. Орфография. (22+5Р/Р)

Понятие о морфемике. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставки, суффиксы.

Словообразование. Основные способы образования слов. Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Правописание морфем (31+6Р/Р)

Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных А-О. Правописание корней с чередованием гласных Е-И. Правописание согласных и гласных в приставках.  Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Лексика(36+9Р/Р)

Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы и архаизмы, неологизмы, заимствованные слова. Старославянизмы.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Фразеологизмы (6+2Р/Р)

Пословицы, поговорки, афоризмы.

Повторение (19)

Формы и средства контроля

    Письменная работа учащихся: учебное и контрольное тестирование, задания, выполнение которых предполагает выбор ответов, диктанты и работы по развитию речи (изложения и сочинения), которые впоследствии проверяются учителем, результат фиксируется и передается ученику.

Вводный:

Контрольная работа (тестирование, диктант, грамматическое задание по повторению изученного в 4-м классе)

Текущий:

Тестирование, диктант, грамматическое задание по проверки усвоения изученных тем

  Промежуточный:

Контрольная работа (тестирование, диктант, грамматическое задание по проверки усвоения изученных тем)

Устный опрос

Зачет по материалам пройденных тем

Итоговый:

Контрольная работа (тестирование, диктант, грамматическое задание по материалам за курс 5-го класса)

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Программа для олбщеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы/Автор программы В.В. Бабайцева. 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2011.
  2. В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. Предпрофильное обучение. 9-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.
  3. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.
  4. Русский язык. Рабочая тетрадь.  5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для углублённого изучения русского языка. 13-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

  1. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М.: 1983.
  2. Львова С.И., Язык в речевом общении. – М.: 1991.
  3. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Русский язык. 5-6 классы. Поурочные планы по УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной. Конспекты уроков, теоретические сведения, дидактический и методический материал. – М.: Учитель, 2011.
  5. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
  6. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
  7. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
  8. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  9. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
  10. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  11. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  12. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Оборудование и приборы

Название

Количество

% обеспечения

1

Справочники по русскому языку

1

100

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

1

100

3

Акустическая система

100

4

Универсальный портативный компьютер

1

100

5

Портативный компьютер ученика

12

100

6

Универсальный настольный компьютер

1

100

7

Цифровой проектор

1

100

8

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

1

100

9

Экран настенный

1

100

10

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

15

100

11

Сетевой фильтр-удлинитель

6

100

12

Школьная информационная среда

100

13

Словари

1

100

14

Энциклопедия

1

100

15

Учебно-методические комплексы по литературе

15

100

Наглядность

Название

Количество

% обеспечения

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

1

100

2

Иллюстрации по литературе

1

100

Приложение

1.Контрольный диктант  по теме «Повторение орфограмм, изучаемых в начальной школе» (12 урок)

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

(85слов)

Дополнительные задания.

  1. Морфемный разбор:     I вариант- набегают; II вариант –затихает.
  2. Выписать 3 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
  3. Разобрать предложения синтаксически:  2-е предложение(1 вариант); 1-е предложение 3абзаца (2 вариант).

2. Контрольное изложение по тексту К.Паустовского «Кипрей» (урок 54-55)

Кипрей

        По дну оврага протекала речушка. Она была тихая с ленивым течением и густыми зарослями на берегу. На крутом берегу островами расположился кипрей. Он всегда вырастает на лесных пожарищах и порубках.

        Кипрей – очень тёплый цветок. Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву. Около кипрея инея не бывает, потому что цветок выделяет из себя теплоту. В этой теплоте подрастают без страха все соседи кипрея.

Кипрей обычно растёт рядом с молодыми соснами. Он их защитник, сторож. Иногда в сильный мороз у кипрея отмерзает вся верхушка, а он не сдаётся, живёт.

Много есть на свете удивительных растений.

(93 слов)

 (По К.Паустовскому)

3. Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация» (66 урок)

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет»,- проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

(98 слов)

Дополнительные задания

  1. Синтаксический разбор:    1 вариант – 2-го предложения; 2 вариант – 3-го предложения.
  2. Морфемный разбор:          1 вариант - выглянуло, тростником; 2 вариант - погнал, пузырьками.
  3. Построить схемы предложений с прямой речью.

4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение». (84 урок)

Медвежонок

Набрел я на поляну в тайге.  От лесного пожара  она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие листики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

         Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

         Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, стал меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?                                                                                                                                                                                             (99 слов)

Грамматическое задание

  1. Составьте схему: сложного предложения из первого абзаца (1 вариант);  сложного предложения из пятого абзаца (2 вариант) и разберите их синтаксически.
  2. Выпишите словосочетания « гл. + сущ.». « прилаг. + сущ.», произведите их синтаксический разбор.
  3. Составьте сложное предложение на  тему «Осень».

5. Контрольного сочинения на лингвистическую тему (з. 257 с. 111,  В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (уроки 109-110)

6. Контрольный диктант  по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» (124 урок)

Утро

Я проснулся рано – едва белело окно. Волны тумана плыли с лугов, заливали всю слободу, прорывались между стволами в бор. Все спало крепким сном; только сипло кричал петух в сарае, а под окном перекликались полусонные птицы.

Я открыл окно. Холодок потянул на меня ароматом трав. Я смотрел, дышал и слушал. Как хорошо!  И как редко я видел такое утро… Что-то розовое бродит в небе, должно быть, солнце подкрадывается к горизонту. Громче поют птицы, и чуткий грач разбудил стаи своим важным карканьем. Тысячи крыльев гремят в воздухе, птицы спешат в луга.

Вот и солнце выплыло из-за Оки. Редеет туман…

Дополнительные задания.

1. Подчеркните в словах пропали звезды, ароматом трав буквы, обозначающие согласные звуки: глухие (1 вариант);  звонкие (2 вариант).

2. Разделите черточками слова для переноса: проснулся,  в сарае, полусонные (1 вариант); ароматом, перекликались, горизонту (2 вариант).

3. Разобрать фонетически слова: солнце (1 вариант); поют (2 вариант).

7. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» (143 урок)

Переполох в лесу

На лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.  Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисенка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны.  От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

 По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисенок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами. Он заревел, ринулся через лес к реке. Мчится медведь берегом, только подошвы мелькают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову.

На сосновой ветке белочка сидит, шишку срывает.

Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Дополнительные задания.

1. Произвести синтаксический разбор: 1-го предложения (1 вариант); 2-го предложения (2 вариант).

2. Найдите и выпишите 3-4 слова, в которых буква не соответствует звуку, подчеркните ее.

3.Поставьте ударения в словах предпоследнего предложения.

8. Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (уроки 170-171)

  1. Архаизмы и историзмы.
  2. Происхождение фразеологизмов.
  3. Происхождение фамилий.
  4. Непродуктивные приставки и суффиксы.

9. Контрольное изложение с предварительным анализом текста К.Паустовского (з. 472, с. 168-169. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (уроки 175-176)

10. Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О». (182 урок)

Растения – разведчики

В одном из районов Сибири геологи искали руду. Склоны гор заросли кустарником, найти признаки руды было трудно…

Однажды геологи поднялись на вершину, чтобы осмотреть сверху район работ. Они заметили, что все канавы, в  которых встречалась руда, располагаются среди зарослей высокой травы с фиолетовыми цветами. На склоне соседнего холма они увидели целую полоску фиолетового цвета. Можно было предположить, что и там находится руда…

Геологи нанесли на карту эти заросли растений и спустились в лагерь.  Первые же канавы вскрыли богатую рудную залежь.

Так на помощь разведчикам недр часто приходят растения. Корни растений всасывают с водой  соли металлов. Они накапливаются в коре,  листьях и цветах.

Дополнительные задания.

  1. Подчеркните слова с чередующейся гласной в корне слова.
  2. Разберите по составу слова: располагаются, зарослей (1 вариант); предположить, рудную (2 вариант).
  3. Произвести синтаксический разбор предложений: 1 и 2 пр. третьего абзаца.

11. Контрольный диктант по теме «Правописание морфем» (206 урок)

Галчонок

В родном гнездышке галчонок был самым шумным. Ему попадали самые вкусные жучки, червячки и букашки. Галчонок первым увидел собачонку, первым научился летать и с матерью спустился к ручью. Первый раз в жизни он стал с жадностью набирать в рот холодную воду. Он вскочил на круглый скользкий камешек. Вдруг ноги его разъехались в стороны, и он свалился в ручей. Быстрое течение подхватило его и захлестнуло с головой. В опасности помогла мать. Она успела схватить галчонка клювом за крыло. Галчонок долго сидел на пригорке, встряхивал свои крылышки и грелся на солнышке.

Постепенно с помощью отца и матери галчонок научился подниматься и опускаться в воздухе.

( 103 слова)

Дополнительные задания.

  1. Выпишите 4 слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
  2. Выпишите 2 словосочетания «приставочный глагол + существительное с предлогом» и разберите их.
  3. Разобрать по составу слова: гнездышке, увидел (1 вариант); галчонок, подхватило (2 вариант).

12. Контрольное изложение  по тексту А.Мороза «В.И.Даль» (З. 586, с. 198-199, В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (213-214)

13. Контрольное сочинение-описание по теме «Наступление весны» с использованием синонимов (З. 643, с. 217,  В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (уроки 230-231)

14. Контрольный диктант по теме «Лексикология» (239 урок)

Лебеди

Помню холодное сентябрьское утро. Жёлтый дождь сыпал и сыпал с клёнов. Я шёл берегом реки Колчи с собакой. Резвый  Пират бежал впереди. Внезапно он остановился и замер.  Сквозь зыбкую пелену вдали белели сугробы снега. Что за чудо? Откуда снег в  эту пору?

Я пригляделся и ахнул: да это лебеди!

Они сидели на плёсе. На их величавую, гордую красоту даже Пират не решился залаять.

Но вот один из них отделился от водной глади и полетел. Вслед за ним остальные поплыли в вышине белыми парусами. И тут Пират не выдержал, гавкнул, будто просил: «Не улетайте, лебеди!»

На долгие годы запомнился мне прощальный крик прекрасных птиц.

(103 слова)

Дополнительные задания.

  1. Выпишите 2 словосочетания, в  которых слова употреблены не в прямом значении.
  2. Подберите антонимы к словам:  холодный, впереди (1 вариант);  вдали , белели (2 вариант).
  3. Подберите фразеологизмы, в которые входят слова: бежал (1 вариант); остановился (2 вариант).

15. Контрольное тестирование за курс изученного в 5 классе (урок 275)

1. В каком из приведённых слов на месте пропуска пишется безударная гласная о:

А) обр…мление; б) оч…рованный; в)уч…стковый; г) нак…вальня.

2. В каком слове с пропущенной согласной пишется ж:

     А) бомбе…ка; б) промока…ка; в) руба…ка; г)ладо…чка.

3. В каком слове буква т не пишется:

     А) влас…ность; б) радос…ный; в) вкус…ный; г) бесчес…ный.

4. В каком слове пишется а в корне с чередующей гласной:

    А) прил…жение; б) вл…жение; в) р…сток; г) сл…гаемое.

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает:

    А) только; б) съела; в) тополь; г) коньки.

6. В каком слове пишется в приставке з:

  А) Несколько дней стреляли бе…прерывно. Б) Наутро решили разбить крепость.    В) Бойцы вышли ра…чищать завалы.  

  Г) Стена оказалась во…становлена.

7. В каком слове есть приставка, корень, суффикс и окончание:

   А) газетчик; б) просмотр; в) пришкольный.

8. Выберите слово, лексическое значение которого – состояние:

   А) бесконечность; б) усталость; в) словесность.

9. Какие слова использованы в предложении:

    Это была не просто тишина, а безмолвие окружающей природы.

    А) омонимы; б) синонимы; в) антонимы.

10. В каком ряду слов даны существительные, имеющие форму только единственного числа:

    А) невежество, легкомыслие, певучесть,     Б) кактус, ромашка, пальма;     В) устройство, утверждение, соглашение.

11. Сколько прилагательных в предложении?

     Тихие небеса озарены ранним розовым закатом.

     А) 2; б) 3; в) 1; г) 0.

12. В каком ряду слов употреблены глаголы совершенного вида:

     А) плавать, загорать, закрывать;      Б) расправить, загореть, закрыть.

13. Прочитайте предложение, определите, каким членом предложения является каждое слово. Найдите среди приведенных ответов правильный.

      Ласковый ветерок приносит утром горьковатый аромат.

     А) подлежащее, обстоятельство, определение, сказуемое, дополнение,  определение;

     Б) определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение, дополнение;

     В) определение, подлежащее, дополнение, сказуемое, определение, обстоятельство.

14. В каком порядке следующие предложения образуют связный текст?

     А) Рассвело незаметно.      Б) Послышалось пение птиц.      В) Утро.     Г)  На траве и кустах заблестела роса.

      1) г,б,в,а;  2) а,б,г,в;  3) в,а,г,б.

15. Определите тему текста.

    А) «Утро»;      Б) «Пение птиц»;     В) «Роса».

16. Определите стиль текста:      А) художественный; б) научный; 3) разговорный.

Творческие работы

  1. Классное сочинение-описание на тему «Самый памятный день» (урок 18)
  2. Классное сочинение-описание на тему "Моё любимое животное" (уроки 47-48)
  3. Изложение по тексту Х.К.Андерсена (отрывок из сказки «Дюймовочка») (урок 61)

Х.К.Андерсен. Дюймовочка (отрывок из сказки)

Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

- Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

- Отчего же! - сказала колдунья. - Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок - увидишь, что будет!

- Спасибо! - сказала женщина и дала колдунье двенадцать шиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были еще плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

- Какой славный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-вточь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой.

Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки - матрацем, а лепесток розы - одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; длинные стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. На нем Дюймовочка могла переправляться с одной стороны тарелки на другую; вместо весел у нее были два белых конских волоса. Все это было прелесть как мило! Дюймовочка умела и петь, и такого нежного, красивого голоска никто еще не слыхивал!

  1. Изложение с элементами сочинения по тексту В.Сухомлинского (С.з. 167, с. 74-75. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (уроки 75-76)
  2. Классное сочинение-повествование «Как я однажды заблудился» (урок 92)
  3. Классное сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Первый снег» (уроки 95-96)
  4. Классное сочинение-рассуждение «Кто для меня самый родной человек?» (уроки 99-100)
  5. Домашнее сочинение-сказка «В поющей стране Фонетике» (урок 126)
  6. Изложение с предварительным анализом текста К.Паустовского (С. 375, с. 141.  В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (уроки 138-139)
  7. Классное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему об исторических изменениях в составе слова (уроки 151-152)
  8. Домашнее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о происхождении слов (урок 163)
  9. Классное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Сказка о шипящих звуках» (урок 186-187)
  10. Изложение с элементами по тексту Л.Щербы (З. 542, с. 186. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (уроки 195-196)
  11. Классное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (З. 621, с. 210-211,  В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд. Русский язык. Сборник заданий. 5 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. 8-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.) (уроки 221-222)
  12. Классное сочинение-описание на тему «В музее» (уроки 245-246)
  13. Домашнее сочинение на тему «Путешествие по стране Лексикологии» (урок 253)
  14. Классное сочинение-повествование на тему «Субботник» с использованием фразеологизмов (уроки 256-257)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс углубленное изучение

В программе учтены требования к изучения русского языка в школе в связи с новыми образовательными стандартами. Программа рассчитана на 5 часов в неделю...

рабочая программа по русскому языку 7 класс (углубление)

Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку к  учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой...

рабочая прорамма по русскому языку для 8 класса (углубление)

Программа разработана на основании авторской программы В.В.Бабайцевой...

рабочая программа по русскому языку 10 класс (углубленное изучение) по УМК И.В.Гусаровой

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. ...

Рабочая прорамма по русскому языку 9 класс

Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.М.Разумовской...

Рабочая прорамма по русскому языку для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса...