рабочая прорамма по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
рабочая прорамма составлена к учебнику географии 5 класса, автор Е.М.Домагацких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_geografiya_5_klass.docx | 67.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Мечетинской СОШ
приказ от 01.09.2014 № 338
_______________ Л.В.Недоведеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии на 2014 – 2015 учебный год
основное общее образование: 5 «а», 5 «б», 5 «в», 5 «г» классы
Учитель: Празднова Людмила Анатольевна
ст. Мечетинская
2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии в 5-х классах составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Минобразования РО от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.
- Приказа МО и ПО Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений»
- Приказа управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 14.12.2013 г. № 433 «О введении ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»
- Приказа МБОУ Мечетинской СОШ от 14.12.2013 № 455 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2014-2015 учебном году».
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Мечетинской СОШ (приказ от 31.05.2014 № 247)
- Учебного плана МБОУ Мечетинской СОШ (приказ от 31.05.2014 г. № 238).
- Годового календарного учебного графика МБОУ Мечетинской СОШ (приказ от 31.05.2014 г. №239).
- Положения о рабочей программе МБОУ Мечетинской СОШ (приказ от 30.08.2014 № 313)
- Примерной программы по географии. М., «Просвещение», 2013 г.
- Программы курса «География» 5-9 классы, автор-составитель Е.М.Домогацких, М. «Русское слово» 2013 г.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. Глобальные цели определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Географическое образование призвано обеспечить:
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследований природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Цели и задачи курса географии:
- ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
-формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
-формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общая характеристика
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Основная цель курса «Введение в географию» - достижение предметных и личностных результатов, систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
-развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
-научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических открытий» (14часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел «Природа Земли» (3 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. Уровень изучения предмета базовый.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «География» занимает место в обязательной части учебного плана.
Базисный учебный план образовательных учреждений РФ отводит на изучение географии в 5-х классах 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с годовым календарным графиком в 5-х классах 35 учебных недель.
В соответствии с расписанием МБОУ Мечетинской СОШ на 2014-2015 уч.год фактическое число уроков – 35 (1 урок в неделю).
Программа реализуется в общеобразовательных, математическом и гуманитарном классах.
Содержание учебного предмета.
Раздел учебной программы ( с указанием количества часов) | Содержательные линии | Практические работы | Направления проектной деятельности | Использование резерва учебного времени |
1. Наука география - 2 часа | География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. | 1.Составление схемы наук о природе 2.Составление описания учебного кабинета географии 3.Организация наблюдений за погодой | ||
2. Земля и ее изображения - 5 часов | Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. | 4.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности 5.Определение с помощью компаса сторон горизонта | ||
3. История географических открытий – 14 часов | Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. | 6.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов 7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | ||
4. Путешествие по планете Земля – 10 часов | Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. | 8.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли 9.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка | ||
5. Природа Земли – 3 часа | Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. | 10.Организация фенологических наблюдений в природе | ||
6. Итоговое занятие – 1 час | Резерв времени – 1 час |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «География» в 5 «а,б,в,г» классах.
№ п/п | Дата | Разделы, темы | Кол-во часов | Оборудование | Виды учебной деятельности | Требования к результату | Практическая работа | Вид контроля | |||
По плану | факт | ||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
Тема 1: Наука география | 2 | ||||||||||
1 | 02.09 | Что такое география | 1 | Учебник, тетрадь | Раскрывать значение термина- география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии, знать основные правила работы в кабинете | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | Пр.р.№1 «Составление схемы наук о природе» | ||
2 | 09.09 | Методы географических исследований | 1 | Презентация, учебник | Знать методы географических исследований: описательный, картографический уметь организовывать наблюдения за погодой. | Называть методы географических исследований; распознавать отличия; выявлять источники географических знаний | Слуховое восприятие текстов, умение работать с различными источниками информации | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства | Пр.р.№2 «Составление описания учебного кабинета географии» Пр.р № 3 «Организация наблюдений за погодой» | ||
Тема 2: Земля и ее изображение | 5 | ||||||||||
3 | 16.09 | От плоской Земли к земному шару. | 1 | Глобус, карта, атласы | Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус | Определять какую форму имеет Земля, объяснять эволюцию знаний о форме Земли, приводить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Пр.р. № 4 «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности» | ||
4 | 23.09 | Форма, размеры и движение Земли. | 1 | Презентация, глобусы | Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений знать размеры Земли | Умение работать с различными источниками информации, слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | |||
5 | 30.09 | Глобус и карта. | 1 | Глобусы, карты атласа | Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности | Делать выводы об отличиях географической карты от глобуса, давать определение глобусу как модели Земли и объяснять каковы его особенности | Овладение умением читать изображения земной поверхности | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности | |||
6 | 07.10 | Ориентирование на местности. | 1 | Компасы, учебник | Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами | Давать определение понятию ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, делать вывод о назначении компаса | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Пр.р. № 5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта» | ||
7 | 14.10 | Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение». | 1 | Формировать умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли и значения географических знаний | Тематический контроль | |||
Тема 3: История географических открытий | 14 | ||||||||||
8 | 21.10 | По следам путешественников каменного века | 1 | Доп. материал, учебник | Формировать представления о возможности совершения длительных путешествий в древности | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний, определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
9 | 28.10 | Путешественники древности | 1 | Доп. материал | Формировать представления о возможности совершения длительных путешествий в древности | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, описывать ход путешествия финикийцев, объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
10 | 11.11 | Путешествия морских народов. | 1 | Карта, учебник | Формировать представления о возможности совершения длительных путешествий морскими народами | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, определять причины и следствия географических путешествий и открытий | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность, определять критерии для сравнения фактов, явлений. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
11 | 18.11 | Первые европейцы на краю Азии. | 1 | Доп. материал | Формировать представления о возможности совершения длительных путешествий европейцев в Азию | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний, объяснять причины поиска европейцами пути в Китай | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
12 | 25.11 | Хождение за три моря. | 1 | Доп. материал, учебник | Формировать представление о вкладе русских путешественников в изучение регионов на примере путешествия Афанасия Никитина | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина, выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с его путешествием | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
13 | 02.12 | Морской путь в Индию. | 1 | Таблица | Формировать представление об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий» | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
14 | 09.12 | Открытие Америки. | 1 | Карта полушарий | Формировать представления о причинах и следствиях открытия Америки | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний; определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
15 | 16.12 | Первое кругосветное плавание. | 1 | Карта полушарий | Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний; определять причины и следствия географических путешествий и открытий; определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Пр.р. № 6 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов» | ||
16 | 23.12 | Открытие Южного материка. | 1 | Карта полушарий | Знать географические следствия открытия Южного материка | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний; определять причины и следствия географических путешествий и открытий; определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
17 | 13.01 | Поиски Южной земли продолжаются. | 1 | Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний; определять причины и следствия географических путешествий и открытий; определять и показывать на карте маршруты путешествий, формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ||||
18 | 20.01 | Русские путешественники. | 1 | Презентация, учебник | Изучить географические следствия открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками | Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли, составлять описания территорий, открытых русскими, составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, преобразовывать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Пр.р. № 7 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | ||
19 | 27.01 | Вокруг света под русским флагом. | 1 | Формировать представление о роли русских путешественников в открытии Антарктиды | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, определять причины и следствия географических путешествий и открытий | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, преобразовывать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ||||
20 | 03.02 | Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий». | 1 | Формировать навыки и умения работы с различными контрольно-измерительными материалами | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, определять причины и следствия географических путешествий и открытий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Тематический контроль | |||
21 | 10.02 | Урок коррекции знаний по теме «История географических открытий» | 1 | Корректировать навыки и умения обобщения тематического материала, работу с различными контрольно-измерительными материалами | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, определять причины и следствия географических путешествий и открытий, показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ||||
Тема 5. Путешествие по планете Земля | 10 | ||||||||||
22 | 17.02 | Мировой океан и его части. | 1 | Карта полушарий | Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях. | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей. | |||
23 | 24.02 | Значение Мирового океана для природы и человека. | 1 | Карта полушарий, атласы | Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Осознание роли Мирового океана для природы и человека. | Пр.р. № 8 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли» | ||
24 | 03.03 | Путешествие по Евразии. | 1 | Карта полушарий, атласы, презентация | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Пр.р. № 9 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка» | ||
25 | 10.03 | Путешествие по Африке. | 1 | Презентация | Учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | |||
26 | 17.03 | Путешествие по Северной Америке. | 1 | Презентация | Учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка. | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | |||
27 | 31.03 | Путешествие по Южной Америке. | 1 | Презентация | Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки. | Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | |||
28 | 07.04 | Путешествие по Австралии. | 1 | Презентация | Учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Австралии. | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | |||
29 | 14.04 | Путешествие по Антарктиде. | 1 | Видеофильм | Учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды. | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | |||
30 | 21.04 | Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля» | 1 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание специфических черт природы и населения материков. | Тематический контроль | |||
31 | 28.04 | Урок коррекции знаний по теме «Путешествие по планете Земля» | 1 | Работать с контрольно-измерительными материалами | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание специфических черт природы и населения материков. | ||||
Тема 4. Природа Земли | 3 | ||||||||||
32 | 05.05 | Что такое природа. | 1 | Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком | Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами при роды. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения. | Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов | Пр.р. № 10 «Организация фенологических наблюдений в природе» | |||
33 | 12.05 | Оболочки Земли. | 1 | Презентация | Раскрывать значение оболочек Земли. | Объяснять особенности географических оболочек. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля. | |||
34 | 19.05 | Урок обобщения и контроля за курс 5 класса. | 1 | Работать с контрольно-измерительными материалами | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | Итоговый контроль | |||
35 | 26.05 | Резерв времени | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Программа курса «География» 5-9 классы, автор-составитель Е.М. Домогацких М.,«Русское слово», 2013 г.
- Учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, М. «Русское слово», 2013 г.
- Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
- Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
- Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.
- Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
- Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс», М. «Русское слово», 2013 г.
- Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы, М. «Русское слово», 2013 г.
- География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября».
- География и экология в школе XXI века. Научно-методический журнал. Издательство «Известие». Гл.ред. Баринова И.И.
- География в школе. Научно-методический журнал. Издательство «Школа-Пресс». Гл.ред. Рыжаков М.В.
- Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» [электронный ресурс]: http://earth06.narod.ru/index.htm
- Издательство «Русское слово» Методический раздел [электронный ресурс]: http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics.html
- Компьютер.
- Мультимедиа-проектор.
- Физическая карта полушарий.
- Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
- Карта великих географических открытий.
- Карта Мирового океана.
- Компасы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметными результатами освоения программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;
- показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
- называть ярких представителей растительного и животного мира.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.);
- самостоятельно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированый подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
5. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
8. Понимание основных географических взаимосвязей;
9. Знание карты и умение ей пользоваться;
10. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. Допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. Или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок;
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание. 1.Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Мечетинской СОШ от 27.08.2014 г. № 6 _____________ Сапсаенко Н.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Мечетинской СОШ _____________ Хорошавина Ж.Д. _____________________2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.
Программа расчитана на работу по учебнику "Математика-5" под редакцией Виленкина Н.Я. ....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС
На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География. Материки и океаны" издатель...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География: Физическая география. 6 класс" и...
Разработка урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме: "Путешествие по Северной Америке»
Америка - волшебный материк, Как много интересного он в себе таит: На востоке – равнины, на западе – горы, Есть там реки, моря и озёра. Есть туманы, дожди и снега, На се...
Рабочая программа по географии 5-9 классы в соответствии с требованиями ФГОС
Настоящая рабочая программа по географии для 5-9 классов сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под.ред. Е.М. Домогацких....
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...